Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: настоящее исследование состояло в выявлении выбора стратегии самоутверждения и образа Я при разном уровне самооценки.

Содержание

Введение 2
Глава 1 .Постановка и решение проблемы самоутверждения личности в
психологии 7
1. Психоаналитическая парадигма: самоутверждение и самоощущение
2. Гуманистическая парадигма: самоактуализация и самореализация 18
3. Индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика Эриксона.27
Выводы 32
Глава 2. Психология юношества и стратегии самоутверждения личности
1. Юность как стадия жизненного пути 33
2. Процесс становления самосознания в юношестве 36
3. Самооценка старшеклассников 37
4. Стратегии самоутверждения 44

Выводы 53
Глава 3. Эмпирическое исследование выбора стратегий самоутверждения
личности и образ Я при разном уровне самооценки 55
1. Программа, этапы и методы эмпирического исследования 55
2. Анализ и обсуждение результатов, выводы 60
Заключение 70
Библиография 72
Приложение 76

Работа содержит 1 файл

Diplom.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

      4.0браз Я (категория рефлексивное Я) Гипотезы:

      Н0 : уровень признака в группе 2 не ниже уровня в группе 1 .

      Н1: уровень признака в группе 2 ниже уровня в группе 1.

      Uэмп =179

      Uкр = 122 для р< 0,05 и 98 для р< 0,01 

      Uэмп > Uкр

      Н0 принимается, уровень признака в группе 2 не ниже уровня в группе 1 .

      Гипотезы:

      Н0: уровень признака в группе 3 не ниже уровня в группе 2 .

      Н1: уровень признака в группе 3 ниже уровня в группе 2.

      Uэмп = 73 5 

      Uкр = 50 для р< 0,05 и 37 для р< 0,01 

      Uэмп > Uкр

      Н0 принимается, уровень признака в группе 3 не ниже уровня в группе 2 .

       Гипотезы:

      Н0: уровень признака в группе 3 не ниже уровня в группе 1 .

      Н1: уровень признака в группе 3 ниже уровня в группе 1.

      Uэмп = 108 

      Uкр =85 дляр< 0,05 и 66 для р< 0,01 

      Uэмп > Uкр  
 
 

      Н0 принимается, уровень признака в группе 3 не ниже уровня в группе 1 .

      Вывод:   первая группа превосходит вторую и третью по уровню самооценки, т.е. доминантные стратегии юношество выбирает при высоком уровне самооценки, а неуверенные стратегии при низком уровне самооценки.

      Значимых различий между выборками по уровню показателей выраженности стратегий самоутверждения и показателей категорий образа Я нет.

      При помощи метода ранговой корреляции Спирмена определим тесноту (силу) и направление корреляционной связи между показателями выраженности стратегий самоутверждения и показателями категорий образа Я. Рассчитаем эмпирическое значение rs с помощью компьютерной программы «Statistica».

      Выбор неуверенной стратегии самоутверждения и 3 категории образа Я.

  1. категория - физическое Я    rs = -0,13, р = 0,4 Корреляция между показателями не отличается от нуля.
  2. категория - социальное Я   rs = 0,13, р = 0,3 Корреляция между показателями не отличается от нуля. Зкатегория - рефлексивное Я   rs = -0,03, р = 0,8 Корреляция между показателями не отличается от нуля. Выбор конструктивной стратегии самоутверждения и 3 категории образа Я. 1 категория - физическое Я     rs = 0,19, р = 0,18

      Корреляция между показателями не отличается от нуля.

      2 категория - социальное Я   rs = 0,02, р = 0,9

      Корреляция между показателями не отличается от нуля.

      Зкатегория - рефлексивное Я   rs = -0,15, р = 0,3

      Корреляция между показателями не отличается от нуля.

      Выбор доминантной стратегии самоутверждения и 3 категории образа Я.

  1. категория - физическое Я     rs = 0,05, р = 0,8 Корреляция между показателями не отличается от нуля.
  2. категория - социальное Я   rs = 0,001, р = 0,99

      Корреляция между показателями не отличается от нуля.

      Зкатегория - рефлексивное Я   rs = 0,006, р = 0,97

      Корреляция между показателями не отличается от нуля.

      Вывод: корреляционной связи между показателями выраженности стратегий самоутверждения и показателями категорий образа Я не обнаружено.

      Непременным сопутствующим качеством конструктивной стратегии поведения является социальный интерес. Социальный интерес значительно ниже при доминантной стратегии. Личность, часто прибегающая к доминантным стратегиям, имеет богатый опыт проецирования, сохраняющий ощущение всемогущества Я. В данном случае может быть большое количество ответов по категории «физическое Я». Для неуверенных стратегий самоутверждения характерно конформное, податливое, зависимое поведение и низкий социальный интерес.

      В нашем исследовании при математической обработке данных в компьютерной программе «Statistica» корреляционной связи между показателями выраженности стратегий самоутверждения и показателями категорий образа Я не обнаружено.

      Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Рефлексия - это размышление, полное сомнений и противоречий. Анализ собственного психического состояния. Рефлексия выводит молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяет занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основе понятия традиционных нравственных ориентации.   Результаты нашего исследования показали, что наибольшее количество ответов на вопрос « Кто Я?» относятся к категории рефлексивное Я, что видно из таблицы 1 (приложение 4). Преобладали такие характеристики образа Я, как: «веселый», «романтичный», «общительный», «медлительный», «влюбчивый», поэтичная», «люблю футбол» и т. д.

      Корреляционная связь между показателями выраженности стратегий I самоутверждения и показателями категорий образа Я возможна после четкого определения собственной идентичности. 

      Практические рекомендации.

      Какова обычная последовательность действий человека, который выбирает доминантную стратегию самоутверждения личности? «.. .Он, напрягая все силы, создает защищающую надстройку, сам не замечая этого. Он увеличивает свою осторожность, становится мелочным, ненасытным, старается расширить границы своего влияния и власти все дальше во времени и пространстве - и теряет при этом душевный покой, которым человек прежде всего обязан своим психическим здоровьем и способностью

      к действию. Все больше поднимается в нем недоверие к себе и другим...» [2, с. 36].

      Ясно, что такая стратегия не дает положительного результата. Больше того она вредна, причем во многих отношениях. Она предполагает насилие над окружающими, унижение их чувства собственного достоинства. Как следствие, такой человек оказывается одиноким.

      Актуализация же неуверенных стратегий снижает инициативу вообще, и, в частности, в межличностных контактах -- в сфере интимных, деловых, семейных и прочих отношениях. Неуверенные реакции фрустрируют не только потребности и чувства, но и желания, связанные с утверждением себя в собственных глазах. Возникает так называемый «комплекс выученной беспомощности»: такой человек даже не пытается браться за что-либо I сложное и требующее усилий с его стороны, поскольку заранее уверен, что I его постигнет неудача. И, как следствие, он легко подвержен внешним влияниям, становится лакомой добычей для манипуляторов.

      Необходимо развиваться и расти в личностном плане. Совершенствовать свой внутренний мир. Стремиться к самопознанию, развивать самоуважение, развивать в себе чувство эмпатии к другим людям. Нужно выбрать свой единственный вариант развития, читать книги, посещать музеи, посещать I тренинги личностного роста, совершенствоваться профессионально, научиться любоваться природой и радоваться жизни.

      Заключение

      Один из главных тезисов поведенческой психологии состоит в том, чтобы    сделать человека счастливым, научив приемам и навыкам коммуникации.     Оказалось, что научить этому просто, а вот сотворить то ценное, что человек может в себе утверждать - довольно трудно.

      Утверждение себя - вполне естественный процесс опосредованный личностным ростом индивида и его способностью решать жизненные задачи. Он продолжается всю жизнь, имеет свои этапы, закономерности, его можно проанализировать и предсказать.

      Наше внимание было посвящено юношескому возрасту, когда возникает проблема выбора жизненных ценностей, выбора внутренней позиции, поиск своего места в мире. И главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира.

      Проблема самоутверждения юношества - одна из перспективных областей психологии. Она сближает самые разные отрасли знания - этику, философию, медицину, требуя от исследователя знания системного подхода и основ экспериментальной психологии. В нашей работе мы затронули лишь малую толику вопросов, которые можно было бы поднять. Один из них - триадные отношения в семье в период юности, их глубокое исследование. Речь идет не столько о полной и неполной семье, стилях семейного воспитания, директивных позициях родителя и т. д., а о тех психологических тонкостях и нюансах, которые появились во внутрисемейных отношениях в новый для подростка период жизни.

      Еще один вопрос, который хотелось бы сформулировать, изучить и исследовать проблемы, связанные с ним - это проблема целостности Я, ненарушенности границ личности. Исследовать проблему 

      психологического пространства при самоутверждении подростков и взрослых людей.

      Работа, начатая нами, требует продолжения исследований на значительной выборке, включающей и дезадоптивных подростков, увеличения числа методик, в целях подтверждения и уточнения данных.

      Библиография

      1 .Адлер А. Индивидуально-психологическое лечение неврозов // Психотерапия, 1913, №4, с. 12-23.

  1. Адлер А. О нервическом характере. Под ред. Э. В. Соколова / Пер с нем. И. В. Стефанович. СПб.: Университетская книга, 1997а.
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М: Фонд «За экон. грамотность», 1995.
  3. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 19976.
  4. Альберта Р., ЭммонсМ. Самоутверждающее поведение. СПб., 1998.
  5. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 томах / Ред. В. Ф. Асмус. Т. 1. М.: Мысль, 1976.
  6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  7. ГрецовА.Г., Азбель А.А. Психологические тесты для подростков. Узнай себя: Питер, 2006.
  8. Иващенко А.В., Агапов B.C., Барышникова И.В. Методики изучения Я-концепции личности.: М.-2000.
 
      
  1. Кант И. Единственно возможное основание для доказательства бытия бога. Соч. в шести томах. Т. 1. М: Мысль, 1963, с. 391 -508.
  2. Кант И. О различных человеческих расах. Соч. В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 2. с. 443-462.
  3. Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 5.
  4. Коблинер В. Г. Женевская школа генетической психологии и психоанализ: параллели и расхождения // Шпиц Р., Коблинер В. Г. Первый год жизни. М: ГЕРРУС, 2000, с. 295-346.
  5. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.Лросвещение, 1989.

      )5. Кохут X. Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2003.

  1. Кэлвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. АПРЕЛЬ-ПРЕСС, ЭСКИМО-ПРЕСС: М.2000.
  2. Майстерманн-Зеегер Э. Вклад психоанализа в социальную психологию // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. /Пер. с нем. // Общ. ред. А. М. Боковикова. М.: Когито-Центр, МГМ, 2001, с. 326-371.
 
      
  1. МаслоуА. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997.
  2. МаслоуА. Мотивация и личность / Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 2001.
  3. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: М.: «Академия», 2000.
  4. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал, 1997, т. 18, № 5, с. 20 -- 31.
  5. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. М.: Флинта. Московский психолого-социальный институт, 2003.
  6. Нельсон-Ажоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
  7. Никитин Е. П. Объяснение -- функция науки. М.: Наука, 1970.
  8. Никитин Е. П. Природа обоснования (субстратный анализ). М.: Наука, 1981.
  9. Никитин Е. П. Открытие и обоснование. М.: Мысль, 1988.
  10. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.
  11. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ.
  12. Пошан Т., Дюма К. Абрахам Маслоу и Хайнс Кохут: сравнение // Иностранная психология, т, 1, № 1, 1993, с. 18 -- 26.
  13. Ремтмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. М.: Мир, 1994.
  14. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Рефлбук, К.: Ваклер, 1997.
  15. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии / Пер. с англ.

Информация о работе Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки