Интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:48, доклад

Описание работы

Интеллект— это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение

Работа содержит 1 файл

Интеллект.docx

— 14.31 Кб (Скачать)

Интеллект— это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Под современным  определением интеллекта понимается способность  к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении  новым кругом жизненных задач. Поэтому  уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.

Согласно пониманию  мира, интеллект — это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные(основания очень косвенные, но возможны для рассмотрения теории Дарвина), и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки как когнитивная этология. Однако, замечено, что интеллект человека существенно отличается от интеллекта животного, что ставит очередной вопрос, разницы или спорности теории Дарвина и происхождения человека.

Интеллект может  актуализироваться только в информационном пространстве. Каждый вид деятельности формирует свое информационное пространство. Способ образования его и использования  строится по принципам организации  интеллекта. Принципы организации вложения новой информации в информационное пространство, способы хранения и  воспроизводства также соответствуют  особенностям работы интеллекта, а  именно — организации памяти. Поэтому  информационное пространство есть и  интеллектуальное пространство, потому что в нем уже заложены принципы планирования, организации использования  и поэтапного контроля для достижения цели. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у гомо сапиенса выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного. Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем. Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного вида, так и широтой его жизненного опыта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

В 1904 г. Министерство воспитания поручило французскому психологу  Бине разработать метод предсказания ученических успехов в начальной школе. Он попытался определить уровень интеллекта, ставя перед подопытными учениками задачи, решение которых одновременно требовало разнообразных способностей, например, понимания речи, хорошей памяти, умения мыслить, делать выводы, ловкости, оценочных способностей и др. Так он разработал первый интеллектуальный тест, который в переработанной форме сохранился до сих пор. Предпосылка достижения успеха – развитие особенных умственных способностей. Хотя интеллект и может выражаться у некоторых в форме «правильного чутья», для успешного решения профессиональных и личных задач необходимо все же чаще всего тренировать определенные умственные способности. Тренировка умственных способностей делает их более упорядоченными. Развитие интеллекта – это развитие мышления, создавать новый порядок. Если упорядоченность мозговой активности увеличивается, можно считать, что растет и интеллект. В ряде исследований интеллектов людей, занимающихся самогипнозом и медитацией удалось установить рост интеллекта в результате медитационной практики. Тйоа еще в начале 70-х годов проводил исследования в голландских гимназиях. Интеллектуальные достижения всех подопытных спустя год отчетливо выросли. Но рост интеллекта у регулярно медитирующих гимназистов в сравнении с немедитирующими учениками был существенно выше.

Информация о работе Интеллект