Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: настоящее исследование состояло в выявлении выбора стратегии самоутверждения и образа Я при разном уровне самооценки.

Содержание

Введение 2
Глава 1 .Постановка и решение проблемы самоутверждения личности в
психологии 7
1. Психоаналитическая парадигма: самоутверждение и самоощущение
2. Гуманистическая парадигма: самоактуализация и самореализация 18
3. Индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика Эриксона.27
Выводы 32
Глава 2. Психология юношества и стратегии самоутверждения личности
1. Юность как стадия жизненного пути 33
2. Процесс становления самосознания в юношестве 36
3. Самооценка старшеклассников 37
4. Стратегии самоутверждения 44

Выводы 53
Глава 3. Эмпирическое исследование выбора стратегий самоутверждения
личности и образ Я при разном уровне самооценки 55
1. Программа, этапы и методы эмпирического исследования 55
2. Анализ и обсуждение результатов, выводы 60
Заключение 70
Библиография 72
Приложение 76

Работа содержит 1 файл

Diplom.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

      Иными словами, неустойчивые стратегии проявляются в случаях, когда человек ощущает себя фрустрированным, робким, переживающим чувство вины, испытывающим давление со стороны Супер-Эго, закрытым и крайне озабоченным. Предполагается, что в таких состояниях или ситуациях самоутверждение осуществляется путем интроекции, вбирания в себя источников значения, ценности и силы. Человек становится конформным, податливым, зависимым. «Поглощение пищи является прообразом интроекции или, по крайней мере, таких форм, при которых психический процесс переживается и символизируется как физический (проглатывать, вводить, сохранять в себе). Интроекция и, как следствие, идентификация всегда содержит характерное переживание ранних первичных образов, хотя при идентификации с человеком Я также приравнивается к чужеродному объекту (***)» [17, с. 352]. Значит, неуверенные стратегии означают утверждение через присоединение, приравнивание, принятие ценности другого, значимого объекта идентификации. При такой форме самоутверждения актуализируются ранние детские переживания, напоминающие о собственной значимости, усиленной всемогущим объектом.

      идентичность, переосмыслив и переоценив^ ценцость собственного Я. Значит, если неуверенная стратегия обеспечивает «вход» в новую ситуацию (период, отношения и проч.), знакомство с «обстановкой», требованиями, ориентировку, поиск, апробирование себя, то доминантная стратегия (в норме) -- это ситуация «выхода» из периода ориентировки, проверка того, насколько хорошо были выполнены те или иные требования, произошло ли принятие новых социальных ориентиров. На каждой стадии, как утверждал Э. Эриксон, формируется новое качество Эго. Именно относительно них «индивидуум демонстрирует, что его эго, на данной стадии, обладает достаточной силой, чтобы интегрировать график роста и работы организма со структурой социальных институтов» [48, с. 345].

      Оценка собственной значимости требует большого мужества и сил, индивидууму бывает сложно справиться с интенсивно возрастающей тревогой и напряжением, и устранение их обретает форму «защиты по типу нападения». Нередко она осуществляется через проецирование неприятного, нежелательного, отвергаемого на внешние объекты. «Проекция -- это процесс, благодаря которому человек исключает не только все объекты и отдельные качества этих объектов, которые он не может терпеть в себе, но также неприятные чувства и ощущения, образы и желания, локализуемые им I в других людях или предметах» [17, с. 352].

      Доминантная стратегия операционально обнаруживается в стремлении I унизать, отказав в необоснованной просьбе, в желании продуцировать I негативные мысли и чувства, в снижении положительных оценок и чувств в отношении других людей, в наступательной инициации социального общения, где сразу устанавливаются неравновесные отношения. В Доминантной стратегии практически отсутствует аффилиация, устанавливается власть над ситуацией, людьми, миром в целом. Иными словами, доминантные стратегии актуализируются на фоне переживания человеком высокой степени открытости опыту, возможно, вызванной необходимостью, демонстрируемой беззаботностью компенсаторного характера, и такой же эмоциональной устойчивостью, компенсирующей повышенный нейротизм, смелостью, низким чувством вины и нефрустрированностью. Доминантные стратегии сопровождаются удачной экстернализацией конфликтов, которые и осуществляются посредством их проецирования вовне.   Личность, часто прибегающая к доминантным стратегиям, имеет богатый опыт проецирования, сохраняющий ощущение всемогущества Я. Такой тип личности получил название доминантной личности.

      Конструктивная стратегия. Самый большой вес в совокупности стратегий самоутверждения личности занимают конструктивные реакции. I Они определяют тип личности и уровень ее психического здоровья. I Конструктивность означает способность человека поддерживать ценность 1 собственного Я, не снижая ценности Я другого человека. А. Адлер

      использовал специальный термин -- конструктивное превосходство, которое 1 означает превосходство человека над самим собой; это стремление к I личностному росту путем изменения себя, достижения новых высот и 1 ценностей. Конструктивное превосходство существует наряду с двумя I другими тенденциями -- неуверенным поведением и доминированием 1 (личным превосходством).

      I Конструктивность проявляется на всех этапах жизни и означает обретение I собственной ценности и способность действовать в соответствии с ней. I Операционально конструктивность проявляется в умении сказать «нет» в I ответ на необоснованную просьбу, способность уверенно действовать в I строго регламентированных, так называемых «сервисных» ситуациях, I умение адекватно выражать собственное мнение, позитивные и негативные I Щели и чувства, способность легко и спонтанно коммуницировать.

      Актуализация конструктивных стратегий происходит в период I Армирования новой ценности Я, в ситуациях, не требующих от человека 

      ориентировок и оценки. Безусловно, нельзя утверждать, что конструктивные стратегии не возникают ни в период «входа» в новые условия жизни, ни в период, когда осуществляется оценка новой ценности. Однако их задача в сложные периоды жизни состоит в согласовании всех трех стратегий, в анализе ситуаций, а также в контроле за объемом неуверенности и доминантности.

      Это означает, что конструктивные стратегии возникают при соответствующем внутреннем состоянии субъекта, которое характеризуется открытые опыту, контролем своих желаний и чувств, мотивированностью, т.е. оптимальным для достижения продуктивности уровнем возбуждения, отсутствием робости, нефрустрированностью и переживаниями, связанными с чувством вины. Конструктивные стратегии сопровождаются средним уровнем фрустрированности. Относительно состояния вины, страха и фрустрации высказывались очень многие выдающиеся ученые, указывая на то, что все эти симптомы, оптимально ощущаемые человеком, являются хорошим жизненным потенциалом. К примеру, Рене Шпиц утверждает: «Фрустрация -- неотъемлемая часть развития. Это наиболее мощный катализатор эволюции, каким только располагает природа» [13, с. 152]. И далее: «сталкиваясь с постоянными фрустрациями, ребенок достигает все большей степени независимости в течение первых шести месяцев и становится все более активным в своих отношениях с внешним миром, как одушевленным, так и неодушевленным» [13, с. 153]. То же самое можно сказать по поводу страха. Чувство страха не обязательно бывает болезненным. Напротив, отсутствие страха, как полагал 3. Фрейд, является тревожным симптомом и вполне может считаться признаком болезни. Человек, никогда не испытывающий страха, наивен и легкомыслен. Не получая сигнала тревоги, он обрекает себя на опасности, которые часто встречаются в жизни, и к которым, безусловно, надо быть готовым. Страх, по мнению многих философов и психологов -- признак одаренного разумом

      человека, тот фактор, благодаря которому выражается «забота» по отношению к личности.

      Конструктивно действующий человек имеет достаточный импульс доминантности, но именно того властолюбия, которое выражается в замечательной формуле: Один имеет власть над Другим в той мере, в какой Он может заставить делать Другого то, что он, предоставленный самому себе, не стал бы делать. Формула замечательна тем, что она практически исключает такие проявления доминантности, которые граничат с агрессией как мотивом поведения. Власть очень вариативна, и в том ключе, в котором мы о ней рассуждаем, она -- скорее, обязанность, чем свобода и безответственность. Власть требует принятия ответственности на себя за Другого человека, они основана на умении понять многое, прежде всего, каковы намерения, способности, таланты, достоинства и недостатки этого Другого, каков его потенциал, каков его импульс. Конструктивная линия поведения требует громадной ответственности и решительности в совершении действий, она -- наступательная сторона самоутверждения личности, соседствующая с ее оборонительными стратегиями -- неуверенностью и доминантностью.

      Основой конструктивности является продуктивная работа интроекции и проекции. «Благодаря проекции, интроекции и идентификации, благодаря присоединению и отделению, сохранению тайны, уединению и речевому контакту так называемые ядра Я, присущие начальному периоду жизни ребенка, структурируются, превращаясь в специфические функции Я. При этом особое значение имеют такие функции Я, как память и антиципация. Флуктуируя между приводящей к слиянию идентификацией и защищающей от враждебных чувств проекцией, антиципация позволяет сделать младенцу первый вывод: мать вернулась, она возвращается всегда. Это является функцией памяти. Затем, однако, следует второй вывод: мать вернется. Это и есть антиципация, которая при всей нереальности фантазии и мира желаний

      маленького ребенка создает часть реальности. Антиципация является предпосылкой возникновения у Я функции синтеза» [17, с. 354]. Механизмы интроекции, проекции и идентификации, формируясь очень рано, актуализируются в течение всей жизни человека, способствуя тому, что «психическое рождение» человека, синтез его множественных идентификаций происходит каждый раз (и как бы заново). Ведь, по Эриксону, должно быть так: «Психическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций» [48, с. 339].

      Итак, конструктивность основана на осознании чувства собственного Я, на понимании своей идентичности как твердо усвоенного и принимаемого образа себя. Люди, сделавшие конструктивные стратегии основой взаимоотношений с миром, интегрируя их с неуверенными и доминантными проявлениями Эго, имеют богатый опыт взаимной работы механизмов проекции и интроекции. Такой тип личности получил название конструктивной личности.

      Самоутверждение функционирует в единстве трех своих составляющих -- неуверенной, доминантной и конструктивной стратегий. Выводы по второй главе:

      1. Юность -- период жизни человека, размещенный онтогенетически 
между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности 
происходит становление человека как личности, когда молодой человек, 
пройдя сложный путь онтогенетической идентификации, уподобления 
другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, 
способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к 
людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенцио- 
нальных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

      2. Юношеству свойственна переориентация с внешнего контроля на 
самоконтроль и рост потребности в достижении конкретных результатов.
 

      3.Одним из механизмов формирования самосознания является самооценка

      4. В юношестве меняются «предметные» компоненты «Я-концепции», в 
частности соотношение «телесных» и морально-психологических 
компонентов «Я». С возрастом озабоченность внешностью (свойственная 
старшеклассникам) обычно уменьшается, на первый план выступают такие 
свойства «Я», как
умственные способности, волевые и моральные качества, 
от которых зависят успешность деятельности и отношения с окружающими.

      5. Самоутверждение функционирует в единстве трех своих составляющих - 
неуверенной, доминантной и конструктивной стратегий.

      Глава 3. Эмпирическое исследование выбора стратегий самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки 

      3.1. Программа, этапы и методы эмпирического исследования

      Базой эмпирического исследования являлась школа № 688 г. Москвы. В эмпирическом исследовании принимали участие 50 юношей и девушек 16 -17 лет.

      В эмпирическом исследовании использовались методы: психодиагностики (тестирование, наблюдение, беседа), метод математической обработки данных при помощи компьютерной программы «Statistica».

      Первый этап эмпирического исследования заключался в групповом тестировании учеников. Проводилась диагностика стратегий самоутверждений личности с помощью методики Н. Е. Харламенковой и Е. П. Никитина, 2000 [39].

      На втором этапе исследовался уровень самооценки молодежи и им была предложена методика «Определение самооценки» А.Г.Грецова и АЛ.Азбель [8].

      На третьем этапе учащимся была предложена методика « Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд) на самоидентификацию [9].

      Методики:

      1. Методика «Диагностика стратегий самоутверждений личности»

      (Н.Е.Харламенкова, Е. П. Никитин, 2000.) [39]

      Это опросник, который позволяет оценить стратегии самоутверждения личности. За основу были взяты концепты самоутверждения личности, описанные в литературе. Окончательный (второй) вариант опросника

      составили 36 утверждений, к каждому из которых прилагались 5 вариантов ответа. Ответы, оцениваемые 1 и 2 баллами, соответствуют неуверенному поведению, 3 -- 4 балла получают разные типы конструктивного самоутверждения (ассертивного поведения), 5 баллов -- агрессивное поведение с тенденцией к доминированию в ситуации межличностного общения. Идея формулировки утверждений с пятью заданными ответами-фразами позволяет разрешить часть проблем, нередко возникающих при разработке личностного теста: снизить установку на социально одобряемые ответы, снять проблему выбора «средних» ответов, ослабить установку на согласие.

      Обработка результатов опросника «Стратегии самоутверждения личности» С помощью ключа ответы перекодируются. Подсчитывается количество единиц, двоек, троек, четверок и пятерок. Полученные суммы умножаются на коэффициенты: соответственно количество единиц (VI) умножается на 1, количество двоек (V2) - на 2, троек (V3) - на 3, четверок (V4) - на 4 и количество пятерок (V5) - на 5. Условно обозначим полученные результаты: Vlxl -1  сумма единиц, умноженная на 1 (например, 5x1=5) V2x2 - II  сумма двоек, умножена на 2 ( например, 11x2=22) V3x3 - Ш сумма троек, умножена на 3 (например, 8x3=24) V4x4 - IV сумма четверок, умноженная на 4 (например, 11x4=44) V5x5-V сумма пятерок, умноженная на 5 (например, 1x5=5)

      Сначала считается общий показатель - сумма всех баллов, умноженных на собственные коэффициенты (S). S= I+II+III+IV+V. Например, VI =5, V2+11, V3=8, V4=ll, V5=l. I=Vlxl=5, II=V2x2=22, III=V3x3=24, IV=V4x4=44, V=V5x5=5. Затем результаты складываются между собой. S=5+22+24+44+5=100. Итак, S=100.

      Затем полученные суммы баллов, умноженные на коэффициенты, определенным образом складываются для определения степени

      выраженности стратегий самоутверждения личности: I+II - неуверенная стратегия

Информация о работе Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки