Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:56, реферат
В ХХІ веке информационно-коммуникационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества. Информатизация государственного управления, экономической и социальной сфер, общественной и индивидуальной жизни граждан является необходимым условием, выполнение которого позволяет любой стране претендовать на достойное место в современной информационной цивилизации.
Содержание:
1.Использование ИКТ в педагогике
2.Внедрение ИКТ в повседневную жизнь людей с дефектом развития.
3. Влияние психологов и педагогов на внедрение ИКТ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БГПУ ИМ. М. АКМУЛЛЫ. |
Современные ИКТ в специальной психологии
|
|
08.03.2012
Содержание:
1.Использование ИКТ в педагогике
2.Внедрение ИКТ в
3. Влияние психологов и педагогов на внедрение ИКТ
Использование ИКТ в педагогике.
В ХХІ веке информационно-коммуникационные
технологии стали важнейшим фактором,
определяющим развитие общества. Информатизация
государственного управления, экономической
и социальной сфер, общественной и
индивидуальной жизни граждан является
необходимым условием, выполнение которого
позволяет любой стране претендовать
на достойное место в современной
информационной цивилизации.
Суть программированного обучения состоит
в высокой степени структурированности
предъявляемого материала и пошаговой
оценке степени его усвоения. При программированном
обучении информация предъявляется небольшими
блоками в печатном виде либо на мониторе
компьютера. После работы над каждым блоком
учащийся должен выполнить задания, показывающие
степень усвоения изучаемого материала.
Преимущество программированного обучения
состоит в том, что оно позволяет обучающемуся
двигаться в собственном, удобном для
него темпе. Переход к следующему блоку
материала происходит только после того,
как усвоен предыдущий.
Компьютер оценивает ответы обучающихся
и определяет, какой материал должен быть
предъявлен следующим. Отличительной
особенностью компьютерного обучения
является то, что обратная связь здесь
может быть такой богатой и красочной,
как в современных компьютерных играх
со звуковым сопровождением.
Исследования показывают, что компьютерное
обучение позволяет обучающимся довольно
быстро усваивать учебный материал. В
настоящее время компьютерное обучение
является неотъемлемой составной частью
других активных методов обучения.
Компьютерные (новые информационные) технологии
развивают идеи программированного обучения,
открывают совершенно новые, ещё не исследованные
технологические варианты обучения, связанные
с уникальными возможностями современных
компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерные технологии обучения – это
процессы подготовки и передачи информации
обучаемому, средством осуществления
которых является компьютер.
Главная цель внедрения информационных
технологий в учебный процесс – повышение
его качества и эффективности. Применение
компьютеров в учебном процессе сделает
знания учеников более прочными и глубокими,
повысит их способности к самообучению.
При этом обязательно должны сократиться
временные издержки на получение заданного
результата. Следует добиваться, чтобы
на всех этапах учебной деятельности информационные
технологии заняли адекватное место.
Различают три варианта компьютерных
технологий:
Большие перспективы у
компьютерных технологий в специальном
образовании.
Новые перспективы для создания благоприятных
условий обучения открывает применение
информационных и коммуникативных технологий
в специальном образовании.
В последнее время наблюдается увеличение
количества детей с различными нарушениями
развития – это и речевые патологии, нарушения
опорно-двигательного аппарата, зрения,
слуха, интеллекта. Применение специализированных
компьютерных технологий при работе с
ними позволяет активизировать компенсаторные
механизмы и достичь оптимальной коррекции
нарушенных функций.
Многообразие дефектов, их клинических
и психолого-педагогических проявлений
предполагает применение разных методик
коррекции, а, следовательно, и использование
разных компьютерных технологий. Их применение
способствует результативности коррекционно-образовательного
процесса. Поэтому разработка новых приёмов,
методов и средств коррекционного обучения
детей представляется одним из актуальных
направлений развития специальной педагогики.
Область применения информационных технологий
достаточно широка и разнообразна, можно
выделить три основные сферы их использования
в области образования лиц с ОПФР:
Внедрение ИКТ в повседневную жизнь людей с дефектом развития.
Применение и использование
современных информационных ресурсов
сопряжено с определенными
Так, к основным функциональным ограничениям
у лиц с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата можно
отнести трудность или невозможность
выполнения мелких и точных движений;
недостаточность контроля и координации
произвольных движений; недостаточность
вспомогательных функций рук; синхронизации
движений, зрительно-моторной координации
рук; ограничение подвижности, недостаточный
объем и сила движений, быстрая утомляемость.
У лиц с нарушениями слуха
– сложность или невозможность восприятия
звука, а также определение локализации,
громкости, высоты и качества звуков.
У лиц с интеллектуальной
недостаточностью затруднения обусловлены
недоразвитием высших психических функций:
памяти, внимания, восприятия, а также
низкой мотивацией и контролем своей деятельности,
сложностью в распознавании и интерпретации
сенсорных раздражителей, знаков и символов
и др.
У лиц с нарушениями зрения
сложность или невозможность восприятия
световых ощущений, формы, размера, очертаний
и цвета визуального раздражителя.
Информационные технологии способны внести
существенный вклад в решение наиболее
острых проблем современной коррекционной
педагогики: разработку инструментов
педагога для выявления соотношения между
обучением и развитием ребёнка; создание
новых «обходных путей» обучения, основанных
на применении информационных ресурсов;
проектирование новых содержательных
областей специального образования; разработку
новых способов качественной индивидуализации
обучения; разработку специальных педагогических
технологий нового типа на основе широкого
применения компьютерного моделирования
объектов и явлений в любых знаковых
формах».
В качестве «обходного пути» к современным
информационным ресурсам, информация
для людей с нарушениями зрения представляется
в слуховой и тактильной модальности (программы
экранного чтения, речевые синтезаторы,
тактильные дисплеи с брайлевской строкой,
средства вывода рельефно-графической
информации), для людей с ослабленным зрением
предназначены технологии экранного увеличения.
В сурдопедагогике и логопедии информационные
ресурсы используются для формирования
и коррекции произносительной стороны
речи. Существуют также информационные
ресурсы, предназначенные для коррекции
развития психических функций при обучении
детей с ОПФР математике, чтению, письму.
При этом одно из преимуществ компьютерных
средств обучения заключается в том, что
компьютер может комплектоваться с учётом
нужд и потребностей людей с ограниченными
возможностями. В этом направлении ведутся
различные разработки.
Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата возможно изменение конфигурации
клавиатуры, применяется мембранная клавиатура
с повышенной чувствительностью, клавиатура
с увеличенными клавишами. Могут использоваться
специальные пальцевые датчики. Для людей
с нарушениями слуха
разработаны специальные компьютерные
технологии, при которых голос говорящего
человека преобразуется в визуальные
символы на экране монитора.
Для людей с нарушениями зрения
используется специальная клавиатура
с насечками на клавишах, программы, с
помощью которых озвучивается информация
– так называемый «Экранный чтец».
Компьютерные технологии разработаны
также для людей с заиканием, алалией,
афазией, дисграфией и дислексией, дислалией,
дизартрией, ринолалией и др.
Модернизация системы образования детей
с нарушениями слуха основана на личностной
ориентированности, дифференциации и
индивидуализации образования при обеспечении
государственных образовательных стандартов;
всеобщей компьютерной грамотности, развитии
информационных технологий в школе.
Будучи реальным воплощением высших форм
абстрактного мышления, компьютер становится
важнейшим средством коррекции нарушений
всех уровней и форм интеллектуальной
деятельности глухих детей. Речевое развитие
играет решающую роль в развитии ребёнка
как личности. Снижение слуха обуславливает
ограничение социального общения и познания
окружающего мира. Это ограничение влияет
на формирование психики учащегося. Все
сферы познавательной деятельности испытывают
дефицит. Страдает речь, восприятие, память,
внимание, представление, мышление. Обучение
детей с нарушением слуха осуществляется
на полисенсорной основе. Значимой с этой
точки зрения является опора на зрительный
анализатор. При обучении детей с нарушением
слуха на начальном этапе применяются
специализированные программы, разработанные
лабораторией компьютерных технологий
ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской,
О.И. Кукушкиной): «Состав числа», «Лента
времени», «В городском дворе». Для обучения
детей дактильной форме речи и её закрепления
в практике общения , применяются компьютерные
программы «Дактильный букварь», «Дактильная
речь». При этом на уроке компьютер выступает
в качестве нового средства коррекционного
обучения, средством организации совместной
деятельности учителя и учащихся, самих
учащихся.
Белорусским государственным медицинским
университетом (С.Л. Кабак, Г.М. Карапетян,
Л.С. Димскис, А.В. Подопригора, Ю.Г. Ильич,
А.С. Кишкурно) разработана программа сурдопедагогической
реабилитации «Руководство». Цель создания
программы – совершенствование навыков
вербальной речи. Особенность системы
в том, что с помощью персонального компьютера
речевая реабилитация строится на постепенной,
максимально естественной основе, через
первоначальное освоение письменной формы
жестового языка – первого родного языка
для неслышащего. Этот язык не даёт возможности
общаться с миром слышащих людей, но он
позволяет дать знания неслышащему об
этом мире. Он помогает понять смысл многих
слов, понятий, явлений. Применяемые в
системе методы учитывают особенности
психофизического состояния инвалидов
и включают в себя механизмы максимального
глубокого и рационального восприятия
получаемого материала:
-акцент на визуально-пространственные
образы (глухие дети имеют большие возможности
развития символической памяти);
-сочетание развивающего метода обучения,
представленного в курсе жестовой письменности,
с традиционным объяснительно-иллюстративным
методом, предполагающим наличие статической
и динамической компьютерной графики.
Иллюстрации и анимация выполнены в стилизованном
виде, располагающем к шутливой, доброжелательной
форме общения с компьютерной программой.
Это в сочетании с дружественным интерфейсом
программы и выраженным стремлением детей
к самостоятельной работе с современной
техникой создаёт ощущение комфорта и
побуждает к активному восприятию информации.
Использование поясняющего видеоматериала
в привычной для глухих невербальной форме.
Процесс речевой реабилитации подразумевает
знакомство с новыми словами. В иллюстративной
форме не каждое слово можно разъяснить.
А смысл многих незнакомых слов может
оказаться для глухого недоступным без
дополнительного разъяснения, даже если
к слову имеется однозначный жест. Человек
с нормальным слухом обращается в этом
случае к словарю, глухой человек – к системе
РУКОВОДСТВО, которая даёт жестовое толкование
сложных для понимания слов.
Использование данной компьютерной программы
, в конечном итоге, приводит к устранению
препятствий в общении глухих с вербальным
миром за счет того , что
Для глухих и слабослышащих
детей предназначена
«Визуальный тренажер произношения» включает
в себя 12 модулей и позволяет в несколько
раз ускорить процесс формирования речевых
навыков. Тренажер «Красноречие» активно
развивает словообразовательные навыки
учащихся.
Тренажер «Учись быстро читать» предназначен
для развития навыков чтения при нарушенном
темпе их формирования. Он позволяет дозированно
воздействовать на формирование узнавания
лексических единиц разной длины, автоматизирует
первоначальные сенсомоторные навыки
различных видов чтения.
Имеются программы озвучивания текстов
на компьютере, которые позволяют работать
на нем слепым и слабовидящим детям. Чрезвычайно
полезными в коррекционной работе с детьми
зарекомендовали себя компьютерные музыкальные
редакторы.
При работе с детьми дошкольного возраста
используется простая в пользовании компьютерная
логопедическая программа «Игры для Тигры».
Каждое занятие с использованием данной
специализированной компьютерной программы
является комплексным, то есть представляет
собой оптимальную комбинацию традиционных
и компьютерных средств коррекционного
обучения, отвечающую индивидуальным
образовательным потребностям ребёнка
с нарушениями речевого и языкового развития.
Компьютерная технология «Игры для Тигры»
предлагает серии упражнений, входящих
в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика,
Фонематика, Лексика, использование которых
позволяет работать над формированием,
развитием и коррекцией следующих характеристик:
В программе результаты деятельности
ребёнка представляются визуально
на экране в виде мультипликационных
образов и символов, исключающих
субъективную оценку. Кроме того, программа
содержит цифровые оценочные шкалы,
позволяющие установить объективное
состояние речевых и языковых
средств ребёнка. Объективная оценка
деятельности осуществляется и в
устной форме – если задание выполнено
верно, компьютерный герой хвалит ребёнка
или указывает на неправильное выполнение
задания. Программа заведомо исключает
отрицательную оценку для того, чтобы
создать ситуацию успеха при работе с
программой и положительного настроя
детей на преодоление возникших в процессе
выполнения заданий затруднений.
Таким образом, программа представляет
пользователю объективную оценку результатов
деятельности в трёх вариантах – визуально,
в звуковом и цифровом виде. Это позволяет
в дальнейшем сформировать у ребёнка навыки
самоконтроля собственной речи. При разработке
данной компьютерной программы был применен
принцип моделирования деятельностной
среды, активное участие в которой принимает
и сам ребёнок, используя понятные и доступные
для него средства управления и визуальные
образы. Данный подход позволяет значительно
повысить мотивационную готовность детей
к проведению коррекционных занятий.
Таким образом, компьютерные программы,
предназначенные для коррекционного обучения
детей, в первую очередь учитывают закономерности
и особенности их развития, а также опираются
на современные методики преодоления
и предупреждения отклонений в развитии.
Влияние психологов и педагогов
на внедрение ИКТ.
На современном этапе
развития теории и практики специальной
психологии и коррекционной педагогики
бесспорна необходимость подготовки специалистов,
компетентных в области применения компьютерно-опосредованных
технологий изучения и обучения детей
с различными нарушениями в развитии.
Ещё одна важная задача – это формирование
информационной культуры педагогов и
психологов. Она не ограничивается знанием
основных программных пакетов и умением
с их помощью решать профессиональные
задачи. В первую очередь педагог должен
осознать место информационных технологий
в процессе обучения, сопоставить их со
своими педагогическими и методическими
приоритетами и пристрастиями. Он должен
научиться применять компьютер там и тогда,
когда это эффективнее всех других форм,
и все это с учетом ограниченных ресурсов.
Для психолога использование
информационных ресурсов предоставляет
широкие возможности проектирования обучающей
среды, реализации принципиально новых
форм и методов обучения, развития личности
обучаемого.
Всё это вместе взятое даёт перспективу
роста возможностей социальной адаптации,
коммуникации, доступа к образованию и
уровня достижений, расширение сфер трудовой
деятельности лиц, нуждающихся в особой
помощи.
За компьютерными технологиями будущее.
Уже сегодня компьютер нашел применение
практически во всех областях деятельности
человека, и владение им становится неотъемлемой
чертой культурного человека. Поэтому
перспективным направлением является
не только использование компьютеров
в обучении учащихся, но и овладение самими
учащимися навыками информационных пользователей,
что откроет перед ними перспективы роста
возможностей социальной адаптации, коммуникации,
доступа к образованию, расширению сфер
будущей трудовой деятельности, жизнеспособности.
Современный человек окружен
таким количеством информации, которое
он не в состоянии перерабатывать и использовать
для развития общества без помощи новых
информационных технологий. С каждым годом
все настойчивее в нашу жизнь врывается
компьютер, а вместе с ним и информационные
технологии. С каждым днём компьютер становится
всё более неотемлимой частью учебного
процесса. Ни один урок в той или иной степени
не обходится без использования компьютера.
Сейчас всем понятно, что компьютер не
сможет заменить живого учителя. Зато
поможет облегчить его труд, заинтересовать
детей, обеспечить более наглядное, совершенно
новое восприятие материала. Поэтому появление
и широкое распространение технологий
мультимедиа и Интернета позволяет использовать
ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.
Цели использования ИКТ в учебно-воспитательном
процессе.
Научить школьников применять различные
способы самостоятельной деятельности
при работе на компьютере.
Привить учащимся навыки коллективной
работы, сотрудничества, совместной деятельности
в процессе выполнения творческих заданий.
Развивать исследовательские умения (анализировать
проблемную ситуацию, осуществлять отбор
необходимой информации, фиксировать
и анализировать результаты, строить гипотезы,
осуществлять их проверку, обобщать, делать
выводы).
Способствовать повышению личной уверенности
каждого ученика на различных занятиях,
в повседневной жизни.
Задачи:
обеспечение активности каждого ребенка
через пробуждение его любознательности
и позитивной мотивации к учебной деятельности
подбор актуальной информации и самых
современных программных продуктов
оказание помощи учащимся в ходе изучения
новой программной среды, использующейся
для исследования или решения проблемы
осуществление личностного подхода, направленного
на творческое развитие каждой личности
организация контроля знаний учащихся
через их самоанализ и самооценку
Особенностью учебно-воспитательного
процесса с применением компьютерных
средств является то, что центром деятельности
становится ученик, который исходя из
своих индивидуальных способностей и
интересов, выстраивает процесс познания.
Информационные технологии в совокупности
с правильно подобранными технологиями
обучения, создают необходимый уровень
качества, вариативности, дифференциации
и индивидуализации обучения.
Модернизация образования невозможна
без внедрения в учебно-воспитательный
процесс информационно-коммуникационных
технологий. Основными средствами информатизации
образования являются аппаратное обеспечение,
программное обеспечение и содержательное
наполнение.
Эффективность компьютеров и информационных
технологий зависит от того, как мы их
используем, от способов и форм применения
этих технологий.
В своей деятельности использую следующие
модели ИКТ:
Выступление с опорой на мультимедиапрезентацию;
Компьютерное тестирование;
Использование электронных сборников-тренажёров;
Работа с электронными энциклопедиями;
Выступление с опорой на мультимедиапрезентацию.
Презентация предполагает демонстрацию
на большом экране в сопровождении автора
и содержит названия основных разделов
и тезисов выступления, а также неподвижные
и подвижные иллюстрации (фотографии,
видеофильмы, мультипликации).
Мультимедиавыступления повышают эффективность
учебно-воспитательного процесса за счёт:
активизации восприятия учащихся за счёт
использования звуковых и зрительных
демонстраций, выделения главных мыслей;
во время выступления учитель не поворачивается
к доске, таким образом не теряет контакта
с классом, не тратит время на выписывание
текста на доске;
большой объём информации может быть получен
из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён
на экране, в формате, видимом всем учащимся;
учащимся проще отвечать, когда он опирается
на отображаемый на экране план выступления.
Компьютерное тестирование.
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми
методом, может самостоятельно создать
тест, пользуясь соответствующей оболочкой-
системой для создания тестов (такую возможность
даёт использование интерактивного аппаратно-программного
комплекса).
Компьютерное тестирование (с использованием
индивидуальных пультов тестирования)
даёт возможность за короткий промежуток
времени фиксировать, анализировать результат
проделанной работы, возвращаться к выполненному
заданию, работать над ошибками.
Опыт работы показывает эффективность
применения электронных сборников-тренажёров.
Работа с электронными энциклопедиями.
Современному человеку необходимо уметь
быстро искать нужную информацию, находящуюся
на разных носителях. Компьютор позволяет
отбирать и анализировать информацию.
Для эффективного поиска информации необходимо
научиться правильно формулировать вопросы
и п
Информация о работе Современные ИКТ в специальной психологии