Связь различных «слоев образа мира» с профессиональным опытом личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:00, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучение специфики слоев образа мира в зависимости от характера профессиональной деятельности.
В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи:
Изучение специфики ядерного слоя образа мира.
Изучение специфики семантического слоя образа мира.
Изучение взаимосвязи ядерного и семантического слоев образа мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Образ мира как теоретический конструкт……………………………………..……..5
1.1. Введение и разработка понятия образа мира в рамках деятельностного подхода…...…5
1.2.Разработка понятия образ мира в рамках психологии субъективной семантики……...10
1.3.Профессия человека как инвариант его образа мира…………………….........................17
1.4. Выводы по содержанию литературного обзора………………………………….………23
Глава 2. Специфики ядерного и семантического слоев образа мира профессионалов (эмпирическое исследование)……………………………………………………………….....24
2.1.Методика……………………………………………………………………………………25
2.2. Результаты и обсуждение………………………………………………..………..………30
2.2.1. Структура трудовой мотивации в группе психологов и педагогов ……………….…30
2.2.2. Сопоставление иерархий ценностных ориентаций в двух группах профессионалов.32
2.2.3. Анализ семантических универсалий, выделенных при оценивании понятия «Моя работа»………………………………………………………………………………………….40
2.2.4. Семантические универсалии, выделенные при оценке изображений лиц. …………42
2.2.5. Результаты дисперсионного анализа, проведенного по оценкам изображений лиц………...……………………………………………………………………………………..46
2.2.6. Критерии объединения групп сходных объектов психологами и педагогами……………………………………………………………………………………....55
2.2.7.1. Структура факторного пространства шкал при оценивании изображений лиц…...55
2.2.7.2. Структура факторного пространства изображений лиц и результаты кластерного анализа лиц для двух групп…………………………………..……………………………..…57
Глава 3. Общее обсуждение результатов………………………………………………….….59
3.1. Выводы по анализу результатов психодиагностических методик …………………….59
3.1.1. Заключение по результатам методики СТМ-2а………………………………….……59
3.1.2. Заключение по результатам методики Рокича…………………………………………59
3.1.3. Заключение по результатам шкалирования понятии «Моя работа»…………………61
3.1.4. Заключение по результатам анализа семантических универсалий, выделенных на основе оценки изображений лиц………………………………………………………….…...61
3.1.5. Заключение по результатам дисперсионного анализа оценок изображений лиц……………………………………………………………………………………………..62
3.1.6. Заключение по результатам факторного и кластерного анализа, примененных к оценкам изображений лиц………………………………………………………………..……63
Общие выводы ……………………………………………………………..…………..….64
Использованная литература……………………………………………………………..……..67

Работа содержит 1 файл

Диплом Дубчук Али .docx

— 354.72 Кб (Скачать)

    Исходя  из анализа результатов, можно заключить, что фактор «профессия» статистически  значимо оказывает влияние на оценивание изображений лиц по определенным шкалам. По анализу полученных результатов  можно заключить, что в целом  психологи оценивают лица 1, 2, 4, 8 как более сильные и активные, чем группа педагогов. Исключение составляет 7 лицо, которое педагоги оценили  как более справедливое, чем психологи.

    Фактор  «мотивация» также оказывает  статистически значимое влияние  на оценивание изображений лиц. Анализ полученных результатов позволяет  предположить, что профессионалы  с внутренней мотивацией чаще приписывают  лицам такие характеристики, связанные  с общим уровнем нервного напряжения, как раздражительность (4 лицо), суетливость (4), напряженность (2), нерешительность (1), эгоистичность (5, 9 лица), злость (5), то есть негативные характеристики.  Возможно, это связано с эмоциональным  выгоранием профессионалов с внутренней мотивацией.

    Профессионалы со средней мотивацией в отличие  от других подгрупп чаще оценивают  лица как дружелюбные (2 лицо), добрые (2, 9), безответственные (5), уверенные  в себе (7),  то есть дают оценки по шкалам расположенности к другим. 

    На  оценивание изображений лиц по большинству  шкал статистически значимое влияние  оказывает взаимодействие факторов профессии и мотивации. Исходя из анализа результатов, можно заключить, что психологи с внутренней мотивацией оценивают лица 2, 5, 6 как более  обаятельные и дружелюбные и  обладающие большим энергетическим потенциалом, чем педагоги с внутренней мотивацией. В данных лицах изображение  рта либо прямое, либо уголки рта  подняты вверх. 

    Педагоги  с внутренней мотивацией оценивают  лица 4 и 8 как обладающие большим  энергетическим потенциалом, чем психологи. В данных двух лицах уголки рта  опущены вниз.

    Психологи с внешней мотивацией дают более  негативную оценку лицам 2, 6, 7 чем педагоги с внешней мотивацией. В данных лицах наклон бровей имеет следующую  конфигурацию / \.

    Особое  внимание стоит обратить на шкалы, по которым получены значения уровней  значимости р<0,01. Фактор профессии  влияет на шкалу «решительный-нерешительный» по первому лицу (ст.св.1, F=7,791, р=0,007) (Приложение 15, рис.14). Психологи в целом оценивают лицо как решительное, в отличии от педагогов. Во втором лице фактор профессии влияет на шкалы «слабый-сильный» (ст.св.1, F=9,191, р=0,004, рис.16) и «разговорчивый-молчаливый» (ст.св.1, F=7,835, р=0,007, рис.17). Психологи в целом оценивают лицо как более сильное и более разговорчивое, чем педагоги. Таким образом, фактор профессии оказывает наибольшее влияние на оценку силы. Возможно, здесь имеет место проецирование силы и активности, важных для психологов как ценности в жизни, на восприятие лиц.

    Фактор  мотивации оказал наибольшее влияние  на такие шкалы во втором лице как  «расслабленный-напряженный» (ст.св.2, F=5,991, р=0,004, рис.21), «враждебный-дружелюбный» (ст.св.2, F=7,565, р=0,001, рис.22) и в пятом лице на шкалу «добрый-эгоистичный» (ст.св.2, F=5,814, р=0,005, рис.35). Профессионалы с внутренней мотивацией воспринимают лицо 2 как напряженное и враждебное, а лицо 5 как эгоистичное. Причем для педагогов данная тенденция выражена сильнее.  Можно предположить, существование эмоционального выгорания у профессионалов с внутренней мотивацией и возникающего в связи с этим раздражения и негатива.

    Взаимодействие  факторов мотивации и профессии  наиболее сильно проявилось при оценивании такой шкалы в лицах 4 и 8 как  «решительный-нерешительный» (ст.св.2, F=5,747, р=0,002, рис.29 и рис. 48). Причем, если лицо 4 психологами с внутренней мотивацией воспринимается как нерешительное, а с внешней и средней - как решительное, то педагогами с внутренней мотивацией и внешней оно воспринимается как решительное, а со средней – как нерешительное. Лицо же 8 психологами и педагогами с внутренней мотивацией воспринимается одинаково, как среднее по уровню решительности. Психологами со средней мотивацией – как нерешительное, с внешней – как скорее решительное, но разрыв несущественен. В группе же педагогов со средней мотивацией лицо воспринимается как нерешительное, а с внешней мотивацией как решительное. Таким образом, в обеих группах профессионалами с внешней мотивацией лица воспринимаются как решительные.

      Лицо 6 психологами с внешней мотивацией  воспринимается как непривлекательное,  а со средней и внутренней  – как привлекательное. Для  педагогов наоборот (шкала «обаятельный-непривлекательный», ст.св.2, F=10,493, р=0,000, рис. 41). Учитывая, что психологи с внешней мотивацией также воспринимают лицо как пассивное, нерешительное, неэнергичное, можно предположить, что наклон бровей /\ воспринимается как признак слабости и вялости, что является противоположностью ведущих ценностей в данной группе, что и вызывает негативное отношение. В тоже время лица с наклоном бровей \/ воспринимаются как сильные и решительные (лица 5, 4). В группе же педагогов с внутренней мотивацией есть аналогичное негативное отношение к лицам с наклоном бровей /\, например (2, 6, 7). Лица с наклоном бровей \/  оцениваются педагогами с внутренней мотивацией также как более сильные (лица 4 и 5)

    Лицо 5 (шкала «раздражительный-невозмутимый», ст.св.2,  F=8,463, р=0,01, рис.40) группами психологов с внутренней и средней мотивацией воспринимается как менее невозмутимое, чем группой с внешней мотивацией. А педагогами с внутренней и средней мотивацией – как более невозмутимое, чем педагогами с внешней. Несмотря на то, что данное лицо выражает достаточно насыщенную активную эмоцию (варьируют оба графических признака) психологами с внешней мотивацией и педагогами с внутренней мотивацией оно воспринимается как невозмутимое.  Невозмутимость и раздражительность связаны с внутренней гармонией и свободой от противоречий, то есть со спокойствием и с уверенностью в себе. По данным методики Рокича ценность уверенности в себе является приоритетной у группы психологов с внешней мотивацией и у группы педагогов с внутренней мотивацией.  Возможно, в данном случае профессионалы проецируют желаемые характеристики на изображение лица.

    Таким образом, можно предположить, что  приоритетные ценности в жизни являются значимыми и при оценке изображений  лиц.  Возможно, сквозь них «преломляется» восприятие профессионала.

    2.2.7. Критерии объединения  групп сходных  объектов психологами  и педагогами.

    2.2.7.1. Структура факторного  пространства шкал  при оценивании  изображений лиц.

    Факторный анализ – это статистическая процедура, используемая для выявления относительно небольшого количества глубинных конструктов, которые можно использовать для  представления отношений между  многочисленными наблюдаемыми переменными. (Гусев, Измайлов, Михалевская, 1998; Митина, Михайловская, 2001). Главная цель факторного анализа – уменьшение размерности  исходных данных с целью их экономного описания при условии минимальных  потерь информации. В данном исследовании цель применения факторного анализа  – выявление тех конструктов, которые стоят за восприятием  и оценкой изображений лиц  по шкалам личностного семантического дифференциала в двух группах  профессионалов и их сопоставление.

    По  усредненным данным оценки изображений  лиц каждой группы профессионалов был  проведен факторный анализ. В группе психологов при факторизации шкал было выделено два фактора (см. Приложение 16). В первый фактор вошли следующие полюса шкал: Обаятельный (-0,969); Справедливый (-0,933); Добрый (-0,933); Расслабленный (-0,989); Открытый (0,966); Отзывчивый (0,921); Дружелюбный (0,977); Общительный (0,919). На основании анализа факторных нагрузок переменных можно сделать вывод, что это фактор оценки.

    Во  второй фактор вошли следующие полюса шкал: Слабый (-0,988); Деятельный (-0,944); Решительный (-0,995); Независимый (0,989); Энергичный (0,946); Уверенный (0,989); Самостоятельный (0,990). На основании анализа факторных нагрузок переменных можно сделать вывод, что это фактор силы. Аналогичные факторы были выделены и в группе педагогов, но с другими факторными нагрузками (см. Приложение 17).

    В первый фактор вошли полюса шкал:Обаятельный (-0,941); Добрый (-0,927); Справедливый (-0,957); Расслабленный (-0,939); Открытый (0,930); Отзывчивый (0,948); Дружелюбный (0,975); Невозмутимый (0,909). На основании анализа факторных нагрузок переменных можно сделать вывод, что это фактор оценки.

    Во  второй фактор вошли следующие полюса шкал: Слабый (-0,991); Деятельный (-0,954); Решительный (-0,941); Независимый (0,944); Энергичный (0,923); Уверенный (0,951); Самостоятельный (0,971). На основании анализа распределения факторных нагрузок по переменным можно сделать вывод, что это фактор силы.

    Таким образом, в факторе «оценка» в  группе психологов наибольшие факторные нагрузки приходятся на шкалы «расслабленный-напряженный», «враждебный-дружелюбный», «обаятельный-непривлекательный», а в группе педагогов - на шкалы «враждебный-дружелюбный», «справедливый-несправедливый», «черствый-отзывчивый». Можно предположить, что в группе психологов ведущие шкалы при оценивании лица – это шкалы симпатии/антипатии и уровня напряженности, а в группе педагогов – отзывчивости и справедливости. Обращает на себя внимание тот факт, что если в группе психологов основные факторные нагрузки в факторе оценки приходятся на шкалу напряженности, то в группе педагогов – на шкалу справедливости, что согласуется с предпочтением в группе психологов активных ценностей в  жизни, а группой педагогов – абстрактных ценностей.

    В факторе «сила» наибольшие факторные  нагрузки для группы психологов приходятся на шкалы «решительный-нерешительный», «несамостоятельный-самостоятельный», «зависимый-независимый», «неуверенный-уверенный», а для группы педагогов – «слабый-сильный», «несамостоятельный-самостоятельный», «деятельный-пассивный». Можно предположить, что в группе психологов в факторе силы ведущие шкалы независимости, а в группе педагогов – самостоятельной деятельности.

    2.2.7.2. Структура факторного пространства изображений лиц и результаты кластерного анализа для двух групп.

    Были  выделены факторные структуры схематических  изображений лиц (см. Приложение 18). В обеих группах профессионалов выделилось два фактора.

    В группе психологов в первый фактор вошли второе (-0,934),  шестое (-0,905), пятое (0,855), девятое (0,848), третье (0,834) лица. На полюсах данного фактора варьирует наклон бровей. Во второй фактор вошли лица седьмое (-0,963), первое (-0,786), четвертое (0,955), восьмое (0,974). На одном полюсе фактора уголки губ подняты вверх, на другом вниз.

    В группе педагогов в первый фактор вошли лица четвертое (-0,946), восьмое (-0,974), первое (0,950), седьмое (0,956), пятое (0,759). На одном полюсе фактора уголки губ опущены вниз, а на другом вверх. Во второй фактор вошли лица шестое (-0,888), второе (-0,862), третье (0,842), девятое (0,708), пятое (0,605). На полюсах данного фактора варьирует наклон бровей.

    Таким образом, в двух группах профессионалов лица, входящие  в факторы, схожи, кроме пятого лица. Однако, порядок факторов в группах различен: фактор, который оказался ведущим для группы психологов (фактор 2, процент объяснительной дисперсии - 52,079), для педагогов является вторым фактором (фактор 2, процент объяснительной дисперсии 35,424), и наоборот, у психологов в фактор 1 процент объяснительной дисперсии 47,118, а у педагогов - 51,276. На основании этих результатов можно предположить, что для психологов при оценке лиц ведущим параметром является наклон бровей, а для педагогов – положение уголков рта. И, соответственно, можно предположить, что пятое лицо объединяется психологами в первый фактор по критерию наклона бровей, а педагогами в первый фактор – по критерию уголков губ. 

    Также стоит отметить, что девятое лицо с прямыми бровями и прямым ртом в обеих группах профессионалов объединяется с полюсом фактора, где наклон бровей имеет такую  конфигурацию - \/.

    В контексте решаемой нами задачи кластерный анализ имеет ту же цель, что и  факторный анализ. Оба метода направлены на выявление групп, в состав которых  входят объекты, более сходные друг с другом, чем с представителями  других групп. (Наследов, 2008, с. 338). При этом кластерный анализ - это процедура упорядочивания объектов в сравнительно однородные классы на основе попарного сравнения этих объектов по предварительно определенным и измеренным критериям (Наследов, 2008, с.329). В данном исследовании кластерный анализ применялся для повышения надежности вывода о результатах группировки лиц. В группе психологов при анализе таблицы последовательности шагов агломерации резкий скачок расстояния между кластерами наблюдается между 4 и 5 шагом. Отсюда заключаем, что оптимальное число кластеров равно 4 (число объектов минус пять шагов). Таким образом, выделяем в группе психологов кластер 4 (4 и 8 лица), 2 (2 и 6 лица), 1 (1 и 5 лица), 3 (3 и 9 лица) (рис. 53).

    Рисунок 53. Дендрограмма для психологов.

    В группе педагогов при анализе таблицы последовательности шагов агломерации резкий скачок расстояния между кластерами наблюдается между 3 и 4 шагами. Отсюда оптимальное число кластеров пять. Следовательно, в группе педагогов выделены следующие кластеры: кластер 4 (4 и 8 лица), 1 (1 и 7 лица), 2 (2 и 6 лица), 1 (1 и 5 лица), 3 (3 и 9) (рис. 54).

    Рисунок 54. Дендрограмма для педагогов.

    Таким образом, главное отличие между  кластерами двух групп заключается  в кластере 1, который в случае психологов объединяет 1 и 5 лица, а в  случае педагогов вначале 1 и 7, и  затем 1 и 5 лица.

Глава 3. Общее обсуждение результатов

    3.1. Выводы по результатам  психодиагностических  методик. 

    3.1.1. Заключение по  результатам методики  СТМ-2а.

    Анализ  результатов, полученных по методике СТМ, выявил схожесть ведущих мотивов  в профессии в группах психологов и педагогов. Отличие заключается  в том, что для психологов важнее, чем для педагогов мотивы помощи людям и руководства. В группе же педагогов сильнее выражен  такой мотив к профессии как  общение.

Информация о работе Связь различных «слоев образа мира» с профессиональным опытом личности