Специальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

С точки зрения 3.И. Калмыковой, основным критерием обучаемости является "экономичность" мышления: краткость пути в самостоятельном выявлении и формулировании ребенком некоторых закономерностей в новом учебном материале в ходе его усвоения. В более узком смысле слова обучаемость - это величина и темп прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или иных обучающих воздействий.
При этом в качестве критериев обучаемости выступают:

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Характеристики обучаемости ребенка……………………………..4
Методы исследования обучаемости………………………………..8
Заключение……………………………………………………………….18
Список литературы ………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Специальная психология.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение……………………………………………………………………3

  1. Характеристики обучаемости ребенка……………………………..4
  2. Методы исследования обучаемости………………………………..8

     Заключение……………………………………………………………….18

     Список  литературы ………………………………………………………20

 

      Введение 

     Представление об обучаемости как проявлении уровня интеллектуального (умственного) развития возникло в контексте понятия "зона ближайшего развития" (Л.С. Выготский).

     С точки зрения 3.И. Калмыковой, основным критерием обучаемости является "экономичность" мышления: краткость пути в самостоятельном выявлении и формулировании ребенком некоторых закономерностей в новом учебном материале в ходе его усвоения. В более узком смысле слова обучаемость - это величина и темп прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или иных обучающих воздействий.

     При этом в качестве критериев обучаемости  выступают:

     1) количество дозированной помощи, в которой нуждается обучаемый  (со стороны экспериментатора  или педагога);

     2) возможность переноса усвоенных  знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания.

     В качестве показателей обучаемости  учитываются следующие характеристики интеллектуальной деятельности ребенка:

     1) потребность в подсказке (во  внимание принимаются содержание  и способ предъявления помощи, а также мера ее использования);

     2) затраты времени на нахождение  принципа аналогии фигур;

     3) виды ошибок с анализом их  источников;

     4) количество необходимых ребенку  упражнений.

     Подсчет показателей обучаемости не должен заслонять их психологическую неоднозначность.

     Целью данной работы является рассмотрение обучаемости как дифференциально диагностические и прогностические критерии в оценке психологического состояния ребенка.

    1.Характеристики обучаемости ребенка 

     Согласно  определению в психологическом словаре, обучаемость – это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения [1].

     Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств  человека, от которых - при наличии  и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) зависит продуктивность учебной деятельности [2]. Такими свойствами являются:

     1. обобщенность мыслительной деятельности ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале;

     2. осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

     3. гибкость мыслительной деятельности;

     4. устойчивость мыслительной деятельности;

     5. самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.

     Характер  сочетания указанных свойств  определяет индивидуальные различия в  обучаемости, является ее качественным показателем. Уровень развития этих свойств мышления есть показатель, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний; он обозначается как «экономичность мышления» и является количественным показателем обучаемости.

     В целом обучаемость - это восприимчивость  к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Это понятие по своему содержанию более узкое, чем понятие «способность», определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности. Подобно тому, как различаются способности общие и специальные, следует различать обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному учебному предмету.

     Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в каких-то случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько самый процесс формирования знаний и приемов - степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности. Не случайно для выявления обучаемости необходим обучающий эксперимент, вскрывающий потенциальные возможности развития ученика, а не наличное его состояние [3].

     Обучаемость - интегральное (обобщенное) психическое свойство индивида, выражающееся в большей или меньшей скорости усвоения новых знаний, умений и навыков [4].

     Высокая обучаемость, очевидно, имеет не только общие психофизиологические предпосылки (мощная и разветвленная сеть ассоциативных нейронов коры головного мозга), обуславливающие более или менее высокую пластичность и приспособляемость индивидов, но также зависит и от специального опыта учебной деятельности и уровня сформированности учебной деятельности как таковой. Корректная диагностика обучаемости не может сводиться только к использованию скоростных интеллектуальных тестов, но и требует учета более широкого комплекса понятий, таких, как зона ближайшего развития, креативность и т.п.

     Представление об обучаемости как проявлении уровня интеллектуального развития возникло в контексте понятия «зона ближайшего развития» [5].

     При широкой трактовке обучаемость  рассматривается как общая способность к усвоению новых знаний. Так, с точки зрения З.И. Калмыковой, обучаемость является синонимом продуктивного мышления (то есть способности приобретать знания в процессе учения). «Ядром» индивидуального интеллекта, по ее мнению, являются возможности ребенка к самостоятельному открытию новых знаний [6].

     В более узком смысле слова обучаемость - это величина и темп прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или других обучающих воздействий.

     В качестве показателей обучаемости  учитываются следующие характеристики интеллектуальной деятельности ребенка:

     1. Потребность в подсказке.

     2. Затрата времени на нахождение  принципа аналогии фигур.

     3. Виды ошибок с анализом их  источников.

     4. Количество необходимых ребенку  упражнений (А. Я.Иванова) [7].

     Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах [8].

     Особенное значение для повышения уровня обучаемости  имеет формирование на определенных, сенситивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной) [6].

     Таким образом, при развитии обучаемости следует учитывать, прежде всего, индивидуальные характеристики ребенка. 

 

    2.Методы исследования обучаемости 

     Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Основные методы научного исследования в психологии - наблюдение и эксперимент.

     Существует  и ряд методов, используемых в возрастной и педагогической психологии, обратив особое внимание на специфику их применения в работе с детьми. Эта специфика определена тем, что психологические исследования в возрастной и педагогической психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития и формирования психологических состояний, процессов и свойств человека, установления зависимости этих явлений от условий общения, деятельности, обучения и воспитания человека.

     Классификация методов. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов. Очень важно изучать психическую жизнь в процессе деятельности человека, исследуя его поступки, поведение, общение и др.

     В отечественной психологии выделяются четыре группы методов:

     К первой группе методов, которые условно принято называть организационными, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

     Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или «выборок»), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп и т.д.), в патопсихологии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми и т.п.). В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или «поперечных», срезов и лонгитюд-ных («продольных») исследований. Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

     При использовании процедуры «поперечных» срезов изучаемое психическое явление диагностируется с помощью одного и того же психологического инструмента у различных возрастных групп испытуемых (но близких по социально-психологическим характеристикам). Лонгитюдные исследования предполагают длительное исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет, не случайно их называют «продольными» исследованиями. При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики. Лонгитюдные исследования дают возможность выявить индивидуальные особенности развития.

     Вариантом сравнительного метода, специфичным  для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод. Этот метод применяется в вариантах:

     1) генеалогическое исследование (изучение родственников);

     2) исследование приемных детей  и родителей;

     3) исследование близнецов (сравнение  близнецов из монозиготных и  дизиготных пар). Интересные исследования с помощью близнецового метода проведены при сравнении близнецов, каждый из которых проходил свою систему обучения или при проживании в различных семьях.

     В современных условиях психологические  исследования все чаще включаются в  комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы, как правило, создаются для решения практических задач. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и др.).

     Вторую, самую обширную, группу составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение), экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития, бесспорный приоритет этого метода отмечал, например, известный французский психолог Анри Валлон, подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

     Эмпирические  методы с детьми и подростками  чаще всего проводят в привычных  условиях детского сада, школы и  др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента, осуществляемый в рамках игровой, трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент, в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

Информация о работе Специальная психология