Специальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:10, статья

Описание работы

Специальная психология - это отрасль психологии, изучающая особенности и закономерности хода психического развития лиц, имеющих те, или иные отклонения в развитии. Возникновение специальной психологии как отдельной, самостоятельной науки относят к 60-м годам 20 века. До этого времени специальная психология являлась неотъемлимой частью дефектологии.

Работа содержит 1 файл

Специальная психологияКУЗНЕЦ.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

Выделяют статистическую, функциональную и идеальную норму. Статистическая норма- это уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня интеллекта, отдельных его составляющих)., расположенных около среднего арифметического.

Функциональная  норма – это неповторимость пути развития каждого человека. Это индивидуальная норма  развития, которая является отправной точкой  реабилитационной работы с человеком, независимо   от характера, имеющегося у него нарушения. Т.е., когда в процессе самостоятельного  развития  или в результате психолого-педагогической коррекционной работы наблюдается  сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность  без длительных внешних и внутренних конфликтах продуктивно выполняет свою ведущую деятельность. Это своеобразный гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями с одной стороны и требованиями со стороны социума, с другой.

 Идеальная норма – некое  оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что  это высший уровень функциональной нормы.

В психологии рассматривается норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления). Норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. итак, норма-это установленная мера средняя величина чего-либо. Проблема критериев нормы приобретает особую актуальность в контексте коррекционно- развивающей деятельности для решения задач, направленных на воспитание и перевоспитание. В психологии как и в педагогике пользуются  такими понятиями как

Предметная  норма – знания, умения, навыки, действия, необходимые для овладения ребенком содержанием учебно-образовательной программы;

Социальная  возрастная норма – показатели интеллекта и личностного развития ребенка, которые должны сложиться к концу определенного возрастного периода;

Индивидуальная норма-  проявляется в индивидуальных особенностях развития ребенка.

Аномальное  развитие – это отклонение от нормы, закономерности развития, неправильность развития. Известно, что число детей развивающихся в условиях патологии постоянно растет. Обусловлена данная тенденция различными факторами. Среди них: 

дестабилизация общества и отдельных семей;

отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экологических, экономических условий  для будущих матерей и детей  из разных возрастных групп;

 у многих детей отмечается психическая и познавательная депривация  вследствие  недостаточности удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии;

среди прочих факторов необходимо отметить генетическую направленность вопроса, а также влияние эндо и экзогенных факторов в период пренатального, натального и постнатального развития.

Понятие «дефекта», его первичности, вторичности и третичности было введено известным отечественным ученым Л.С. Выготским.  Итак, дефект- это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение хода нормального развития ребенка.

Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Проявляется в виде нарушений слуха, зрения, паралича, интеллектуальной недостаточности и т.д. Итак, первичный дефект всегда биологический по своему происхождению.

Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т.д.). Они  возникают в ходе жизни ребенка на фоне нарушенного психофизического развития и негативного социального окружения. Вторичному недоразвитию  подвергаются те функции

 которые непосредственно  связаны с  органически поврежденными  ( формирование речи у глухих);

вторичное недоразвитие характерно для тех функций, которые  во время  повреждения  находились в периоде своего развития;

социальная депривация  - изоляция ребенка от  сверстников  и взрослых тормозит  усвоение знаний и умений.

В процессе развития  изменяется иерархия между первичным и вторичным нарушением. На начальных  этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический (первичный) дефект,  затем в случае несвоевременно начатой коррекционно-развивающей работы  или при ее отстутствии , вторично возникают явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами  в различных видах деятельности. Здесь возникает третичный дефект в виде формирования негативного отношения к себе, социальному окружению, основным видам деятельности. Часто третичный дефект выражается в асоциальном поведении детей.

 

Вопрос 5. Понятие  «психический дизонтогенез». Психологические  параметры психического дизонтогенеза, варианты психического дизонтогенеза.

 

Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм  нарушения онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости. В большинстве своем это непрогридиентные болезненные состояния, подчиняющиеся тем же законам, что и нормальное развитие, но представляющее его патологическую модификацию, которая затрудняет полноценное психосоциальное развитие ребенка без специально организованной помощи.

 Одной из первых  научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л.С. Выготским. Сегодня отечественная специальная психология использует классификацию видов психического дизонтогенеза, предложенную В.В. Лебединским (в ее основе лежат работы Л.С. Выготского, Г.Е. Сухаревой, В.В. Ковалева, Л. Канера). Итак, это:

Ретардация (задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов (умственная отсталость в виде психического недоразвития, задержанного психического развития;

Дисфункция  созревания связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур головного мозга. Сюда входят нарушения по типу поврежденного развития (органическая деменция) и дефицитарного развития (тяжелые нарушения анализаторных системы: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний);Поврежденное развитие – изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга.

Асинхрония (искаженное развитие)- диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других. К этой группе относятся – искаженное развитие (РДА) и дисгармоничное развитие (психопатии).

В последнее время  выделяют группу детей, имеющих сложные  недостатки в развитии, когда имеются  сочетание двух или нескольких направление  отклоняющегося развития (слепоглухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных систем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллектуального развития).

Клиницисты (Сухарева, Певзнер), клинический психологи (Лебединский, Симерницкая, Семенович) указывают на факторы, влияющие на тип возникшей у ребенка дизонтогении: Основными параметрами психического дизонтогенеза являются: 1. время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность дизонтогении); 2. этиология; 3. распространенность болезненного процесса – локальность или системность, диффузность патогенного воздействия; 4. степень нарушения межфункциональных связей.

Рассмотрим данные параметры  более подробно.

1. наиболее уязвимыми  периодами детства являются  период  «первичной незрелости» организма  в период до 3 лет, а также период перестройки организма на взрослое функционирование, в период пубертата.

2. под этиологией понимают не  только причины возникновения тех или иных нарушений, но и условия, которые способствуют их появлению. Среди причин, вследствие которых возникает то, или иное отклонение выделяют эндо и экзогенные причины. Среди причин, вызывающих ухудшение психического здоровья, на первом месте стоит поражение центральной нервной системы различной степени тяжести, на втором – хронические соматические заболевания.

3. с этим параметром  связана распространенность болезненного  процесса, характер  сенсорных или  интеллектуальных нарушений. К  локальным формам отклоняющегося  развития относят дефекты отдельных  анализаторных систем: зрения, слуха,  речевой и двигательной сферы. К системным нарушениям разной тяжести интеллектуальные дефекты – умственная отсталость и задержка психического развития.

 

 

 

Вопрос 6. Психологическая  характеристика лиц с нарушением интеллекта (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая степень умственной отсталости).

 

Умственная отсталость – это стойкое снижение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга. Уже  в 18 веке внимание таких психиатров как Эскироль, Бине, Крепелин, было сосредоточено на изучение и анализе выраженных нарушений умственного развития. С середины 19 века проблемы интеллектуальной недостаточности стали волновать не только врачей, но и педагогов, а затем психологов. В России рассмотрение проблемы умственной отсталости , отграничение олигофрении от душевных заболеваний прогрессирующего характера началось в начале 20 века (Кащенко; Россолимо – медицина). В 20-е годы 20 века Л.С. Выготский объединил исследования врачей, психофизиологов, психологов.

В различных странах  процент умственно отсталых лиц оценивается по-разному. В среднем он колеблется от  2,5 от 4 процентов. В России умственная отсталость встречается в 3,5 случаях на 1000 населения, в Красноярском крае – 7,5 на 1000 (по данным Краевого управления здравоохранения).

Сегодня в России пользуются Международной  Классификацией Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Итак, в специальной психологии выделяют следующие степени умственной отсталости:

F-70 умственная отсталость легкой степени;

F-71 умственная отсталость умеренная;

F-72 умственная отсталость тяжелая;

F-73 умственная отсталость глубокая.

Легкая у/о  -это наименьшая степень психического недоразвития, наиболее распространенная форма и составляет около 75- 85 % от всей популяции умственно отсталых. Предполагается, что подавляющее количество заболеваний является эндогенными или семейно-наследственными по своему происхождению.

Ощущения и  восприятие формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Этот ядерный симптом оказывает влияние на все психическое развитие. Психологи указывают на замедленный и суженный объем зрительного восприятия. Недифференцированность восприятия проявляется в неспособности различать сходные предметы при попытке их узнать (кошка ими не отличается от белки, компас от часов).

. Однако, обнаружены ухудшение концентрации внимания, что в свою очередь приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей мыслительной деятельности. В связи с чем около 50% умственно отсталых детей либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность. Произвольное внимание вырабатывается с большим трудом. Изменение устойчивости внимания может быть связано с нарушением баланса возбуждения и торможения. Наблюдается нарушение переключаемости внимания, т.е расстройство перехода от одной деятельности (задания) к другой (застревание, соскальзывание).

Они обладают удовлетворительным вниманием и памятью.

Расстройства  памяти объясняется слабостью замыкательной функции коры и в связи с этим малым объемом и замедленным темпом  формирования новых условных связей, а также их непрочностью. Они неточно воспроизводят материал. Все новое усваивают очень медленно лишь после многократных повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться  приобретенными знаниями и умениями на практике.

Расстройство мышления основной признак умственной  отсталости. Снижен уровень обобщения, страдает анализ и синтез. При сравнении предметов часто соскальзывают на простое описание.Имеется способность  к образованию простых понятий, мышление остается преимущественно конкретным, привязанным к ситуации. Овладев представлениями о времени, пространстве, причинности (что недоступно для ДРУГИХ СТЕПЕНЕЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ), эти дети  обнаруживают сниженную способность ориентироваться в новой для них обстановке, уловить смысл  предъявленной картинки. Мышление  характеризуется своей лабильностью и инертностью. Лабильность выражается в чередовании адекватных и неадекватных решений у расторможенных ребят. Инертность – это затрудненность переключения с  одной мысли на другую, т.е. вязкость, проявляется замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. Нарушена критичность мышления, т.е. отсутствует контроль своих действий и коррекции допущенных ошибок.

Информация о работе Специальная психология