Расы и интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

На Земле уже насчитывается около 6 млрд. людей. Среди них нет, и не может быть двух совершенно одинаковых людей; даже близнецы, развившиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство их внешнего облика, и внутреннего строения, всегда какими-то мелкими чертами отличаются друг от друга.

Содержание

Введение 3
Глава I 4
1.1 Понятие «раса» 4
1.2 История развития учений о расах и интеллекте 5
Глава II 7
2.1 Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ 7
2.2 Выдающиеся труды в изучении особенностей рас и интеллекта 10
Глава III 13
3.1 Разница в уровне интеллекта представителей разных рас - как генетический фактор 13
Заключение 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

СоциАнтр.Расы и интеллект.docx

— 42.70 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

 

Реферат

 По дисциплине: «Социальная антропология»

На тему: «Расы  и интеллект»

 

 

 

 

 

Выполнила: Никоненко  Т. С.

Студентка 3 курса 

государственного  и

муниципального  управления

Гиму-3-2

Москва-2010

 

Содержание

Введение 3

Глава I 4

Понятие «раса» 4

История развития учений о расах и интеллекте 5

Глава II 7

Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ 7

Выдающиеся труды в изучении особенностей рас и интеллекта 10

Глава III 13

Разница в уровне интеллекта представителей разных рас -  как генетический фактор 13

Заключение 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

 

 

Введение

На Земле уже насчитывается  около 6 млрд. людей. Среди них нет, и не может быть двух совершенно одинаковых людей; даже близнецы, развившиеся  из одного яйца, несмотря на огромное сходство их внешнего облика, и внутреннего  строения, всегда какими-то мелкими  чертами отличаются друг от друга. Наука, изучающая изменения физического  типа человека, известна под именем «антропологии» (греч, «антропос» - человек). Наша же научная дисциплина, Социальная антропология, не только тесно соприкасается с  темой «Расы и интеллект», но и имеет к ней прямое отношение. Так как объектом социальной антропологии является человек, взятый в контексте его культуры (общества), то изучение расовых различий, особенностей, в том числе отличий в интеллекте, для нас одновременно представляет и огромный интерес, и необходимость. Данные знания необходимы, на наш взгляд, самым широким слоям общества: от психологов, социологов, философов до политических деятелей, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, а тем более для будущих государственных и муниципальных управленцев. В условиях многонациональной и многорасовой России именно объективный анализ интеллекта граждан поможет гасить в зародыше любые конфликты и максимально рационально использовать генофонд страны в целях её процветания. Будучи по наивности опьянены иллюзиями равенства, мы уже потеряли нашу великую страну и потому не имеем больше исторического права на повторение этой катастрофы.Войны порождаются забвением необходимости различий, когда одни пытаются навязать другим свои ценности. Напротив, цивилизованный взвешенный учёт многообразия генофонда планеты поможет нам сохранить мир в условиях глобализации. Целью моей работы также является систематизация и углубление знаний о человеческих расах и их различиях.

Глава I

Понятие «раса»

Слово «раса» в русском языке известно с середины XIX в., являясь заимствованием из фр. race или нем. Rasse, которые в свою очередь восходят к исп. raza или итал. razza. Дальнейшая этимология не вполне ясна: существуют версии о происхождении слова от лат. generatio («рождение, способность к размножению»), лат. ratio («род», «порода», «разновидность») или араб. ra’s‎‎ («голова», «происхождение», «начало»).

Раса – исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие физические особенности: цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертания головы и другие. Раньше принято было деление рас на «чёрную» (негры), желтую (азиаты) и белую (европейцы), но теперь эта классификация считается устаревшей и неполной.Расове́дение — раздел антропологии, изучающий человеческие расы.

Расоведение изучает классификацию  рас, историю их формирования и такие  факторы их возникновения, как селективные  процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий  и вообще географической среды на расовые признаки.

Расоведение получило особенное распространение  в национал-социалистической Германии и др. западноевропейских странах, а также ранее в США (Ку-клукс-клан), где служило обоснованием институционализированного расизма, шовинизма и антисемитизма. Велик вклад в расоведение советских учёных (таких, как В. В. Бунак, В. П. Алексеев и др.)

 

  История развития учений о расах и интеллекте

Простота хуже воровства

(русская народная пословица)

Фактор интеллекта в жизни  тех или иных народов и рас  многократно освещался в преданиях  и пословицах на протяжении всей истории. Примеров тому несметное множество. И речь вовсе не обязательно идет о том, что одни «лучше» или  «хуже», чем другие. Сама специфика  умственной деятельности с точки  зрения стиля, а также динамики различных  психологических актов отмечена во множестве письменных памятников с древнейших времен. В священных  текстах мировых религий мы без  труда обнаруживаем ту же взаимосвязь, а эпоха «великих географических открытий» стараниями первооткрывателей  и миссионеров лишь подтвердила  правило гласящее, что во всех частях света отношение к базовым  этическим ценностям глубоко  различно. Желания и интересы людей  всюду кардинально отличаются. Одни народы и расы с поразительным  упорством на протяжении веков являют нам чудеса практической смекалки и  выживаемости, считая это высшим благом, другие, напротив, с нескрываемым презрением относятся к такой стратегии  поведения, предпочитая создавать  гигантские идеалистические концепции. Именно это многообразие проявлений высшей нервной деятельности и дает нам великолепную палитру величия  рода человеческого.

Неудивительно поэтому, что  мудрецы всегда пытались соизмерить и объяснить умственные способности, как отдельных индивидуумов, так  и целых племен. Уже в первых летописных источниках мы можем обнаружить попытки приведения в систему  групповых физических и психических  признаков отличий людей. Управление первыми крупными империями и  поликультурными образованиями  потребовало от администраторов  перехода с образного мышления поэтов к сухой государственной статистике, так как каждый владыка желал  знать, чего он вправе ожидать от нового неведомого народа, волею Богов попавшего под длань его управления. Дошедшие до нас законодательные акты Древнего Египта и Вавилона не дают нам никаких возможностей ошибиться в понимании этой естественноисторической закономерности. На заре развития человечества поначалу использовались различные косвенные показатели для определения умственных, а равно и моральных предпочтений народа: от количества выставляемых воинов, детей в семьях, величины городов и справедливости законов, до запасов зерна и тяготения к тем или иным ремеслам. По мере развития цивилизации система критериев оценки усложнялась, но незыблемой оставалась одна и та же потребность, а именно: помимо эмоциональных качественных характеристик определить некие абсолютные параметры умственных способностей. Древнейшая как мир система экзаменования молодых людей при приеме на работу или в учебные заведения служила именно этим целям. Воинские звания, награды, научные степени и общественные привилегии также во все времена предназначались для активизации в гражданах витальных способностей, в том числе и интеллекта.

Таким образом, в связи  с универсализацией бытия и принципов  организации общежития в Новое  время возникла потребность в  унификации критериев оценки умственных способностей различных ветвей человеческого  рода. Глобальные контакты автоматически  потребовали от каждой расы понимания  своего места в общем мироустройстве, и измерение интеллекта явилось  закономерным шагом на пути к общей  цивилизационной гармонии.

 

Глава II

Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ

Выдающийся классик естествознания Карл Линней (1707-1778) построил первую научную  расовую классификацию как раз  на триединстве проявлений физических, психических и моральных качеств, чем и подготовил основы возникновения  классической эволюционной теории. Ибо  совершенно очевидно, что в процессе поступательного развития претерпевает изменения не только физическая оболочка человека, но также её ментальное и  нравственное наполнение, которое вырабатывается как совокупность приспособительных  реакций. Но абстрактный человек  – это фикция, одно из величайших гуманитарных заблуждений Нового времени. Каждый человек от природы является носителем наследственных расовых  признаков, которые неотъемлемо  проявляются в каждом виде его  деятельности, в том числе и  интеллектуальной. Расовые признаки – это печать, которая легко  узнаваема на каждом историческом деянии.

В этом плане книга британского  профессора Ричарда Линна, впервые  предлагаемая русскому читателю с любезного  разрешения автора, является своего рода венцом магистральной линии классической эволюционной теории, в которой английская школа традиционно задавала тон.

Сегодня, когда как в  средствах массовой информации, так  и в научных кругах стало своего рода признаком хорошего тона критиковать  Ч. Дарвина и вскрывать якобы  несостоятельность его теории. Нужно  четко ответить ангажированным критикам, что он нигде и никогда не писал, будто человек в прямом смысле этого слова произошел от обезьяны. Кроме того, в своей автобиографии  мэтр многократно подчеркивал, что  не сказал ничего нового, а лишь систематизировал многочисленные концепции естествознания, существовавшие до него.

Ричард Линн – профессор  психологии Ольстерского университета в Дублине. Он является одним из старейших (родился в 1930 г.) и авторитетнейших  представителей классической Британской школы психологии. Большая часть  его работ посвящена изучению интеллекта. Среди основных открытий, сделанных Р. Линном, следует отметить установление факта, что коэффициент  интеллекта (IQ) коренных жителей Восточной  Азии в среднем на 5 баллов выше, чем  у европейцев вне зависимости  от места проживания испытуемых. Автором  также впервые было показано, первоначально  на японской популяции, что во второй половине XX столетия наблюдалось неуклонное повышение результатов оценок IQ посредством психологических тестов. Впоследствии была показана универсальность  этого явления, получившего название «эффект Флинна» по фамилии исследователя, углублённо занимавшегося изучением  данного феномена. Причиной считается  улучшение условий жизни в  экономически развитых странах в XX веке. Ричардом Линном впервые было показано (в 1994 г.), что интеллект  взрослых мужчин в среднем на 4-5 баллов выше, чем у женщин, что он объясняет  относительно меньшим размером мозга  у женщин. Этот факт первоначально  вызвал весьма бурную реакцию в научных  и общественных кругах.

Среди крупных работ Р.Линна  необходимо назвать монографии «Дисгеника» («Dysgenics»; Westport, CT: Praeger, 1996) и «Евгеника» («Eugenics»; Westport, CT: Praeger, 2001), в которых  он приводит данные о наметившемся ухудшении физического и психического здоровья и интеллектуальных способностей современной человеческой популяции  и оценивает возможные методы борьбы с этой угрозой. В книге  «IQ и благосостояние наций» (в соавторстве  с финским учёным Тату Ванханеном (Tatu Vanhanen) – «IQ and the Wealth of Nations»;Westport, CT: Praeger, 2002) Р. Линн рассматривает проблему зависимости различий в показателях  благосостояния и экономического роста  наций от показателей интеллекта. По результатам анализа данных для 185 современных народов автор аргументировано показывает вклад коэффициента интеллекта каждой нации в показатели её экономического благосостояния.

С 1991 г. основным направлением работ Р. Линна является сравнительное  изучение интеллекта народов разных рас. Настоящая книга «Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ», изданная в 2006 г. («Race Differences in Intelligence: An Evolutionary Analysis»; Augusta, Georgia: Washington Summit Books) является результатом примерно 25-летнего  труда автора. Предисловие к книге  написал замечательный психолог британской школы, работающий в Канаде, Джон Филипп Раштон (John Philippe Rushton), считающийся  крупнейшим специалистом в области  изучения расовых особенностей психологии. Он отмечает, что Р. Линн в своих  исследованиях вступил на «минное  поле», так как и первоначально, и сейчас сторонники гипертрофированной «политкорректности» не соглашаются  принять результаты его исследований. Что неудивительно, так как, по словам другого выдающегося британского  мыслителя Томаса Гоббса, «если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, их бы опровергали». Имя Р. Линна  смело можно было бы поставить  под словами, сказанными другим выдающимся учёным современности, нобелевским  лауреатом, расшифровавшим структуру  ДНК, Джеймсом Уотсоном: «Честность полезна  этому миру, она заставляет мир  работать эффективнее».

В России книги по расовым  различиям в интеллекте не публиковались, если не считать отдельных труднодоступных  журнальных публикаций 20-х г.г. XX столетия.

Чтобы разложить всё на свои места и облагоразумить активизировавшихся критиков эволюционизма, полагаем необходимым  пролить некоторый свет на историю  вопроса.

Именно англичане были теми первопроходцами, кто в эпоху  «великих географических открытий»  впервые сумел сделать сугубо прагматические выводы и привести в  систему свод знаний об «экзотических» странах. Основанное в 1660 году в Англии Королевское общество служило целям  пропаганды науки и её практического  применения с учётом расовых различий представителей коренного населения  новых континентов.

Выдающиеся труды  в изучении особенностей рас и  интеллекта

Перечислим имена гениев науки в данной области.

Джон Бульвер (John Bulwer; 1606-1656) заложил основы расологии, создав системное  описание биотипов людей с их характерными физическими и психическими признаками. Томас Виллис (Thomas Willis; 1621-1675) первым описал анатомию и физиологию нервной  системы человека и животных. Джон Рей (John Ray; 1627-1705) сформулировал принципы научной классификации рас. Эдвард Тайсон (Edward Tyson; 1650-1708) дал подробное  сравнительное описание морфологического строения орангутанга, негра и европейца  во всех деталях скелета, мышечных тканей и кожных покровов. Джон Хантер (John Hunter; 1728-1793) стоял у основ создания краниологии и, вместе с тем, развил философское понимание расовой  проблемы. Чарльз Уайт (Charles White; 1728-1813) сформулировал  принципы расовой хирургии. Сэр Уильям Лауренс (Sir William Lawrence; 1783-1867) заложил  базу сравнительной анатомии и медицинской  этики в её современном понимании. С именем такого ученого, как Джеймс Коулз Причард (James Cowles Prichard; 1786-1848) связано  становление новой самостоятельной  науки – этнологии.

Информация о работе Расы и интеллект