Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: настоящее исследование состояло в выявлении выбора стратегии самоутверждения и образа Я при разном уровне самооценки.

Содержание

Введение 2
Глава 1 .Постановка и решение проблемы самоутверждения личности в
психологии 7
1. Психоаналитическая парадигма: самоутверждение и самоощущение
2. Гуманистическая парадигма: самоактуализация и самореализация 18
3. Индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика Эриксона.27
Выводы 32
Глава 2. Психология юношества и стратегии самоутверждения личности
1. Юность как стадия жизненного пути 33
2. Процесс становления самосознания в юношестве 36
3. Самооценка старшеклассников 37
4. Стратегии самоутверждения 44

Выводы 53
Глава 3. Эмпирическое исследование выбора стратегий самоутверждения
личности и образ Я при разном уровне самооценки 55
1. Программа, этапы и методы эмпирического исследования 55
2. Анализ и обсуждение результатов, выводы 60
Заключение 70
Библиография 72
Приложение 76

Работа содержит 1 файл

Diplom.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

      По мнению Маслоу, самоактуализация -- это и есть потребность в саморазвитии, в самовыражении, в самовоплощении. Иными словами все перечисленные нами особенности являются синонимами самоактуализации. По Маслоу, это родовое понятие, которое, если говорить о процедурных сторонах самоактуализации, будет «разложено» на отдельные составляющие: самораскрытие, самопонимание, самовыражение, самовоплощение и саморазвитие.

      Как же обстоят дела с самоутверждением личности ? Маслоу рассматривает самоутверждение личности как предтечу самоактуализации.

      Всем хорошо известен принцип, согласно которому человек приходит к наивысшему стремлению -- к самоактуализации. Этот принцип (в различных его модификациях) заключается в иерархии базовых потребностей. «В качестве главного динамического закона, приводящего в движение эту иерархию, мы выдвинули принцип актуализации потребностей более высоких уровней по мере удовлетворения потребностей более низких

      уровней. До тех пор, пока не удовлетворены физиологические потребности, именно они играют доминирующую роль в организме, именно им подчинены все его силы и способности, именно они организуют их и направляют к единственной цели -- к удовлетворению. Но, получив удовлетворение, пусть даже не полное, эти потребности отступают на задний план, уступая место потребностям следующего уровня, и теперь уже эти, более высокие потребности доминируют в организме и руководят поведением человека (человек теперь стремится не к утолению голода, а к безопасности). Этот же принцип действует и в отношении других групп потребностей -- потребностей в любви, в самоуважении и в самоактуализации» [19, с. 107].

      Из пяти перечисленных выше уровней иерархии потребностей четвертый уровень представлен потребностью в самоуважении. Маслоу еще называет ее потребностью в признании. « Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя» [19, с. 88]. Маслоу разделил потребности в признании на два класса: потребность в достижении (уверенности, независимости, свободе) и потребность в престиже (завоевании статуса, внимания, придания, славы).

      Абрахам Маслоу относил потребность в уважении к наиболее высоким человеческим стремлениям, полагая, что ее удовлетворение связано с поддержанием уверенности человека в себе, силы, полезности, значимости. Два класса потребности в признании, с нашей точки зрения, указывают на разные пути ее удовлетворения. Один путь -- собственные достижения, другой -- завоевание престижа. И тот, и другой способствуют усилению или поддержанию чувства собственной ценности, однако, каждый -- разными способами. В первом случае путь достижения (конструктивного превосходства, по Адлеру) обеспечивает человеку переход к более высоким ценностям и потребностям -- к самоактуализации, к стремлению быть тем,

      кем он может быть. Во втором -- путь престижа, славы, стремления быть авторитетным, создает впечатление получения общественного признания, которое не всегда соответствует истинному предназначению человека. Если они совпадают (статус и предназначение), то дорога к самоактуализации может быть открыта, если нет, то возможны серьезные препятствия на пути достижения внутреннего ощущения собственной компетентности. «Теологические дискуссии о гордости и гордыне, многочисленные теории глубинной диссоциации, выдержанные в духе философии Фромма, роджерсовские исследования «Я», работы таких эссеистов как Эйн Рэнд (...) способствуют все более глубокому пониманию опасных последствий нереалистической самооценки -- самооценки, построенной только на основании суждений окружающих и утратившей связь с реальными способностями, знаниями и умениями человека. Можно сказать, что самооценка лишь тогда будет устойчивой и здоровой, когда она вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружающих, не из факта известности или славы» [19, с. 89].

      Удовлетворение потребности в признании, по Маслоу, -- последний шаг к потребности в самоактуализации. Видимо, именно так и надо понимать степень сходства и различия между различными «само-»: т.е. самоутверждением, самореализацией, самоуважением, самоактуализацией и т.д.

      Повторим еще раз: самоактуализация -- это тенденция, внутренняя сила, способствующая развитию индивида от простого существа к сложному, продвижению от зависимого существования к независимому, переходу от фиксации и ригидности к возможности изменения и свободе выражения. Это гипотетический конструкт, который реально обнаруживается в хорошо ощущаемых и измеряемых параметрах -- самоощущении, самореализации, самоуважении и самоутверждении.

      1.3. Индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика Эриксона 
 

      В современной психологии есть исследовательская позиция индивидуального развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э.Эриксона, она представлена в периодизации жизненного цикла человека. По Э.Эриксону любой человек может пройти все стадии, к какой бы культуре он не принадлежал; всё зависит от того, какова продолжительность его жизни.

      Свою концепцию психологического развития личности Эриксон рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии. Из биологического содержания термина «эпигенез», то есть эмбрионального развития, определяемого внешними факторами, Эриксон заимствует идею о последовательном формировании у человека психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Каждое из этих новообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, к себе [49, с.328].

      По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Решение задач, характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти соображения Эрика Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции - «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой

      идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

      Человек, по Эриксону, проходит психологические стадии развития Эго или Я, в ходе которых он устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Принцип прохождения стадий был назван эпигенезом и это не случайно, ведь именно Эриксон, несмотря на признание строгого следования одной стадии за другой, показал не одну линию развития, а ее варианты. В таком случае и норма, и нарушение взаимодействия между родителями и детьми будут трактоваться в терминах данного конкретного этапа жизни.

      Отношения, которые формируются у индивида к новым требованиям, ролям, задачам, становятся центром его идентичности. При переходе от одной целостности к другой происходит смена идентичности, которая носит название кризиса. Такие кризисы у Эриксона имеют нормативный характер, стимулируя процесс личностного роста.

      Эриксон выделяет восемь стадий жизненного цикла человека, на каждой из которых делается выбор между двумя полярными отношениями к миру и к себе.

      Орально - сенсорная или инкорпоративная (0 -- 18мес). Цель: выбор между доверием или недоверием. Чувство доверия к миру служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет с легкостью и охотно обращаться к новым видам деятельности. Это формируется материнской заботой [49, с.71].

      Мышечно - анальная (18 мес. - 4года). Цель: выбор между автономией или стыдом. Автономия и есть самостоятельное передвижение ребенка в контролируемом пространстве. Стыд -- гнев, направленный на себя из-за

      нежелания родителей развивать у ребенка самостоятельность. Стыд формируется под воздействием упреков родителей, запретов, не имеющих явного социального значения. Родители ругают ребенка за неумение быть опрятным, неумение контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Положительным исходом этой стадии является развитие элементов самоконтроля и саморегуляции.

      Локомоторно-генитальная или эдипова (4 -- 6 лет). Цель: выбор между инициативой или виной. Развитие речи, овладение новыми понятиями, умение планировать, предвосхищать некоторые события являются основой для формирования на этой стадии новой формы идентичности -- идентификации, т.е. уподобления взрослому человеку определенного пола и усвоения свойственных ему форм поведения. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость и планирование, это освоение нового за счет умения ставить перед собой цели. Вина -- негативная оценка ребенком своих неправильных действий, чувство неуверенности в себе, вызванное потребностью любить и получать любовь родителя противоположного пола.

      Латентная (6--11 лет). Цель: выбор между чувством умелости, компетентности или неполноценностью. Это период, который в самых разных обществах обозначает один и тот же процесс -- начало систематического усвоения знаний, умений, навыков. Именно они позволяют ребенку ощущать себя компетентным. Компетентность -- уверенность в том, что в соответствии с социально значимыми целями ребенок может оказывать положительное влияние на окружающих его людей. Неполноценность (некомпетентность) проявляется в чувстве ущербности, неумелости, робости и замкнутости.

      Стадия юности (11 -- 20 лет). Цель: выбор между обретением положительного Я или диффузной идентичностью. Под диффузной идентичностью понимают неясность представлений о себе, что способствует возникновению желания присоединиться к группе, к зависимости от чужого

      мнения, к пассивности в принятии решения. Пытаясь избежать распада личности, юноши сверхидентифицирутотся с героями неформальных объединений и компаний. Состояние юношеской влюбленности интерпретируется Эриксоном как попытка добиться четкого определения собственной идентичности путем проекции расплывчатого образа своего Эго на других людей и наблюдения за «отражением» Я.

      Ранняя взрослость (21 -- 25 лет). Цель: выбор между интимностью или изоляцией. Интимность означает готовность слить свою идентичность с идентичностью другого человека при наличии установки сохранить свою идентичность и индивидуальность. Интимность основана на развитии положительного Я в предыдущий период развития, а изоляция, как правило, тесно связана с диффузией Я.

      Взрослость (25 --60/65 лет). Цель: выбор между продуктивностью или застоем. Новые условия жизни, которые предъявляет социум человеку на этой стадии развития, вызваны его особым положением в обществе, а именно необходимостью установления конструктивных отношений с разными поколениями. Застой или стагнация сопровождается замкнутостью, стереотипностью поведения, ригидностью, эгоцентрированностью.

      Зрелость (свыше 60 -- 65 лет). Цель: выбор между интеграцией или отчаянием. Интеграция -- это принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни. Отсутствие интеграции выражается в страхе смерти, отвержении себя и собственной жизни. Подчеркивая, что младенческое доверие и целостность взрослого связаны между собой, Эриксон показал, что стадии развития Эго представляют собой замкнутый цикл человеческой жизни. По его мнению, здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти. Э. Эриксон выстраивает последовательность стадий развития личности, которые характеризуются особыми новообразованиями. Каждое из них

      формируется в процессе разрешения человеком конфликта между двумя противоположностями, одна из которых способствует поступательному развитию личности, а другая тормозит его. Эти тенденции включают и определенную черту личности, и отношение человека к миру, к жизни, к себе. 

      Выводы по первой главе.

      Попробуем построить некоторую модель, в которую будут включены все изучаемые нами в первых трех параграфах конструкты, и тем самым подведем итог истории развития самоутверждения в психологии.

      1. Важной составляющей полноценного функционирования личности является то, каким человек себя ощущает. Ощущение, если можно так сказать, является исходным моментом любого познавательного акта. Самощущение является источником информации о том, каким я себя чувствую. По Кохуту, это переживания по поводу себя, своей нефрагментированности, цельности, полноты, связанности.

      2. Самоощущение дает начало двум тенденциям -- самореализации и самоутверждению. Как мы и говорили, самореализация понимается как спонтанное раскрытие и приложение своих потенциальных возможностей. Это экспликация латентных желаний. Самореализуемость оценивается в том, насколько человек ощущает себя состоявшимся в проекции на определенный временной интервал (возраст). Предметом реализации являются дарования, способности и таланты. Любой человек обладает теми или иными способностями, значит, и самореализация -- универсальный психический механизм.

Информация о работе Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки