Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 18:48, реферат
Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии как в отечественной, так и в зарубежной науке всегда придавалось большое значение. Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников.
1. Введение в специальную психологию
Знаниям психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии как в отечественной, так и в зарубежной науке всегда придавалось большое значение. Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников.
1.1. Предмет, цель и задачи специальной психологии
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы, а также различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.
В центре внимания специальной психологии – дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.
Основной целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.
Задачами специальной психологии являются:
- научно-исследовательская – описание феноменов нарушенного психического развития, закономерностей развития познавательной, личностной, социальной сферы детей и подростков, перенесших депривацию, и особенностей становления видов деятельности;
- диагностическая – определение с помощью психодиагностических средств (наблюдения, различных видов эксперимента) индивидуального своеобразия нарушенного психического развития. Итогом реализации этой задачи является психологическая характеристика возможностей адаптации ребенка на основе знания о его индивидуально-типологических особенностях, знаниях, умениях, навыках и уровня освоения ведущего вида деятельности и уровня сформированности высших психических функций;
- коррекционная – разработка и внедрение научно обоснованных психокоррекционных методов обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием; в узком смысле слова данная задача характеризует все коррекционные пробы и занятия, которые психолог проводит с ребенком с целью повышения его адаптированности, развития умений общения с группой, навыков самоконтроля и саморегуляции;
- терапевтическая – оказание эмоциональной поддержки, создание благоприятной социально-психологической атмосферы для развития ребенка, снятие излишнего эмоционально-психологического напряжения в группе, членом которой является ребенок. В первую очередь речь идет о семье ребенка с нарушениями психического развития, ведь именно эта группа несет большую часть забот о нем; следовательно, такая семья нуждается в особой, психотерапевтической, помощи, которая будет оказываться и самому ребенку с особыми образовательными потребностями, и другим членам семьи – как взрослым, так и детям.
1.2. История становления специальной психологии
Возникновение специальной психологии (от греч. specialis – особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. ХХ столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Однако это было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя результаты изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.
До этого времени специальная
психология являлась неотъемлемой частью дефектологии (от лат. defectus – недостаток и греч. λόγος – учение, наука)
– науки о психофизических особенностях
развития детей с психическими и (или)
физическими недостатками, закономерностях
их обучения и воспитания. Изучает также
проблемы психофизического развития,
обучения и воспитания детей с задержкой
психического развития, нарушениями эмоционально-волевой
сферы, опорно-двигательного аппарата,
со сложной структурой дефекта; разрабатывает
научно обоснованные медико-психолого-
В СССР и постперестроечной России
главным научным центром
Появление и закрепление термина
«дефектология» в СССР было обусловлено
бурным развитием педологии. Заслуга
педологии, как комплексной медико-
Развитие
контактов с мировым научным
сообществом и зарубежной педагогической
практикой с начала 90-х годов
показало «диагнозную» в контексте
гуманистической парадигмы
Развитие
отечественной науки в
Специальная
психология как направление
1.3. Основные разделы и направления специальной психологии
Выделяют следующие разделы специальной психологии:
- тифлопсихология – психология слепых;
- сурдопсихология – психология глухих;
- олигофренопсихология – психология умственно отсталых;
- логопсихология – психология людей с нарушениями речи.
Наиболее рано сформировавшимися как в теоретическом, так и прикладном аспектах были психология умственно отсталых, психология глухих и психология слепых.
В настоящее
время наблюдается тенденция
к пересмотру клинико-психологических
терминов и их замене терминами психолого-
- психологию
детей с задержкой
- психологию
детей с расстройствами
- психологию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- психологию
детей со сложными
Кроме того,
все чаще в образовательных учреждениях
встречаются дети, испытывающие трудности
социально-психологической