Связь различных «слоев образа мира» с профессиональным опытом личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:00, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучение специфики слоев образа мира в зависимости от характера профессиональной деятельности.
В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи:
Изучение специфики ядерного слоя образа мира.
Изучение специфики семантического слоя образа мира.
Изучение взаимосвязи ядерного и семантического слоев образа мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Образ мира как теоретический конструкт……………………………………..……..5
1.1. Введение и разработка понятия образа мира в рамках деятельностного подхода…...…5
1.2.Разработка понятия образ мира в рамках психологии субъективной семантики……...10
1.3.Профессия человека как инвариант его образа мира…………………….........................17
1.4. Выводы по содержанию литературного обзора………………………………….………23
Глава 2. Специфики ядерного и семантического слоев образа мира профессионалов (эмпирическое исследование)……………………………………………………………….....24
2.1.Методика……………………………………………………………………………………25
2.2. Результаты и обсуждение………………………………………………..………..………30
2.2.1. Структура трудовой мотивации в группе психологов и педагогов ……………….…30
2.2.2. Сопоставление иерархий ценностных ориентаций в двух группах профессионалов.32
2.2.3. Анализ семантических универсалий, выделенных при оценивании понятия «Моя работа»………………………………………………………………………………………….40
2.2.4. Семантические универсалии, выделенные при оценке изображений лиц. …………42
2.2.5. Результаты дисперсионного анализа, проведенного по оценкам изображений лиц………...……………………………………………………………………………………..46
2.2.6. Критерии объединения групп сходных объектов психологами и педагогами……………………………………………………………………………………....55
2.2.7.1. Структура факторного пространства шкал при оценивании изображений лиц…...55
2.2.7.2. Структура факторного пространства изображений лиц и результаты кластерного анализа лиц для двух групп…………………………………..……………………………..…57
Глава 3. Общее обсуждение результатов………………………………………………….….59
3.1. Выводы по анализу результатов психодиагностических методик …………………….59
3.1.1. Заключение по результатам методики СТМ-2а………………………………….……59
3.1.2. Заключение по результатам методики Рокича…………………………………………59
3.1.3. Заключение по результатам шкалирования понятии «Моя работа»…………………61
3.1.4. Заключение по результатам анализа семантических универсалий, выделенных на основе оценки изображений лиц………………………………………………………….…...61
3.1.5. Заключение по результатам дисперсионного анализа оценок изображений лиц……………………………………………………………………………………………..62
3.1.6. Заключение по результатам факторного и кластерного анализа, примененных к оценкам изображений лиц………………………………………………………………..……63
Общие выводы ……………………………………………………………..…………..….64
Использованная литература……………………………………………………………..……..67

Работа содержит 1 файл

Диплом Дубчук Али .docx

— 354.72 Кб (Скачать)

     

 

    МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

    им. М. В. ЛОМОНОСОВА

    _______________________________________________________________________________

    ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
    КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, 6 КУРС В/О
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Дипломная работа на тему: 

    «Связь различных «слоев образа мира»

    с профессиональным опытом личности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Научный руководитель: д.психол.н., профессор  Гусев А.Н.

    Студент 6 курса вечернего отделения: Дубчук А.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Москва - 2011 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Образ мира как теоретический  конструкт……………………………………..……..5

1.1. Введение  и разработка понятия образа  мира в рамках деятельностного  подхода…...…5

1.2.Разработка  понятия образ мира в рамках  психологии субъективной семантики……...10

1.3.Профессия  человека как инвариант его  образа мира…………………….........................17

1.4. Выводы по  содержанию литературного обзора………………………………….………23

Глава 2. Специфики  ядерного и семантического слоев  образа мира профессионалов (эмпирическое исследование)……………………………………………………………….....24

2.1.Методика……………………………………………………………………………………25

2.2. Результаты  и обсуждение………………………………………………..………..………30

2.2.1. Структура  трудовой мотивации в группе  психологов и педагогов ……………….…30

2.2.2. Сопоставление  иерархий ценностных ориентаций  в двух группах профессионалов.32

2.2.3. Анализ семантических  универсалий, выделенных при оценивании  понятия «Моя работа»………………………………………………………………………………………….40

2.2.4. Семантические  универсалии, выделенные при оценке изображений лиц. …………42

2.2.5. Результаты  дисперсионного анализа, проведенного  по оценкам изображений лиц………...……………………………………………………………………………………..46

2.2.6. Критерии  объединения групп сходных объектов  психологами и педагогами……………………………………………………………………………………....55

2.2.7.1. Структура  факторного пространства шкал  при оценивании изображений лиц…...55

2.2.7.2. Структура  факторного пространства изображений  лиц и  результаты кластерного  анализа лиц для двух групп…………………………………..……………………………..…57

Глава 3. Общее  обсуждение результатов………………………………………………….….59

3.1. Выводы по  анализу результатов психодиагностических  методик …………………….59

3.1.1. Заключение  по результатам методики СТМ-2а………………………………….……59

3.1.2. Заключение  по результатам методики Рокича…………………………………………59

3.1.3. Заключение  по результатам шкалирования  понятии «Моя работа»…………………61

3.1.4. Заключение  по результатам анализа семантических  универсалий, выделенных на основе  оценки изображений лиц………………………………………………………….…...61

3.1.5. Заключение  по результатам дисперсионного  анализа оценок изображений лиц……………………………………………………………………………………………..62

3.1.6. Заключение  по результатам факторного и  кластерного анализа, примененных  к оценкам изображений лиц………………………………………………………………..……63

    1. Общие выводы ……………………………………………………………..…………..….64

Использованная  литература……………………………………………………………..……..67

Приложение 1. Схематические  изображения лиц, выражающие ту или  иную эмоцию…...69

Приложение 2. Личностный семантический дифференциал………………………….….….70

Приложение 3. Специализированный семантический дифференциал для  оценки понятия «Моя работа»……………………………………………………………………………………71

Приложение 4. Совокупные данные для двух групп профессионалов по структуре трудовой мотивации (в  стенах)……………………………………………………………..…73

Приложение 5. Ранги  ценностных ориентация для двух групп  профессионалов……….....74

Приложение 6. Оценки эффектов межгрупповых факторов, полученные на материале структуры ценностных ориентаций, для двух групп профессионалов……………………..76

Приложение 7. Групповые  средние для иерархии ценностных ориентаций для двух групп профессионалов……………………………………………………………………………...…82

Приложение 8. Семантические  универсалии по оцениванию понятия  «Моя работа» для групп психологов и педагогов………………………………………………………….…….85

Приложение 9. Семантические  универсалии по оценке понятия «Моя работа» для подгрупп психологов и педагогов, выделенных на основе преобладающей  мотивации.…87

Приложение 10. Семантические  универсалии, выделенные для группы психологов при оценке изображений  лиц……………………………………………………………………….89

Приложение 11. Семантические  универсалии, выделенные для группы педагогов при оценке изображений  лиц………………………………………………..………………..…….90

Приложение 12. Семантические  универсалии по оценке изображений  лиц для подгрупп психологов, выделенных на основе преобладающей мотивации  ……………….……….…91

Приложение 13. Семантические  универсалии по оценке изображений  лиц для подгрупп педагогов, выделенных на основе преобладающей мотивации  …………………………….93

Приложение 14. Шкалы, на оценку которых оказывают влияние  факторы «профессия», «мотивация»  или их взаимодействие на уровне значимости  р<0,05.....................................95

Приложение 15. Графики  групповых средних по оценке изображений  лиц для факторов «профессия», «мотивация»  и их взаимодействия…………………………………………..97

Приложение 16. Матрица  факторных нагрузок по шкалам.Психологи………….………104

Приложение 17. Матрица  факторных нагрузок по шкалам. Педагоги………….….……105

Приложение 18. Матрица  факторных нагрузок по лицам……………………………….…106 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Изучение  проблемы образа мира человека, его  функционирования и строения является важным как с точки зрения развития теории деятельности, так и с точки  зрения решения общепсихологических  проблем (Петухов, 1984, Смирнов, 1985). А.Н. Леонтьев отмечал, что «в психологии проблема восприятия должна ставиться  как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» (Леонтьев, 1979, с. 6). А.Н. Леонтьев выделяет следующие характерные  черты образа мира: его амодальность, целостность, наличие «смыслового  поля», системы значений, «вычерпывание» образа в процессе восприятия из объективной  реальности, влияние деятельности на формируемый образ мира (Леонтьев, 1979).

    Развивая  понятие «образ мира» в рамках психологии субъективной семантики» Е.Ю. Артемьева вводит следующее его  определение: образ мира понимается как образование, регулирующее всю  психическую деятельность и целостно несущее в себе следы прошлых  и текущих деятельностей субъекта (Артемьева, 1999, с. 30). Образ мира позволяет  субъекту работать с преобразованной  реальностью, расставлять акценты  значимости и формировать мир  предметов.

    В рамках психологии субъективной семантики  выделяются следующие слои образа мира: 1) перцептивный слой – множество упорядоченных друг относительно друга объектов; 2) семантический слой – слой, в котором зафиксированы следы взаимоотношений субъекта и объекта в виде эмоционального отношения субъекта к объекту; 3) ядерный слой – ценностно-мотивационный комплекс субъекта (Артемьева, 1999).

    Объект  исследования: образ мира субъекта.

    Предмет исследования: специфика ядерного и семантического слоев образа мира профессионалов - педагогов и психологов.

    Новизна исследования: в рамках психологии субъективной семантики впервые проверяется гипотеза о взаимном влиянии ядерного и семантического слоев образа мира друг на друга на примере двух профессиональных групп - психологов и педагогов.

    Актуальность  исследования определяется необходимостью развития понятия «образ мира» в рамках деятельностного подхода, а также изучения влияния ведущей деятельности субъекта на формируемый образ мира для обеспечения путей оптимальной адаптации субъекта к профессии, предупреждения профессиональных деформаций.

    Теоретическая значимость работы: развитие системно-деятельностного подхода в области психологии восприятия; развитие теоретических представлений А.Н. Леонтьева об образе мира путем изучения взаимосвязи ядерного и семантического слоев образа мира.

    Практическая  значимость работы: исследование позволяет выявить структуру трудовой мотивации в группе психологов и педагогов, иерархию их ценностных ориентаций, отношение к работе. Исследование позволяет сопоставить восприятие эмоциональных выражений лиц психологами и педагогами с разной мотивацией к профессии, что позволит сделать практические заключения как о степени дифференцированности в восприятии эмоций другого человека профессионалами, так и об эмоциональном отношении к изображенным лицам.

    Цель данного исследования: изучение специфики слоев образа мира в зависимости от характера профессиональной деятельности.

    В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи:

  1. Изучение специфики ядерного слоя образа мира.
  2. Изучение специфики семантического слоя образа мира.
  3. Изучение взаимосвязи ядерного и семантического слоев образа мира.
 
 
 
 

    Глава 1. Образ мира как  теоретический конструкт 

1.1. Введение и разработка  понятия образа  мира в рамках  деятельностного  подхода.

    В 1975 году А.Н. Леонтьев выдвинул следующий  тезис: «проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться  как проблема психологии образа мира», «как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» (Леонтьев, 1979 с. 4, с. 6). Данное понятие было введено для обобщения  обширных эмпирических данных, накопленных  при исследовании восприятия человека. Как справедливо отмечает В.П. Серкин (Серкин, 2008, с. 84), понятие «образ мира»  является интегрирующим понятием для  описания всей феноменологии познавательной деятельности человека.

    В.В. Петухов следующим образом доказывает существование образа мира. Восприятие любого объекта определяется  целостным  образом мира человека, а он –  всем опытом жизни человека, его  общественной практикой.  Образ мира отражает тот конкретно-исторический фон, на котором разворачивается  вся практическая деятельность человека.  Существование образа мира является очевидным, поскольку оно присуще  человеку по его «родовому» определению, отражает практическую вовлеченности  человека в мир и связано с  реальными условиями его  общественной и индивидуальной практики (Петухов, 1984, с. 14). Представление мира (предметного  и социального) составляет основу психической (сознательной) жизни и деятельности субъекта, является фундаментальным  условиям развития его познавательных процессов.

    А.Н. Леонтьев отмечал, что в процессе восприятия мы строим образ мира, активно  ««вычепрпывая» его … из объективной  реальности» (Леонтьев, 1979, с. 6). Избирательность  «вычерпывания» информации из окружающего  мира позволяет субъекту работать с  преобразованной реальностью, расставлять  акценты значимости и формировать  мир предметов.  Аналогичная мысль  высказывается в концепции оперативного образа Д.А. Ошанина (Ошанин, 2008). Понятие  оперативного образа определяется следующим  способом – это идеальное, специализированное отражение преобразуемого в действии объекта, складывающееся по ходу выполнения конкретного предметного действия и подчиненное задаче действия. Д.А. Ошанин выделяет следующие особенности  оперативного образа: прагматичность, специфичность, адекватность задаче, лаконичность, функциональная деформация. Таким образом, оперативный образ трансформируется в связи с задачами выполняемой  деятельности.

Информация о работе Связь различных «слоев образа мира» с профессиональным опытом личности