Социльный интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:50, реферат

Описание работы

Тема социального интеллекта стала центром внимания достаточно внушительного количества ученых и если обратить внимание на периодизацию развития данной проблемы в работах ученых, интерес к ней все возрастает. Различные ученые выделили различные компоненты социального интеллекта и коммуникативный, и адаптационный к социальной среде, и профессиональный и многие другие составляющие успешного межличностного взаимодействия. Актуальность данной темы возрастает с увеличением социальных требований к индивиду.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие «социальный интеллект» в исследованиях отечественных и зарубежных ученых………………………………………………………………………………………...4
2. Структура и функции социального интеллекта………………………………………...10
3. Источники развития социального интеллекта…………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………………………..19
Список использованной литературы……………………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

реферат соц. интеллект.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Содержание. 
 

Введение………………………………………………………………………………………………………….3

1. Понятие «социальный  интеллект» в исследованиях отечественных  и зарубежных ученых………………………………………………………………………………………...4

2. Структура  и функции социального интеллекта………………………………………...10

3. Источники развития социального интеллекта…………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………………………………………..19

Список использованной литературы……………………………………………………………...21

Приложение №1

 

Введение.

     В современном урбанистическом обществе можно наблюдать огромное количество информации на, казалось бы, все интересующие темы. В распоряжении людей огромный спектр информации, это и СМИ, и многочисленные журналы, и огромное количество сайтов в интернете, обучающие программы, курсы и тренинги, и многое другое.

     Несмотря на это, наблюдается противоречие между необходимостью обладания современной личностью высоким уровнем развития интеллекта и психологической культуры и часто встречающимися трудностями в понимании отношений между людьми, социальной ситуации, в адаптации к обществу. В частности, понимание процесса общения и поведения людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений определяет особая умственная способность - социальный интеллект, где эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится во взаимосвязанном развитии коммуникативных и интеллектуальных способностей.

     Проблема  социального интеллекта привлекает в последнее время все большее  внимание исследователей.

     Социальный  интеллект является чрезвычайно  важным практическим качеством, причем с развитием исследований выясняются новые и, совсем неочевидные области его применения.

     Тема  социального интеллекта стала центром  внимания достаточно внушительного  количества ученых и если обратить внимание на периодизацию развития данной проблемы в работах ученых, интерес к ней все возрастает. Различные ученые выделили различные компоненты социального интеллекта и коммуникативный, и адаптационный к социальной среде, и профессиональный и многие другие составляющие успешного межличностного взаимодействия. Актуальность данной темы возрастает с увеличением социальных требований к индивиду.

1. Понятие «социальный  интеллект» в исследованиях  отечественных и  зарубежных ученых.

     Феномен социального интеллекта невозможно рассматривать вне связи с  вопросом интеллекта вообще.

     Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие  в психологии, оказался объектом споров и критики. Уже при попытке  дать определение интеллекта ученые-психологи  сталкиваются со значительными трудностями.  Когда говорят об интеллекте как  некоторой способности, то многие ученые в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных. Так, например, Штерн В. полагал, что интеллект — это есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. А согласно Полани Л., интеллект относится к одному из способов приобретения знаний. Но, на взгляд большинства других авторов, приобретение знаний (ассимиляция, по Пиаже Ж.) выступает лишь побочной стороной процесса применения знаний при решении жизненной задачи. Важно, чтобы задача была действительно новой или, по крайней мере, имела компонент новизны.

  С проблемой интеллектуального поведения тесно связана проблема «трансфера» — переноса «знаний — операций» из одной ситуации на другую (новую). Но в целом развитый интеллект, по Пиаже Ж., проявляется в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида со средой. Томпсон Дж. полагает, что интеллект есть лишь абстрактное понятие, которое упрощает и суммирует ряд поведенческих характеристик. Ученые разработавшие первые тесты интеллекта (например, Бине, Симон, 1905), рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек обладающий интеллектом — это тот, кто "правильно судит, понимает и размышляет" и "кто, благодаря своему здравому смыслу" и "инициативности" может "приспосабливаться к обстоятельствам жизни". Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием его проявлений. Однако всем им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения — всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира.

     Что же касается социального интеллекта индивида, то различные авторы дают множество различных определений  социального интеллекта. В обобщенном определении это психическое явление означает способность правильно понимать поведение людей, необходимая для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

     Термин  социальный интеллект был введен в психологию в 1920 году Э.Торндайком. Однако, в связи со сложностью его диагностирования проблема не утратила своей актуальности. Э.Торндайк определял «социальный интеллект» как способность понимать других и мудро, адекватно вести себя по отношению к ним. Работы Э.Торндайка были направлены на исследование интеллектуального поведения. В своих экспериментах он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям. В его работе «Интеллект животных», написанной в 1898 году Э. Торндайк утверждает, что понятие об интеллекте не должно ограничиваться только внутренними операциями ума, как это считалось прежде. После введения в психологию этого понятия социальный интеллект получил широкое распространение среди зарубежных (Г. Айзенк, Х. Гарднер, Дж. Гилфорд, Г. Оллпорт, Р. Стернберг и др.) и отечественных психологов ( Ю.Н. Емельянов, Н.А. Кудрявцева, М.И. Бобнева, Е.С. Михайлова- Алешина, О.Б. Чеснокова, Г.П. Геранюшкина, Н.А.Кудрявцева и др.).

     Многие  известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого  понятия. Г. Оллпорт в 1937 году связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

     В работе Н.А. Кудрявцевой социальный интеллект понимается как способность  к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия, а важным компонентом социального интеллекта является самооценка человека.

     В последующем способности социального  интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

     Г.Ю. Айзенк –разработал общую концепцию  интеллекта. Он исходит из того, что  интеллект, несмотря на трудности его  дефиниции, – это столь же научное  понятие, как гравитация, электричество, химические связи: от того, что они не видны, не ощутимы, а, следовательно, по мнению некоторых исследователей, не материальны, они не утрачивают своей познавательной ценности в качестве научных концепций.

     В 60-е годы другой ученый – Дж. Гилфорд, – создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Он рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта, и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Согласно его концепции, социальный интеллект – есть интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации.

     Вернон  определял социальный интеллект  как способность легко сходиться  с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого, Дж. Вэдэк в 1947г- как способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей, Р. Стронг в 1930г - как знания о людях. Суммируя эти представления, известный американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию как способность иметь дело с окружающими.

     В работе российского психолога Д.В. Ушакова отмечается, в частности, что определение социального интеллекта должно быть ограниченно. «Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — отмечает Д.В. Ушаков, — это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их». Только при этих условиях социальный интеллект, по мнению Д.В. Ушакова, становится в один ряд с другими видами интеллекта, «...образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной».

     В работе отечественного ученого предлагаются три варианта объяснения природы  социального интеллекта как способности  понимать людей и социальные ситуации:

     1. Социальный интеллект представляет  собой особую способность, отличную  от таких известных видов интеллекта, как вербальный, пространственный, математический и т.д., однако имеет с ними корреляционную связь. Достоинством этого подхода является его логичность: социальный интеллект — это вид познания, логично, что он находится в ряду других видов интеллектуального познания, отличающихся друг от друга спецификой своего объекта. В то же время этот подход не позволяет объяснить специфические черты социального интеллекта.

     2. Социальный интеллект представляет  собой не столько способность,  сколько знания, умения или навыки, приобретенные в течение жизни, что подтверждают многие надежные источники.

     3. Социальный интеллект — личностная  черта, определяющая успешность  социального взаимодействия.

     «Социальный интеллект – это способность  усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере»- в определении М.И. Бобневой. Другой отечественный исследователь, Ю. Н. Емельянов, изучал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности повышение коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально-психологического обучения. Определяя социальный интеллект, он пишет: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события».

     А.Л. Южанинова в 1984г. также выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект-объектных отношений, а социальный интеллект – субъект-субъектных. Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения.

     Данные, которые получила А.Л. Южанинова, а  также ряд других ученых, исследовавшую  данную тему позволяет говорить о  правомерности выделения социального интеллекта в качестве самостоятельного компонента общей системы познавательных способностей личности.

     Таким образом, социальный интеллект –  интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и  социальной адаптации.

     На  социальный интеллект могут быть распространены те закономерности, которые  обнаруживаются в сфере общего интеллекта. При этом определение социального  интеллекта должно быть также ограничено: умение взаимодействовать с людьми отнюдь не сводится к умению их понимать. Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их. Тогда социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной.

     Знание  данного психического явления может  помочь в современной реструктуризации системы образования, помочь исследовать и преобразовывать сферы активного межличностного взаимодействия. 
 

 

2. Структура и функции социального интеллекта.

     Изучив  различные концепции и опираясь на них, И.Ф. Баширов в своей работе выделяет основные структурные элементы социального интеллекта (Приложение № 1):

  • Когнитивный компонент.
  • Эмоциональный компонент.
  • Коммуникативно-организационный.

   Из  взаимодействия когнитивного и эмоционального компонента состоит структура самооценки. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе, эмоциональный компонент – отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от того, насколько значима для личности полученная информация.

Информация о работе Социльный интеллект