Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:50, реферат
Тема социального интеллекта стала центром внимания достаточно внушительного количества ученых и если обратить внимание на периодизацию развития данной проблемы в работах ученых, интерес к ней все возрастает. Различные ученые выделили различные компоненты социального интеллекта и коммуникативный, и адаптационный к социальной среде, и профессиональный и многие другие составляющие успешного межличностного взаимодействия. Актуальность данной темы возрастает с увеличением социальных требований к индивиду.
Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие «социальный интеллект» в исследованиях отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………………………...4
2. Структура и функции социального интеллекта………………………………………...10
3. Источники развития социального интеллекта…………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………………………..19
Список использованной литературы……………………………………………………………...21
Коммуникативно-
В исследованиях
С.Беловой структура
Невербализованный
компонент представляет собой способность
непосредственно оценивать
Концепция социального интеллекта, разработанная в рамках структурно-динамической теории интеллекта (Ушаков), выделяет ряд характерных структурных особенностей социального интеллекта:
•континуальный характер;
•использование невербальной репрезентации;
•потеря точности социального оценивания при вербализации;
•формирование в процессе имплицитного научения;
•использование внутреннего опыта.
Лишь последнее, по-мнению автора, полностью отличает социальный интеллект от всех других видов интеллекта.
Социальный интеллект – многомерная, сложная структура, имеющая следующие аспекты:
1. Коммуникативно-личностный потенциал – комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные качества, как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это – основной стержень социального интеллекта.
2. Характеристики
самосознания – чувство
3. Социальная
перцепция, социальное
4. Энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность или истощаемость.
Еще один элемент социального интеллекта - социальная компетентность. Понятие социальная компетентность - составная часть длительной исследовательской традиции, связанной с изучением социального интеллекта. Успех личности в процессе социализации и профессионального становления определяется не только академическими знаниями, но и рядом способностей, таких, как компетентность, умение полноценно общаться, решать практические проблемы, адаптироваться к условиям существования, т.е. эффективно справляться с повседневными задачами. Так же компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.
Ученые выделяют следующие функции социального интеллекта: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлексивно-коррекционную.
1. Познавательно-оценочная
функция выражается в
Социальный
интеллект обеспечивает переработку
информации, необходимой для
Полученная информация находит отражение в проявлении оценочных суждений о возможности ее использования, о реальных уровнях достижения результатов. В целом включается в процесс самопознания, позволяющий человеку, понять самого себя, свою сущность. Включение в этот процесс позволяет проявить себя в качестве субъекта учебно-познавательной деятельности. В зависимости от своих интеллектуальных возможностей и сложившихся социальных условий приобретает опыт приобретения целей. Таким образом, реализация этой функции позволяет отобрать значимую информацию адекватную сложившимся условиям для реализации себя как субъекта (познавательный аспект), сформировать оценочные суждения о происходящем, непосредственно включая ученика в процесс целеполагания (оценочный аспект). Однако, эта функция не позволяет определить ценностный смысл ее достижения, что происходит при реализации следующей функции.
2. Коммуникативно-ценностная
функция социального
Очевидна
взаимосвязь познавательно-
Коммуникация позволяет получить достоверную информацию о социальной среде и осуществить обратную связь в форме ценностных представлений о ней. Ценностный компонент рассматриваемой нами функции позволяет установить отношение к окружающей действительности, что предполагает активность в определении им позиции к происходящему в социальной среде.
2.С коммуникативно-ценностной функцией тесно связана рефлексивно-коррекционная функция социального интеллекта, которая находит с одной стороны свое отражение в самопознании и в осознании достоинств и недостатков учебно-познавательной деятельности, с другой обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности.
Рефлексия обеспечивает связь с социальной средой. Она проявляется, в осознании человеком того, как он воспринимается другими, как «деятельность самопознания внутреннего строения духовного мира, предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом». В.Д. Шадриков интеллект рассматривает как компонент духовных способностей вместе с духовностью. В связи с этим эта функция позволяет не просто оценивать окружающую действительность, но сопоставлять ее духовными компонентами человека и корректировать взаимодействие с социальной средой, определяющее внутренние изменения личности.
Коррекционный аспект функции социального интеллекта выражается в обеспечении устойчивости внутреннего мира, во взаимоотношении с социальной средой, так как социальный интеллект оказывает направляющее действие на творчество, затрагивает смысловые образовательные процессы.
Корректирующая роль социального проявляется не только в области мыслительных процессов, но опосредует установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами личности. Социальный интеллект сдерживает прорыв отрицательных эмоций, помогает выйти из состояния стресса, позволяет определить выбор механизма психологической самозащиты, направленной на сохранение самоуважения личности. В результате этого определяется поведение личности.
Кроме этого коррекция проявляется в процессе становления личностной позиции и выражается в определении своих действий и поступков. Проблема заключается в том, кого хотят видеть окружающие.
Структура указанных выше функций проявляется в их соподчинении. Проявление социального интеллекта зависит от содержания деятельности, определяющей доминирование той или иной функции. В процессе целеполагания ведущей становится познавательно-оценочная функция, а остальные две функции создают условия. Определение направленности целей опосредуется реализацией коммуникативно-ценностной функции. Установление индивидуальных темпов реализации своих возможностей приводит к доминированию рефлексивно-коррекционной функции над остальными. В целом взаимообусловленность функций отражает роль составляющих социального интеллекта по отношению к рассматриваемому нами свойству как целостной системы.
Социальный интеллект так же имеет такую интересную сторону как социальная одаренность. Социальная одаренность представляет собой сложный сплав когнитивных компонентов (общий академический интеллект, практический интеллект, социальный интеллект) и некогнитивных факторов (темперамент, личностные особенности, воля и т.д.).
Подводя черту под вышесказанным можно заключить, что социальный интеллект являясь продуктом воздействия социальной среды, является неотъемлемо личностным качеством. Социальный интеллект - это сплав личностных черт, способностей, знаний и умений, приобретенные личностью в социуме, это вид познания, это сегмент общего интеллекта. Социальный интеллект ассоциируют с коммуникативными, эмпатическими способностями, способностями эффективного взаимодействия с окружающим миром, способность к взаимопониманию и социальной адаптации.
3. Источники развития социального интеллекта.
Ю. Н. Емельянов выделяет следующие источники развития социального интеллекта:
1. Жизненный опыт, – ему принадлежит ведущая роль в развитии коммуникативной компетенции. Важен опыт межличностного общения. Его характеристики следующие: он социален, включает интериоризированные нормы и ценности конкретной общественной среды; он индивидуален, т.к. основывается на индивидуальных особенностях и психологических событиях личной жизни.
2. Искусство, – эстетическая деятельность двусторонне обогащает человека: и в роли творца и в роли воспринимающего произведения искусства. Оно способствует развитию коммуникативных умений.
3. Общая эрудиция – это запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящиеся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.
4. Научные методы – предполагают интеграцию всех источников коммуникативной компетенции, открывают возможность описания, концептуализации, объяснения и прогноза межличностного взаимодействия с последующей разработкой практических средств повышения коммуникативной компетенции на уровне индивида, групп и коллективов, а также всего общества.
Происхождение и суть социального интеллекта пыталась определить и структурно-динамическая теория (Ушаков Д.В.). В частности в ее контексте было сформулировано то, от чего зависит уровень социального интеллекта личности:
•от потенциала формирования, который проявляется также в уровне общего интеллекта;
•от личностных, в первую очередь эмоциональных, особенностей, в большей или меньшей степени привлекающих силы человека к общению с другими людьми и их познанию;
•от того, как сложился жизненный путь человек, пришлось ли ему направить свои силы на взаимодействие с другими людьми или на предметную работу.
Из перечисленного видно, что фактор личностного опыта индивида играет если не первостепенную роль, то достаточно значимую определенно. Социальный интеллект не мог бы успешно функционировать, если бы он не использовал наш внутренний опыт и не строил бы на нем свои репрезентации. Другими словами, мы вряд ли могли бы понять поведение столь сложных существ, какими являются люди, если бы сами не были людьми. Наличие внутреннего опыта, опыта наших желаний, потребностей, фантазий, которые, может быть, никогда не проявились в поведении, является огромным ресурсом, увеличивающим кругозор социального интеллекта. Однако мы не просто пользуемся прошлым опытом внутренней жизни. Мы можем мысленно поставить себя на место другого человека и непосредственно испытать его переживания, представить, что он будет желать, от чего страдать и к чему стремиться.
Развитие социального интеллекта является краеугольным камнем на пути достижения успеха практически в любой сфере деятельности. Умение находить общий язык и извлекать для себя практическую выгоду из общения – пожалуй, самые необходимые навыки в современном мире.
Одним из эффективнейших упражнений по развитию социального интеллекта служит посещение различных семинаров, фестивалей, концертов и прочих крупных мероприятий. В таких местах, как правило, собираются люди, имеющие сходные интересы, именно поэтому завести разговор или познакомиться там намного проще, чем на нетематических собраниях.
Собирайте различные истории, которые может рассказать каждый, тем самым вы расположите к себе человека. Развитие социального интеллекта как раз и построено на поиске и решении различных удобных моментов для разговора и общения.
Составьте список выдающихся личностей, которые на ваш взгляд являются гениями социального интеллекта. Выберите время и хорошенько поразмыслите, что именно делает их такими, какими умениями и навыками они обладают. Выпишите эти умения на отдельный лист и регулярно уделяйте их развитию хотя бы полчаса в день.
Старайтесь при знакомстве с
посторонним человеком видеть
и представлять его лучшие
черты характера, таким