Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:48, дипломная работа
Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.
3. Провести диагностику психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ……….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7
1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…… 20
1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31
Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38
Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……. 39
2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе …………. 39
2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет
Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59
Заключение ……………………………………………………………..………..60
Список литературы ……………………………………………………………. 63
Приложение
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Сопоставительный анализ психологической готовности шести и семилетних детей к школе»
Автор:
студентка курса
заочной формы обучения
факультета психологии и педагогики
Руководитель:
Москва 2011
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе. ………………………………………………………………………….7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет…………7
1.2. Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости…………………………………………………………
1.3. Анализ существующих методов диагностики готовности к школе….31
Вывод по 1-ой главе …………………………………………………………. 38
Глава 2. Эмпирические исследования психологической готовности к школе детей шести и семи лет ………………………………………………………. 39
2.1. Диагностическая программа диагностики психологической готовности к школе ……………………………………………………………………….. 39
2.2. Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей шести и семи лет ……………………………………………………………. 49
Вывод по 2-ой главе …………………………………………………………59
Заключение ……………………………………………………………..………..
Список литературы ……………………………………………………………. 63
Приложение
Введение
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное личностное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».
В силу разных причин дети имеют неодинаковый темп психического развития, поэтому подходят к возрасту поступления в школу с разным багажом жизненного опыта и психических способностей. Между тем школа предъявляет ко всем ученикам объективные, примерно одинаковые требования. Если есть соответствие психических возможностей ребенка предъявляемым в обучении требованиям, то говорят о его психологической готовности к школе. Если же такого соответствия нет, то обучение в школе может стать затруднительным.
В результате анализа психологической литературы по данной проблематике и в соответствии с рядом авторов [11,27,5,32 ] под психологической готовностью к школе понимают такой уровень психического развития ребенка, который позволяет ему эффективно преодолевать трудности адаптации первоначального обучения в школе. Оценить готовность – значит, в какой-то степени дать прогноз учебной успешности ребенка в школе. Так как психологическая готовность является важным фактором успешности первоначального школьного обучения, то от уровня её сформированости зависит следующее:
Как будет ребенок относиться к учению;
Насколько полноценно ребенок будет развиваться в ходе обучения;
Как будут относиться к нему учитель, одноклассники;
Как оценят его родители и даже незнакомые люди.
Стойкая не успешность в начале обучения опасно тем, что у ребенка могут возникнуть неблагоприятные психологические последствия:
Потеря веры в свои силы;
Заниженная самооценка;
Нарушение взаимоотношений с родителями;
Негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности.
Нередко проблемы со школьной успеваемости приводят ребенка к потере эмоционального равновесия и даже к ухудшению здоровья. Понятно, что такое развитие событий может неблагоприятно повлиять на весь период школьного обучения ребенка, отразиться на формировании его личности, на том, как сложиться его жизнь после школы. Поэтому так важно правильно оценить психологический потенциал ребенка и подобрать адекватные условия обучения.
Таким образом первостепенные задачи, встающие перед психологами, определяющими уровень психологической готовности ребенка к школе, заключаются в следующем:
Выявить в каком возрасте лучше начинать обучение:
Когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.
В нашей стране уже была попытка ввести обучение с шести лет. Эта попытка не увенчалась успехом во многом потому, что были проигнорированы данные детской психологии о возрастных особенностях детей шестилетнего возраста. Сторонники более раннего обучения, среди которых много родителей, ссылаются на опыт зарубежных стран, где обучение в школе начинается с 5-6 лет. Но при этом они забывают о том, что это не обычные уроки, а развивающие занятия, подобные тем, которые проводятся и в наших ДОУ.
Актуальность нашей работы заключается в том, что мы попытаемся доказать не готовность шестилетних детей вписаться в существующую в нашей стране систему школьного образования.
Целью нашей работы будет: исследование психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
2. Выбрать программу и осуществить подбор методов исследования.
3. Провести диагностику психологической готовности детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты и провести сравнительный анализ.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что семилетние дети имеют более высокий уровень психологической готовности к обучению в школе, в отличие от шестилетних детей.
Предмет исследования: соотношение различных компонентов школьной готовности у детей 6 и 7 лет.
Объект исследования: воспитанники МДОУ «ЦРР – детский сад № 52 «Ромашка» Истринского муниципального района Московской области в возрасте 6 и 7 лет, по 20 человек каждого возраста.
Дипломная работа состоит из двух глав.
Первая глава – теоретический анализ данной проблемы.
Вторая глава – эмпирические исследования готовности детей к обучению в школе.
Методы исследования:
Наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.
Методологическая база исследования: основана на трудах Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин , Л.А.Венгер, Н.И.Гуткина, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина.
Практическая значимость исследования: проведенные исследования и сравнительный анализ позволит разработать рекомендации для родителей и специалистов ДОУ, ГОУ СОШ по вопросам обучения и воспитания 6 и 7- летних детей.
Глава 1. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет
Итогом развития ребенка в дошкольном возрасте являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы. Иными словами именно психологическая готовность ребенка является одним из новообразований дошкольного возраста. К концу этого периода ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Особенности возрастного этапа 6—7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. [21,стр.238]
Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Существенно снижаются пороги всех видов чувствительности [10.стр 89]. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется [8 стр.3]. Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений [38 стр.8]. Нормально развитой ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д.28. Усвоение системы общественно выработанных сенсорных эталонов, овладение некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов и основанная на этом возможность дифференцированного восприятия окружающего мира свидетельствуют о том, что ребенок достиг необходимого уровня сенсорного развития для поступления в школу.
Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации.[21.стр. 239] Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
По мнению О.Н. Истратовой [21 стр. 239] для мышления детей 6—7 лет характерны следующие особенности, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе, с точки зрения его интеллектуального развития:
ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным;
освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;
экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;
складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Таким образом, в основе ориентации ребенка в старшем дошкольном возрасте лежат обобщенные представления. Но ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без определенного уровня развития памяти, которая, по мнению Л.С. Выготского, стоит в центре сознания в дошкольном возрасте [30].
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является и то обстоятельство, что перед ребенком в 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что старший дошкольник начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания [28 стр.9].
Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней [28 стр.8]. С возрастом значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов; внимание остановится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.
Соотношение произвольной и непроизвольной форм, аналогичное памяти, отмечается и в такой психической функции, как воображение. Воображение постепенно приобретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.[8 стр.3]
При всей важности познавательного развития ребенка 6—7 лет его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.
Дошкольное детство — период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность. Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении своих чувств, быстрой сменой настроения. Однако к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка изменяется — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические, которые у шестилетних детей нередко становятся мотивом поведения.
Информация о работе Сопоставительный анализ психологической готовности к школе детей 6 и 7 лет