Связь различных «слоев образа мира» с профессиональным опытом личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:00, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучение специфики слоев образа мира в зависимости от характера профессиональной деятельности.
В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи:
Изучение специфики ядерного слоя образа мира.
Изучение специфики семантического слоя образа мира.
Изучение взаимосвязи ядерного и семантического слоев образа мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Образ мира как теоретический конструкт……………………………………..……..5
1.1. Введение и разработка понятия образа мира в рамках деятельностного подхода…...…5
1.2.Разработка понятия образ мира в рамках психологии субъективной семантики……...10
1.3.Профессия человека как инвариант его образа мира…………………….........................17
1.4. Выводы по содержанию литературного обзора………………………………….………23
Глава 2. Специфики ядерного и семантического слоев образа мира профессионалов (эмпирическое исследование)……………………………………………………………….....24
2.1.Методика……………………………………………………………………………………25
2.2. Результаты и обсуждение………………………………………………..………..………30
2.2.1. Структура трудовой мотивации в группе психологов и педагогов ……………….…30
2.2.2. Сопоставление иерархий ценностных ориентаций в двух группах профессионалов.32
2.2.3. Анализ семантических универсалий, выделенных при оценивании понятия «Моя работа»………………………………………………………………………………………….40
2.2.4. Семантические универсалии, выделенные при оценке изображений лиц. …………42
2.2.5. Результаты дисперсионного анализа, проведенного по оценкам изображений лиц………...……………………………………………………………………………………..46
2.2.6. Критерии объединения групп сходных объектов психологами и педагогами……………………………………………………………………………………....55
2.2.7.1. Структура факторного пространства шкал при оценивании изображений лиц…...55
2.2.7.2. Структура факторного пространства изображений лиц и результаты кластерного анализа лиц для двух групп…………………………………..……………………………..…57
Глава 3. Общее обсуждение результатов………………………………………………….….59
3.1. Выводы по анализу результатов психодиагностических методик …………………….59
3.1.1. Заключение по результатам методики СТМ-2а………………………………….……59
3.1.2. Заключение по результатам методики Рокича…………………………………………59
3.1.3. Заключение по результатам шкалирования понятии «Моя работа»…………………61
3.1.4. Заключение по результатам анализа семантических универсалий, выделенных на основе оценки изображений лиц………………………………………………………….…...61
3.1.5. Заключение по результатам дисперсионного анализа оценок изображений лиц……………………………………………………………………………………………..62
3.1.6. Заключение по результатам факторного и кластерного анализа, примененных к оценкам изображений лиц………………………………………………………………..……63
Общие выводы ……………………………………………………………..…………..….64
Использованная литература……………………………………………………………..……..67

Работа содержит 1 файл

Диплом Дубчук Али .docx

— 354.72 Кб (Скачать)

    3.1.2. Заключение по  результатам методики  Рокича.

    Анализ  результатов методики ценностных ориентаций Рокича выявил значимый уровень корреляции между групповой иерархией ценностей  психологов и педагогов. В связи  с этим дальнейший анализ проводился на уровне отдельных ценностей. На основе результатов качественного анализа  иерархии групповых ценностей психологов и ее сопоставления с ценностями педагогов, а также анализа результатов  дисперсионного анализа, установлено, что для психологов по сравнению  с педагогами более важны ценности, ориентированные на активную внешнюю  деятельность. А для педагогов  более важны ценности, ориентированные  на межличностные отношения, а также  пассивные и абстрактные ценности.

    Таким образом, можно заключить, что специфика  ядерного слоя образа мира психологов по сравнению с ядерным слоем  образа мира педагогов состоит в  приоритете активности как жизненной  ценности.

    В ходе анализа результатов проводилось  сопоставление подгрупп психологов с ориентацией на внешнюю мотивацию в профессии,  психологов с ориентацией на среднюю мотивацию и на внутреннюю. Для подгруппы с внешней мотивацией  более важными оказались ценности активной внешней деятельности, имеющие продукт. Для подгруппы со средней мотивацией - ценности, ориентированные на межличностные отношения. Для подгруппы с внутренней мотивацией – ценности внутреннего развития и самосовершенствования.

    Для группы педагогов получены аналогичные результаты для подгруппы с внешней мотивацией.  Для подгруппы со средней мотивацией важнее ценности, ориентированные на окружающих. Для подгруппы с внутренней мотивацией – на межличностные отношения и саморазвитие.

    Таким образом, можно заключить, что ядерный  слой образа мира профессионалов обладает спецификой в зависимости от мотивации  субъектов к профессии.

    Результаты  оценки влияния эффекта взаимодействия  факторов мотивации и профессии  на структуру ценностных ориентаций, привели к предположению, что  если для подгруппы психологов с  внутренней мотивацией приоритет в  жизненных ценностях получает опыт, то для аналогичной подгруппы  в группе педагогов – независимость. И, соответственно, для подгруппы  психологов с внешней мотивацией важнее независимость, а для подгруппы  педагогов с внешней мотивацией – опыт.

    3.1.3. Заключение по  результатам шкалирования  понятия «Моя работа».

    Результаты  семантического оценивания понятия  «Моя работа» выявили большое  количество согласованных ответов  как в группе психологов, так и  в группе педагогов.  Для обеих  групп для подгруппы с внешней  мотивацией выявлено наименьшее количество семантических универсалий, что  говорит о меньшей согласованности  в оценках своей работы  данной подгруппой. Интересным фактом является то, что психологи с внешней  мотивацией к профессии, а педагоги с внутренней мотивацией  подчеркивают социальную значимость своей работы. В тоже время психологи с внутренней, а педагоги с внешней мотивацией к профессии подчеркивают развивающий  характер своей работы.

    3.1.4. Заключение по  результатам анализа  семантических универсалий,  выделенных на  основе оценки  изображений лиц.

    Для групп педагогов и психологов были подсчитаны семантические универсалии  по оценке изображений лиц. Выяснилось, что группа психологов в целом  более согласованно оценивает изображения  лиц по всем шкалам и дополнительно, в отличии от группы педагогов, по шкалам, имеющим отношение к энергичности и независимости, особенно это касается подгруппы психологов с внешней  мотивацией к профессии. Подгруппа  психологов с внутренней мотивацией более согласованно оценивает лица по шкалам экстраверсии-интроверсии. В  группе же педагогов с внешней  мотивацией больше всего выделено универсалий  по шкалам экстраверсии-интроверсии, а  в группе педагогов с внутренней мотивацией – по шкалам, отражающим отношение человека к другому  субъекту.

    Таким образом, можно заключить, что профессия  оказывает влияние на семантический  слой образа мира. Если мы полагаем, вслед  за Артемьевой, что в семантическом  слое зафиксированы следы взаимоотношений  субъекта с объектом, то, можно заключить, что для психологов при взаимоотношении  с объектами действительности особой значимостью обладает параметр активности, в отличии от группы педагогов.

    3.1.5. Заключение по  результатам дисперсионного  анализа оценок  изображений лиц.

    Результаты  дисперсионного анализа, примененного к семантическому оцениванию лиц, показывают, что психологи в целом оценивают  лица 1, 2, 4 и 8 как более сильные  и активные, чем педагоги. Признак  активности и как ценность в жизни, и как категория оценивания является более важным для психологов, чем  для педагогов. Возможно, поэтому  лицам приписывается больший  энергетический потенциал.  Также  помощь людям, а соответственно и  эмпатия, указываются в группе психологов как преобладающие мотивы в работе, что также могло оказать влияние  на полученный результат.

    Психологи с внутренней мотивацией оценивают  лица 2, 5 и 6 как обладающие большим  энергетическим потенциалом, чем педагоги с внутренней мотивацией. Однако, педагоги с внутренней мотиваций оценивают  лица 4 и 8 как обладающие большим  энергетическим потенциалом, чем психологи.

    Психологи с внешней мотивацией и педагоги с внутренней мотивацией дают более  негативную оценку лицам 2, 6 и 7, чем  психологи с внутренней мотивацией и педагоги с внешней мотивацией. Возможно, наклон бровей /\ воспринимается как признак слабости, что и вызывает негативное отношение. Лица 4 и 5 с наклоном бровей следующего вида \/ данными подгруппами оцениваются более позитивно, чем другими подгруппами.

    Мотивация как самостоятельный компонент  образа мира, как показали результаты дисперсионного анализа, оказывает  влияние на семантический слой вне  зависимости от профессии субъекта. Выделяются те параметры, по которым  данный фактор является ведущим. Так, например, профессионалы с внутренней мотивацией воспринимают лица как обладающие высоким  уровнем напряженности.  Поскольку  изучаемый семантический слой несет  в себе следы эмоционального отношения  к объектам, можно предположить, что субъекты с данной чертой ядерного слоя образа мира  чаще в своей  профессиональной деятельности оценивали  людей, открыто выражающих свои эмоции, негативно. Вследствие этого, данная специфика  семантического слоя, сформировавшаяся на основе  прошлого опыта, распространяется и на восприятие изображений лиц.

    Интересный  факт, требующий дальнейшего исследования, заключается в том, что по определенным аспектам семантического и ядерного слоев  образа мира, группа психологов с внешней мотивацией к профессии  схожа с группой педагогов  с внутренней мотивацией и наоборот. Возможно, в данном случае мы сталкиваемся либо со специфической выборкой испытуемых, либо с противоположным влиянием мотивации на семантический слой в группе педагогов и психологов. В любом случае, мы можем заключить, что взаимосвязь деятельности, ядерного слоя и семантического слоя образа мира не является прямолинейной.

    3.1.6. Заключение по  результатам факторного  и кластерного  анализа, примененных  к оценкам изображений  лиц.

    Результаты  факторного анализа выявили схожую факторную структуру шкал в двух группах. Выделено два фактор: оценки и силы. Отличие между двумя  группами профессионалов заключается  в величине факторных нагрузок по шкалам.  Так, если для психологов в факторе оценки важнее симпатия и активность, то для педагогов  – отзывчивость и справедливость.  В факторе силы для психологов важнее шкалы независимости, а в  группе педагогов – самостоятельной  активной деятельности.

    При проведении факторного анализа по лицам  возникло следующее предположение, что психологи при восприятии лица в первую очередь ориентируются  на наклон бровей, а педагоги – на положение уголков рта.

    Результаты  кластерного анализа выявили, что  психологи и педагоги объединяют лица в схожие кластеры, но психологи  объединяют 1 и 5 лица, а педагоги 1 и 7. Возможно, это связано с тем, что педагоги более позитивно  воспринимают лицо 7, чем 5, а психологи  – лицо 5, чем 7, что следует из результатов дисперсионного анализа.

    Результаты  факторного и кластерного анализа  выявили в обеих группах профессионалов схожий способ объединении объектов, что подтверждает тот факт, что, несмотря на выявленные различия, обе профессии  в силу принадлежности к одному типу «человек-человек», схожи как на уровне ядерного слоя, так и на уровне семантического слоя образа мира.

    1.  Общие выводы

    Подводя итог анализу полученных данных, можно  отметить, что профессии педагога и психолога имеют много общего: для обеих объектом труда является другой человек, для обеих важен  компонент общения, нередки случаи эмоционального выгорания и так  далее. В связи с этим, схожая структура  ценностных ориентаций, выделенных семантических  универсалий  при оценке изображений  лиц и схожая структура факторного пространства шкал являются закономерными  и вытекают из теоретических предположений  о влиянии особенностей профессиональной деятельности  как ведущей деятельности личности на восприятие и на образ  мира в целом. В связи с похожестью жизненных ценностей и восприятия окружающего мира профессионалами  двух групп, особый интерес приобретает  наличии различий в образе мира психологов и педагогов.  В рамках данного  исследования была совершена попытка  выявления различий в образе мира профессионалов двух групп на уровне ядерного и семантического слоев  образа мира. Исходя из анализа полученных результатов, можно сделать следующие  заключения о выдвинутых теоретических  гипотезах.

  1. Гипотеза о специфике ядерного слоя образа мира профессионалов в двух группах подтвердилась: были обнаружены статистически значимые различия в приоритете тех или иных ценностей в жизни профессионалов в двух группах. Было показано, что для группы психологов ценности активной, продуктивной жизни статистически значимо оцениваются как более важные в жизни, чем для группы педагогов. Для группы педагогов ценности межличностных отношений, абстрактные и пассивные ценности статистически значимо оцениваются как более важные, чем для группы психологов.

      Была  обнаружена специфика ядерного слоя образа мира профессионалов в зависимости  от их мотивации к профессии. Анализ результатов показал, что если для  подгруппы психологов с внутренней мотивацией к профессии приоритет  в жизненных ценностях получает опыт, то для аналогичной подгруппы  в группе педагогов – независимость. И, соответственно, для подгруппы  психологов с внешней мотивацией к профессии важнее независимость, а для подгруппы педагогов  с внешней мотивацией – опыт.

  1. Гипотеза о специфике семантического слоя образа мира профессионалов в двух группах подтвердилась путем выявления специфики восприятия изображений лиц: для разных групп профессионалов разные шкалы являются значимыми при восприятии изображений лиц, что выражается в выделении специфических для каждой группы семантических универсалий. Было показано, что фактор профессии оказывает статистически значимое влияние на оценивание лиц по шкалам силы и активности. Анализ результатов показал, что  способы объединения изображений лиц по критерию сходства в двух группах профессионалов имеют свою специфику.
  2. Гипотеза о взаимосвязи ядерного и семантического слоев образа мира профессионалов – психологов и педагогов - подтвердилась. Анализ результатов позволяет заключить, что ценности, являющиеся приоритетными для группы профессионалов на уровне ядерного слоя образа мира, взаимосвязаны с оцениванием изображений лиц на уровне семантического слоя образа мира. Было показано, что если для группы психологов ценности активной и продуктивной жизни являются более важными, чем для группы педагогов, то и при восприятии изображений лиц в данной группе в основном даются согласованные оценки по шкалам силы и активности, в отличие от группы педагогов. 

    Анализ  полученных результатов позволяет  заключить, что помимо фактора профессии  на восприятие изображений лиц влияет фактор мотивации профессионалов как  важная составляющая ядерного слоя образа мира профессионалов. В ходе анализа  результатов  MANOVA были обнаружены шкалы, на которые статистически значимо влияет фактор мотивации независимо от профессии субъекта, в основном это шкалы оценки.

    Исходя  из результатов  MANOVA, можно заключить, что в зависимости от профессии мотивация субъекта может по-разному влиять на оценивание изображений лиц. Была выявлена тенденция в сближении оценок изображений лиц между группой психологов с внешней мотивацией и группой педагогов с внутренней мотивацией к профессии.  Было показано, что конфигурация наклона бровей /\ в группе психологов с внешней мотивацией к профессии и в группе педагогов с внутренней мотивацией к профессии оценивается как признак слабости, в то время как для остальных подгрупп данная тенденция не наблюдается. Данный факт позволяет сделать заключение о неоднозначности и непрямолинейности взаимосвязи между ядерным и семантическим слоями образа мира профессионалов.

Информация о работе Связь различных «слоев образа мира» с профессиональным опытом личности