Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:29, дипломная работа
Цель исследования: настоящее исследование состояло в выявлении выбора стратегии самоутверждения и образа Я при разном уровне самооценки.
Введение 2
Глава 1 .Постановка и решение проблемы самоутверждения личности в
психологии 7
1. Психоаналитическая парадигма: самоутверждение и самоощущение
2. Гуманистическая парадигма: самоактуализация и самореализация 18
3. Индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика Эриксона.27
Выводы 32
Глава 2. Психология юношества и стратегии самоутверждения личности
1. Юность как стадия жизненного пути 33
2. Процесс становления самосознания в юношестве 36
3. Самооценка старшеклассников 37
4. Стратегии самоутверждения 44
Выводы 53
Глава 3. Эмпирическое исследование выбора стратегий самоутверждения
личности и образ Я при разном уровне самооценки 55
1. Программа, этапы и методы эмпирического исследования 55
2. Анализ и обсуждение результатов, выводы 60
Заключение 70
Библиография 72
Приложение 76
4. «Зрелая
идентичность» (кризис завершен, индивид
перешел от поиска
себя к практической самореализации).
Статусы идентичности -- это как бы этапы развития личности, и вместе с тем -- типологические понятия. Первые два статуса свойственны экстерналам, а два последних -- интерналам. Самый высокий уровень морального сознания характеризует людей, находящихся в стадии «моратория» или «зрелой идентичности».
Ядро личности и самосознания юноши больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной деятельности. В женском самосознании согласно нормативному определению женственности семье придается большее значение, чем профессии. Отсюда -- разное соотношение компонентов мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший профессионального самоопределения, не может чувствовать себя взрослым. Девушка же может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце.
Чрезвычайно важный компонент самосознания -- самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я». Самоуважение -- это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе. Различают общее и частное (например, учебное или профессиональное) самоуважение. Мотив самоуважения -- это личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе.
У.Джемс [35,с.256] предложил психологическую «формулу»: самоуважение равно успеху, деленному на уровень притязаний. Высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия или несамокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже Других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на самочувствие и социальное поведение личности.
Развитие всех компонентов самосознания приводит к формированию «Я-концепции» у юноши.
Большое значение для решения проблемы исследования самооценки имеет работа Р.Бернса [7] «Развитие Я-концепции и воспитание».
«Я-концепция», по мнению автора, - понятия, включающие в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, и в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами:
-твердой убежденностью в эмпанировании другим людям;
-уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;
-чувством собственной значимости.
Эти три основные характеристики приобретаются или усваиваются в процессе межличностного взаимодействия в определенной социокультурной среде. Родители, учителя, сверстники предоставляют ребенку необходимую связь, убеждающую его в том, что он нравится, что он способен добиться успеха в том или ином деле и что он вообще обладает значительностью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребенка, его физического развития, социальных навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и многого Другого.
«Я-концепция» как совокупность установок, направленных на себя, слагается из трех компонентов:
-«Образ Я» - представления индивида о самом себе (когнитивная состояния);
-самооценка - аффективная оценка этого представления, которое может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «Образа-Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции (оценочная состояния);
-потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны «Образом-Я» и самооценкой (поведенческая состояния).
В психологии принято выделять две формы Я-концепции -- реальную (представление личности о себе, о том, «какой я есть») и идеальную (представление личности о себе в соответствии с желаниями «каким бы я хотел быть»). Расхождение реального и идеального «Я» -- функция не только возраста, но и интеллекта. Повышенная самокритичность больше свойственна интеллектуально развитым юношам. Если конфликт идеального и реального «Я» разрешается в деятельности, то самоуважение не страдает и личность развивается нормально. Подобная рефлексия у невротиков I приводит к пассивному самосозерцанию и отказу от деятельности. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие. Даже на первый взгляд объективные показатели, такие как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой нх «Я-концепции».
Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже
кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной
средой. В этом случае на пути развития позитивной «Я-концепции» могут
возникать серьезные трудности. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то подразумеваем, что
рассогласование между реальной и идеальной «Я-концепцией» настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой. Но расхождения двух форм «Я-концепций» могут приводить и к позитивным последствиям, являясь источником самосовершенствования личности.
В отличие от самооценки «Я-концепция» представляет набор, скорее, описательных, чем оценочных, представлений (например, человек осознает свой темперамент, рост, цвет глаз и т. п.).
Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных «образов Я».
«Образ Я» -- одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе, неприятие собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение. После 15 лет в содержании «Я-концепции» происходят изменения: рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становятся самооценки. Вопрос об истинности «образа Я» правомерен только относительно когнитивных его компонентов; знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Эти особенности «Я-концепции» приводят ее к постоянному изменению и развитию.
2.4. Стратегии самоутверждения
Традиционно в философской, социологической и психологической литературе под самоутверждением понимается стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. Иными словами, нередко рассматривается только одна, внешняя сторона этого феномена -- поведенческие стили, или стратегии человеческого самоутверждения. В частности, Р. Альберти и М. Эммонс выделили три основных способа самоутверждения личности: 1) неуверенное поведение, для которого характерны ориентация личности на конформность, тенденция скрывать собственное мнение и сдерживать эмоциональные
реакции, выбор неопределенных и невыразительных форм речевого общения;
Наряду с этой точкой зрения существует мнение [27, 39], что потенциально человек обладает разными стратегиями -- неуверенной, конструктивной и доминантной, и лишь акцентуация одной из них (на фоне снижения двух других) может рассматриваться в качестве критерия отнесения человека к какому-либо типу самоутверждения -- самоотрицанию, конструктивному самоутверждению или доминированию. При этом надо особо отметить, что какой бы из этих трех типов самоутверждения личности мы не рассматривали, в норме конструктивные стратегии всегда имеют больший вес, и лишь их заметное уменьшение в пользу неуверенных или Доминантных стратегий (при том, что они все равно остаются ведущими)
указывает на то, что данного человека мы можем отнести к самоотрицающему или, наоборот, к доминантному типу.
Итак, мы полагаем, что каждый человек имеет определенную совокупность поведенческих стратегий, которые он использует в зависимости от обстоятельств и собственной внутренней необходимости -- потребности в ощущении ценности собственного Я. При этом, безусловно, можно выделить типы людей, определяемые по весу каждой стратегии в общем объеме поведенческих реакций. Имея три показателя по трем стратегиям -- неуверенной, конструктивной и доминантной -- человек может быть отнесен к одному из следующих трех типов самоутверждения: самоотрицание, конструктивное самоутверждение или доминирование. Есть и промежуточные типы, которые встречаются редко, но заслуживают особого внимания.
Неуверенная стратегия. Как мы уже успели заметить, неуверенные стратегии (в том или ином объеме) присутствуют в поведении любого человека. Они являются следствием симбиотических отношений, необходимых для выживания, которые складываются между матерью и ребенком в первые дни жизни новорожденного. Р. Шпиц указывал, что «не только мать оказывает воздействие на ребенка, но и ребенок -- на мать», «само существование, само присутствие матери уже вызывает у ребенка реакцию... точно также существование и присутствие ребенка вызывает ответную реакцию у матери» [46, с. 131]. Маргарет Малер считает, что наличие симбиотической фазы -- естественный период жизни маленького ребенка. «Недостаточная биологическая подготовленность младенца и его длительное состояние зависимости обусловливают при нормальном развитии необходимость симбиоза матери и ребенка. Малер выдвигает гипотезу об универсальности симбиотического происхождения человека. Из симбиотической фазы в процессе сепарации-индивидуации происходит «психическое рождение», являющееся процессом, отдельным от физического
рождения и наступающим после сумеречного состояния симбиотического единства с матерью» [47, с. 171]. И далее: «важным признаком симбиоза является галлюцинаторное, соматопсихическое и всемогущее слияние с матерью и прежде всего бредовое представление о границах двух физически разделенных индивидов. Возникает целиком коэнестетическое, глобальное сенсорное переживание материнского и собственного тела, которые не воспринимаются отдельно друг от друга. Все неприятные внутренние и внешние раздражения проецируются вовне, то есть выносятся за пределы симбиотической среды» [47, с. 173].
Как мы уже отмечали, такое интрапсихическое событие, как стремление к индивидуации путем сепарации от родителей, никогда не может завершиться полностью и способно к воспроизведению на новой стадии развития. Может меняться только содержание индивидуации, т.е. то, что, собственно говоря, и является предметом, актуализирующим потребность в автономии. В период первого года это стремление самостоятельного перемещения в пространстве, в период 3 лет -- обретение инициативности, т.е. свободы планировать свои действия, в 7 лет -- потребность в самостоятельном овладении пространством, жестко не контролируемым взрослым (прогулки, недалекие поездки, интересы, увлечения) и т.д. Умение ребенка сепарироваться от матери позволит ему избежать гиперопеки. Нормальное (по частоте) проявление неуверенных стратегий просто необходимо. Оно позволяет человеку ориентироваться в незнакомой среде (межличностных отношениях, профессии и проч.), усваивать правила и нормы поведения, принятые в новом коллективе, поддерживать необходимый уровень коммуникации в дискомфортной, стрессовой ситуации и т.д.
Неуверенная стратегия проявляется в неумении сразу ответить на необоснованно предъявляемую просьбу или требование (необоснованной является просьба, которая явно ущемляет достоинство человека и связана с
действием, которое сам просящий может без труда выполнить. Необоснованная просьба предполагает, что вклад каждого из партнеров будет существенно различаться, причем в пользу просящего.), в актуализации страхов, связанных с необходимостью спросить или попросить, с фрустрированностыо потребностей и «зажатостью» аффектов, а также с неуверенностью в правильности мыслей и действий, вследствие чего они, соответственно, не высказываются и не производятся. Актуализация неуверенных стратегий снижает инициативу вообще, и, в частности, в межличностных контактах -- в сфере интимных, деловых, семейных и прочих отношениях. Неуверенные реакции фрустрируют не только потребности и чувства, но и желания, связанные с утверждением себя в собственных глазах.
Информация о работе Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки