Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:10, статья
Специальная психология - это отрасль психологии, изучающая особенности и закономерности хода психического развития лиц, имеющих те, или иные отклонения в развитии. Возникновение специальной психологии как отдельной, самостоятельной науки относят к 60-м годам 20 века. До этого времени специальная психология являлась неотъемлимой частью дефектологии.
Специальная психология - это отрасль психологии, изучающая особенности и закономерности хода психического развития лиц, имеющих те, или иные отклонения в развитии. Возникновение специальной психологии как отдельной, самостоятельной науки относят к 60-м годам 20 века. До этого времени специальная психология являлась неотъемлимой частью дефектологии.
Специальная психология вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт, все то, что касается феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов. Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его психо-социальную адаптацию.
Специальная психология
связана с такими областями психологии
как детская, возрастная и педагогическая
психология, психофизиология и
Объектом специальной психологии является проблемное развитие ребенка.
Предметом специальной психологии является непосредственно нарушение развития психической деятельности ребенка, подбор методов диагностики и коррекционных приемов, направленных на оптимизацию нарушенных процессов.
Основной целью специальной психологии является в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями.
Основными задачами специальной психологии являются :
- своевременное выявление детей с проблемами в развитии;
-определение возможности обучения детей с проблемами в развитии;
-определение специальных образовательных условий детей с проблемами в развитии;
-разработка методов
изучения различных категорий
детей, имеющих проблемы в
-составление программы психологической коррекции.
В качестве отдельных
направлений в специальную
Олигофренопсихология - психология лиц, страдающих умственной отсталостью (сейчас мы чаще говорим «психология детей с выраженными отклонениями в интеллектуальном развитии», или «психология детей с недоразвитием познавательной деятельности»);
Сурдопсихология – психология глухих и слабослышащих;
Тифлопсихология – психология слепых и слабовидящих;
Логопсихология- психология детей, имеющих тяжелые нарушения речи;
Психология детей с задержкой психического развития;
Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы;
Психология лиц, имеющих недостатки в развитии опорно-двигательного аппарата;
Психология лиц, имеющих сложные сочетанные проблемы в развитии (слепоглухие и т.д.).
Вопрос 2. Методы психологического исследования детей с отклонениями в развитии.
Специальный психолог должен уметь владеть методами психологического исследования, чтобы иметь возможность прогнозировать успешность обучения ребенка, ориентироваться в наличии того, или иного нарушения.
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. Специальная психология использует методы исследования, обозначенные и приемлемые для общей психологии. Так, метод беседы дает возможность психологу установить эмоциональный контакт с ребенком для дальнейшей позитивной работы. В беседе специалист должен учитывать отношение ребенка к ситуации эксперимента, к экспериментатору. Она должна носить непринужденный характер, а вопросы д.б. четко сформулированы с определенной целью. Во время эксперимента психолог с помощью беседы оказывает помощь ребенку в выполнении заданий. Ведение беседы зависит от поставленной перед психологом задачи.
Наблюдение дает нам возможность проследить особенности поведения ребенка, его реакции на то, или иное действие, зафиксировать эмоциональные переживания, в обычной и специально созданной ситуации.
В ней, также как и в общей, детской и педагогической психологии , применяются индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент, изучение продуктов деятельности (анализ письменных работ детей, изучение рисунков, предметов, производимых детьми в процессе трудового обучения и т.д.), обучающий эксперимент.
Применение тестов в работе психолога с детьми, имеющих проблемы в развитии является неотъемлемой частью его деятельности. Тест представляет собой стандартные наборы заданий и материалов, которые даются в определенной последовательности, где и время выполнения и оценка результатов регламентированы. При тестировании необходимо остановится на двух понятиях: надежность и валидность. Надежность - это независимость результатов теста от действия возможных случайных факторов, таких как личность экспериментатора и испытуемого, наличие предыдущего опыта тестирования.
Валидность – соответствие теста измеряемому психическому свойству или процессу.
В своей деятельности специальный психолог также использует опросники- методики, материалом которых являются вопросы, на которые ребенок должен ответить; либо утверждения, с которыми он должен согласиться, либо не согласиться. Ответы могут даваться в свободной форме (открытые) или выбираться из предложенных вариантов (закрытые).
Широко используются проективные методики. В основу их положено представление о том, что в творчестве человека, его высказываниях проявляются скрытые побуждения, неосознанные переживания, конфликты, характеризующие его личность (Дом. Дерево. Человек,; «Моя семья», тест Розенцвейга, тест Рене Жиля и т.д.).
Практически всякое задание, независимо от его основной направленности в большей или меньшей степени позволяет увидеть его интеллектуальные возможности, т.к. для его выполнения ребенок должен при понять инструкцию и и на основе ее понимания осуществить определенные действия. Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в ее понимании (независимо от степени сложности самого задания). Это должно учитываться при проведении эксперимента с детьми, имеющими проблемы в развитии. Понятно, что каждая методика имеет свои ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определенные возрастные границы своего применения. Например, анкетирование можно применять при изучении детей более старшего возраста, хотя в работе с нормально развивающимися детьми это возможно и раньше.
Понятно, что при работе с детьми, имеющих нарушение слуха, мы будем широко использовать невербальные методики, решение которых может быть выражено в форме практических действий. И, наоборот, при нарушении зрения, опираться будем на словесные методики. Однако, часть задания мы можем представить в рельефном виде, воспринимаемым осязательно.
Особое внимание специальная психология уделяет разработке методов исследования при работе с родителями, воспитателями, учителями для оценки уровня и особенностей развития ребенка, особенностей их отношений и взаимодействия.
Все экспериментальные исследования в специальной психологии строятся как сравнительные. Результаты, полученные в группе детей, имеющих проблемы в развитии сопоставляются с результатами их нормально развивающихся сверстников, а также с привлечением детей разных возрастных категорий.
Вопрос 3. Общие и специфические закономерности аномального развития.
В отечественной психологии интерес к закономерностям психического развития при различных видах недостаточности возник уже давно.
С момента создания специальных образовательных учреждений все психологические исследования были направлены на изучение своеобразия познавательных процессов у детей. В ходе этого изучения становилось понятно, что наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживается и у детей с различными патологиями развития. Первым кто попытался целенаправленно рассмотреть данный вопрос был Г.Я. Трошин, а затем Л.С. Выготский.
К таким закономерностям относятся определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии. Эти конкретные проявления общности нормального и нарушенного рахзвития были четко показаны в работах Занкова, Власовой, Соловьева, Розановой, Шиф, Петровой.
Рассматривая умственную отсталость, слепоту, глухоту, он отметил, что причины их вызывающие (в основном заболевания, травмы, наследственность), ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности , которое определяется как первичное нарушение. Так, при слепоте первичным нарушением является выключение, или резко выраженная недостаточность зрительного восприятия, при глухоте – грубые нарушения, или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости- нарушения аналетико-синтетической деятельности мозга.
ИЗВЕСТНО, ЧТО при первичном нарушении, если оно возникает в раннем детстве, происходят своеобразные изменения всего психического развития ребенка, что проявляется формировании вторичных и и третичных нарушений. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (типа первичного недостатка, степени выраженности и времени возникновения). Например, при глухоте первичным нарушением является выключение или грубая патология слухового восприятия. Вторичный дефект - нарушение речевого развития, т.к. словесная речь при отсутствии у ребенка слуха самостоятельно (как это бывает у слышащих) не развивается. Однако, нарушение речевого развития в свою очередь отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, недостатки в формировании которой выступают уже не дефекты третьего порядка, ведущие далее к трудностям общения. При частичном нарушении слуха – у слабослышащих детей первичный дефект выражен слабее, а нарушения в развитии речи имеют иной характер. Например, речь может формироваться на основе сниженного слуха, хотя при этом характеризуется дефектами произношения, грамматического строя, ограниченностью словаря, замедленным формированием понятий и их недостаточностью. Эти недостатки также приводят к нарушениям в формировании мыслительной деятельности и другим дефектам. При потере слуха в возрасте, когда словесная речь уже сформирована (после 6 лет) вторичные недостатки становятся еще менее выраженными.
Возникновение вторичных дефектов в процессе психического равзвития ребенка с проблемами в развитии было выделено Л.С. Выготским как общая закономерность аномального развития.
Он же выделил еще одну закономерность – затруднение взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром.
Если общие закономерности расположить в порядке их значимости и всеобщности, то это выглядит так:
-сниженная способность
к приему и переработке
-при всех типах нарушений объем информации, который может быть принят в единицу времени, в той или иной мере ниже чем в норме (детям с патологией необходимо больше времени).
Приведет пример специфических закономерностей проблемного развития ребенка.
Известно, что речь у глухого ребенка никогда не разовьется без специально организованной помощи. Известно, что у слышащих детей речь развивается согласно определенным этапам (гуление, лепет). Глухие дети не слышат произносимых ими звуков и лишены стимуляции к развитию лепета, следовательно, гуление угасает не переходя в лепет. Но если ребенку на первом году жизни будет предложен слуховой аппарат, то в той или иной мере у него появляется возможность слышать звуки, в том числе и те, которые он воспроизводит. Т.о., развитие ребенка приближается к норме.
Специфика проявляется в психическом развитии детей с глубокими нарушениями зрения. 80% информации мы получаем используя зрение. Источниками информации становятся слух и осязание. Итак, развитие ребенка иное, чем у зрячего, по иному формируется образ мира.
При умственной отсталости, страдает переработка информации (аналетико-синтетическая деятельность), отстает формирование предметной деятельности, речи, понятий, элементарных мыслительных операций.
Специфика характерна и для сензитивных периодов развития. Заметим, что сензитивные периоды у детей с проблемами в развитии не совпадают с сензитивными периодами детей, развивающихся в норме. Это обусловлено физиологической зрелостью нервных структур.
Более подробно можно прочитать в учебнике «Специальная психология» под редакцией В.И. Лубовского, либо в учебнике Кузнецовой Л.В., стр.37-41
Определение нормы, степени нормальности является и сегодня сложной, ответственной междисциплинарной проблемой. «Норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.