Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:00, дипломная работа
Цель данного исследования: изучение специфики слоев образа мира в зависимости от характера профессиональной деятельности.
В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи:
Изучение специфики ядерного слоя образа мира.
Изучение специфики семантического слоя образа мира.
Изучение взаимосвязи ядерного и семантического слоев образа мира.
Введение………………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Образ мира как теоретический конструкт……………………………………..……..5
1.1. Введение и разработка понятия образа мира в рамках деятельностного подхода…...…5
1.2.Разработка понятия образ мира в рамках психологии субъективной семантики……...10
1.3.Профессия человека как инвариант его образа мира…………………….........................17
1.4. Выводы по содержанию литературного обзора………………………………….………23
Глава 2. Специфики ядерного и семантического слоев образа мира профессионалов (эмпирическое исследование)……………………………………………………………….....24
2.1.Методика……………………………………………………………………………………25
2.2. Результаты и обсуждение………………………………………………..………..………30
2.2.1. Структура трудовой мотивации в группе психологов и педагогов ……………….…30
2.2.2. Сопоставление иерархий ценностных ориентаций в двух группах профессионалов.32
2.2.3. Анализ семантических универсалий, выделенных при оценивании понятия «Моя работа»………………………………………………………………………………………….40
2.2.4. Семантические универсалии, выделенные при оценке изображений лиц. …………42
2.2.5. Результаты дисперсионного анализа, проведенного по оценкам изображений лиц………...……………………………………………………………………………………..46
2.2.6. Критерии объединения групп сходных объектов психологами и педагогами……………………………………………………………………………………....55
2.2.7.1. Структура факторного пространства шкал при оценивании изображений лиц…...55
2.2.7.2. Структура факторного пространства изображений лиц и результаты кластерного анализа лиц для двух групп…………………………………..……………………………..…57
Глава 3. Общее обсуждение результатов………………………………………………….….59
3.1. Выводы по анализу результатов психодиагностических методик …………………….59
3.1.1. Заключение по результатам методики СТМ-2а………………………………….……59
3.1.2. Заключение по результатам методики Рокича…………………………………………59
3.1.3. Заключение по результатам шкалирования понятии «Моя работа»…………………61
3.1.4. Заключение по результатам анализа семантических универсалий, выделенных на основе оценки изображений лиц………………………………………………………….…...61
3.1.5. Заключение по результатам дисперсионного анализа оценок изображений лиц……………………………………………………………………………………………..62
3.1.6. Заключение по результатам факторного и кластерного анализа, примененных к оценкам изображений лиц………………………………………………………………..……63
Общие выводы ……………………………………………………………..…………..….64
Использованная литература……………………………………………………………..……..67
Дисперсии рангов ценностных ориентаций в двух группах профессионалов сопоставлялись между собой. К полученным рангам ценностных ориентаций был применен метод многофакторного дисперсионного анализа.
Дисперсионный многофакторный анализ позволяет оценить эффект влияния более чем одного фактора на зависимую переменную и взаимодействие между выделенными факторами (Гусев, 2000, с. 7). В данном исследовании изучалось влияние на предпочтение той или иной ценности двух факторов: профессии и мотивации и их взаимодйствия.
2.
По специализированному
3.
По ответам испытуемых на
По оценкам профессионалами (психологами и педагогами) изображений лиц проводится многофакторный дисперсионный анализ для статистически достоверного оценивания различий средних по группам профессионалов, а также для выявления эффекта взаимодействия факторов «профессия» и «мотивация».
С целью уменьшения размерности данных и выявления факторного пространства стимулов по оценкам изображений лиц проводился факторный анализ, как надежная статистическая процедура (Glymour,2001) . Количество факторов выделялось по критерию Кайзера, использовалось вращение методом варимакс, факторизация проводилась методом главных компонент.
Для построения классификации лиц в разных группах профессионалов проводится кластерный анализ методом средней связи.
Данные
обрабатывались с помощью статистической
системы IBM SPSS Statistics 19.0.
2.2.
Результаты и обсуждение
2.2.1. Структура трудовой мотивации в группе психологов и педагогов (по методике СТМ-2а)
Для группы педагогов по методике СТМ были подсчитаны усредненные результаты по каждому мотиву (см. Приложение 4), (рис. 1). Наиболее значимыми мотивами в работе для данной группы оказались мотивы поддержание здоровья (8,4 стена) и соблюдение традиций (7,3). Далее следуют мотив помощи людям (6,8), служение (то есть полезность работы профессионала для общества) (6,5) и общение (6,4). Наименее выражены такие мотивы как руководство (3,2), включенность в команду (3,9), творчество (4,2) и связи (4,2).
Для группы психологов по методике СТМ были подсчитаны усредненные результаты по каждому мотиву. В данной группе наиболее выражены такие мотивы как помощь людям (7,5 стена) и поддержание здоровья (7,2) (см.там же). Далее следуют мотивы служения (6,6) и соблюдения традиций (6,4). Наименее выражены такие мотивы как творчество (3,7) и интерес (4,4).
Рисунок 1. Гистограмма структуры трудовой мотивации психологов и педагогов
Таким образом, не смотря на схожую структуру трудовой мотивации, каждая группа профессионалов имеет свою специфику. Так, в группе психологов мотивы помощи людям (ст.св.1, F=4,744,р=0,034) и руководства (ст.св.1, F=10,508, р=0,002) выражены сильнее, чем в группе педагогов. В группе же педагогов сильнее выражены такие мотивы как общение (ст.св.1, F=4,768 ,р=0,033) и здоровье (ст.св.1, F=4,559, р=0,037).
По
результатам, полученным по методике СТМ,
профессионалы в каждой группе были
разбиты на три подгруппы в
зависимости от выраженности той
или иной мотивации к профессии
- внешней, средней или внутренней
мотивации. По мнению авторов данной
методики (см. Шмелев, 2010) под внутренней
мотивацией понимается ориентация на
устойчивый во времени интерес к
профессии, возможность
2.2.2. Сопоставление иерархий ценностных ориентаций в двух группах профессионалов (по методике изучения ценностных ориентаций Рокича).
Для
группы психологов и педагогов были
получены групповые результаты по методике
ценностных ориентаций Рокича. Между
двумя групповыми иерархиями ценностей
(т.е. ранжированными рядами баллов) был
подсчитан коэффициент
Была подсчитана внутригрупповая дисперсия в группе психологов, она равна 25,1; в группе педагогов – 25,3. Межгрупповая дисперсия – 27. Таким образом, внутригрупповые дисперсии несильно отличаются от межгрупповой дисперсии, что говорит об относительной однородности в ранжировании ценностей профессионалами.
Групповые иерархии ценностных ориентаций психологов и педагогов были сопоставлены между собой качественно (см. Приложение 5), (рис. 2). Было обнаружено, что такие ценности как здоровье, счастливая семейная жизнь и любовь являются наиболее важными для обеих групп. Однако, при анализе иерархии остальных ценностей выявилось, что для психологов более важны такие ценности как активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь и свобода (то есть активные ценности (Леонтьев, 1992, с. 13)). Для группы педагогов важнее ценности уверенности в себе, интересной работы, наличия хороших и верных друзей, развития и творчества (то есть пассивные ценности и «абстрактные» ценности). Исходя из этих данных, можно предположить, что для психологов более важны, чем для педагогов ценности, ориентированные на активную внешнюю деятельность, а для педагогов – ценности, ориентированные на межличностных отношения и саморазвитие.
Рисунок 2. Гистограмма ценностных ориентаций психологов и педагогов.
Как было сказано выше, по данным методики СТМ группы психологов и педагогов были разделены на три подгруппы: подгруппу с выраженной внешней мотивацией к профессии, подгруппу со средней мотивацией к профессии и подгруппу с преобладанием внутренней мотивации к профессии в равной пропорции.
При
анализе усредненных и
Дальнейший анализ подгруппы психологов с внешней мотивацией к профессии показывает, что такие ценности, как материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь, свобода, общественное признание оцениваются ими как более значимые, чем в двух других подгруппах, то есть им присваивается более высокий ранг. Таким образом, по сравнению с другими подгруппами подчеркивается важность активной самостоятельной деятельности, внешний продукт в деятельности.
Для подгруппы психологов со средней мотивацией более значимыми, чем для других подгрупп, оказываются такие ценности как уверенность в себе, счастливая семейная жизнь и любовь. Таким образом, приоритетными являются ценности межличностных взаимоотношений.
Для подгруппы психологов с внутренней мотивацией выше оцениваются такие ценности, как жизненная мудрость, интересная работа, развитие, познание и творчество. Таким образом, приоритетными являются ценности внутреннего развития личности.
При анализе подгрупп, выделенных по критерию мотивации, в группе педагогов обнаружены следующие закономерности (см. Приложение 5).
Для подгруппы педагогов с внешней мотивацией к профессии наиболее важные ценности - здоровье, счастливая семейная жизнь и материально обеспеченная жизнь. Для подгруппы со средней мотивацией к профессии - здоровье, счастливая семейная жизнь и уверенность в себе. Для подгруппы с внутренней мотивацией - счастливая семейная жизнь, любовь и здоровье.
Для подгруппы педагогов с внешней мотивацией к профессии более значимыми, чем для других подгрупп оказываются такие ценности как материально обеспеченная жизнь и продуктивная жизнь. Как и в группе психологов, акцент ставится на внешнем продукте и на финансовой обеспеченности.
Для подгруппы со средней мотивацией к работе более значимыми оказываются такие ценности как уверенность в себе, активная деятельная жизнь, общественное признание.
Для подгруппы с внутренней мотивацией к работе более значимы такие ценности как счастливая семейная жизнь, любовь, интересная работа, свобода, творчество, познание.
Таким
образом, для подгруппы с внешней
мотивацией к работе, как в группе
психологов, так и в группе педагогов
более значимыми ценностями оказываются
материально обеспеченная жизнь
и продуктивная жизнь. Можно предположить,
что внешняя мотивация в
Результаты методики ценностных ориентаций Рокича для двух групп профессионалов и трех подгрупп были обработаны при помощи метода MANOVA, что позволило статистически достоверно оценить различие средних по группам, подгруппам, а также эффект взаимодействия факторов «группа» и «подгруппа». Для проведения дисперсионного анализа две группы были уравнены по количеству человек (30), возрасту (средний возраст - 35 лет), стажу (9 лет), полу (24 женщины, 6 мужчин в каждой группе), мотивации (в каждой группе 7 человек с внутренней мотивацией, 10 – с внешней, 13 – со средней).
В многофакторном дисперсионном анализе проверялись три гипотезы: 1) о влиянии фактора профессии (психолог или педагог) на обрабатываемые результаты; 2) о влиянии фактора мотивации (внешняя, средняя, внутренняя мотивация к профессии); 3) о взаимодействии факторов профессии от мотивации (о зависимости степени влияния одного фактора от градаций другого фактора). Полученные результаты представлены в Приложении 6.
Первая гипотеза подтвердилась для следующих ценностей: активная деятельная жизнь (ст.св.1, F=13,504, р=0,001), жизненная мудрость (ст.св.1, F=3,642, р=0,062), красота природы и искусства (ст.св.1, F=6,552, р=0,013), продуктивная жизнь (ст.св.1, F=10,966, р=0,002), счастливая семейная жизнь (ст.св.1, F=4,735, р=0,034), счастье других (ст.св.1, F=6,774, р=0,012). Таким образом, для данных ценностей доказано статистически достоверное влияние фактора профессии, что позволяет предположить, что профессии - психолога или педагога – находятся в тесной взаимосвязи с предпочтением именно данных ценностей.
Для данных ценностей были проанализированы графики групповых средних. На рис. 1 в Приложении 7 видно, что для подгрупп с внешней, средней и внутренней мотивацией в группе психологов ценность «активная деятельная жизнь» в целом оценивается как более важная, чем для тех же подгрупп в группе педагогов. Данная ценность занимает в группе психологов 4 место в иерархии всех ценностей (см. Приложение 5), а в группе педагогов – 8. Ценность продуктивной жизни в группе психологов по всем подгруппам оценивается как более важная, чем в группе педагогов (рис. 4). Если в группе психологов она занимает 6 место в общей иерархии ценностей, то в группе педагогов – 14. Ценность «счастье других» для группы педагогов занимает более важное место, чем для группы психологов (рис. 2).
Вторая гипотеза подтвердилась для следующих ценностей: красота природы и искусства (ст.св.2, F=3,015, р=0,057), материально обеспеченная жизнь (ст.св.2, F=11,136, р=0,000), развлечения (ст.св.2, F=3,624, р=0,033), счастливая семейная жизнь (ст.св.2, F=2,994, р=0,058). Таким образом, для данных ценностей статистически достоверно влияние фактора мотивации (внешней, средней или внутренней).
Информация о работе Связь различных «слоев образа мира» с профессиональным опытом личности