Специальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:10, статья

Описание работы

Специальная психология - это отрасль психологии, изучающая особенности и закономерности хода психического развития лиц, имеющих те, или иные отклонения в развитии. Возникновение специальной психологии как отдельной, самостоятельной науки относят к 60-м годам 20 века. До этого времени специальная психология являлась неотъемлимой частью дефектологии.

Работа содержит 1 файл

Специальная психологияКУЗНЕЦ.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

Около 40-60% детей этой группы имеют  речевые нарушения.  Обнаруживается значительное запаздывание развития речи. Двигательный навык речи и слуховое различение звуков возникает позже чем в норме (примерно к 3-4 годам). Причина в слабости замыкательной функции головного мозга, нарушении динамики нервных процессов. Нередко нарушается формирование фонематического слуха. Грамматический строй характеризуется односложностью фраз, нарушением согласованности слов в предложениях.

Заметим, что с программой специальной школы 8 вида эти дети справляются успешно, социальный прогноз  на будущее весьма положителен.

При умеренной  у/о  наблюдается около 10% от всего количества, страдающих нарушениями интеллекта. Причинами ее возникновения могут быть как эндо, так и экзогенные  факторы. Характеризуется главным образом несформированными познавательными процессами (конкретным, непоследовательным, тугоподвижным мышлением) и неспособностью образовывать  отвлеченные понятия. Как  правило очень нарушена сенсорная сфера (ощущение, восприятие). отстает понимание и использование речи, как и отстает развитие навыков самообслуживания. Имеют ограниченные школьные успехи, часть ребят овладевает навыками чтения, письма и счета.

При тяжелой  умственной отсталости (примерно 5% от всей умственной отсталости) речь этих детей остается несовершенной, преобладают имена существительные и глаголы. Прилагательные-признаки фактически отсутствуют. Фразы короткие, аграматичные, множественные дефекты звукопроизношения. Анамнез как правило указывает на более позднее овладение речью (с 3, иногда 5 лет). Чужую речь понимают  в пределах своих интеллектуальных возможностей, обычно правильно реагируют на мимику, жесты. Моторика неполноценна, особенности мелкой пальцевой моторики указывают на трудности овладения письмом. Наблюдаются синкенизии, сопутствующие движения. Нарушены координация в пространстве. Мимика бедна, преобладают влечения низшего порядка. Даже овладев чтением, не могут пересказать прочитанное. Выучив таблицу умножения, не могут ею воспользоваться. Доступны те виды труда, где не требуется инициативы, переключения с одного вида деятельности на другой. Способны выполнять стереотипные (штамповые) движения. Адаптация возможна только при посторонней помощи. При отсутствии сочетанных дефектов ребенок способен овладеть элементарными навыками  труда. При более тяжелых формах работать не могут. Обязателен уход  и присмотр со стороны родных, либо проживание в интернатах органов социальной опеки.

 

Глубокая умственная отсталость составляет около 1% от всей группы умственной отсталости. В большинстве случаев выявляется органическая этиология. Как правило, следствие тяжелой патологии беременности или черепно-мозговых травм в первые 3 года жизни ребенка. Их психика находится на низких ступенях развития, у них не развиты даже предпосылки интеллекта: внимание, восприятие, память. Отсутствует элементарная способность к процессам мышления. Психологическая диагностика этих детей невозможна, нет понимания обращенной к ним речи, следовательно не понимают предложенную инструкцию.. Понимание и использование речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных команд и выражением элементарных просьб.

Большинство больных  неподвижны, либо резко ограничены в движениях. Самые тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих.не отличают съедобное от несъедобного. Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффективные вспышки, что проявляется в самоповреждении. Безудержный онанизм.

Это наименее изученная и описанная группа в психологической литературе.

 

 

 

 

 

Вопрос 7. Психологическая  характеристика лиц с нарушениями  зрения.

 

Проблемами данного  направления в специальной психологии занимается тифлопсихология. Тифлопсихология  – изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирования компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит которой связан с нарушением деятельности зрительного анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения- способности глаза  видеть две светящиеся точки при  минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту  зрения равную 1, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки на расстоянии 5 метров. Для определения зрения ниже  0,1 используют пересчет пальцев. Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения. Неспособность к различению света от тьмы означает, что острота зрения равна 0. Итак, выделяют следующие группы детей:

Слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения на лучше видящем  глазу, с применением очков - 0,04), либо сохранившие способность к светоощущению

Абсолютно, или  тотально слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений

Частично, или  парциально, слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрения (способность к выделению фигуры из  фона) с остротой зрения 0,005 до 0,04

Слабовидящие – дети с остротой зрения  от 0,05 до 0,2. Главное отличие этой группы детей от слепых это то, что при выраженном  снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником  восприятия информации  об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

Слепорожденные - это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрастее до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развиия осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

Ослепшие -  дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Считается, что 92% случаев  слабовидения и 88% слепоты имеют  врожденный характер. Литвак А.Г. указывает, что на психическое развитие слепых и слабовидящих оказывает влияние  « совокупность биологических , аномальных и социальных факторов, находящихся  в сложных взаимоотношениях».

СЛЕПОТА И ГЛУБОКИЕ НАРУШЕНИЯ  ЗРЕНИЯ ВЫЗЫВАЮТ ОТКЛОНЕНИЯ ВО ВСЕХ ВИДАХ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Снижается  количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество.в области чувственного познания сокращение зрит ельных ощущений ограничивает возможности формирования образов памяти и воображения. С точки зрения качественных сосбенностей  развития детей с нарушением зрения укажем на  специфичность формирования  психологических систем, их структур и связей внутри системы. Происходят качественные изменения во взаимосвязях анализаторов. Возникают специфичные особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного мышления, ориентировке в пространстве.

Значительные изменения  происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность.

Рассматривая особенности  психического развития детей с нарушением зрения можно выделить ряд особенностей и закономерностей. Ограниченность внешних впечатлений оказывает  отрицательное влияние на формирование качеств внимания. При глубоких нарушениях зрения наблюдается снижение активности, проявляющееся наиболее четко в ранние периоды развития, что связано с невозможностью воспринимать раздражители нарушенным зрительным анализатором и реагировать на них.. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней стимуляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей его активности по отношению к внешнему миру.

Практически все качества внимания, такие как активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешняя и внутренняя), его широта (объем, распределение), переключение (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое), оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его.

Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений  оказывает отрицательное влияние  на формирование качества внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого как на основе осязания, так и на основе нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания; неполнота и фрагментарность образов — на снижении объема, устойчивости внимания (А. Г. Литвак).

 

Слепому и слабовидящему  необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию, получаемую от всех сохранных  нарушенных анализаторов; концентрация же внимания на анализе информации от одного из видов рецепции не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности.

  Устойчивость  внимания снижается  с уменьшением количества раздражений.  В школьном возрасте получает свое развитие слуховое внимание. Однако, у слабовидящих оно развито хуже, по-сравнению, со слепыми. Это объясняется тем, что они больше рассчитывают на зрение.

 

Познавательная деятельность со зрительной патологией  изучена  недостаточно полно.  Понятно, что нарушение зрения будет тормозить развитие памяти. Слепым и слабовидящим требуется держать в памяти даже ту информацию, которую не требуется запоминать зрячему. Исследования показывают, что объем памяти у незрячих больше, чем у зрячих на 0,7 для слов, обозначающих зрительные образы и на 0,9 для слов, обозначающих осязательные образы. Для детей данной категории характерно недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала. Для запоминания простых движений им необходимо многократное (6-8) повторение. Исследования Литвака показали, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию.

Исследования психологов не выявили зависимости мыслительных процессов от зрительной патологии, но формирование таких мыслительных операций, как сравнение, классификация, обобщение, осуществляется у слабовидящих детей в более поздние сроки и с большими трудностями, чем у нормально видящих. Однако прямой зависимости  между мышлением и патологией не наблюдается.

Становление речи у незрячих и зрячих лиц осуществляется принципиально одинаково. Однако, отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие  анализаторов. Речь слепого или слабовидящего  развивается в ходе специфически человеческой деятельности – общения. Она имеет ряд особенностей при ее формировании - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм»- накопление большого количества слов, не связанных с конкретным содержанием. Речь выполняет компенсаторную функцию, включаясь в чувственное познание окружающего мира, в процессы становления личности. Однако, наблюдается отсутствие связей между словом и образом .

Эмоции и чувства  слепых и  слабовидящих не отличаются от зрячих, хотя уровень и степень развития могут быть отличны. Тяжелые эмоции возникают, когда у ребенка имелся зрительный опыт и он понимает сложность своего дефекта. Глубокое стрессовое сотояние возникает при приобретении слепоты у взрослых. Для них характерны снижение самооценки, низкий уровень притязаний, выраженные депрессивные компоненты поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 8. Психологическая  характеристика детей с задержкой  психического развития.

 

Проблема ЗПР возникла и приобрела особое значение в  середине 20 века. Появилось большое количество детей, которые испытывали трудности при усвоении программы общеобразовательной школы, но не имели  специфических особенностей, которые бы указывали на наличие умственной отсталости. В ходе исследований М.С. Певзнер (отечественный психиатр) был собран и систематизирован научный материал, который позволил выделить новую категорию аномальных детей, не подлежащих обучению в школах 8-го вида.

Итак, к детям с ЗПР  относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных нарушений со стороны  анализаторных систем), они имеют трудности в школьной  адаптации, вследствие различных биосоциальных причин.

В России пользуются классификацией ЗПР, представленной К.С. Лебединской. Классификация отражает не только  механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность.

На основе этиопатогенетического  принципа были выделены четыре основных клинических типа ЗПР. Это задержки психического развития следующего происхождения:

- конституционального;

- соматогенного;

- психогенного;

- церебрально-органического.

Каждый из этих типов ЗПР имеет  свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной  незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков  — соматических, энцефалопатических, неврологических.

ЗПР конституционального  происхождения. Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. При переходе к школьному возрасту значимость для детей игровых интересов сохраняется. Гармонический инфантилизм можно считать ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.

ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекция аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца (В.В.Ковалев, 1979).

Информация о работе Специальная психология