Связь различных «слоев образа мира» с профессиональным опытом личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:00, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучение специфики слоев образа мира в зависимости от характера профессиональной деятельности.
В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи:
Изучение специфики ядерного слоя образа мира.
Изучение специфики семантического слоя образа мира.
Изучение взаимосвязи ядерного и семантического слоев образа мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Образ мира как теоретический конструкт……………………………………..……..5
1.1. Введение и разработка понятия образа мира в рамках деятельностного подхода…...…5
1.2.Разработка понятия образ мира в рамках психологии субъективной семантики……...10
1.3.Профессия человека как инвариант его образа мира…………………….........................17
1.4. Выводы по содержанию литературного обзора………………………………….………23
Глава 2. Специфики ядерного и семантического слоев образа мира профессионалов (эмпирическое исследование)……………………………………………………………….....24
2.1.Методика……………………………………………………………………………………25
2.2. Результаты и обсуждение………………………………………………..………..………30
2.2.1. Структура трудовой мотивации в группе психологов и педагогов ……………….…30
2.2.2. Сопоставление иерархий ценностных ориентаций в двух группах профессионалов.32
2.2.3. Анализ семантических универсалий, выделенных при оценивании понятия «Моя работа»………………………………………………………………………………………….40
2.2.4. Семантические универсалии, выделенные при оценке изображений лиц. …………42
2.2.5. Результаты дисперсионного анализа, проведенного по оценкам изображений лиц………...……………………………………………………………………………………..46
2.2.6. Критерии объединения групп сходных объектов психологами и педагогами……………………………………………………………………………………....55
2.2.7.1. Структура факторного пространства шкал при оценивании изображений лиц…...55
2.2.7.2. Структура факторного пространства изображений лиц и результаты кластерного анализа лиц для двух групп…………………………………..……………………………..…57
Глава 3. Общее обсуждение результатов………………………………………………….….59
3.1. Выводы по анализу результатов психодиагностических методик …………………….59
3.1.1. Заключение по результатам методики СТМ-2а………………………………….……59
3.1.2. Заключение по результатам методики Рокича…………………………………………59
3.1.3. Заключение по результатам шкалирования понятии «Моя работа»…………………61
3.1.4. Заключение по результатам анализа семантических универсалий, выделенных на основе оценки изображений лиц………………………………………………………….…...61
3.1.5. Заключение по результатам дисперсионного анализа оценок изображений лиц……………………………………………………………………………………………..62
3.1.6. Заключение по результатам факторного и кластерного анализа, примененных к оценкам изображений лиц………………………………………………………………..……63
Общие выводы ……………………………………………………………..…………..….64
Использованная литература……………………………………………………………..……..67

Работа содержит 1 файл

Диплом Дубчук Али .docx

— 354.72 Кб (Скачать)

    Таким образом, можно заключить, что специфика  данной группы проявляется в том, что в  качестве значимых шкал выделяются шкалы, имеющие отношение к самостоятельной  активности субъекта. Полученный результат  согласуется с выделенными по методике Рокича ведущими ценностями в данной группе, а именно со значимостью  ценностей активной и продуктивной жизни, а также свободы.

    Для подгруппы психологов с внутренней мотивацией больше всего универсалий выделилось по шкалам разговорчивый-молчаливый (2), замкнутый-открытй (2), расслабленный-напряженный (2) и нелюдимый-общительный (2). Таким образом, в основном значимыми являются шкалы, связанные с экстраверсией-интроверсией субъекта.

    Для группы педагогов для подгруппы  с внешней мотивацией выделилось 9 универсалий, для подгруппы с  внутренней мотивацией – 16, для подгруппы  со средней – 16.

    Для подгруппы педагогов  с внешней мотивацией больше всего универсалий выделено по шкалам «обаятельный-непривлекательный», «разговорчивый-молчаливый», «нелюдимый-общительный», то есть также как и в группе психологов с внутренней мотивацией по шкалам экстраверсии-интроверсии.

    Для подгрупые педагогов  с внутренней мотивацией больше всего выделено семантических универсалий по шкалам «обаятельный-непривлкательный», «замкнутый-открытый», «расслабленный-напряженный». Выделены те шкалы, по которым только в данной подгруппе есть семантические универсалии: «добрый-эгоистичный» (1), «зависимый-независимый» (1), «черствый-отзывчивый» (1), «расслабленный-напряженный» (2). Можно предположить, что данные шкалы отражают отношение человека  к другим людям. 

    Интересен тот факт, что как в группе педагогов, так и в группе психологов профессионалы  с внутренней мотивацией согласованно оценивают 4 и 8 лицо по шкале «расслабленный-напряженный».  Также в обеих группах по лицу 8 выделяется универсалия по шкале  «замкнутый-открытый». Данный факт, можно  предположить, объясняется тем, что  для профессионалов с внутренней мотивацией важно психическое состояние  человека, уровень его напряженности, который они и подмечают при  оценке лиц.

    Таким образом, в целом группа психологов более согласованно оценивает изображения  лиц, чем группа педагогов. Психологи  с внешней мотивацией к профессии  в целом более согласованно оценивают  лица, чем психологи со средней  и с внутренней мотивацией, особенно по шкалам самостоятельной активности субъекта.  Психологи с внутренней мотивацией согласованно оценивают  лица по шкалам экстраверсии-интроверсии.

    Педагоги  со средней и внутренней мотивацией в целом более согласованно оценивают  лица, чем педагоги с внешней мотивацией. Педагоги с внутренней мотивацией, в отличии от других подгрупп, согласованно оценивают лица по шкалам отношения  к другим людям, а подгруппа с  внешней мотивацией – по шкалам экстраверсии-интроверсии (как и  психологи с внутренней мотивацией). 

    2.2.5. Результаты дисперсионного  анализа, проведенного  по оценкам изображений  лиц.

    По  данным психосемантического оценивания лиц был проведен многомерный  дисперсионный анализ по каждому  лицу. Проверялись три гипотезы о: 1) влиянии фактора профессии на оценивание лица; 2) влиянии фактора  мотивации; 3) влиянии на оценивание лица взаимодействия факторов профессии  и мотивации. Полученные значения с  уровнем значимости меньше 0,05 внесены  в таблицу в Приложении 14. Каждое лицо рассматривалось с точки  зрения влияния на его оценку профессии, мотивации и их взаимодействия.

     Лицо 1.

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния фактора «профессия»  по шкалам «упрямый-уступчивый» (ст.св.1, F=4,642, р=0,036, см. Приложение 15, рис.12), «зависимый-независимый» (ст.св.1, F=4,183, р=0,046, рис.13), «решительный-нерешительный» (ст.св.1, F=7,791, р=0,007, рис.14).  Дисперсионный анализ по первому лицу показывает, что группа психологов, в отличие от группы педагогов, воспринимает первое лицо как упрямое, независимое, решительное.

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния фактора «мотивация»  по шкале «решительный-нерешительный» (ст.св.2, F=4,839, р=0,012, рис.14).  Профессионалы с внутренней мотивацией оценивают данное лицо как нерешительное,   причем для педагогов данная тенденция выражена сильнее.

    

    Лицо 2. 

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния фактора «профессия»  по шкалам «слабый-сильный» (ст.св.1, F=9,191, р=0,004, рис.16), «разговорчивый-молчаливый» (ст.св.1, F=7,835, р=0,007, рис.17), «неуверенный-уверенный» (ст.св.1, F=4,389, р=0,041, рис.23), «нелюдимый-общительный» (ст.св.1, F=4,897, р=0,031, рис.24). Анализ рисунков показал, что психологи оценивают данное лицо как более сильное, чем педагоги, более разговорчивое, менее неуверенное, более общительное.

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния фактора «мотивация»  по шкалам «добрый-эгоистичный» (ст.св.2, F=4,775, р=0,012, рис.18), «расслабленный-напряженный» (ст.св.2, F=5,991, р=0,004, рис.21), «враждебный-дружелюбный» (ст.св.2, F=7,565, р=0,001, рис.22). Анализ рисунков позволяет заключить, что профессионалы со средней мотивацией оценивают данное лицо как более доброе и дружелюбное, чем с двумя другими мотивациями. Профессионалы с внутренней мотивацией воспринимают данное лицо как напряженное и эгоистичное.

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния взаимодействия факторов «профессия» и «мотивация» по шкалам «обаятельный-непривлекательный» (ст.св.2, F=3,783, р=0,029, рис.15), «слабый-сильный» (ст.св.2, F=4,035, р=0,023, рис.16), «черствый-отзывчивый» (ст.св.2, F=3,288, р=0,045, рис.19), «вялый-энергичный» (ст.св.2, F=4,077, р=0,022, рис.20). Анализ рисунков позволяет заключить, что психологи с внутренней мотивацией оценивают лицо как менее непривлекательное, менее слабое, более отзывчивое, менее вялое, чем психологи с внешней мотивацией. В подгруппе педагогов с внутренней мотивацией наоборот. Педагоги с внешней мотивацией оценивают лицо так же, как психологи с внутренней мотивацией. Психологи с внутренней мотивацией, таким образом, относятся к лицу 2 с большей эмпатией и видят в нем больший потенциал, чем педагоги с внутренней мотивацией.

    

    Лицо 3. 

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния фактора «мотивация»  по шкале «зависимый-независимый» (ст.св.2, F=4,404, р=0,017, рис.25). Профессионалы со средней мотивацией в целом оценивают лицо как более зависимое, чем в других подгруппах.

    

    Лицо 4. 

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния фактора «профессия»  по шкалам «слабый-сильный» (ст.св.1, F=4,769, р=0,033, рис.26), «несамостоятельный-самостоятельный» (ст.св.1, F=4,100, р=0,048, рис.32). Анализ рисунков показал, что психологи оценивают данное лицо как более сильное и самостоятельное, чем педагоги.

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния фактора «мотивация»  по шкалам «суетливый-спокойный» (ст.св.2, F=4,365, р=0,043, рис.31), «раздражительный-невозмутимый» (ст.св.2, F=3,655, р=0,032, рис.33). Анализ рисунков показал, что профессионалы с внутренней мотивацией оценивают лицо как более суетливое и более раздражительное, чем в других подгруппах.

    Был обнаружен статистически значимый эффект взаимодействия факторов «профессия»  и «мотивация» по шкалам «упрямый-уступчивый» (ст.св.2, F=4,052, р=0,023, рис.27), «деятельный-пассивный» (ст.св.2, F=4,382, р=0,017, рис.28), «решительный-нерешительный» (ст.св.2, F=5,747, р=0,002, рис.29), «вялый-энергичный» (ст.св.2, F=3,473, р=0,038, рис.30). Анализ рисунков позволяет заключить, что данное изображение лица по-разному оценивается психологами и педагогами со  средней мотивацией и внутренней. Если для психологов со средней мотивацией лицо упрямое, деятельное, решительное, энергичное и наоборот для профессионалов с внутренней мотивацией, то для педагогов со средней мотивацией оно уступчивое, пассивное, нерешительное и вялое и наоборот для профессионалов с внутренней мотивацией.  Лицо 4 оценивается психологами с внутренней мотивацией как пассивное и неэнергичное, а педагогами с внутренней мотивацией как деятельное и энергичное.

     Лицо 5. 

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния фактора «мотивация»  по шкалам «безответственный-добросовестный» (ст.св.2, F=3,188, р=0,049, рис.34), «добрый-эгоистичный» (ст.св.2, F=5,814, р=0,005, рис.35), «черствый-отзывчивый» (ст.св.2, F=3,160, р=0,05, рис.36). Анализ рисунков позволяет заключить, что профессионалы со средней мотивацией оценивают лицо как безответственное,  профессионалы с внешней и внутренней мотивацией – как добросовестное. Профессионалы с внутренней мотивацией оценивают лицо как эгоистичное и черствое.

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект взаимодействия факторов «профессия»  и «мотивация» по шкалам «черствый-отзывчивый» (ст.св.2, F=3,866, р=0,027, рис.36), «расслабленный-напряженный» (ст.св.2, F=3,985,  р=0,024, рис.37), «суетливый-спокойный» (ст.св.2, F=4,305, р=0,018, рис.38), «враждебный-дружелюбный» (ст.св.2, F=3,210, р=0,048, рис.39), «раздражительный-невозмутимый» (ст.св.2, F=8,463, р=0,010, рис.40). Анализ рисунков позволяет заключить, что психологи с внутренней мотивацией оценивают лицо как более отзывчивое, расслабленное, дружелюбное. Психологи со средней мотивацией оценивают лицо как более черствое, напряженное, враждебное. Педагоги же с внутренней мотивацией оценивают лицо как черствое, напряженное, враждебное и наоборот со средней мотивацией.

    Для психологов  с внешней мотивацией лицо спокойное, невозмутимое и наоборот для психологов со средней мотивацией. Для педагогов с внешней мотивацией лицо менее невозмутимое и более  суетливое и наоборот для педагогов  со средней мотивацией.

    Уровень напряженности и враждебности в  лице 5 меньше для психологов с внутренней и внешней мотивацией, чем для  педагогов.

    

    Лицо 6. 

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния взаимодействия факторов «профессия» и «мотивация» по шкалам «обаятельный-непривлекательный» (ст.св.2, F=10,493, р=0,000, рис.41), «деятельный-пассивный» (ст.св.2, F=4,303, р=0,018, рис.42), «решительный-нерешительный» (ст.св.2, F=3,245, р=0,047, рис.43), «вялый-энергичный» (ст.св.2, F=4,683, р=0,013, рис.44). Анализ рисунков позволяет заключить, что профессионалы-психологи с внешней мотивацией оценивают лицо как непривлекательное, пассивное, нерешительное, вялое, с внутренней и средней мотивацией – как обаятельное и менее пассивное, более решительное, менее вялое. Педагоги с внешней мотивацией оценивают лицо как обаятельное и менее пассивное, более решительное, менее вялое, с внутренней и средней мотивацией – как непривлекательное, пассивное,  нерешительное, вялое.

    Психологи с внутренней и средней мотивацией оценивают лицо 6 как обладающее большим энергетическим потенциалом, чем психологи с внешней мотивацией. Обратная ситуация у педагогов.

    

    Лицо 7. 

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния фактора «профессия»  по шкале «справедливый-несправедливый» (ст.св.1, F=4,163, р=0,046, рис.45).  Анализ рисунка показывает, что педагогами лицо оценивается как более справедливое, чем психологами.

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект взаимодействия факторов «профессия»  и «мотивация»  по шкале «честный-неискренний» (ст.св.2, F= 3, 780, р=0,028, рис.46). Анализ рисунка позволяет заключить, что психологами с внешней мотивацией лицо оценивается как менее честное, чем психологами со средней и внутренней мотивацией. Педагогами с внешней мотивацией лицо оценивается как более честное.

    

    Лицо 8. 

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния фактора «профессия»  по шкале «вялый-энергичный» (ст.св.1, F=4,475, р=0,039, рис.49). Анализ рисунка показал, что психологи оценивают лицо как энергичное, педагоги как вялое.

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект взаимодействия факторов «профессия»  и «мотивация» по шкалам «разговорчивый-молчаливый» (ст.св.2, F=3,967, р=0,025, рис.47), «решительный-нерешительный» (ст.св.2, F=5,764, р=0,009, рис.48), «неуверенный-уверенный» (ст.св.2, F=4,502, р=0,019, рис.50), «несамостоятельный-самостоятельный» (ст.св.2, F= 4,380, р=0,015, рис.51). Анализ рисунков позволяет заключить, что психологи с внутренней мотивацией оценивают данное лицо как более разговорчивое, чем педагоги с внутренней мотивацией.  Психологи со средней мотивацией оценивают лицо как решительное, а с внешней - как нерешительное. Педагоги с внешней мотивацией оценивают лицо как решительное, а со средней - как нерешительное.

    Психологи со средней мотивацией оценивают  лицо как уверенное в себе и  самостоятельное, с внутренней и  внешней – как неуверенное  и несамостоятельное. Педагоги со средней  мотивацией оценивают лицо как неуверенное  в себе и несамостоятельно, а с  внутренней и внешней -  как уверенное  и самостоятельное.

    

    Лицо 9.

    Обнаружен статистически значимый достоверный  эффект влияния фактора «мотивация»  по шкале «добрый-эгоистичный» (ст.св.2, F=4,490, р=0,016, рис.52). Анализ рисунка позволяет заключить, что профессионалы со средней мотивацией оценивают лицо как доброе, с внутренней мотивацией - как эгоистичное.

Информация о работе Связь различных «слоев образа мира» с профессиональным опытом личности