0. Кондрашовой
и др. М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002.
- Рубинштейн
С. А. Проблемы общей психологии. Изд. 2
// Отв. ред.
- Сидоренко
Е. Методы математической обработки в
психологии.: Речь С-Питербург, 2004
- Солодилова
О.П. Возрастная психология. М.2004
- Тобан С.
Сравнение психоаналитической Я-психологии
и личностно-ориентированной терапии
К. Роджерса // Иностранная психология,
1993, т.
1, №1,с.
7-17.
- Хайдеггер
М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
- Харламенкова
Н. Е. Самоутверждение подростка. «Институт
психологии РАН». М. 2004.
- Харламенкова
Н. Е., Никитин Е. П. Разработка валидной
процедуры оценки самоутверждения личности
// Психологический журнал,
2000,
т. 21, №6, с. 67-76.
- Харламенкова
Н. Е., Уварова Е. В., Астахова Н. А, Образ
Я и самооценка при аномалиях полового
развития // Современная личность: социальные
представления, мышление, развитие в норме
и патологии / Под ред. Абульхановой К.
А. и др. М.: Институт психологии РАН, 2000,с.
87-90.
- Харламенкова
Н. Е., Стоделова Т. С. Проблема адаптации
личности при нормальном и аномальном
половом развитии // Современная личность:
социальные представления, мышление, развитие
в норме и патологии / Под ред. Абульхановой
К. А. М.: Институт психологии РАН,
2000,
с. 91-98. 1
- Харламенкова
Н. Е. Самоутверждение подростка // Психология
и жизнь / Под ред. В. С. Агапова. Вып. 2. М:
МОСУ, 2001, с. 172-179.
- Харламенкова
Н. Е., Стоделова Т. С. Дифференциация и
интеграция маскулинности и фемининности
в образе «Я» подростка // Психоаналитический
вестник. Вып. 10. М: Гуманитарий, 2002, с. 100--
115.
- Цандер Э.,
Цандер В. Неопсихоанализ Харальда Шульца-Хенке
// Энциклопедия глубинной психологии.
Т. 3. Последователи Фрейда / Пер. с нем.
М. Когито-Центр, МГМ, 2002, с. 304-358.
- Швырков
В. Б. Системно-эволюционный подход к изучению
мозга, психики и сознания // Психологический
журнал, 1988, т. 9, № 1,
с.
132-148.
- Шпиц Р., Коблинер
В. Г. Первый год жизни / Пер. с англ. М.: ГЕРРУС,
2000.
- Шторк И.
Психическое развитие маленького ребенка
с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия
глубинной психологии. Т. 2. Новые направления
в психоанализе. Психоанализ и общество.
Психоаналитическое движение. Психоанализ
в Восточной Европе. Пер. с нем. // Общ. ред.
А. М. Боковикова. М.: Когито-Центр, МГМ,
2001, с. 134-198.
- Эриксон
Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб.:
Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга»,
1996а.
- Эриксон
Э. Идентичность: юность и кризис / Пер.
с англ. М.: Издательская группа Прогресс,
19966.
- Юнг К. Проблемы
души нашего времени / Пер. с нем. М.: Издательская
группа Прогресс, Универс, 1996.
- Юнг К. Психология
переноса. Статьи. Сборник / Пер. с англ.
М.: Рефл-бук,Киев: Ваклер, 1997.
1.Методика «Диагностика
стратегий самоутверждений личности».
( Н. Е. Харламенкова,
Б. П. Никитина, 2000.)
Инструкция.
Перед Тобой опросник, включающий различные
жизненные ситуации. Прочитав утверждение
или вопрос, подбери ответ (1,2,3,4 или 5), отражающий
Твои типичные действия или состояния
в той или иной ситуации. Долго не задумывайся,
здесь правильных и неправильных ответов
нет. Подходящий для Тебя ответ отметь
на специальном бланке.
1. Когда есть свободное
время
- Выбираешь
вместе с друзьями, куда пойти
- Выбираешь
ты сам, а друзья, безусловно, соглашаются
с твоим выбором
- Никуда не
идешь, обычно остаешься дома
- Обычно выбирают
друзья или родители
- Выбираешь
сам, но всегда сомневаешься в правильности
выбора
2. Если ты радуешься,
то, как это обычно бывает?
- Это чувство
посещает редко, чаще недоволен
- Делюсь радостью
с друзьями, открыто радуюсь
- Бываю доволен
- Испытываю
чувство комфорта
- Всегда сдерживаюсь
в проявлении чувств
3. В гостях тебе
предлагают нелюбимое блюдо
- Будешь сомневаться
в том, пробовать или нет
- Сделаешь
вид, что ешь
- Съешь
- Отодвинешь
в сторону с недовольным видом
- Поблагодаришь,
но скажешь, что предпочитаешь съесть
что-либо другое
4. Учитель объясняет
новую тему, и она не очень тебе понятна
- Решишь спросить
у учителя на следующем уроке
- Попросишь
друга объяснить тебе
- Никого не
спросишь из-за стеснения
- Не считаешь
нужным спрашивать, т.к. уверен, что никто
не сможет объяснить
- Сразу попросишь
учителя объяснить
5. Бывают ли такие
обстоятельства, когда у тебя нет возможности
выразить чувства в
полной мере?
- Часто бывают
- Иногда встречаются
- Избегаю такие
ситуации
- Всегда нахожусь
в таких обстоятельствах
- Никогда не
встречаются
6. В очередной раз
тебя просят выполнить задание за другого
ученика
- С готовностью
согласишься, предлагая помощь и в будущем
- Безоговорочно
откажешься
- Обрадуешься
случаю свести с ним счеты
- Согласишься,
ругая себя за это
- Откажешься,
испытывая неловкость
7. Ты идешь
в театр (на концерт, дискотеку), но не знаешь,
как проехать
- Спросишь
кого-нибудь, как проехать
- Будешь искать
самостоятельно
- Возмутишься,
что никто тебе не помог
- Никуда не
пойдешь
- Обратишься
к знакомым за помощью
8. Ты написал важную
контрольную, сдал трудный экзамен
- Очень обрадуешься
- Возникнет
чувство безразличия
- Будешь доволен
- Чаще ты недоволен
выполненной работой
- Возникнет
мысль, что нужно бы радоваться
9. Тебе необходимо
выполнить срочное задание, но друзья
зовут гулять
- Нехотя согласишься
- Откажешься,
и будешь испытывать неловкость
- Резко откажешься,
т.к. твои просьбы игнорируются еще чаще
- Просто откажешься
- Согласишься,
т.к. тебе кажется, что просьба вполне обоснована
10. Приятель
взял у тебя кассету (или какую-либо другую
нужную тебе вещь), обещая
скоро вернуть, но вместо этого просит
еще одну кассету
- Дашь, и будешь
считать себя размазней
- Будешь страшно
разгневан и наговоришь ему много нелестных
слов
- Не дашь, и
уже этим все будет сказано
- Не дашь, но
для себя решишь, что поступил неправильно
- Дашь, т.к.
боишься остаться совсем без друзей
11. Тебе нужно спросить
у продавца, есть ли необходимый тебе товар
- Попросишь
своего приятеля пойти с тобой
- Не спросишь,
и будешь искать на витрине нужный товар
- Спросишь,
т.к. ты всегда так поступаешь
- Ты всегда
это делаешь, но только в шумной компании
- Ты не спрашиваешь,
спрашивают только твои родители
12. К тебе обращаются
с просьбой, когда ты очень занят
- Немедленно
переключишься на проблемы обратившегося
к тебе человека
- Откажешь,
а потом передумаешь
- С недовольством
отложишь свою работу
- Предложишь
подождать и продолжишь свою работу
- Будешь очень
недоволен, даже зол тем, что к тебе не
во время обратились
13. Твой приятель
получил в подарок вещь, о которой ты сам
давно мечтал
- Подумаешь;
что надо бы как-то отреагировать на это
- Пожалуешься
ему, что тебе не делают таких подарков
- При случае
порадуешься за него
- Сразу же
выразишь радость, восторг
- Не придашь
этому событию значения
14. Родители купили
тебе новую видеоигру, но она оказалась
некачественной
- Пойдешь ее
менять
- Придешь в
замешательство
- Попросишь
пойти в магазин родителей
- Просто выбросишь
кассету
- Устроишь
дома небольшой скандал
15. Когда ты с кем-нибудь
общаешься, ты
- Инициативу
передаешь своему партнеру
- Говоришь
больше всех, заканчивая разговор, когда
это нужно именно тебе
- Начинаешь
и ведешь разговор
- Сомневаешься,
так ли ты себя ведешь
- Чувствуешь
застенчивость, робость
16. Ты слегка
торопишься, но к тебе обращаются с просьбой,
которая не требует
немедленного исполнения
- Согласишься
выполнить незамедлительно
- Оставишь
просьбу без внимания
- Неуверенно
откажешься
- Согласишься,
испытывая собственные затруднения
- Попросишь
отложить ее решение на более поздний
срок
17. Ты не согласен
со своим собеседником
- Будешь с
ним спорить, приводя доводы
- Обругаешь
его про себя
- Скажешь,
что он невежда
- Со временем
согласишься
- Тебе все
равно
18. Часто ли ты выражаешь
обоснованное недовольство?
- Очень часто
„
- Часто
- Иногда
- Почти никогда
- Ив плохом
вижу хорошее
19. На юмор и шутки
ты обычно реагируешь так:
- Смеешься,
радуешься
- Улыбаешься
- Воспринимаешь
шутки сдержанно
- Остаешься
равнодушным
- Относишься
критично, шуток не любишь
20. В автобусе,
где очень многолюдно, тебе нужно передать
водителю деньги на талон
- Ты лучше
пойдешь пешком
- Ты ездишь
всегда с другом и просишь его передавать
деньги на талон
- Останешься
в нерешительности
- Попросишь
пассажиров передать деньги
- Передашь,
но потом потребуешь у родителей заранее
покупать тебе талоны
21. Знакомо ли тебе
чувство радости?
- Скорее чувство
покоя
- Немного
- Когда есть
с кем порадоваться
- Часто испытываю
это чувство
- Многое раздражает,
а не радует
22. Тебя подвел друг,
приятель
- Выплеснешь
на него всю свою злость
- Подумаешь:
«Это и к лучшему»
- Расстроишься
- Заставишь
исправить положение
- Затаишь обиду
23. Тебе долго не
возвращают нужную книгу
1. Открыто обвинишь
этого человека в необязательности
- Оставишь
книгу ему
- Слегка рассердишься
- Потребуешь
книгу обратно
- Посоветуешься
с другом, как быть
24. Ты
покупаешь хлеб и замечаешь, что при наличии
свежего хлеба тебе отпускают
черствый