Специальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:10, статья

Описание работы

Специальная психология - это отрасль психологии, изучающая особенности и закономерности хода психического развития лиц, имеющих те, или иные отклонения в развитии. Возникновение специальной психологии как отдельной, самостоятельной науки относят к 60-м годам 20 века. До этого времени специальная психология являлась неотъемлимой частью дефектологии.

Работа содержит 1 файл

Специальная психологияКУЗНЕЦ.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

В случае сложного сенсорного дефекта  велика вероятность  иждивенческого, эгоистического развития личности. Это обусловлено рядом причин, среди которых изолированность от общения,  большая зависимость от окружающих близких,  излишняя тревога и жалость окружающих.

Одной из важнейших задач данного  направления специальной психологии является ранняя диагностика сложного дефекта. В ранней диагностике усиливается значение нейрофизиологическим методам объективного исследования.

Развитию таких детей свойственно  особая отягощенность дефекта, наличие нескольких нарушений обедняет контакт ребенка с внешним миром. Он попадает в условия социальной депривации, где нарушен эмоционально-чувственный контакт со взрослым. Решающим фактором развития является включение ребенка в процесс образования. Реабилитационный потенциал этих детей еще не достаточно  освоен.

 

Вопрос 14. проблема комплектования коррекционных учреждений для детей  с отклонениями в развитии. Система  специальных коррекционно-образовательных  учреждений для детей с отклонениями в развитии.

 

Принципы комплектования специальных  учреждений отражены в материалах конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН. Они стали основными факторами, которыми руководствуются при   комплектовании:

  1. принцип гуманности – каждому ребенку необходимо создать  такие условия, при которых он может максимально развивать свои способности. Необходимо глубоко и всесторонне изучать ребенка, чтобы определить пути и средства коррекционно-воспитательной работы. Только в том случае, если все необходимые меры помощи ребенку не дали результата в условиях общеобразовательных учреждений можно ставить вопрос о направлении его в специальное учреждение.
  2. комплектование учреждений по принципу ведущего дефекта
  3. комплексного изучения детей -  при совместном обсуждении (все члены ПМПК) необходимо учитывать данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами. Если мнение специалистов расходятся, ребенку назначается повторное обследование, через определенный срок смотрят есть ли сдвиги в развитии. При решении сложных опросов на 1 месте стоит учет интересов ребенка
  4. всестороннего и целостного изучения ребенка
  5. динамического изучения детей
  6. качественно-количественного подхода

 

комплектование  учреждений находится в ведении Краевой  и городской ПМПК.

Система специальных  учреждений для детей с отклонениями в развитии представлена следующими учреждениями:

Дошкольное  образование – специализированные дома ребенка, где с 3-х месячного возраста с детьми работают специалисты; детские сады компенсирующего вида и компенсирующие группы в детских садах комбинированного вида. Обучение и воспитание здесь осуществляется в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Указанные детские сады попадают под определение «специальные (коррекционные) образовательный учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».

Центры диагностики и консультирования; психолого-педагогического сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей.

Школьная система специального образования представлена 8-ю видами образовательных учреждений:

1-для глухих; 2- для  слабослышащих и позднооглохших; 3 – для незрячих; 4 – для слабовидящих; 5 – для детей с тяжелыми  нарушениями речи; 6 – с нарушениями  опорно-двигательного аппарата; 7 – для детей с ЗПР; 8- для детей с нарушением интеллекта.

Школы-интернаты  для детей, оставшихся без попечительства родителей и требующих специальных образовательных условий

Если ребенок не в  состоянии посещать специальную  школу, организуется его обучение в домашних условиях.

Для оказания логопедической помощи работает логопедическая служба. Это может быть учитель-логопед в штате общеобразовательного учреждения. Создание логопунктов, логопедических кабинетов

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 15. Особенности  памяти детей с отклонениями в развитии.

Главную особенность  памяти Сеченов видел не  в  фотографической способности воспроизведения, а в переработке, классификации  и сортировке воспринятых образов. Именно эта особенность является условием возможности психического развития. Сеченов говорил о том, что память – это сложная обобщающая  деятельность, где структура запоминания и воспроизведения весьма сложна.

Если рассматривать  память  детей, имеющих нарушения  интеллекта, то можно сказать, что расстройства памяти объясняется слабостью замыкательной функции коры и в связи с этим малым объемом и замедленным темпом  формирования новых условных связей, а также их непрочностью. Дети неточно воспроизводят материал. Все новое усваивают очень медленно лишь после многократных повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться  приобретенными знаниями и умениями на практике.

 Несколько успешнее  запоминают наглядный материал  в виде картинок, изображающих  хорошо знакомые объекты, или  реальные, часто употребляемые предметы. Однако, и они в памяти сохраняются ненадолго. Большие трудности возникают и при припоминании воспринятого материала. Нередко припоминание подменяется разговором на другую, далекую от воспринятого тему. Итак, объем запоминаемого материала учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида  существенно меньше чем у их нормально развивающихся сверстников. Данная особенность безусловно влияет на весь процесс обучения детей. Точность и прочность запоминания учащимися словесного и наглядного материала низкие. Воспроизводя его они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, допускают много повторов, а также привносят ненужные  элементы. Дети, имеющие нейродинамические нарушения  в виде расторможенности, особенно склонны к привнесениям. Дети склонные к торможению  запоминают еще меньше материала, но меньше склонны к привнесениям.

 Обычно пользуются  непреднамеренным запоминанием. Запоминают то, что им кажется интересным, что привлекает их внимание. В текстах выделяют эмоционально-насыщенные фрагменты. Они не остаются равнодушными к ним и выражают радость, огорчение, жестами и возгласами передают свое отношение к происходящему.

Даже в старшем школьном возрасте им трудно организовать мнемическую  деятельность. Часто теряются и проявляют беспокойство, когда узнают о том, что им нужно запомнить.

Даже в старшем возрасте не умеют пользоваться мнемическими приемами -  делить тексты на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные  слова и выражения, устанавливать  смысловые связи между частями материала. Запоминание учебного материала в большей мере зависит от его структуризации и характера, от того каким путем он был воспринят, от возраста школьника.

Установлено, что ученики  успешнее запоминают стихотворные, чем прозаические тексты. Сами дети не осознают этой особенности, однако экспериментальные исследования дают возможность утверждать данный факт.

Для учащихся младших  классов наиболее благоприятным  для запоминания является прослушивание  текста  с голоса учителя. Это  обусловлено трудностями процесса чтения, а также их привычкой ориентироваться на восприятие устной речи.

Учащиеся старших классов  легче запоминают материал в тех  случаях, когда они самостоятельно читают его вслух. Это объясняется  тем, что одновременно осуществляется зрительное  и слуховое восприятие.

 

 

 

Вопрос 16. особенности  восприятия детей с отклонениями в развитии.

Восприятие  – это   процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Отвечая на данный вопрос, мы хотели бы рассказать о своеобразных особенностях восприятия, которые наблюдаются как у старших дошкольников, так и у младших школьников, имеющих задержку психического развития.

При отсутствии первичных  недостатков зрения, слуха и других видов чувствительности у них  отмечаются замедленность и фрагментарность восприятия, трудности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях.

Вместе с тем не наблюдается каких-либо трудностей в узнавании детьми знакомых им объектов на реалистических изображениях, что дополнительно свидетельствует об отсутствии первичной недостаточности сенсорных функций.

Неточность и замедленность  восприятия в наибольшей мере проявляются  в младшем школьном возрасте, когда  обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам и т. п. В наибольшей мере эти недостатки проявляются при усложнении и ухудшении условий восприятия, когда, например, изображения демонстрируются повернутыми или когда уменьшается их яркость и четкость. В этих случаях, как это было показано в исследовании П. Б. Шошина, значительно увеличивается латентный период опознания объектов.

Конечно, изменение условий  восприятия влияет и на нормально  развитых детей, но количественные различия этих изменений чрезвычайно велики.

Так, при повороте объекта  на 45° время, необходимое для опознания изображения, увеличивается у нормально развивающихся 8-летних школьников на 2,2 %, а у их сверстников с задержкой психического развития на 31 %; при уменьшении яркости и четкости изображения — соответственно на 12 и 47 %. Следовательно, влияние разных осложняющих факторов на восприятие младших школьников с задержкой психического развития оказывается в несколько раз более выраженным, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти исследования дали основание для вывода, что многие даже хорошо знакомые объекты окружения могут не восприниматься ребенком с задержкой психического развития, когда они видны в непривычном ракурсе, плохо освещены или значительно удалены. Причем у нормально развивающегося ребенка такие же условия не вызывают сколько-нибудь значительных затруднений восприятия.

С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совершенствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия.

Ученые выявили, что замедленность восприятия у детей с задержкой психического развития связана с более медленной, чей у нормально развивающихся детей, переработкой информации (т. е. с более медленно протекающей аналитико-синтетической деятельностью на уровне вторичных и третичных зон коры). Это прямо утверждается исследованиями, проведенными Л.И.Переслени и М. Н.Фишман. Используя метод регистрации вызванных потенциалов, они установили, что время прохождения возбуждения от периферических рецепторов до проекционной зоны коры у детей с задержкой психического развития такое же, как и у нормальна развивающихся.

Следует думать, что на замедление переработки информации в процессе восприятия влияют также такие факторы, как недостатки ориентировочной деятельности, низкая скорость осуществления перцептивных операций и недостаточная сформированность образов-представлений — их нечеткость и неполнота. У детей с ЗПР выявлены бедность и недостаточная дифференцированность зрительных образов-пред ставлений. Исследователи отмечают также зависимость восприятия от уровня внимания. В разной мере выраженное влияние нескольких пере численных факторов на процесс восприятия ведет к большой вариабельности показателей его эффективности, в частности разброса времени реакций у детей с задержкой психического развития. При этом сопоставление времени реакций с успешностью обучения школьников показывает, что большая замедленность восприятия характерна для детей с более выраженной задержкой развития.

Рассмотренные недостатки восприятия могут преодолеваться1 путем специальных коррекционных занятий, которые должны включать развитие ориентировочной деятельности, формирование перцептивных операций, активное оречевление процесса восприятия и осмысление образов.

С возрастом восприятие детей с ЗПР совершенствуется и это проявляется как  в качественных его характеристиках, прежде всего в полноте восприятия объектов, так и в количественных показателях, к которым относится скорость восприятия, динамика которой в пределах от 8 до 13 лет прослежена Л. И. Переслени и П. Б. Шошиным (1984). Однако эти исследования не дают достаточных оснований для того, чтобы считать возможным полное достижение к концу школьного обучения показателей, которые соответствовали бы нормальному развитию.

Вместе с тем несомненно, в процессе обучения и развития у  детей рассматриваемой категории  формируются и совершенствуются перцептивные операции, целенаправленное восприятие (наблюдение), развиваются образы-представления.

 

 

Вопрос 18. особенности  личности детей с отклонениями в  развитии.

 

Общепринято представление о личности как о социальном образовании, формирующемся под влиянием воспитания в конкретных условиях жизни. Наиболее изученными в специальной психологии являются особенности личности ребенка, имеющего интеллектуальное нарушение. Известно, что большую часть контингента умственно отсталых учащихся составляют дети, не имеющие родителей, и дети из неполных и неблагополучных семей. Такой ребенок фактически оказывается лишенным полноценного общения со своей семьей, что, безусловно, неблагоприятно сказывается на формировании его личности.

Информация о работе Специальная психология