Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:00, дипломная работа
Цель данного исследования: изучение специфики слоев образа мира в зависимости от характера профессиональной деятельности.
В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи:
Изучение специфики ядерного слоя образа мира.
Изучение специфики семантического слоя образа мира.
Изучение взаимосвязи ядерного и семантического слоев образа мира.
Введение………………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Образ мира как теоретический конструкт……………………………………..……..5
1.1. Введение и разработка понятия образа мира в рамках деятельностного подхода…...…5
1.2.Разработка понятия образ мира в рамках психологии субъективной семантики……...10
1.3.Профессия человека как инвариант его образа мира…………………….........................17
1.4. Выводы по содержанию литературного обзора………………………………….………23
Глава 2. Специфики ядерного и семантического слоев образа мира профессионалов (эмпирическое исследование)……………………………………………………………….....24
2.1.Методика……………………………………………………………………………………25
2.2. Результаты и обсуждение………………………………………………..………..………30
2.2.1. Структура трудовой мотивации в группе психологов и педагогов ……………….…30
2.2.2. Сопоставление иерархий ценностных ориентаций в двух группах профессионалов.32
2.2.3. Анализ семантических универсалий, выделенных при оценивании понятия «Моя работа»………………………………………………………………………………………….40
2.2.4. Семантические универсалии, выделенные при оценке изображений лиц. …………42
2.2.5. Результаты дисперсионного анализа, проведенного по оценкам изображений лиц………...……………………………………………………………………………………..46
2.2.6. Критерии объединения групп сходных объектов психологами и педагогами……………………………………………………………………………………....55
2.2.7.1. Структура факторного пространства шкал при оценивании изображений лиц…...55
2.2.7.2. Структура факторного пространства изображений лиц и результаты кластерного анализа лиц для двух групп…………………………………..……………………………..…57
Глава 3. Общее обсуждение результатов………………………………………………….….59
3.1. Выводы по анализу результатов психодиагностических методик …………………….59
3.1.1. Заключение по результатам методики СТМ-2а………………………………….……59
3.1.2. Заключение по результатам методики Рокича…………………………………………59
3.1.3. Заключение по результатам шкалирования понятии «Моя работа»…………………61
3.1.4. Заключение по результатам анализа семантических универсалий, выделенных на основе оценки изображений лиц………………………………………………………….…...61
3.1.5. Заключение по результатам дисперсионного анализа оценок изображений лиц……………………………………………………………………………………………..62
3.1.6. Заключение по результатам факторного и кластерного анализа, примененных к оценкам изображений лиц………………………………………………………………..……63
Общие выводы ……………………………………………………………..…………..….64
Использованная литература……………………………………………………………..……..67
Анализ
рис. 3 позволяет заключить, что ценность
«красота природы и искусства» оценивается
выше педагогами, чем психологами
и выше оценивается подгруппой педагогов
с внутренней мотивацией, чем аналогичной
группой психологов. Однако, и для
педагогов, и для психологов данная
ценность более значима для
Третья гипотеза подтвердилась для следующих ценностей: жизненная мудрость (ст.св.2, F=3,794, р=0,029), развитие (ст.св.2, F=3,030, р=0,057), свобода (ст.св.2, F=5,100, р=0,009), уверенность в себе (ст.св.2, F=4,010, р=0,024). Таким образом, для данных ценностей обнаружен статистически значимый эффект взаимодействия факторов профессии и мотивации.
Ценность
«жизненная мудрость» в подгруппе
с внутренней мотивацией в группе
психологов занимает более важное место,
чем в аналогичной группе педагогов,
в то время как в группе педагогов
жизненная мудрость выше оценивается
в подгруппе с внешней
Обобщая
полученные результаты, можно заключить,
что существуют ценности, на выбор
которых оказывает влияние
На основе вышеизложенных данных можно сделать следующие выводы:
1. Для группы педагогов более важными, чем для группы психологов оказываются ценности красоты природы и искусства, счастливой семейной жизни, счастья других, то есть пассивные ценности и ценности межличностных отношений. Для группы психологов более важными, чем для группы педагогов являются такие ценности как активная деятельная жизнь и продуктивная жизнь, то есть активные ценности. Полученный результат согласуется с качественным анализом иерархии групповых ценностных ориентаций, разобранным выше, и подтверждает выдвинутую гипотезу.
2. Для подгрупп с внешней мотивацией в обеих профессиях более значимыми, чем для подгрупп со средней и с внутренней мотивацией, являются ценности материально обеспеченной жизни и развлечения, то есть индивидуальные ценности. Для подгрупп со средней мотивацией более значимой является ценность счастливой семейной жизни, чем для остальных подгрупп, то есть ценность межличностных отношений. Для подгрупп с внутренней мотивацией – ценность красоты природы и искусства, то есть абстрактная ценность.
3. Взаимодействие факторов профессии и мотивации проявляется в том, что профессионалы с одинаковой мотивацией могут полярным образом ранжировать ценности в разных профессиональных группах. Такие ценности как жизненная мудрость и развитие в группе психологов оцениваются выше в подгруппе с внутренней мотивацией, а в группе педагогов – с внешней. А такие ценности как свобода и уверенность в себе в группе психологов выше оцениваются в подгруппе с внешней мотивацией, а в группе педагогов – с внутренней. Анализ эмпирических данных позволяет предположить, что структура ценностных ориентаций для профессионалов с внешней и внутренней мотивацией специфична для разных профессий. Если для подгруппы с внутренней мотивацией группы психологов акцент ставится на опытности, то для аналогичной подгруппы в группе педагогов – на независимости. И, соответственно, для подгруппы с внешней мотивацией в группе психологов акцент ставится на независимости, а в аналогичной подгруппе в группе педагогов – на опытности.
Результаты ранжирования ценностей соответствуют данным методики СТМ. Обеими группами в качестве главной ценности в жизни признается ценность «здоровье». Как для группы педагогов с внешней мотивацией к профессии, так и для аналогичной группы психологов ценность материально обеспеченной жизни является одной из ведущих, ценности же творчества и интересной работы ставятся ниже, чем в аналогичных группах с внутренней мотивацией, что подтверждается данными методики СТМ и методики Рокича.
Обращает на себя внимание тот факт, что по методике СТМ мотив помощи людям признается психологами одним из ведущих в работе, в то время как ценность «счастье других» помещается на одно из последних мест.
Таким образом, в целом результаты двух методик - СТМ и методики Рокича не противоречат, а дополняют друг друга.
2.2.3. Анализ семантических универсалий, выделенных при оценивании понятия «Моя работа».
Профессионалы двух групп оценивали понятие «Моя работа» по 63 шкалам специализированного семантического дифференциала. В результате для группы педагогов в целом выделено больше семантических универсалий (31), чем для группы психологов (24) (см. Приложение 8). Данная согласованность и единство в оценке педагогами своей работы кажется особенно интересной в связи с малым количеством перцептивных универсалий, выделенных при оценке изображений лиц. Обе группы оценивают свою работу как квалифицированную, многостороннюю, активную, высокоответственную, эмоциональную, осмысленную, связанную с людьми, легальную, как работу в помещении, как коммуникабельную, социальную, постоянную, умственную, официальную, долговременную, интересную, скрупулезную, ответственную, обязательную, профессиональную, стабильную, бюджетную.
Помимо этого педагоги единогласно оценивают свою работу как сложную, творческую, разнообразную, личностно значимую, добровольную, интенсивную, хорошую, напряженную и настоящую, то есть подчеркивают ее энергетическую наполненность.
В группе психологов работа оценивается как помогающая (согласно методике СТМ мотив помощи людям является ведущим в работе психологов) и выбираемая. Стоит заметить, что если для педагогов работа «добровольная», то для психологов она «выбираемая». Здесь снова, как и в методике ценностных ориентаций, возникает предположение о приоритете активности/пассивности в жизни субъекта в зависимости от его профессии.
При подсчете семантических универсалий для трех подгрупп, выделенных по критерию мотивации, для подгруппы педагогов с выраженной внешней мотивацией выявлено 13 универсалий, для подгруппы со средней мотивацией – 37, для подгруппы с внутренней – 35 (см. Приложение 9). Таким образом, для подгруппы с внешней мотивацией выявлено наименьшее количество перцептивных универсалий при оценке работы. Для подгруппы с внутренней мотивацией выявлены следующие, характерные только для нее, универсалии: работа востребованная, практическая, изменяющаяся, удачная и результативная.
Для группы психологов в подгруппе с внешней мотивацией выявлено 20 универсалий, со средней – 27, с внутренней – 29. Таким образом, также как и в группе педагогов, подгруппа с внешней мотивацией менее согласованно оценивает свою работу. Но при этом для подгруппы с внешней мотивацией выделены следующие универсалии, которые не встречаются в других подгруппах: работа востребованная, практическая и результативная. То есть в данной группе выделяются универсалии, связанные с социальной значимостью работы. Для подгруппы с внутренней мотивацией выделены следующие универсалии: работа развивающая, значимая, преодолевающая, интенсивная, личностно значимая. То есть подчеркивается аспект влияния работы на самого человека.
Отметим
очень важную закономерность: работа
оценивается как
В
тоже время группа психологов с внутренней
мотивацией оценивает работу как
развивающую, преодолевающую, что соответствует
выдвинутой ранее гипотезе о значимости
параметра опытности для психологов с
внутренней мотивацией. При этом, несмотря
на то, что в группе педагогов с внешней
мотивацией не выделено специфических
только для нее универсалий, шкала
«развивающая-не развивающая» является
универсалией для подгрупп с внешней и
средней мотивацией, но не для подгруппы
с внутренней мотивацией. Данный факт
также является косвенным подтверждением
выдвинутой гипотезы о приоритете опытности
для подгруппы педагогов с внешней мотивацией.
2.2.4. Семантические универсалии, выделенные при оценке изображений лиц.
Была
выделена внутригрупповая дисперсия
по оценкам изображений лиц для
группы психологов, равная 2,1, и для
группы педагогов, равная 2,4. Межгрупповая
дисперсия равна 3,8. Таким образом,
внутригрупповые дисперсии
Для группы психологов и педагогов были выделены семантические универсалии при оценке схематических изображений лиц, выражающих ту или иную эмоцию. Для психологов по группе выделилось 24 семантические универсалии, для педагогов – 16, что свидетельствует о большей однородности и согласованности в оценке лиц группой психологов, чем группой педагогов (см. Приложения 10 и 11), (рис.3).
Рисунок 3. Гистограмма распределения семантических универсалий для групп психологов и педагогов
Визуальный
анализ рис.3. позволяет заключить, что
большинство универсалий в
Подчеркнем,
что в группе психологов выделены
универсалии, не встречающиеся в
группе педагогов по шкалам добрый-эгоистичный,
решительны-нерешительный, вялый-энергичный,
несамостоятельный-
Больше всего универсалий для группы психологов было выделено по седьмому и третьему лицу (по 5), затем по первому и пятому (по 4), восьмому (3), четвертому (2) и шестому (1).
Больше всего универсалий для группы педагогов было выделено по первому лицу и по восьмому (по 4), затем по второму и пятому лицам (по 3), и по четвертому (2).
Группы педагогов и психологов были разделены на три подгруппы в зависимости от мотивации к профессии, внутри которых также были выделены и подсчитаны семантические универсалии. Для подгруппы психологов с внешней мотивацией к работе было выделено 27 универсалий, а для подгрупп со средней и внутренней мотивацией – по 16 универсалий в каждой (Приложения 12).
Больше
всего универсалий для
под группы психологов
с внешней мотивацией выявлено по шкалам
обаятельный-непривлекательный (4) и вялый-энергичный
(5). В подгруппе с внешней мотивацией к
профессии выявились следующие универсалии
по шкалам, не присутствующим в других
группах: зависимый-независимый (2), деятельный-пассивный
(2), решительный-нерешительный (2), несамостоятельный-
Информация о работе Связь различных «слоев образа мира» с профессиональным опытом личности