Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: настоящее исследование состояло в выявлении выбора стратегии самоутверждения и образа Я при разном уровне самооценки.

Содержание

Введение 2
Глава 1 .Постановка и решение проблемы самоутверждения личности в
психологии 7
1. Психоаналитическая парадигма: самоутверждение и самоощущение
2. Гуманистическая парадигма: самоактуализация и самореализация 18
3. Индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика Эриксона.27
Выводы 32
Глава 2. Психология юношества и стратегии самоутверждения личности
1. Юность как стадия жизненного пути 33
2. Процесс становления самосознания в юношестве 36
3. Самооценка старшеклассников 37
4. Стратегии самоутверждения 44

Выводы 53
Глава 3. Эмпирическое исследование выбора стратегий самоутверждения
личности и образ Я при разном уровне самооценки 55
1. Программа, этапы и методы эмпирического исследования 55
2. Анализ и обсуждение результатов, выводы 60
Заключение 70
Библиография 72
Приложение 76

Работа содержит 1 файл

Diplom.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

    МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ Социально-психологический факультет Кафедра социальной психологии 
     
     
     
     
     
     

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 
     
     
     
     
     
     

Тема: Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном

            уровне самооценки 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Оглавление 

Стр. 

Введение  2

 Глава 1 .Постановка и решение проблемы самоутверждения личности в 
психологии 7

  1. Психоаналитическая парадигма: самоутверждение и самоощущение
  2. Гуманистическая парадигма: самоактуализация и самореализация 18
  3. Индивидуальное развитие в соответствии с теорией Эрика Эриксона.27 
    Выводы 32

Глава 2. Психология юношества и стратегии самоутверждения личности

  1. Юность как стадия жизненного пути 33
  2. Процесс становления самосознания в юношестве 36
  3. Самооценка старшеклассников 37
  4. Стратегии самоутверждения 44
 

Выводы 53

Глава 3. Эмпирическое исследование выбора стратегий самоутверждения 
личности и образ Я при разном уровне самооценки 55

  1. Программа, этапы и методы эмпирического исследования 55
  2. Анализ и обсуждение результатов, выводы 60

Заключение 70

Библиография 72

Приложение 76 
 
 
 

      Введение

      Актуальность темы. Самоутверждение - универсальная потребность человека, ее испытывает каждый. Являясь необходимой предпосылкой существования человеческой личности - оно пронизывает всю нашу жизнь -от ее высших проявлений до предельно низших. Эта мощная сила, она может действовать по-разному: может творить, вознося человека до высот, а может и разрушить его полностью, лишив человеческого облика, делая его зверем. Без самоутверждения не может быть человека. Поэтому так необходимо изучать данный процесс, изучать глубинные личностные механизмы, определяющие Эго- стратегии самоутверждающегося человека.

      Процесс самоутверждения можно сравнить с восхождением на некоторую ценностную лестницу, вершину, сравнить с самовозвышением. Но иногда цель самоутверждения состоит только в удержании на некоторой определенной ступени. Т.е. можно сказать, что самоутверждение это одна из составляющих компонентов процесса самосовершенствования.

      Самоутверждение -- есть процесс, в ходе которого человек утверждает себя сам и это утверждение себя происходит внутри его «Я». 

      Смысл самоутверждения - человек сам утверждает себя в себе.

      Изначальным субъектом самоутверждения является единичный человек, но самоутверждаться могут и сообщества, группы людей, народы, и самоутверждение коллективного субъекта есть нечто производное от самоутверждения отдельных людей.

      Традиционно в философской, социологической и психологической литературе под самоутверждением понимается стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. Иными словами, нередко рассматривается только одна, внешняя сторона этого феномена - поведенческие стили или стратегии человеческого самоутверждения. В данной работе мы придерживаемся точки зрения [27,39], 

      что потенциально человек обладает разными стратегиями - неуверенной, конструктивной и доминантной, и лишь акцентуация одной из них (на фоне снижения двух других) может рассматриваться в качестве критерия отнесения человека к какому-либо типу самоутверждения.

      Мы говорим о сложности и многогранности личностных изменений в раннем юношеском возрасте, его определяющей роли на ход дальнейшего развития личности, о выборе стратегии поведения. Все выше сказанное и обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования.

      В наш век, когда запаса оружия хватит на то, чтобы несколько раз уничтожить планету Земля, когда идет война под названием терроризм, какую стратегию самоутверждения выберет молодежь? Какие глубинные личностные механизмы нужно задействовать, чтобы молодые люди выбирали конструктивную стратегию самоутверждения? На эти вопросы нужно искать ответы. Данной работой мы хотим внести свой вклад в изучение этой проблемы.

      Объект исследования: психологические особенности юношей и девушек, учащихся общеобразовательной школы № 688.

      Предмет исследования: стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки.

      Цель исследования: настоящее исследование состояло в выявлении выбора стратегии самоутверждения и образа Я при разном уровне самооценки.

      Гипотеза: доминантные стратегии юношество выбирает при высоком уровне самооценки и самоуглубленном развитии в себе рефлексии, а неуверенные стратегии при низком уровне самооценки и самоуглубленном развитии в себе рефлексии. 
 
 
 

      з

      В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Изложить постановку и решение проблемы самоутверждения личности с точки зрения психоаналитического и гуманистического направления.
  2. Изложить эпигенистическую теорию личности Э.Эриксона, занимавшегося проблемой идентичности.
  3. Дать краткую характеристику юношеского возраста.
  4. Раскрыть понятие самооценки.
  5. Проанализировать стратегии самоутверждения личности.
  6. Исследовать выбор юношеством стратегий самоутверждения личности и образа Я при разном уровне самооценки.
 

      7. Провести анализ результатов исследования. 

      Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

      В первой главе три параграфа. Здесь мы знакомимся с теорией личности, разработанной Альфредом Адлером. Теоретическая конструкция строится на следующих базовых понятиях: 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4) социальный интерес; 5) стиль жизни; 6) креативное Я. Благодаря работам Эрика Эриксона и Харальда Шульц-Хенке мы выясняем, что самоутверждение обнаруживается в самых разных проявлениях или стратегиях, которыми являются самоотрицание, основанное на сопротивлении идентичности, ad-gredi, вызванное активной реакцией приближения, и агрессия как ощущение собственной силы в результате нанесения ущерба другому. Различия в стратегиях самоутверждения личности обусловлены опытом взросления ребенка в целом, и опытом его взаимодействия с родителями, в частности.

      Знакомимся с центральными категориями теоретических построений Ханца Кохута - это понятия самоощущения (переживание полноты, нефрагментированности и связности самости) и самоуважения. Во втором параграфе мы рассматриваем взгляды известных психологов - гуманистов, занимавшихся как проблемой самоутверждения личности, так и вопросами самоощущения, самореализации и самоактуализации. Это феноменалистическая теория Карла Роджерса (личность имеет одну основную тенденцию и стремление - актуализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении зрелости) и теория человеческой мотивации Абрахама Маслоу (базовые потребности -дефициентные, метапотребности - потребности роста). В третьем параграфе изложена позиция индивидуального развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э.Эриксона, она представлена в периодизации жизненного цикла человека.

      Вторая глава содержит четыре параграфа, где рассматриваются взгляды И.С. Кона на особенности юношеского возраста, главные психологические приобретения и новообразования ранней юности. Обсуждается процесс становления самосознания в юношестве (совокупность психических процессов посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, это продукт развития). Далее мы говорим о самооценке как одной из составляющей Я-концепции. Здесь мы упоминаем труды Э.Эриксона, Джемса Марша (четыре этапа развития идентичности и психологическая «формула»: самоутверждение равно успеху, деленному на уровень притязаний.), Р.Бернса (что такое Я-концепция). И в последнем параграфе рассматриваем точку зрения Р.Альберти и М.Эммонса на основные способы самоутверждения личности, а так же мнение (которого мы придерживаемся) Е.П. Никитина и Н.Е.Харламенковой, что человек обладает разными стратегиями самоутверждения - неуверенной, конструктивной и доминирующей.

      Третья глава - эмпирическое исследование. Базой эмпирического исследования являлась школа № 688 г.Москвы. В эмпирическом исследовании принимали участие 50 учеников 11-х классов. Юноши и девушки 16-17 лет.

      Первый этап эмпирического исследования заключался в групповом тестировании учеников. Проводилась диагностика стратегий самоутверждений личности с помощью методики Н. Е. Харламенковой и 

      Е. П. Никитина, 2000 [39]. 

      На втором этапе исследовался уровень самооценки молодежи и им была предложена методика «Определение самооценки» А.Г.Грецова и А.А.Азбель [8].

      На третьем этапе учащимся была предложена методика « Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд) на самоидентификацию [9].

      Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 

      - метод анализа литературы по теме исследования.

  • методы психодиагностики (тестирование, наблюдение, беседа).
  • метод математической обработки данных при помощи компьютерной программы «Statistica».

      Практическое значение работы заключается в том, что в ходе ее: а) проходят практическую проверку тестовые методики; б) подтверждаются теоретические выводы; в) результаты работы могут быть использованы в дальнейшей коррекционной работе. 

      Глава 1.Постановка и решение проблемы самоутверждения личности в психологии 

      1.1.Психоаналитическая парадигма: самоутверждение и самоощущение

      Проблема самоутверждения личности имеет свою историю. Ее первыми исследователями были не психологи, а философы. Известны учение И.Канта об абсолютном достоинстве личности, об «умопостигаемом характере», о свободе, идеи А.Шопенгауэра о мировой воле, система взглядов Ф.Ницше о воле к власти, о сверхчеловеке. Но именно А.Адлер сделал удачную попытку создать, возможно, в каком-то отношении и спорную, но законченную теорию самоутверждения личности.

      Альфред Адлер - один из последователей З.Фрейда, заменивший в своих предпочтениях классическую теорию драйвов на теорию самоутверждения личности. Адлер известен своим интересом к проблеме неполноценности органов, которая, по существу, и стала тем запускающим механизмом, благодаря которому как бы сами собой появились остальные, аранжирующие ее проблемы.

      Идея неполноценности и компенсации стимулировала Адлера к созданию новой теории мотивации, где бы фигурировали не сексуальное желание и потребность в безопасности, а стремление к превосходству [2].

      В явном противоречии с основным допущением Фрейда о том, что поведение человека управляется врожденными инстинктами, и главной аксиомой Юнга, что поведение человека управляется врожденными архетипами, Адлер принял допущение о том, что человеческая мотивация в основном представлена социальными побуждениями.

      В теории Адлера роль сексуального инстинкта сведена к минимуму. Люди в первую очередь социальные, а не сексуальные существа. Их неполноценность не ограничивается областью сексуального, но

      распространяется на все стороны бытия, как физические, так и психологические. Они стремятся к развитию уникального жизненного стиля, в котором сексуальные побуждения играют незначительную роль. В сущности, то, как человек удовлетворяет сексуальную потребность, определяется стилем жизни, а не наоборот.

      Адлер считал центром личности сознание, что делает его пионером эго -ориентированной психологии. Люди - сознательные существа, обычно понимающие причины своего поведения. Они сознают свою неполноценность и сознают цели, к которым стремятся. Более того, люди обладают самосознанием, способны планировать действия и управлять ими, полностью сознавая их значение для собственной самореализации [4].

      А.Адлер, подобно многим теоретикам, получившим медицинскую подготовку и практиковавшим как психиатры, свои первые теоретические разработки посвятил проблемам аномального поведения. Он сформулировал основные положения теории неврозов [1], и лишь в 20-е годы развил свою теорию настолько, что она охватила и проблемы здоровой личности. Разработанная Адлером теория личности крайне экономна - в том смысле, что вся теоретическая конструкция строится на немногих базовых понятиях. По этой причине позицию Адлера можно изложить соответственно нескольким общим заголовкам. Вот они:

Информация о работе Стратегии самоутверждения личности и образ Я при разном уровне самооценки