Связь различных «слоев образа мира» с профессиональным опытом личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:00, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучение специфики слоев образа мира в зависимости от характера профессиональной деятельности.
В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи:
Изучение специфики ядерного слоя образа мира.
Изучение специфики семантического слоя образа мира.
Изучение взаимосвязи ядерного и семантического слоев образа мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Образ мира как теоретический конструкт……………………………………..……..5
1.1. Введение и разработка понятия образа мира в рамках деятельностного подхода…...…5
1.2.Разработка понятия образ мира в рамках психологии субъективной семантики……...10
1.3.Профессия человека как инвариант его образа мира…………………….........................17
1.4. Выводы по содержанию литературного обзора………………………………….………23
Глава 2. Специфики ядерного и семантического слоев образа мира профессионалов (эмпирическое исследование)……………………………………………………………….....24
2.1.Методика……………………………………………………………………………………25
2.2. Результаты и обсуждение………………………………………………..………..………30
2.2.1. Структура трудовой мотивации в группе психологов и педагогов ……………….…30
2.2.2. Сопоставление иерархий ценностных ориентаций в двух группах профессионалов.32
2.2.3. Анализ семантических универсалий, выделенных при оценивании понятия «Моя работа»………………………………………………………………………………………….40
2.2.4. Семантические универсалии, выделенные при оценке изображений лиц. …………42
2.2.5. Результаты дисперсионного анализа, проведенного по оценкам изображений лиц………...……………………………………………………………………………………..46
2.2.6. Критерии объединения групп сходных объектов психологами и педагогами……………………………………………………………………………………....55
2.2.7.1. Структура факторного пространства шкал при оценивании изображений лиц…...55
2.2.7.2. Структура факторного пространства изображений лиц и результаты кластерного анализа лиц для двух групп…………………………………..……………………………..…57
Глава 3. Общее обсуждение результатов………………………………………………….….59
3.1. Выводы по анализу результатов психодиагностических методик …………………….59
3.1.1. Заключение по результатам методики СТМ-2а………………………………….……59
3.1.2. Заключение по результатам методики Рокича…………………………………………59
3.1.3. Заключение по результатам шкалирования понятии «Моя работа»…………………61
3.1.4. Заключение по результатам анализа семантических универсалий, выделенных на основе оценки изображений лиц………………………………………………………….…...61
3.1.5. Заключение по результатам дисперсионного анализа оценок изображений лиц……………………………………………………………………………………………..62
3.1.6. Заключение по результатам факторного и кластерного анализа, примененных к оценкам изображений лиц………………………………………………………………..……63
Общие выводы ……………………………………………………………..…………..….64
Использованная литература……………………………………………………………..……..67

Работа содержит 1 файл

Диплом Дубчук Али .docx

— 354.72 Кб (Скачать)

    Таким образом, следы предшествующих деятельностей  обрабатываются на разных уровнях образа мира с их взаимным обогащением и  проникновением.

     Трехслойная модель образа мира в рамках данной концепции выглядит следующим образом (Серкин, 2008, с.91), (рис. 1):

    Рисунок 1. Трехслойная модель образа мира.

    Разрабатывая  концепцию Е.Ю. Артемьевой, В.П. Серкин так определяет понятие «образ мира» - это «понятие, введенное А.Н. Леонтьевым, для описания интегральной системы  значений человека» (Серкин, 2008, с. 88). Таким  образом подчеркивается, что образ  мира построен на основе выделения  значимого для системы реализуемых  субъектом деятельностей. 

    Также В.П. Серкин дает второе определение  образа мира как понятия, введенного А.Н. Леонтьевым для описания интегрального  идеального продукта процесса сознания, получаемого путем постоянной трансформации  чувственной ткани сознания в  значения.  При этом реализуемая  субъектом деятельность есть движущая сила изменения образа мира (Серкин, 2008, с. 89).

    Таким образом, в данных определениях с  одной стороны подчеркиваются составляющие образа мира, а с другой стороны - пути его образования.

    Для определения функций образа мира цитируемый автор считает необходимым  выделить его надсистемы. Надсистема -  это система, в которую входит данная система. По мнению В.П. Серкина  для образа мира существуют следующие  две надсистемы:

  1. Сознание. И тогда функция образа мира – переработка чувственной ткани в другие составляющие сознания. Образ мира, будучи продуктом процесса сознания, включается в формирование продуктов сознания как его подсистема и тем самым участвует в своем формировании и на уровне индивидуального бытия человека (системы субъективного опыта), и на уровне бытия общественно-культурного человека (системы объективированного опыта).
  2. Образ жизни как совокупность актуальных деятельностей субъекта. Функция образа мира исходит из ответа на вопрос «для чего» осуществляется та или иная деятельность, и образ мира обеспечивает информационно-целевой аспект образа жизни (Серкин, 2008).

    Исходя  из выделенных надсистем образа мира, В.П. Серкин выделяет следующие функции  образа мира:

  1. Иерархизация деятельностей: направление, подкрепление, целеполагание, произвольность.
  2. Генерация предметных гипотез: познание, ориентировочная основа деятельности. 
  3. Хранение форм значений: систематизация, опознание, актуализация.
  4. Рефлексия: регуляция, контроль, оценка, прогноз.
  5. Функционирование форм значений в деятельности.

    Развивая  идеи Е.Ю. Артемьевой, В.П. Серкин уточняет определение ядерного слоя образа мира. Согласно автору,  ядерный слой характеризуется  как «целемотивационный комплекс, в  который включается не только мотивация, но и наиболее обобщенные принципы, критерии отношений, основы эталонных  систем», а его составляющими  являются личностные смыслы (Серкин, 2008, с. 94). Эту мысль также подчеркивает А.А. Леонтьев, указывая на то, что строительным материалом образа мира являются личностные смыслы (Леонтьев, 1997). Таким образом, Серкин с одной стороны сужает понятие «образа мира», а с  другой стороны – отмечает в нем  важную составляющую, без которой  невозможно пристрастное отношение  к действительности и не будет  соблюден принцип субъектности.

    Анализируя  работы Д.А. Леонтьева, можно предположить, что следующие, выделенные им виды смысловых  структур могут входить в ядерный  слой образа мира: личностный смысл, понимаемый как составляющая сознания; смысловой  конструкт; смысловая установка; смысловая  диспозиция, понимаемая как отношение  к объектам и явлениям действительности, имеющим для субъекта устойчивый жизненный смысл; мотив и личностная ценность (Леонтьев, 2003)

    В теории деятельности А.Н. Леонтьева, мотив  понимается как материальный или  идеальный, непосредственно данный или лишь представляемый предмет  потребности, который задает деятельность  и выполняет функции ее побуждения и направления, а также смыслообразования - придания личностного смысла целям, обстоятельствам и структурным  единицам деятельности (действиям, операциям), способствующим или препятствующим реализации мотива деятельности (Леонтьев, 1993). От того, каким мотивом побуждается  деятельность, нередко зависит ее эффективность и качественные особенности  ее протекания. Влияние мотивации  субъекта на его восприятие и поведение  в целом отмечается и в рамках социальной психологии (Motivated social perception, 2003, с. 314). Источником побудительной силы мотива выступают актуальные потребности и ценности.

    Ценности  – «устойчивое убеждение в  том, что определенный способ поведения  или конечная цель существования  предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный  или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» (Rokeach, 1973, с. 5). Человеческие ценности характеризуются следующими признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хоть и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах (там же, с. 3).

    Стоит отметить, что влияние мотивации  субъекта, его ценностей на восприятие было доказано еще в классических экспериментах школы New Look, например, Брунера и Постмана  (Bruner, Postman, 1949; Bruner, Postman, 1947). Влияние мотивации субъекта на восприятие также изучалось в рамках психоаналитического подхода (Klein, 1970).

    Подчеркнем, что ядерный слой образа мира находится  в тесной взаимосвязи с семантическим  и перцептивным слоями. На все три  слоя решающее значение оказывает ведущая  деятельность субъекта, которая и  является тем фактором, что способствует формированию и дальнейшей модификации  образа мира.  

    
    1. Профессия  как инвариант  образа мира.

    Зачастую  основным, ведущим видом деятельности взрослых людей является их профессиональная деятельность.  Профессия – это  совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В рамках каждой профессии  выделяется специальность – конкретная форма деятельности, которая характеризуется  специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовкой субъекта (Дружинин, 2001).

    Е.А. Климов в монографии «Образ мира в  разнотипных профессиях» выделяет пять видов профессий и приводит характерное для них видение  мира. Это профессии типа человек-человек; человек-техника; человек-художественный образ; человек-знак; человек-природа (Климов, 1995).

    Климов  делает следующие выводы: 1) образы окружающего  мира существенно различны у представителей различных профессий; 2) в описаниях  разных профессий социум квантуется по-разному, что может свидетельствовать  о  различиях в представлениях людей  разных профессий; 3) существуют специфические различия в картине  предметной отнесенности гнозиса  разнотипных  профессионалов; 4) профессионалы живут  в разных субъективных мирах.

    После психологического анализа описаний профессий Е.А. Климов делает заключение, что специфика профессиональной деятельности детерминирует и некоторую  специфику образа мира, то есть профессия  является фактором типизации образа мира (Климов, 1995).

    Согласно  специалистам в области психологии труда, профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности; формирует сходные  интересы, установки, черты личности, манеру поведения и так далее. Это связанно с формированием  профессиональной мотивации, структур профессиональных способностей, знаний, умений, навыков  (Дружинин, 2001). Профессиональное видение мира, согласно исследователям, формируется не сразу, но постепенно. На данный процесс оказывают большое  влияние такие факты как обучение, адаптация, деструкции. После обучения, как фактора приближения индивидуального  образа мира к групповому инварианту, наступает период адаптации субъекта к профессии. Адаптация есть процесс  активного согласования человеком  своих индивидуальных особенностей с условиями внешней среды (требованиями рабочего места, особенностями партнеров, социальных групп и так далее), обеспечивающими успешность его  профессиональной деятельности полноценную  личностную самореализацию во всех сферах жизнедеятельности. Адаптация являет собой фазовый процесс периодических  изменений ее форм, обусловленных  динамикой совокупности биологических, личностных, профессиональных особенностей человека как субъекта деятельности. Эти фазы проявляются в периодических  изменениях структуры профессионально  важных качеств, в периодизации профессиональной карьеры и так далее.

    Исследователи в области психологии труда предполагают, что в случае успешной адаптации  человека к профессии и реализации его в ней, может сформироваться индивидуальный стиль деятельности как своеобразная система психологических  средств, которые использует человек  для наилучшего согласования своей  индивидуальности с объективными требованиями работы. При неудачной адаптации  к профессии могут возникнуть профессиональные деструкции – постепенно накопившиеся устойчивые изменения  сложившейся структуры и содержания деятельности, структуры личности субъекта. Как показывают исследования, они  негативно сказываются на производительности труда субъекта, на его удовлетворенность  своим трудом, межличностных взаимодействиях, а также на развитие личности в  целом. Например, при профессиональной деструкции в профессии «педагог»  выявлено появление агрессии. Возможными причинами этого могут быть индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность и  так далее (Толочек, 2008)

    Таким образом, установлено, что в процессе профессионализации изменяются многие свойства личности, в том числе  и наиболее стабильные характеристики (Карпов, 2005).

    Но  не только личность человека меняется в процессе профессионализации, но и восприятие субъекта претерпевает изменения. Так, в серии экспериментов  Артемьевой и ее сотрудников было показано, что профессиональные различия имеют проекцию в особенностях принятия объектов мира, не являющихся непосредственно  профессионально-значимыми, не говоря уже о профессионально значимых объектах (Артемьева, 1999). Эти факты  свидетельствуют в пользу того, что  субъективный мир человека, определяя  профессиональную направленность, сам  трансформируется, приближаясь к  профессиональному групповому инварианту – миру профессий. Понятие «мир профессии», введенный Артемьевой, означает групповой  инвариант, характеризующий особые для данной профессии акценты  восприятия и отражения объектов и ситуаций (Артемьева, 1999).  Мир  профессии тесно связан с семантическими характеристиками, и совокупность акцентов к миру может быть описана на языке  семантических структур.

    Стоит пояснить, что означает понятие «инвариант». А.А. Леонтьев, применивший данное понятие  к образу мира, считал, что наряду с индивидуально-личностным видением мира, существуют инварианты образа мира – абстрактные модели, описывающие  общие черты в видение мира различными людьми. Инвариантный образ  мира непосредственно соотнесен  со значениями и другими социально  выработанными опорами, а не с  личностно-смысловыми образованиями  как таковыми (Леонтьев, 1997). С теоретической  точки зрения таких инвариантов  может быть огромное количество, все  зависит от социальной структуры  общества, культурных и языковых различий в нем и так далее. Предполагается, что процесс обучения может быть понят как процесс формирования инвариантного образа мира, социально  и когнитивно адекватного реальностям  этого мира и способного служить  ориентировочной основой для  эффективной деятельности человека в нем. Инвариантами являются, например, особенности национальной культуры и национальной психологии, профессия. Данное заключение и позволило Е.Ю. Артемьевой интерпретировать понятие  «мир профессии» как групповой инвариант.

    И.Б. Ханина использует аналогичное понятию  «мир профессии» понятие «профессиональное  видение мира» как инвариант  образа мира (Ханина, 2008), подчеркивая, что профессиональное видение мира – это система отношений специалиста-профессионала  с объектами мира. 

    По  И.Б. Ханиной в структуру профессионального  видения мира входят (Ханина, 2008):

  1. Профессиональная семантика, которая рассматривается со стороны становления профессиональной системы значений. Так, одни и те же профессиональные значения в зависимости от опыта субъекта имеют различный онтологический статус. Например, для специалистов-профессионалов значения  являются «реальными», а для неспециалистов – «декларативными», то есть не апробированными в собственной практической деятельности. Таким образом, профессиональную семантику можно трактовать как перестройку в процессе профессионализации человека декларативных профессиональных значений в реальные.
  2. Особенности профессионального отражения ситуации. Многие значения предметного мира для субъекта ассоциируются с контекстом его деятельности, с теми объективными условиями предметных ситуаций, в которых протекает его деятельность. Возможно, это связано со спецификой генерации гипотез (Смирнов, 1985) Так, человек перед восприятием новой информации уже генерирует гипотезы, предположения о ней и делает это на основе всего предшествующего опыта. Гипотезы, генерируемые на основе профессионального опыта, со временем начинают носить более детализированный характер и реже кардинально модифицироваться. Можно предположить, что в итоге гипотезы, получающие частое подтверждение, начинают распространяться и на сферы не являющиеся профессионально значимыми.
  3. Особенности профессионального межличностного восприятия. Любая конкретная деятельность требует от человека определенных личностных качеств. По мере того, как субъект вовлекается в деятельность, у него создается тенденция отмечать в себе и в других прежде всего те качества, наличие которых обеспечивает успешное протекание совместной деятельности или своей собственной. Чем дольше человек включен в профессию, тем вероятнее, что тенденция воспринимать других  людей с профессиональной точки зрения станет устойчивой (Бодалев, 1982). На это указывает  О.Г. Кукосян (Кукосян, 1981). Он предполагает, что различия в восприятии других людей разными профессионалами проявляются  в своеобразии отражения различных сторон внешности и внутреннего мира познаваемого человека; в неодинаковом отражении сторон объекта познания; в различном соотношении конкретно-чувственного, абстрактно-логического и эмоционального компонентов впечатления от другого человека; в тенденции воспринимать и отражать те стороны внешнего облика и поведения, внутреннего мира субъекта, которые представители данной профессии считают наиболее значимыми. Это относится к первому впечатлению о человеке, восприятию внешности, внутреннего мира.

Информация о работе Связь различных «слоев образа мира» с профессиональным опытом личности