Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:29, дипломная работа
Цель исследования: настоящее исследование состояло в выявлении выбора стратегии самоутверждения и образа Я при разном уровне самооценки.
Введение 2
Глава 1 .Постановка и решение проблемы самоутверждения личности в
психологии 7
1. Психоаналитическая парадигма: самоутверждение и самоощущение
2. Гуманистическая парадигма: самоактуализация и самореализация 18
3. Индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика Эриксона.27
Выводы 32
Глава 2. Психология юношества и стратегии самоутверждения личности
1. Юность как стадия жизненного пути 33
2. Процесс становления самосознания в юношестве 36
3. Самооценка старшеклассников 37
4. Стратегии самоутверждения 44
Выводы 53
Глава 3. Эмпирическое исследование выбора стратегий самоутверждения
личности и образ Я при разном уровне самооценки 55
1. Программа, этапы и методы эмпирического исследования 55
2. Анализ и обсуждение результатов, выводы 60
Заключение 70
Библиография 72
Приложение 76
Ш+IV - конструктивная стратегия IV+V - доминантная стратегия
В нашем случае неуверенная стратегия равна 5+22=27
конструктивная стратегия равна 24+44=68
доминантная стратегия равна 44+5=49 Для определения типа
самоутверждения личности чаще всего достаточно суммы баллов (S). Тем не
менее, для более точной диагностики необходимо знать выраженность трех
стратегий.
Нормы
критерии | низкие значения | средние | высокие |
S | 110 и ниже | от 111 до 125 | от 126 и выше |
1+И | 8 и ниже | от 9 до 17 | от 18 и выше |
Ш+IV | 87 и ниже | от 88 до ПО | от 111 и выше |
IV+V | 68 и ниже | от 69 до 95 | от 96 и выше |
Основной критерий, по которому оцениваются типы - S Если S равно 110 и меньше это - самоотрицание, если S от 111 до 125 -конструктивное самоутверждение, если S 126 и выше - доминирование.
либо средние, либо ниже среднего, т.е. от 95 и ниже). Показатели по 1+П обычно в пределах среднего или ниже среднего.
3 группа - тип доминирование - выделены с помощью критерия S. Сумма баллов выше среднего (126>). Для типичных характерны - высокие показатели по S (126>), 1+П - ниже среднего (8<), а Ш+IV и IV+V -выше среднего (соответственно Ш+IV - 111>, IV+V - 96>.
В
тесте на каждое утверждение (вопрос) предлагается
по 5 вариантов ответа: 1,2,3,4 или 5. № ответа
переводится в соответствии с ключом в
соответствующий балл. Каждый из 36 ответов
переводится в баллы. Обычно подсчет идет
по всему тесту, но если особый интерес
вызывают отдельные шкалы, то считают
суммы баллов отдельно по каждой шкале
(шкалы приводятся ниже). Для определения
стратегий и типов самоутверждения нужно,
переведя все ответы в баллы, выписать
их в строчку по каждому испытуемому и
провести последующие расчеты.
2. Методика «Определение самооценки» А.Г.Грецова и А.А.Азбель [8]
Испытуемым было предложено из списка выбрать и записать в левой части таблицы 10 качеств, которые больше всего им нравятся в людях. Потом выбрать 10 качеств, которые не нравятся, и записать их в правую часть. Затем отметить галочками те из выбранных положительных и отрицательных качеств, которые, по их мнению, свойственны им.
Обработка результатов производится следующим образом. Из количества отмеченных в левой части таблицы качеств вычитается количество качеств, отмеченных в правой части. Полученная разность- это показатель самооценки. Максимально возможное значение показателя - +10 баллов, минимальное- -Юбаллов.
Предложенная методика позволяет выявить, насколько высоко испытуемые оценивают свою личность в целом.
Низкая самооценка может проявляться через такие качества, как робость, чрезмерная застенчивость и стеснительность, нежелание браться за работу. Если такому человеку все же удается достигнуть успеха, он объясняет это везением и случайностью, а если терпит неудачу, то списывает это на свою несостоятельность. Возникает так называемый «комплекс выученной беспомощности»: данный человек даже не пытается браться за что-либо сложное и требующее усилий с его стороны, поскольку заранее уверен, что его постигнет неудача. Кроме того, такой человек легко подвержен внешним влияниям, становится лакомой добычей для манипуляторов.
Слишком высокая самооценка может проявляться через такие отрицательные качества, как заносчивость, неуместная амбициозность, «слепота» к собственным недостаткам. Свои успехи носитель высокой самооценки склонен объяснять собственными способностями и усилиями, а неудачи- случайным стечением обстоятельств или предвзятым отношением окружающих. Нередко бывает, что люди, мыслящие подобным образом, начинают самоутверждаться за счет других подчеркивать свое превосходство над всеми теми, кого они оценивают ниже себя. Общаться с такими людьми тяжело и неприятно. Как следствие, они обычно оказываются одинокими[ 8].
3. Методика « Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд) на самоидентификацию [9]
Испытуемым
было предложено дать не более 20 самоопределений,
отвечая на вопрос "Кто Я?". Создатели
теста выделили три категории, а именно:
1. Физическое Я - определение себя
как объекта во времени и пространстве:
"я блондин", "я живу в Москве".
2. Социальное Я - место в группе, социальная
роль: "я студент", "я сын". 3.
Рефлексивное Я - отражение индивидуального
стиля поведения, особенностей характера.
Примерами могут служить такие высказывания
как "я веселый",
"я люблю рок-музыку .
3.2. Анализ и обсуждение результатов
Гипотеза исследования: доминантные стратегии юношество выбирает при высоком уровне самооценки и самоуглубленном развитии в себе рефлексии, а неуверенные стратегии при низком уровне самооценки и самоуглубленном развитии в себе рефлексии.
Обработка результатов: полученные данные можно представить в виде таблицы 1 (приложение 4). Анализируя полученные данные, можно сказать, что тип доминантного самоутверждения (в данной выборке учащихся) выбрали 24 человека (1 группа), что составляет 48%. Тип конструктивного самоутверждения выбрали 15 человек (2группа), что составляет 30%. Неуверенный тип самоутверждения выбрали 11 человек (Згруппа), что составляет 22%.
Далее
проведем математическую обработку данных
в компьютерной программе «Statistica». При
помощи непараметрического U -критерия
Манна-Уитни оценим различия между 1-2,
2-3 и 1-3 группами по уровню самооценки и
по разным критериям образа Я. Сформулируем
статистические гипотезы.
1
.Самооценка
Гипотезы: Н0 : уровень самооценки во 2-й группе не ниже уровня самооценки в 1-й группе .
Н1: уровень самооценки во 2-й группе ниже уровня самооценки в 1-й группе
Uэмп=119
Uкр
= 122 для р< 0,05 и 98 для р< 0,01
Uэмп
< Uкр0,05
Н1
принимается, уровень самооценки во 2-й
группе ниже уровня самооценки в
1-й группе при р< 0,05.
Гипотезы:
Н0: уровень самооценки в 3-й группе не ниже уровня самооценки во 2-й группе.
Н1:уровень самооценки в 3-й группе ниже уровня самооценки во 2-й группе
Uэмп
= 24,5
Uкр =50для р< 0,05 и 37 для р< 0,01
Uэмп < Uкр0,01
Н1 принимается, уровень самооценки в 3-й группе ниже уровня самооценки во 2-й группе при р< 0,01.
Гипотезы:
Н0: уровень самооценки в 3-й группе не ниже уровня самооценки в 1-й группе .
Н1: уровень самооценки в 3-й группе ниже уровня самооценки в 1-й группе
Uэмп
= 14
Uкр
= 85 для р< 0,05 и 66 для р< 0,01
Uэмп < Uкр0,01
Н1
принимается, уровень самооценки в 3-й
группе ниже уровня самооценки в 1-й группе
при р< 0,01.
2.0браз Я (категория физическое Я)
Гипотезы:
Н0: уровень признака в группе 2 не ниже уровня в группе 1 .
Н1: уровень признака в группе 2 ниже уровня в группе 1.
Uэмп
=157
Uкр
= 122 для р< 0,05 и 98 для р< 0,01
Uэмп > Uкр
Н0 принимается, уровень признака в группе 2 не ниже уровня в группе 1
Гипотезы:
Н0: уровень признака в группе 3 не ниже уровня в группе 2 .
Н1:
уровень признака в группе 3 ниже уровня
в группе 2.
Uэмп = 63
Uкр =50 для р< 0,05 и 37 для р< 0,01
Uэмп > Uкр
Н0 принимается, уровень признака в группе 3 не ниже уровня в группе 2
Гипотезы:
Н0: уровень признака в группе 3 не ниже уровня в группе 1 .
Н1. уровень признака в группе 3 ниже уровня в группе 1.
Uэмп = 126,5
кр
Uкр
= 85 для р< 0,05 и 66 для р< 0,01
Uэмп
> Uкр
Н0
принимается, уровень признака в группе
3 не ниже уровня в группе 1 .
Вывод:
значимых различий между выборками по
уровню данного признака нет.
3.Образ Я (категория социальное Я) Гипотезы:
Н0 : уровень признака в группе 2 не ниже уровня в группе 1 .
Н1: уровень признака в группе 2 ниже уровня в группе 1.
Uэмп = 129,5
Uкр
= 122 для р< 0,05 и 98 для р< 0,01
Uэмп > Uкр
Н0 принимается, уровень признака в группе 2 не ниже уровня в группе 1
Гипотезы:
Н0: уровень признака в группе 3 не ниже уровня в группе 2 .
Н1 уровень признака в группе 3 ниже уровня в группе 2.
Uэмп
= 74,5
Uкр = 50 для р< 0,05 и 37 для р< 0,01
Uэмп
> Uкр
Н0 принимается, уровень признака в группе 3 не ниже уровня в группе 2
Гипотезы:
Н0: уровень признака в группе 3 не ниже уровня в группе 1 .
Н1 уровень признака в группе 3 ниже уровня в группе 1.
Uэмп
=121
Uкр
=85 дляр< 0,05 и 66 для р< 0,01
Uэмп > Uкр
Н0 принимается, уровень признака в группе 3 не ниже уровня в группе 1 .
Вывод: значимых различий между выборками по уровню данного признака нет.
Информация о работе Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки