Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: настоящее исследование состояло в выявлении выбора стратегии самоутверждения и образа Я при разном уровне самооценки.

Содержание

Введение 2
Глава 1 .Постановка и решение проблемы самоутверждения личности в
психологии 7
1. Психоаналитическая парадигма: самоутверждение и самоощущение
2. Гуманистическая парадигма: самоактуализация и самореализация 18
3. Индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика Эриксона.27
Выводы 32
Глава 2. Психология юношества и стратегии самоутверждения личности
1. Юность как стадия жизненного пути 33
2. Процесс становления самосознания в юношестве 36
3. Самооценка старшеклассников 37
4. Стратегии самоутверждения 44

Выводы 53
Глава 3. Эмпирическое исследование выбора стратегий самоутверждения
личности и образ Я при разном уровне самооценки 55
1. Программа, этапы и методы эмпирического исследования 55
2. Анализ и обсуждение результатов, выводы 60
Заключение 70
Библиография 72
Приложение 76

Работа содержит 1 файл

Diplom.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

      Особая роль в построении личности высшего порядка отводится отношениям ребенка и матери. Способность матери к отзеркаливанию, создание эмпатического резонанса, «ликование матери как реакция на ребенка (называние его по имени, когда она получает удовольствие от того, что он рядом, и от того, что он делает) в соответствующей фазе подкрепляет

      развитие от аутоэротизма к нарциссизму -- от стадии фрагментированной самости (стадии ядер самости) к стадии связной самости, -- то есть способствует восприятию ребенком себя как физического и психического единства, обладающего связностью в пространстве и непрерывностью во времени» [15, с. 136].

      Кохут рассматривает человеческие отношения и жизненный цикл как историю бессознательных процессов поиска и нахождения объектов. Особая роль в этом процессе, как мы уже смогли заметить, отводится показу и отражению себя в глазах материнской фигуры.

      Нарушение нормального развития личности могут быть вызваны утратой идеализированного родительского имаго вследствие реального отсутствия матери, или ее эмоционального дистанцирования от ребенка и т.д. Ребенок не формирует необходимой внутренней структуры и «его психика остается фиксированной на архаичном объекте самости, а его личность всю жизнь будет зависеть от определенных объектов, в чем можно усмотреть ярко выраженную форму объектного голода» [15, с. 63].

      Другие нарушения процесса самоощущения и самоуважения связаны с формированием грандиозной самости. На начальных стадиях развития ребенок может воспринимать Я-объекты как продолжение своего собственного величия. «Если же оптимальное развитие и интеграция грандиозной самости наталкиваются на препятствия, то эта психическая структура может отщепиться от реальности Эго и/или отделиться от нее с помощью вытеснения. Она становится недоступной внешнему влиянию, но сохраняется в своей архаичной форме» [15, с. 126].

      Начав свои исследования с патологических проявлений нарциссической позиции личности, которая вызвана недостатком эмпатии матери, и проявляется в фиксации на стадии архаичного инфантильного грандиозного Я, а также в бесконечном поиске идеализированных Я-объектов, Кохут стал рассматривать любого человека с позиции самоощущения и отмечать

      стремление к самоуважению, наличие чувства связанности и непрерывности самости у каждой личности.

      Самоутверждение, самоощущение и самоуважение тесно связаны с другими понятиями -- самореализацией и самоактуализацией, которые мы рассмотрим далее. 
 

      1.2. Гуманистическая парадигма: самоактуализация и самореализация 
 

      Казалось бы, гуманистическая парадигма не имеет прямого отношения к самоутверждению человека в том смысле, в котором оно понимается в обыденном сознании. И, тем не менее наша задача состоит не только в том, чтобы найти сходство и различие между самоактуализацией,

      гШЩШткзщией и самоутверждением, айв том, чтобы находясь в понятийном поле гуманистической психологии, дать определение и трактовку самоутверждению личности.

      Согласно теории Карла Роджерса, индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было им названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек независимо от того, осознано или не осознано это чувство. Осознание того, или иного чувства получило название символизации объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом один опыт легко оформляется в образы, а другой остается невнятным основанием нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально.

      Человек реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера -- восприятие событий -- является реальной.

      Иными словами, субъект реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности.

      Это положение является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс. Оно раскрывается через следующие три принципа:

  1. поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;
  2. человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

      3) люди по природе добры и стремятся к совершенству. 
Личность имеет одну основную тенденцию и стремление --

      актуализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении зрелости. Человек движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. «Понятие самоактуализации означает тенденцию организма вырастать из простого существа в сложное, продвигаться от зависимого существования к независимому, переходить от фиксации и ригидности к возможности изменения и свободе выражения. Понятие включает в себя стремление каждого человека удовлетворять потребности или снижать напряжение, но оно особенно подчеркивает те удовольствия и удовлетворенности, которые вызывает деятельность, способствующая росту организма» [28, с. 209].

      Эта потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении и кроется источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта доступны сознанию, тем больше у человека возможностей отразить общую картину своего

      феноменального мира в поведении; чем меньше защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем адекватнее они выражаются в общении.

      Точка зрения К. Роджерса состояла в том, что основная жизненная цель, прекрасно выраженная словами Серена Кьеркегора, заключается в том, чтобы «быть тем Я, которое истинно».

      Одной из наиболее выраженных тенденций самоактуализации является стремление человека к независимости как способности выбирать цели, к которым он сам хочет стремиться. Такая способность предполагает умение брать ответственность на себя и осуществлять самоуправление. Вторая особенность -- чувствительность к процессу, изменениям и снижение потребности в борьбе «за результат и конечные состояния». Третья характеристика самоактуализации находит отражение в умении быть открытым к сложным и противоречивым чувствам, оценкам, действиям, избегая их частичного или защитного проявления. Эту тенденцию К. Роджерс обозначил как «движение к тому, чтобы становиться всей сложностью меняющегося Я в каждый значимый момент» [32, с. 902]. Четвертая особенность -- это открытость опыту, «дружественному, близкому отношению» к нему. Описывая четвертую характеристику, Роджерс сравнивает свои взгляды с идеями Маслоу, указывая на то, что они схожи, поскольку последний также утверждал, что «легкое вхождение в реальные чувства, их близость к принятию и спонтанности, свойственным животным и детям, подразумевает важность осознания собственных импульсов, стремлений, мнений и вообще всех субъективных реакций» [32, с. 904]. Остальные особенности взаимно дополняют друг друга. Это принятие других людей и доверие к своему Я.

      Каким же образом потребность в самоактуализации может быть фрустрирована? Прежде чем понять это, необходимо исследовать особенности формирования Я.

      Оказывается, что со временем часть личного мира человека становится осознаваемой и оформляется в отдельную структуру -- Я-концепцию. Я -- символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. «Я-концепция -- это воспринимаемое индивидом "Я" или то, что человек имеет в виду, когда говорит "Я" или "мне". На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большой части на основании личного опыта, событий, происходящих и феноменальной сфере и выделяемых индивидуумом в качестве "Я" или "самого себя", хотя бы на довербальном уровне... Также индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными "Я" [23, с. 39].

      В структуру Я входят разные ценности: 1) непосредственно переживаемые индивидом («Я воспринимаю своих родителей как людей, недовольных моим поведением») и 2) интроецируемые у других, но в своем искажении воспринимаемые как собственные, непосредственные («Я воспринимаю свое поведение как неудовлетворительное»). Здоровая структура личности развивается у ребенка, которого родители не принуждают искажать свой опыт.

      Всякий опыт и переживания в жизни индивида подвергаются различным оценкам: некоторые из них адекватно осознаются, некоторые игнорируются, не имея прямого отношения к удовлетворению потребности, некоторые искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости, остальные отрицаются, имея прямое отношение к удовлетворению потребности. Я-концепция характеризуется:

      * областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

      * структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

  • конгруэнтностью -- неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия или несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;
  • защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;
  • напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;
  • уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;
  • реальностью, или способностью оценивать себя, исходя из актуально поступающей информации.

      Итак, быть истинным Я, по Роджерсу -- «это становится самой ценной частью жизни человека, когда он сможет свободно двигаться в любом направлении. Это не просто интеллектуально ценностный набор, но, скорее всего, лучшее определение поискового, пробующего, нечеткого поведения, с помощью которого он, исследуя, движется к тому, кем действительно хочет быть» [32, с. 906].

      Роджерс специально замечает, что быть собой вовсе не значит разрушить себя, выпустив на свободу внутреннего зверя. Истинный гнев не несет разрушений, искренний страх не поедает, а спонтанно обнаруживаемая лень и сексуальное желание не угнетают и не совращают человека. По-видимому, «причина заключается в том, что чем больше он может позволить своим чувствам течь и принадлежать ему, тем более соответствующие места они занимают в общей гармонии чувств... Когда он живет и принимает всю сложность своих чувств, тогда они действуют в созидательной гармонии, а не сбрасывают его на какой-нибудь неконтролируемый дурной путь» [32, с. 908].

      Для Абрахама Маслоу быть самим собой тоже означает способность самоактуализироваться. «Термин «самоактуализация», изобретенный Куртом Гольдштейном (...) употребляется в этой книге в несколько более узком, более специфичном значении. Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности» [19, с. 90]. Книга, о которой идет речь -- «Мотивация и личность» -- посвящена динамическому подходу к мотивации, рассматривающему человека с точки зрении его непрерывного изменения и развития.

      «Пиковым» переживанием личности является переживание своей самости, идентичности, цельности. Оно возникает при выраженной потребности человека самоактуализироваться, «понимаемой как непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [18, с. 90].

      Самоактуализирующиеся люди -- это здоровые личности. Они имеют общие черты, которые заключаются в высшей степени восприятия реальности; в способности принимать себя и других людей такими, какие они есть; в повышенной спонтанности; и развитой способности концентрироваться на проблеме; в способности к автономии; в богатстве и естественности эмоциональных реакций; в часто возникающих «пиковых» переживаниях; и способности к общению с любым человеком; в демократичной структуре характера; в высоких творческих способностях и в изменениях в системе ценностей.

      Самоактуализация -- это отчасти теоретический, гипотетический конструкт. Так же, как феномен фикционного финализма у Адлера, самоактуализация у Маслоу -- это идеальная цель, которую, пожалуй, невозможно выразить в конкретных, операциональных единицах. Самоактуалпзация -- это состояние души.

      «В основании системы ценностей самоактуализирующегося человека лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической природой, приятие социальной жизни и физической реальности» [19, с. 254]. Такие люди спонтанны в своих мыслях, чувствах, действиях, поэтому, само собой разумеется, что самоактуализация предполагает и самореализацию. Обычно последняя понимается как спонтанное раскрытие и приложение своих потенциальных возможностей. В свою очередь, самореализация обязательно предполагает наличие самоактуализации. Самореализация -- это не только развитие своих способностей и талантов, но и поиск способов адекватного приложения собственных сил, умений, знаний, себя самого.

Информация о работе Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки