Специальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:10, статья

Описание работы

Специальная психология - это отрасль психологии, изучающая особенности и закономерности хода психического развития лиц, имеющих те, или иные отклонения в развитии. Возникновение специальной психологии как отдельной, самостоятельной науки относят к 60-м годам 20 века. До этого времени специальная психология являлась неотъемлимой частью дефектологии.

Работа содержит 1 файл

Специальная психологияКУЗНЕЦ.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

ЗПР психогенного происхождения. Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы).

Социальный генез этой аномалии развития не исключает патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и вызывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут вести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психической сферы, в первую очередь эмоционального, развития. В таких случаях идет о патологическом (аномальном) развитии личности. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности не представляющих собой патологического явления, а вызванных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

 

Гипоопека является одной  из причин ЗПР психогенного происхождения. У ребенка не воспитываются чувства  долга и ответственности, формы  поведения, выработка которых связана с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального  развития личности по типу «кумира  семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой — неправильным, изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для детей, имеющих данный тип ЗПР, на фоне общей соматическом ослабленности характерно общее снижение познавательной активности, повышенная утомляемость и истощаемость, особенно при длительных физических и интеллектуальных нагрузках. Они быстро устают, им требуется больше времени, чтобы выполнить какие-либо учебные задания. Познавательная (и учебная) деятель- ность страдает вторично вследствие снижения общего тонуса организма. Для этого типа психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку, другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и отсутствии инициативы. Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот тип ЗПР занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушение как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев  показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще — резидуального характера: патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-, АВО- и др. факторами

Специальные исследования  показали, что факторами риска являются:

поздний возраст матери, патологическое течение предыдущих беременностей; хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;такие психосоциальные факторы, как нежелателъная беременность, факторы риска большого города (ежедневно долгая дорога, городские шумы и т.д.);наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье; низкая или, наоборот, чрезмерная (более 4000 г) масса ребенка при родах; патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т. п.

Церебрально-органическая недостаточность прежде всего накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР — как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая  незрелость представлена органическим инфантилизмом. При этом инфантилизме у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие,  преобладание

компонента двигательной расторможенности. В зависимости от преобладающего эмоционального фона можно делить два основных вида органического инфантилизма: неустойчивый — с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, имитирующим детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерны малая способность к волевому усилию и систематической деятельности, отсутствие стойких привязанностей при повышенной  внушаемости, бедность воображения;

- тормозимый - с преобладанием пониженного  фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, часто боязливостью, которые могут быть отражением  врожденной или приобретенной по функциональной недостаточности вегетативной нервной системы по типу невропатии. При этом могут наблюдаться нарушения сна, аппетита. У детей с  органическим инфантилизмом данного вида астенические и неврозоподобные особенности сопровождаются ощущением физической слабости, робостью, неумением постоять за себя, несамостоятельностью, чрезмерной зависимостью от близких.

В формировании ЗПР церебрально-органического  генеза значительная роль принадлежит  и нарушениям познавательной деятельности, обусловленным недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также дефицитарностью отдельных корковых функций. Психолого-педагогические исследования констатируют у этих детей неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживаются плохая ориентировка в пространственных понятиях «право-лево», явления зеркальности в письме, затруднения в дифференцировке сходных графем.

Отечественные психологи  выделяют ряд особенностей в развитии познавательной деятельности у данной категории детей (Переслени, Пермякова, Домишкевич, Ульенкова, Лубовский):

- неустойчивость внимания, сниженная концентрация внимания, снижение объема внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания, повышенная отвлекаемость (учебник Кузнецовой Л.В., стр. 102);

-нарушены предметность  и структурность восприятия, т.е. затрудняются в узнавании предметов, предложенных им в непривычном ракурсе (. Занижена скорость восприятия по сравнению с нормально развивающимися детьми. (учебник Кузнецовой Л.В., стр. 106-107);

- страдает непроизвольная память (наглядно предъявляемый материал запоминается лучше, чем вербальный). По показателям произвольной памяти эти дети занимают промежуточное положение между нормой и умственной отсталостью. Кратковременная память преобладает над долговременной.

- мышление. У большинства дошкольников отсутствует готовность к интеллектуальному усилию. Обнаружен недостаточный уровень сформированности обобщения , большинство детей хорошо владеют элементарными формами классификации 9по цвету, геометрической форме). Незначительное число допускаемых ошибок объясняется недостаточным вниманием и организованностью в процессе работы.

- речь детей с ЗПР своеобразна. Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.

- признаки особенностей темперамента детей ЗПР проявляются в повышенной  моторной неловкости, высокой отвлекаемости, низкой выносливости, нарушении настроения. Что является предпосылкой для формирования

-эмоционального дисбаланса и возникновении трудностей в организации собственного поведения и деятельности.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 9. Психологическая  характеристика детей с  тяжелыми нарушениями речи.

 

Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.

Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.

Логопсихология опирается  на выдвинутый отечественными психологами (Л.С.Выготским, А.В.Запорожцем, А.Р.Лурией, Р.Е.Левиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредствовании психических процессов.

В детском возрасте в развитии речевых  процессов значительную роль играет правое полушарие. В настоящее время высказывается точка зрения, что недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого  полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга (Э. Г. Симерницкая).

Особенностью речевых  нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано  с высокой пластичностью детского  мозга. Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера.

Дети с ТНР -  это  особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например  снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой  нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют  коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.

Патологические нарушения  речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.

Клинические формы нарушений  речи:

1) периферического характера:

механическая  дислалия ; ринолалия; ринофония; дисфония

2) центрального характера:

дизартрия; алалия; афазия; аграфия, дислексия (алексия)

Детей с однородными  нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы.

Обычно выделяются группы со следующими наущениями: 1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии);

2)  общее недоразвитие  речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами  дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиям и алексиями, дисграфиями и аграфиями);

3)  недостатки мелодико-интонационной  (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи(с заиканием, итерацией, полтерн, тахилалией, брадилалией).

Различные неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития, во время родов, жизни ребенка могут приводить к речевой патологии.

Структура и степень речевой недостаточности зависят от локализации и тяжести мозгового поражении, а эти факторы в свою очередь связаны со временем патогенного влияния на мозг. При этом наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, на 3 — 4 месяца внутриутробного развития, в период наиболее интенсивной дифференцировки нервных клеток (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева).

Среди исследователей, кто  занимался изучением  данной группы детей были Цветкова, Мастюкова, Чевелева, Усанова, Фотекова, Зайцева  другие. Исследователи указывают на то, что у детей с ТНР отмечается недоразвитие познавательной деятельности.  Нарушены восприятие, внимание, память, мышление. Интеллектуальное отставание имеет вторичный характер, т.к. образуется вследствие недоразвития речи.

Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Г.Ф.Сергеева  отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии весьма влияет на слуховое восприятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.

Информация о работе Специальная психология