Специальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:10, статья

Описание работы

Специальная психология - это отрасль психологии, изучающая особенности и закономерности хода психического развития лиц, имеющих те, или иные отклонения в развитии. Возникновение специальной психологии как отдельной, самостоятельной науки относят к 60-м годам 20 века. До этого времени специальная психология являлась неотъемлимой частью дефектологии.

Работа содержит 1 файл

Специальная психологияКУЗНЕЦ.doc

— 414.00 Кб (Скачать)
  1. Специальная психология как наука. Связь со смежными дисциплинами. Разделы специальной психологии.

 

 

 

Специальная психология - это отрасль психологии, изучающая  особенности и закономерности хода психического развития лиц, имеющих  те, или иные отклонения в развитии. Возникновение специальной психологии как отдельной, самостоятельной науки относят к 60-м годам 20 века. До этого времени специальная психология являлась неотъемлимой частью дефектологии.

Специальная психология вобрала в себя  накопившиеся  научные достижения и практический опыт, все то, что касается феноменологии, механизмов  и условий психического развития человека под воздействием патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов. Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и  подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития  ребенка, затрудняющих его психо-социальную адаптацию.

Специальная психология связана с такими областями психологии как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и нейропсихология. Безусловно она взаимодействует с медициной ( в зависимости от имеющегося у ребенка нарушения), педагогикой как общей, так и специальной. Специальная психология находится в тесной взаимосвязи с психопатологией, патопсихологией и, конечно, клинической психологией. Как направление психологической науки и практики специальная психология стоит на стыке гуманитарных наук (философия, история, социология, право).

Объектом специальной психологии является  проблемное развитие ребенка.

Предметом специальной психологии является непосредственно нарушение развития психической деятельности ребенка, подбор методов диагностики и коррекционных приемов, направленных на оптимизацию нарушенных процессов.

Основной целью специальной психологии является  в системе образования является  выявление,   устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и  развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями.

Основными задачами специальной психологии являются :

- своевременное выявление  детей с проблемами в развитии;

-определение возможности обучения детей с проблемами в развитии;

-определение специальных  образовательных условий детей  с проблемами в развитии;

-разработка методов  изучения различных категорий  детей, имеющих проблемы в развитии;

-составление программы  психологической коррекции.

В качестве отдельных  направлений в специальную психологию входят:

Олигофренопсихология -  психология лиц, страдающих умственной отсталостью (сейчас мы чаще говорим «психология детей с выраженными отклонениями в интеллектуальном развитии», или «психология детей с недоразвитием познавательной деятельности»);

Сурдопсихология – психология глухих и слабослышащих;

Тифлопсихология – психология слепых и слабовидящих;

Логопсихология- психология детей, имеющих тяжелые нарушения речи;

Психология детей с задержкой психического развития;

Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы;

Психология лиц, имеющих недостатки в развитии опорно-двигательного аппарата;

Психология лиц, имеющих сложные сочетанные проблемы в развитии (слепоглухие и т.д.).

 

Вопрос 2. Методы психологического исследования детей  с отклонениями в развитии.

Специальный психолог должен уметь владеть методами психологического  исследования, чтобы иметь возможность  прогнозировать успешность обучения ребенка, ориентироваться в наличии того, или иного нарушения.

В специальной психологии отсутствуют  какие-либо особые, специальные методы исследования. Специальная психология использует методы исследования, обозначенные и приемлемые для общей психологии. Так, метод беседы дает возможность психологу установить эмоциональный контакт с ребенком для дальнейшей позитивной работы. В беседе специалист должен учитывать отношение ребенка к ситуации эксперимента, к экспериментатору. Она должна носить непринужденный характер, а вопросы д.б. четко сформулированы  с определенной целью. Во время эксперимента психолог с помощью беседы оказывает помощь ребенку в выполнении заданий. Ведение беседы зависит от поставленной перед психологом задачи.

Наблюдение дает нам возможность проследить особенности поведения ребенка, его реакции на то, или иное действие, зафиксировать эмоциональные переживания, в обычной и специально созданной ситуации.

В ней, также как и в общей, детской и педагогической  психологии , применяются индивидуальный и групповой  лабораторный психологический эксперимент, изучение продуктов деятельности (анализ письменных работ детей, изучение рисунков, предметов, производимых детьми в процессе трудового обучения и т.д.), обучающий эксперимент.

Применение тестов в работе психолога с детьми, имеющих проблемы в развитии является неотъемлемой частью его деятельности. Тест представляет собой стандартные наборы  заданий и материалов, которые даются в определенной последовательности, где и время выполнения и оценка результатов регламентированы. При тестировании необходимо остановится на двух понятиях: надежность и валидность. Надежность  - это независимость результатов теста от действия возможных случайных факторов, таких как личность экспериментатора и испытуемого, наличие предыдущего опыта тестирования.

Валидность – соответствие теста измеряемому психическому свойству  или процессу.

В своей деятельности специальный психолог также использует опросники- методики, материалом которых являются  вопросы, на которые ребенок должен ответить; либо утверждения, с которыми он должен согласиться, либо не согласиться. Ответы могут даваться в свободной форме (открытые) или выбираться из  предложенных вариантов (закрытые).

Широко используются проективные методики. В основу их положено представление о том, что в творчестве человека, его высказываниях проявляются скрытые побуждения, неосознанные переживания, конфликты, характеризующие его личность (Дом. Дерево. Человек,; «Моя семья», тест Розенцвейга, тест Рене Жиля и т.д.).

Практически всякое задание, независимо от его основной направленности в большей или меньшей степени позволяет увидеть его интеллектуальные возможности, т.к. для его выполнения ребенок должен при понять инструкцию и и на основе ее понимания  осуществить определенные действия. Чем сложнее инструкция, тем  большим должно быть участие мыслительных процессов в ее понимании (независимо от степени сложности самого задания). Это должно учитываться при проведении эксперимента с детьми, имеющими проблемы в развитии. Понятно, что  каждая  методика имеет свои ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определенные возрастные границы своего применения. Например, анкетирование можно применять при изучении детей более старшего возраста, хотя в работе с нормально развивающимися детьми это возможно и раньше.

Понятно, что при работе с детьми, имеющих нарушение слуха, мы будем широко использовать невербальные методики, решение которых может быть выражено в форме практических действий. И, наоборот, при нарушении зрения, опираться будем на словесные методики. Однако, часть задания мы можем представить в рельефном виде, воспринимаемым осязательно.

Особое внимание специальная  психология уделяет разработке методов  исследования при работе с родителями, воспитателями, учителями для оценки уровня и особенностей развития ребенка, особенностей их отношений и взаимодействия.

Все экспериментальные исследования в специальной психологии строятся как сравнительные. Результаты, полученные в группе детей, имеющих проблемы в развитии сопоставляются  с результатами их нормально развивающихся сверстников, а также с привлечением детей разных возрастных категорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3. Общие и специфические закономерности аномального развития.

 

В отечественной психологии  интерес к закономерностям психического развития при различных видах недостаточности возник уже давно.

С момента создания специальных  образовательных учреждений  все  психологические исследования были направлены на изучение своеобразия  познавательных  процессов у детей. В ходе этого изучения становилось понятно, что наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживается и у детей с различными патологиями развития. Первым кто попытался  целенаправленно рассмотреть данный вопрос  был Г.Я. Трошин, а затем  Л.С. Выготский.

К таким закономерностям  относятся определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных  периодов в развитии психических  функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии. Эти конкретные проявления общности нормального и нарушенного рахзвития были четко показаны в работах Занкова, Власовой, Соловьева, Розановой, Шиф, Петровой.

Рассматривая умственную отсталость, слепоту, глухоту, он  отметил, что причины их вызывающие  (в основном заболевания, травмы, наследственность), ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности , которое определяется как первичное нарушение. Так, при слепоте первичным нарушением является выключение, или резко выраженная недостаточность зрительного восприятия, при глухоте – грубые нарушения, или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости- нарушения аналетико-синтетической деятельности мозга.

ИЗВЕСТНО, ЧТО при первичном  нарушении, если оно возникает в  раннем детстве, происходят своеобразные изменения всего психического развития ребенка, что проявляется формировании вторичных и  и третичных нарушений. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (типа первичного недостатка, степени выраженности и времени возникновения). Например, при глухоте первичным нарушением является выключение или грубая патология слухового восприятия. Вторичный дефект -  нарушение речевого развития, т.к. словесная  речь при отсутствии  у ребенка слуха самостоятельно (как это бывает у слышащих) не развивается. Однако, нарушение речевого развития в свою очередь отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, недостатки  в формировании которой выступают уже не дефекты третьего порядка, ведущие далее к трудностям общения.  При частичном нарушении слуха – у слабослышащих детей первичный дефект выражен слабее, а нарушения в развитии речи имеют иной характер. Например,  речь может формироваться на основе сниженного слуха, хотя при этом характеризуется дефектами произношения, грамматического строя, ограниченностью словаря, замедленным формированием понятий и их недостаточностью. Эти недостатки также приводят к нарушениям в формировании мыслительной деятельности и другим дефектам. При потере слуха в возрасте, когда словесная речь уже  сформирована (после 6 лет) вторичные недостатки становятся еще менее выраженными.

Возникновение вторичных дефектов в процессе  психического  равзвития ребенка с проблемами в развитии было выделено Л.С.  Выготским как общая закономерность аномального развития.

Он же выделил еще одну закономерность – затруднение взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим  миром.

Если общие закономерности расположить в порядке их значимости и всеобщности, то это выглядит так:

-сниженная способность  к приему и переработке информации;

-при всех типах  нарушений объем информации, который  может быть принят  в единицу времени, в той или иной мере ниже чем в норме (детям с патологией необходимо больше времени).

Приведет пример специфических закономерностей  проблемного развития ребенка.

Известно, что речь у  глухого ребенка никогда не разовьется без специально организованной помощи. Известно, что у слышащих детей речь развивается согласно определенным этапам (гуление, лепет). Глухие дети не слышат произносимых ими звуков и лишены стимуляции к развитию лепета, следовательно, гуление угасает не переходя в лепет. Но если ребенку на первом году жизни будет предложен слуховой аппарат, то в той или иной мере у него появляется возможность  слышать звуки, в том числе и те, которые он воспроизводит. Т.о., развитие ребенка приближается к норме.

Специфика проявляется в психическом развитии  детей с глубокими нарушениями зрения.  80% информации мы получаем используя зрение. Источниками информации становятся слух и осязание. Итак, развитие ребенка иное, чем у зрячего, по иному формируется образ мира.

При умственной отсталости, страдает переработка информации (аналетико-синтетическая деятельность), отстает формирование предметной деятельности, речи, понятий, элементарных мыслительных операций.

Специфика характерна и  для сензитивных периодов развития. Заметим, что сензитивные периоды  у детей с проблемами в развитии не совпадают с сензитивными периодами детей, развивающихся в норме. Это обусловлено физиологической зрелостью нервных структур.

 

Более подробно можно  прочитать в учебнике «Специальная психология» под редакцией В.И. Лубовского, либо  в учебнике Кузнецовой Л.В., стр.37-41

 

 

 

  1. Понятие «норма» и «аномальное развитие».  Теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта при аномальном развитии

 

 

Определение нормы, степени  нормальности является и сегодня  сложной, ответственной междисциплинарной проблемой. «Норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.

Информация о работе Специальная психология