Сущность мотивации в трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовойработы является изучение теоретических основ формирования проблем разработки и внедрения эффективной системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала ООО "Некст". Разработка рекомендации по созданию эффективной системы мотивации на предприятии.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическая основа формирования системы мотивации работников на предприятии
1.1 Сущность процесса мотивации и его влияние на трудовое поведение
1.2 Основные теории мотивации
1.3 Проблемы формирования мотивационного механизма на предприятии
Глава 2. Анализ управления трудовой мотивацией персонала на примере ООО "Некст" ("Мюнхенский дворик")
2.1 Характеристика ООО "Некст" ("Мюнхенский дворик), как объекта управления
2.2 Методики диагностики эффективности системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала
2.3 Аналитическая характеристика форм и систем стимулирования труда, используемых в ООО "Некст" ресторане "Мюнхенский дворик"
Глава 3. Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы мотивации персонала в ООО "Некст" ресторана "Мюнхенский дворик"
3.1 Формирование системы мотивационного менеджмента
3.2 Разработка программ по созданию системы мотивации
3.3 Совершенствование системы мотивации на основе прикладных методов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая по мотивации.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая  основа формирования системы мотивации  работников на предприятии

1.1 Сущность процесса  мотивации и его влияние на  трудовое поведение

1.2 Основные теории  мотивации

1.3 Проблемы формирования  мотивационного механизма на предприятии

Глава 2. Анализ управления трудовой мотивацией персонала  на примере ООО "Некст" ("Мюнхенский дворик")

2.1 Характеристика  ООО "Некст" ("Мюнхенский  дворик), как объекта управления

2.2 Методики диагностики  эффективности системы мотивации  и стимулирования трудовой деятельности персонала

2.3 Аналитическая  характеристика форм и систем  стимулирования труда, используемых  в ООО "Некст" ресторане  "Мюнхенский дворик"

Глава 3. Разработка рекомендаций по созданию эффективной  системы мотивации персонала  в ООО "Некст" ресторана "Мюнхенский дворик"

3.1 Формирование  системы мотивационного менеджмента

3.2 Разработка  программ по созданию системы  мотивации

3.3 Совершенствование  системы мотивации на основе  прикладных методов

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность  темы исследования является проблемы разработки и внедрения эффективной  системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала ООО "Некст" ресторана "Мюнхенский дворик эффективная система мотивации  и стимулирования трудовой деятельности персонала на предприятии.

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно превысить ее эффективность, а само понятие "управление персоналом" рассматривается в достаточно широком  диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное  совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки  и наилучшего производственного опыта.

Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических  и правовых отношений субъекта и  объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

Управление персонала  занимает ведущее место в системе  управления предприятием. Методологически  эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и метолы - аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

Исследование  развития теоретических представлений  о содержании и регулировании  мотивационных процессов в сфере  труда позволяет определить, что  по мере социально-экономического развития общества менялось направление вектора  мотивационных воздействий. От первоначальной ориентации строго на повышение производительности труда, т.е. стимулирования физической активности, мотивация постепенно стала ориентироваться на повышение качества труда и стимулирование творческой активности, инициативы и закрепления работников на предприятии.

Мотивация - это  один из основных элементов деятельности менеджера и она более сложна тем, что направлена на персонал предприятия, т.е. на живых людей.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен сделать это. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более образованны и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия.

Целью написания  курсовойработы является изучение теоретических основ формирования проблем разработки и внедрения эффективной системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала ООО "Некст". Разработка рекомендации по созданию эффективной системы мотивации на предприятии.

Для реализации поставленной цели решаются следующие  задачи:

- изучить сущность  процесса мотивации и его влияние  на трудовое поведение;

- проанализировать  используемые формы и системы стимулирования персонала;

- дать оценку  значимости факторов мотивации  труда;

- дать рекомендации  по формированию системы мотивации;

- дать рекомендации  по разработке программ и созданию  системы мотивации.

Объектом исследования является система мотивации персонала ООО "Некст" ресторана "Мюнхенский дворик".

Предметом исследования является мотивационный механизм на современном предприятии.

Теоретической базой исследования послужили труды  И.М. Воловской, Т.Г. Озерниковой, Д.В. Сафьянова, В.А. Углова, М.Т. Хромовских, публикации в периодических изданиях "Управление персоналом", "Персонал Микс" и др.

Информационной  базой послужили печатные издания  предприятия, статистическая информация, данные, собранные автором за время  прохождения преддипломной практики.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх разделов, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающих тридцать пять источников, пяти приложений. Основной текст изложен на 76 страницах.

Основное содержание работы. Во введении дано обоснование темы исследования, раскрыта его актуальность, сформулирована цель и задачи.

В первом разделе  была описана сущность процесса мотивации, его влияние на трудовое поведение, рассмотрены ее основные теории и  формирование мотивационного механизма на предприятии.

Во втором разделе  был проведен анализ управления трудовой мотивацией персонала на примере  ООО "Некст" ("Мюнхенский дворик").

В третьем разделе  даны рекомендации по созданию и внедрению  эффективной системы мотивации персонала ООО "Некст" ресторана "Мюнхенский дворик", а также даны предложения по совершенствованию системы мотивации.

Глава 1. Теоретическая  основа формирования системы мотивации  работников на предприятии

1.1 Сущность процесса  мотивации и его влияние на трудовое поведение

Одной из главных  задач любой организации является эффективное использование кадрового  потенциала, повышение профессионализма своих сотрудников. В связи с  этим изучение мотивационной сферы  позволяет выработать и реализовать  определенную программу привлечения и закрепления в организации высокопрофессиональных работников, разработать кадровый потенциал через мотивацию профессиональной активности, находить новые способы и механизм регулирования социально-трудовых отношений [1. С.34].

Под мотивацией понимается процесс побуждения человека при помощи внутри личностных и внешних  факторов к определенной деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общественных целей. С одной  стороны она представляет собой  внешнее по отношению к индивиду побуждение, а с другой используются внутренние "толчки". Кроме того, мотивация выступает как одна из функций управления и как побуждающая сила.

Выделяется прямой способ мотивации, к которому относится  нормативный (побуждение с помощью  идейно-психологических средств) и принудительный (властное воздействие с угрозой снижения возможностей удовлетворения потребностей работников); и косвенный способ мотивации, подразумевающий стимулирование (включение внешних факторов - стимулов) [2. С.59].

Мотив - это внутреннее побуждение, определяющее направленность активности человека в профессиональном поведении в целом. Мотив порождается определенной потребностью и выражает готовность к действию, побуждает к активности. Превращение мотива в главную движущую силу человеческого поведения означает его актуализацию.

Функции мотивов:

- ориентировочная  (направляет человека на такой  выбор поведения, который наиболее  приемлем в данной ситуации);

- смыслообразующая (означает субъективную значимость  выбранного поведения);

- опосредующая (опосредует в отношении личности внешние и внутренние побудители к действию и влияет на поведение);

- мобилизационная  (способствует мобилизации внутренних  резервов для реализации деятельности);

- оправдательная (закладывает отношения человека  к образу поведения, социальной норме).

Мотивация - это  вербальное поведение, направленное на выбор мотивов для объяснения, обоснования реального трудового  поведения.

Функция мотивации  заключается в том, что она  оказывает влияние на трудовой коллектив  предприятия в форме побудительных мотив к эффективному труду, общественного воздействия коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием. Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями. Реальная эффективность любых экономических мероприятий определяется их воздействием на отношения людей к труду [3. С.161].

Изменить отношения  людей к труду приказами и  указаниями нельзя, так как это  длительный эволюционный процесс, но его  можно ускорить, если трезво оценивать  конкретную ситуацию и учитывать  причины, ее породившие. К сожалению, руководители редко принимают в расчет социальные последствия принимаемых решений.

Основные параметры  трудовой деятельности с точки зрения мотивации представлены на рисунке 1.1

Рис.1.1 Основные параметры трудовой деятельности с  точки зрения мотивации

Руководители  всегда осознают, что необходимо побуждать  людей работать на организацию, но при  этом считают, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. В некоторых случаях такая  политика бывает успешной, хотя по существу она не верна. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации [4. С.17]. Люди, трудящиеся в современных организациях обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Эффективность мотивации, как и другие проблемы управленческой деятельности, всегда связаны с конкретной ситуацией.

1.2 Основные теории  мотивации

Поскольку проблематика трудовой мотивации - это широко изученная  область знания не только в отечественной, но и в мировой науке, разные исследователи  основываются на различных подходах и концепциях. Подходы делятся на две группы: содержательные и процессуальные.

Содержательные  теории стараются определить потребности  людей, побуждение их к действию, особенно при определении объемов и  содержания работ. Рассмотрим в краткой  форме теории и взгляды трех ученых, работы которых имели наибольшее значение для современных концепций мотивации. Это А. Маслоу, Ф. Герцберг и Д. МакКлелланд, а также К. Алдерфер.

Теории и иерархии потребностей А. Маслоу (1907-1970). Все человеческие потребности он разделил на пять групп  и назвал их базовыми потребностями." Пирамида" Маслоу показана на рисунке 1.2.

Рис.1.2." Пирамида" Маслоу

Первый уровень. Физиологические потребности, которые  являются необходимыми для жизни  и существования. Они включают потребности  в еде, питье, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный [2.С. 19]. О голодном нельзя сказать: "Не хлебом единым жив человек", потому что голодный человек живет именно хлебом и только хлебом. Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи? Происходит то, что у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности.

Информация о работе Сущность мотивации в трудовой деятельности