Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.
3. Провести диагностику психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ……….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7
1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…… 20
1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31
Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38
Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……. 39
2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе …………. 39
2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет
Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59
Заключение ……………………………………………………………..………..60
Список литературы ……………………………………………………………. 63
Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом .doc

— 1.68 Мб (Скачать)


РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

        ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

                                                                       «Допускается к защите»

                                                    Зав. кафедрой практической психологии

                                               Кандидат психологических наук, профессор

                                               ____________________________

                                            «___» _____________________________ 2011 г.                   

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Сопоставительный анализ психологической готовности шести и семилетних детей к школе»

 

 

Автор:

студентка   курса

заочной формы обучения

факультета психологии и педагогики

 

Руководитель:

 

 

Москва 2011


      Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ………………………………………………………………………….7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7

1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…………………………………………………………… 20

1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31

Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38

Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ………………………………………………………. 39

2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе ……………………………………………………………………….. 39

2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……………………………………………………………. 49

Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59

Заключение ……………………………………………………………..………..60

Список литературы ……………………………………………………………. 63

Приложение

 

 

 

Введение

     В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное личностное  становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого  и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».

     В силу разных причин дети имеют неодинаковый темп психического развития, поэтому подходят  к возрасту поступления в школу с разным багажом жизненного опыта и психических способностей. Между тем школа предъявляет ко всем ученикам объективные, примерно одинаковые требования. Если есть соответствие психических возможностей ребенка предъявляемым в обучении требованиям, то говорят о его психологической готовности к школе. Если же такого соответствия нет, то обучение в школе может стать затруднительным.

  В результате анализа психологической литературы по данной проблематике и в соответствии с рядом авторов [11,27,5,32 ] под психологической готовностью   к школе понимают такой уровень психического развития ребенка, который позволяет ему эффективно преодолевать трудности адаптации первоначального обучения в школе. Оценить готовность – значит, в какой-то степени дать прогноз учебной успешности ребенка в школе. Так как психологическая готовность является важным фактором успешности первоначального школьного  обучения, то от уровня её  сформированости зависит следующее:

      Как будет ребенок относиться к учению;

      Насколько полноценно ребенок будет развиваться в ходе обучения;

      Как будут относиться к нему учитель, одноклассники;

      Как оценят его родители и даже незнакомые люди.

Стойкая не успешность в начале обучения опасно тем, что у ребенка могут возникнуть неблагоприятные психологические последствия:

      Потеря веры в свои силы;

      Заниженная самооценка;

      Нарушение взаимоотношений с родителями;

      Негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности.

Нередко проблемы со школьной успеваемости приводят ребенка к потере эмоционального равновесия и даже к ухудшению здоровья. Понятно, что такое развитие событий может неблагоприятно повлиять на весь период школьного обучения ребенка, отразиться на формировании его личности, на том, как сложиться его жизнь после школы. Поэтому так важно правильно оценить психологический потенциал ребенка и подобрать адекватные условия обучения.

    Таким образом первостепенные задачи, встающие перед психологами, определяющими уровень психологической готовности ребенка к школе, заключаются в следующем:

      Выявить в каком возрасте лучше начинать обучение:

      Когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.

    В нашей стране уже была попытка ввести обучение с шести лет. Эта попытка не увенчалась  успехом во многом потому, что были проигнорированы данные детской психологии о возрастных особенностях детей шестилетнего возраста. Сторонники более раннего обучения, среди которых много родителей, ссылаются на опыт зарубежных стран, где обучение в школе начинается с 5-6 лет. Но при этом они забывают о том, что это не обычные уроки, а развивающие занятия, подобные тем, которые проводятся и в наших ДОУ.

     Актуальность нашей работы заключается в том, что мы попытаемся доказать не готовность шестилетних детей вписаться в существующую в нашей стране систему школьного образования.

    Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.

Задачи исследования:

1.      Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в  школе.

2.      Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.

3.      Провести диагностику психологической  готовности детей к обучению в школе.

4.      Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.

     Гипотеза исследования заключается в  предположении о том, что семилетние дети имеют более высокий уровень психологической готовности к обучению в школе, в отличие от шестилетних детей.

      Предмет исследования: соотношение различных компонентов школьной готовности у детей 6 и 7 лет.

Объект исследования: воспитанники  МДОУ «ЦРР – детский сад № 52 «Ромашка» Истринского муниципального района Московской области в возрасте  6 и 7 лет, по 20 человек каждого возраста.

Дипломная работа состоит из двух глав.

Первая глава – теоретический анализ данной проблемы.

Вторая глава – эмпирические исследования готовности детей к обучению в школе.

Методы исследования:

Наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

Методологическая база исследования: основана на  трудах Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин , Л.А.Венгер, Н.И.Гуткина, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина.

Практическая значимость исследования:  проведенные исследования и сравнительный анализ позволит разработать рекомендации для родителей и специалистов ДОУ, ГОУ СОШ по вопросам обучения и воспитания 6 и 7- летних детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе.

1.1.           Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет

Итогом развития ребенка в дошкольном возрасте являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы. Иными словами именно психологическая готовность ребенка является одним из  новообразований  дошкольного возраста. К концу этого периода ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Особенности возрастного этапа 6—7 лет проявляются в про­грессивных изменениях во всех сферах, начиная от совер­шенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. [21,стр.238]

Сенсорное развитие старшего дошкольника характери­зуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в простран­стве и времени. Существенно снижаются пороги всех видов чувствительности [10.стр 89]. Зрительное восприятие становится веду­щим при ознакомлении с окружающим, возрастают целе­направленность, планомерность, управляемость, осознан­ность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется [8 стр.3]. Особую роль в развития воспри­ятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от ис­пользования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений [38 стр.8]. Нормально развитой ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать пред­меты, соотносить их качества с эталонными формами, цве­тами, размерами и т.д.28. Усвоение системы общественно выработанных сенсорных эталонов, овладение некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов и основанная на этом возможность дифференцированного восприятия окружающего мира свидетельствуют о том, что ребенок достиг необходимого уровня сенсорного развития для поступления в школу.

Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается пе­реход от эгоцентризма (центрации) к децентрации.[21.стр. 239] Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию воз­можности оперировать представлениями на произвольном уровне. Формирование новых способов умственных дей­ствий в значительной степени опирается на освоение оп­ределенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. До­школьный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

По мнению О.Н. Истратовой [21 стр. 239]  для мышления детей 6—7 лет характерны следующие особенности, которые могут использоваться в качестве ди­агностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе, с точки зрения его интеллектуально­го развития:

      ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным;

      освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает по­нимание причинности явлений;

      детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышле­ния ребенка;

      появляется новое соотношение умственной и практи­ческой деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;

      экспериментирование возникает как способ, помога­ющий понять скрытые связи и отношения, приме­нить имеющиеся знания, попробовать свои силы;

      складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Таким образом, в основе ориентации ребенка в стар­шем дошкольном возрасте лежат обобщенные представле­ния. Но ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без определенного уровня развития памяти, которая, по мнению Л.С. Выготского, стоит в центре созна­ния в дошкольном возрасте [30].

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является и то обстоятельство, что перед ребенком в 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что старший дошкольник начинает использовать различные приемы, спе­циально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное свя­зывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания [28 стр.9].

Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ори­ентировкой во внешней среде, эмоциональным отношени­ем к ней [28 стр.8]. С возрастом значительно возрастают концентра­ция, объем и устойчивость внимания, складываются эле­менты произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов; внимание остановится опосредованным; появля­ются элементы послепроизвольного внимания.

Соотношение произвольной и непроизвольной форм, аналогичное памяти, отмечается и в такой психической функции, как воображение. Воображение постепенно при­обретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает при­емы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.[8 стр.3]

При всей важности познавательного развития ребенка 6—7 лет его гармоничное становление невозможно без эмо­ционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.

Дошкольное детство — период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребен­ка, придавая им специфическую окраску и выразительность. Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявле­нии своих чувств, быстрой сменой настроения. Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства — нравственные, интеллек­туальные, эстетические, которые у шестилетних детей не­редко становятся мотивом поведения.

Информация о работе Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет