Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: настоящее исследование состояло в выявлении выбора стратегии самоутверждения и образа Я при разном уровне самооценки.

Содержание

Введение 2
Глава 1 .Постановка и решение проблемы самоутверждения личности в
психологии 7
1. Психоаналитическая парадигма: самоутверждение и самоощущение
2. Гуманистическая парадигма: самоактуализация и самореализация 18
3. Индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика Эриксона.27
Выводы 32
Глава 2. Психология юношества и стратегии самоутверждения личности
1. Юность как стадия жизненного пути 33
2. Процесс становления самосознания в юношестве 36
3. Самооценка старшеклассников 37
4. Стратегии самоутверждения 44

Выводы 53
Глава 3. Эмпирическое исследование выбора стратегий самоутверждения
личности и образ Я при разном уровне самооценки 55
1. Программа, этапы и методы эмпирического исследования 55
2. Анализ и обсуждение результатов, выводы 60
Заключение 70
Библиография 72
Приложение 76

Работа содержит 1 файл

Diplom.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

      0. Кондрашовой и др. М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002.

  1. Рубинштейн С. А. Проблемы общей психологии. Изд. 2 // Отв. ред.
  2. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии.: Речь С-Питербург, 2004
  3. Солодилова О.П. Возрастная психология. М.2004
  4. Тобан С. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно-ориентированной терапии К. Роджерса // Иностранная психология, 1993, т.

      1, №1,с. 7-17.

  1. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
  2. Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. «Институт психологии РАН». М. 2004.
  3. Харламенкова Н. Е., Никитин Е. П. Разработка валидной процедуры оценки самоутверждения личности // Психологический журнал,

      2000, т. 21, №6, с. 67-76.

  1. Харламенкова Н. Е., Уварова Е. В., Астахова Н. А, Образ Я и самооценка при аномалиях полового развития // Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии / Под ред. Абульхановой К. А. и др. М.: Институт психологии РАН, 2000,с. 87-90.
  2. Харламенкова Н. Е., Стоделова Т. С. Проблема адаптации личности при нормальном и аномальном половом развитии // Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии / Под ред. Абульхановой К. А. М.: Институт психологии РАН,

      2000, с. 91-98. 1

  1. Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка // Психология и жизнь / Под ред. В. С. Агапова. Вып. 2. М: МОСУ, 2001, с. 172-179.
  2. Харламенкова Н. Е., Стоделова Т. С. Дифференциация и интеграция маскулинности и фемининности в образе «Я» подростка // Психоаналитический вестник. Вып. 10. М: Гуманитарий, 2002, с. 100-- 115.
  3. Цандер Э., Цандер В. Неопсихоанализ Харальда Шульца-Хенке // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. Последователи Фрейда / Пер. с нем. М. Когито-Центр, МГМ, 2002, с. 304-358.
  4. Швырков В. Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, психики и сознания // Психологический журнал, 1988, т. 9, № 1,

      с. 132-148.

  1. Шпиц Р., Коблинер В. Г. Первый год жизни / Пер. с англ. М.: ГЕРРУС, 2000.
  2. Шторк И. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ и общество. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. Пер. с нем. // Общ. ред. А. М. Боковикова. М.: Когито-Центр, МГМ, 2001, с. 134-198.
  3. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996а.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Издательская группа Прогресс, 19966.
 
      
  1. Юнг К. Проблемы души нашего времени / Пер. с нем. М.: Издательская группа Прогресс, Универс, 1996.
  2. Юнг К. Психология переноса. Статьи. Сборник / Пер. с англ. М.: Рефл-бук,Киев: Ваклер, 1997.
 
 
 
 
 
 

            Приложение 1

1.Методика «Диагностика стратегий самоутверждений личности». ( Н. Е. Харламенкова, Б. П. Никитина, 2000.)

   Инструкция. Перед Тобой опросник, включающий различные жизненные ситуации. Прочитав утверждение или вопрос, подбери ответ (1,2,3,4 или 5), отражающий Твои типичные действия или состояния в той или иной ситуации. Долго не задумывайся, здесь правильных и неправильных ответов нет. Подходящий для Тебя ответ отметь на специальном бланке. 
 

1. Когда есть свободное время

  1. Выбираешь вместе с друзьями, куда пойти
  2. Выбираешь ты сам, а друзья, безусловно, соглашаются с твоим выбором
  3. Никуда не идешь, обычно остаешься дома
  4. Обычно выбирают друзья или родители
  5. Выбираешь сам, но всегда сомневаешься в правильности выбора

2. Если ты радуешься, то, как это обычно бывает?

  1. Это чувство посещает редко, чаще недоволен
  2. Делюсь радостью с друзьями, открыто радуюсь
  3. Бываю доволен
  4. Испытываю чувство комфорта
  5. Всегда сдерживаюсь в проявлении чувств

3. В гостях тебе предлагают нелюбимое блюдо

  1. Будешь сомневаться в том, пробовать или нет
  2. Сделаешь вид, что ешь
  3. Съешь
  4. Отодвинешь в сторону с недовольным видом
  5. Поблагодаришь, но скажешь, что предпочитаешь съесть что-либо другое

4. Учитель объясняет новую тему, и она не очень тебе понятна

  1. Решишь спросить у учителя на следующем уроке
  2. Попросишь друга объяснить тебе
  3. Никого не спросишь из-за стеснения
  4. Не считаешь нужным спрашивать, т.к. уверен, что никто не сможет объяснить
  5. Сразу попросишь учителя объяснить

 5. Бывают ли такие обстоятельства, когда у тебя нет возможности выразить чувства в 
полной мере?

  1. Часто бывают
  2. Иногда встречаются
  3. Избегаю такие ситуации
  4. Всегда нахожусь в таких обстоятельствах
  5. Никогда не встречаются

6. В очередной раз тебя просят выполнить задание за другого ученика

  1. С готовностью согласишься, предлагая помощь и в будущем
  2. Безоговорочно откажешься
  3. Обрадуешься случаю свести с ним счеты
  4. Согласишься, ругая себя за это
  5. Откажешься, испытывая неловкость

    7.  Ты идешь в театр (на концерт, дискотеку), но не знаешь, как проехать

  1. Спросишь кого-нибудь, как проехать
  2. Будешь искать самостоятельно
  3. Возмутишься, что никто тебе не помог
  4. Никуда не пойдешь
  5. Обратишься к знакомым за помощью

8. Ты написал важную контрольную, сдал трудный экзамен

  1. Очень обрадуешься
  2. Возникнет чувство безразличия
  3. Будешь доволен
  4. Чаще ты недоволен выполненной работой
  5. Возникнет мысль, что нужно бы радоваться

9. Тебе необходимо выполнить срочное задание, но друзья зовут гулять

  1. Нехотя согласишься
  2. Откажешься, и будешь испытывать неловкость
  3. Резко откажешься, т.к. твои просьбы игнорируются еще чаще
  4. Просто откажешься
  5. Согласишься, т.к. тебе кажется, что просьба вполне обоснована

  10. Приятель взял у тебя кассету (или какую-либо другую нужную тебе вещь), обещая 
скоро вернуть, но вместо этого просит еще одну кассету

  1. Дашь, и будешь считать себя размазней
  2. Будешь страшно разгневан и наговоришь ему много нелестных слов
  3. Не дашь, и уже этим все будет сказано
  4. Не дашь, но для себя решишь, что поступил неправильно
  5. Дашь, т.к. боишься остаться совсем без друзей

11. Тебе нужно спросить у продавца, есть ли необходимый тебе товар

  1. Попросишь своего приятеля пойти с тобой
  2. Не спросишь, и будешь искать на витрине нужный товар
  3. Спросишь, т.к. ты всегда так поступаешь
  4. Ты всегда это делаешь, но только в шумной компании
  5. Ты не спрашиваешь, спрашивают только твои родители

12. К тебе обращаются с просьбой, когда ты очень занят

  1. Немедленно переключишься на проблемы обратившегося к тебе человека
  2. Откажешь, а потом передумаешь
  3. С недовольством отложишь свою работу
  4. Предложишь подождать и продолжишь свою работу
  5. Будешь очень недоволен, даже зол тем, что к тебе не во время обратились

13. Твой приятель получил в подарок вещь, о которой ты сам давно мечтал

  1. Подумаешь; что надо бы как-то отреагировать на это
  2. Пожалуешься ему, что тебе не делают таких подарков
  3. При случае порадуешься за него
  4. Сразу же выразишь радость, восторг
  5. Не придашь этому событию значения

14. Родители купили тебе новую видеоигру, но она оказалась некачественной

  1. Пойдешь ее менять
  2. Придешь в замешательство
  3. Попросишь пойти в магазин родителей
  4. Просто выбросишь кассету
  5. Устроишь дома небольшой скандал

15. Когда ты с кем-нибудь общаешься, ты

  1. Инициативу передаешь своему партнеру
  2. Говоришь больше всех, заканчивая разговор, когда это нужно именно тебе
  3. Начинаешь и ведешь разговор
  4. Сомневаешься, так ли ты себя ведешь
  5. Чувствуешь застенчивость, робость

 16. Ты слегка торопишься, но к тебе обращаются с просьбой, которая не требует 
немедленного исполнения

  1. Согласишься выполнить незамедлительно
  2. Оставишь просьбу без внимания
  3. Неуверенно откажешься
  4. Согласишься, испытывая собственные затруднения
  5. Попросишь отложить ее решение на более поздний срок

17. Ты не согласен со своим собеседником

  1. Будешь с ним спорить, приводя доводы
  2. Обругаешь его про себя
  3. Скажешь, что он невежда
  4. Со временем согласишься
  5. Тебе все равно

18. Часто ли ты выражаешь обоснованное недовольство?

  1. Очень часто „
  2. Часто
  3. Иногда
  4. Почти никогда
  5. Ив плохом вижу хорошее

19. На юмор и шутки ты обычно реагируешь так:

  1. Смеешься, радуешься
  2. Улыбаешься
  3. Воспринимаешь шутки сдержанно
  4. Остаешься равнодушным
  5. Относишься критично, шуток не любишь

20. В автобусе, где очень многолюдно, тебе нужно передать водителю деньги на талон

  1. Ты лучше пойдешь пешком
  2. Ты ездишь всегда с другом и просишь его передавать деньги на талон
  3. Останешься в нерешительности
  4. Попросишь пассажиров передать деньги
  5. Передашь, но потом потребуешь у родителей заранее покупать тебе талоны

21. Знакомо ли тебе чувство радости?

  1. Скорее чувство покоя
  2. Немного
  3. Когда есть с кем порадоваться
  4. Часто испытываю это чувство
  5. Многое раздражает, а не радует

22. Тебя подвел друг, приятель

  1. Выплеснешь на него всю свою злость
  2. Подумаешь: «Это и к лучшему»
  3. Расстроишься
  4. Заставишь исправить положение
  5. Затаишь обиду

23. Тебе долго не возвращают нужную книгу

1. Открыто обвинишь этого человека в необязательности

  1. Оставишь книгу ему
  2. Слегка рассердишься
  3. Потребуешь книгу обратно
  4. Посоветуешься с другом, как быть

 24. Ты покупаешь хлеб и замечаешь, что при наличии свежего хлеба тебе отпускают 
черствый

Информация о работе Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки