Автор: Татьяна Еряшкина, 10 Декабря 2010 в 12:49, реферат
Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека.
Социальный интеллект ………………………………………………………3
Модель структуры интеллекта Г. Айзенка…………………………………4
Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда…………………………….5
Содержание предъявляемой информации………………………………….6
Исследования социального интеллекта отечественными
психологами…………………………………………………………………….10
Список литературы ………………………………………………………….20
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Институт экономики, управления, права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Психология и педагогика»
Специальность 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Тема работы: «Социальный интеллект»
Выполнил студент
Курс
Группа
Преподаватель
Нижний Новгород
2010
С О Д Е Р Ж А Н И Е Социальный интеллект ………………………………………………………3 Модель структуры интеллекта Г. Айзенка…………………………………4 Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда…………………………….5 Содержание
предъявляемой информации……………… Исследования социального интеллекта отечественными психологами………………………………………………… Список литературы ………………………………………………………….20 |
Социальный
интеллект
Социальный
интеллект – способность Сам
термин «социальный интеллект» был
введен в психологию Э. Торндайком в
1920 году для обозначения « Затем
способности социального Среди
психологов до последнего времени ведутся
дискуссии вокруг определения интеллекта,
данного Э. Борингом: интеллект есть
то, что измеряется тестами интеллекта.
Имеются различные точки зрения
на оценку данного высказывания. По
мнению Б.Ф. Анурина, оно достаточно
тавтологично, тривиально и прямо
напрашивается на критику. Другие исследователи
считают такое определение Модель структуры интеллекта Г. Айзенка. Ганс Юргенс Айзенк – психотерапевт Бетлемской королевской больницы в Лондоне – разработал общую концепцию интеллекта. Он исходит из того, что интеллект, несмотря на трудности его дефиниции, – это столь же научное понятие, как гравитация, электричество, химические связи: от того, что они не видны, не ощутимы, а, следовательно, по мнению некоторых исследователей, не «материальны», они не утрачивают своей познавательной ценности в качестве научных концепций. Останавливаясь на трудностях определения интеллекта, он указывает: во многом это вытекает из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепций интеллекта. В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить «под одной крышей». Такое объединение продемонстрировано на схеме (Рисунок 1).
Рисунок 1 . Взаимовключенность различных видов интеллекта по Г.Айзенку Биологический
интеллект – это врожденные заданные
способности к обработке Психометрический
интеллект – это своего рода связующее
звено между биологическим Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. В 60-е годы другой ученый – Дж. Гилфорд, – создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Факторно-аналитические исследования, которые более двадцати лет проводились Дж. Гилфордом и его сотрудниками в университете Южной Калифорнии с целью разработки тестовых программ измерения общих способностей, завершились созданием кубической модели структуры интеллекта. Эта модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс переработки информации. Эти переменные следующие: 1) содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала); 2) операции по обработке информации (умственные действия); 3) результаты обработки информации. Каждая интеллектуальная способность описывается в терминах конкретного содержания, операций, результата и обозначается сочетанием трех индексов. Рассмотрим параметры каждой их трех переменных с указанием соответствующего буквенного индекса. Содержание предъявляемой информации. Образы (F) – зрительные, слуховые, проприоцептивные и другие образы, отражающие физические характеристики объекта. Символы (S) – формальные знаки: Буквы, цифры, ноты, кодовые обозначения и т.д. Семантика (M) – концептуальная информация, чаще всего словесная; вербальные идеи и понятия; смысл, передаваемый при помощи слов или изображений. Поведение (B) – информация, отражающая процесс межличностного общения: мотивы, потребности, настроения, мысли, установки, определяющие поведение людей. Операции по переработке информации: Познание (C) – обнаруживание, узнавание, осознание, понимание информации. Память (M) – запоминание и хранение информации. Дивергентное мышление (D) – образование множества разноообразных альтернатив, логически связанных с предъявляемой информацией, многовариантный поиск решения проблемы. Конвергентное мышление (N) – получение единственно логического следствия из предъявляемой информации, поиск одного правильного решения проблемы. Оценивание (E) – сравнение и оценка информации по определенному критерию. Результаты обработки информации: Элементы
(U) – отдельные единицы Классы (C) – основания отнесения объектов к одному классу, группировки сведений в соответствии с общими элементами или свойствами. Отношения (R) – установление отношений между единицами информации, связи между объектами. Системы (S) – сгруппированные системы информационных единиц, комплексы взаимосвязанных частей, информационные блоки, целостные сети, составленные из элементов. Трансформации (T) – преобразование, модификация, переформулировка информации. Импликации (I) – результаты, выводы, логически связанные с данной информацией, но выходящие за ее пределы. Таким образом, классификационная схема Д. Гилфорда описывает 120 интеллектуальных факторов (способностей): 5х4х6=120. Каждой интеллектуальной способности соответствует маленький кубик, образованный тремя осями координат: содержание, операции, результаты (Рисунок 2). Высокая практическая ценность модели Д Гилфорда для психологии, педагогики, медицины и психодиагностики отмечалась многими крупными авторитетами в этих областях: А. Анастази (1982), Ж. Годфруа (1992), Б. Кулагиным (1984).
Рисунок 2 . Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда (1967). Серым цветом выделен блок социального интеллекта (способности к познанию поведения) Согласно
концепции Д. Гилфорда, социальный интеллект
представляет систему интеллектуальных
способностей, независимую от факторов
общего интеллекта. Эти способности,
также как и Познание элементов поведения (CBU) – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность близкая к способности выделять «фигуру из фона» в гештальт-психологии). Познание классов поведения (CBC) – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении. Познание отношений поведения (CBR) – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении. Познание систем поведения (CBS) – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях. Познание
преобразований поведения (CBT) – способность
понимать изменения значения сходного
поведения (вербального или Познание результатов поведения (CBI) – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации. Первыми
попытками выделить какой-либо параметр,
соответствующий социальному Дж. Гилфорд разработал свою тестовую батарею на основе 23 тестов, предназначенных для измерения шести выделенных им факторов социального интеллекта. Результаты проведенного тестирования подтвердили первоначальную гипотезу. Социальный интеллект значимо не коррелировал с развитием общего интеллекта (при средних и выше среднего значениях последнего) и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулировать с комиксами. Последний факт особо важен, т.к. в его методике использовалась невербальная информация в виде картинок-комиксов. Из первоначальных 23-х тестов четыре теста, наиболее адекватные для измерения социального интеллекта, составили диагностическую батарею Дж. Гилфорда. Впоследствии она была адаптирована и стандартизирована во Франции. Результаты французской адаптации были обобщены в руководстве «Les tests d¢intelligence sociale», которое было взято за основу при адаптации теста к российским социокультурным условиям Михайловой Е.С. в период с 1986 по 1990 год на базе лаборатории педагогической психологии НИИ профессионального образования РАО и кафедры психологии Российского государственного педагогического университета (Михайлова, 1996). Исследования социального интеллекта отечественными психологами. В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития личности. Рассмотрим подробнее логику данной структуры. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Как отмечает автор, существует как минимум два толкования этого понятия. В широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществ. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Из этого толкования следует, что индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат. Второе,
более специальное определение
термина используется в социологии
и социальной психологии. Социализация
как процесс, обеспечивающий включение
человека в ту или иную социальную
группу или общность. Формирование
человека как представителя данной
группы, т.е. носителя ее ценностей норм
установок, ориентаций и т.п., предполагает
выработку у него необходимых
для этого свойств и Принимая
во внимание наличие указанных значений,
М.И. Бобнева отмечает, что только
социализация не обеспечивает целостного
формирование человека. И, далее, определяет
важнейшей закономерностью Далее, в своем рассуждении, М.И. Бобнева останавливается на второй тенденции – индивидуализации. Она отмечает, что любой процесс развития человека, в том числе и социального, – это всегда процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности. Последнее автор связывает с социальным научением и в качестве примера ссылается на работы Д.Б. Эльконина, который выделял две формы развития ребенка: 1) усвоение предметных знаний и навыков предметных действий и деятельности, формирование психических свойств и способностей, связанных с таким обучением и развитием и т.п.; 2) освоение ребенком социальных условий его существования, овладение в игре социальными отношениями, ролями, нормами, мотивами, оценками, одобряемыми средствами деятельности, принятыми формами поведения и отношений в коллективе. М.И.
Бобнева определяет наличие особой
потребности у формирующейся
личности – потребность в социальном
опыте. Эта потребность может
искать выход в стихийном поиске
в виде неорганизованных, неуправляемых
поступков и действий[1] , но может
быть реализована и в специально
созданных условиях. Т.е. существуют
и необходимы для полноценного развития
личности две формы приобретения
социального опыта – и Надо
отметить, забегая вперед, что правомерность
и значение последнего утверждения
становятся особо очевидными в свете
данного исследования. В нем наглядно
демонстрируется необходимость
организации социально- Социально- Другой
отечественный исследователь, Ю. Н.
Емельянов, изучал социальный интеллект
в рамках практической психологической
деятельности – повышение коммуникативной
компетентности индивида с помощью
активного социально- На основе анализа литературы можно выделить следующие источники развития социального интеллекта. Жизненный опыт, – ему принадлежит ведущая роль в развитии коммуникативной компетенции. Важен опыт межличностного общения. Его характеристики следующие. (1) он социален, включает интериоризированные нормы и ценности конкретной общественной среды; (2) он индивидуален, т.к. основывается на индивидуальных особенностях и психологических событиях личной жизни. Искусство, – эстетическая деятельность двусторонне обогащает человека: и в роли творца и в роли воспринимающего произведения искусства. Оно способствует развитию коммуникативных умений. Общая
эрудиция – это запас достоверных
и систематизированных Научные
методы – предполагают интеграцию
всех источников коммуникативной компетенции,
открывают возможность Коммуникативная
компетенция по форме и содержанию
непосредственно соотносится с
особенностями выполняемых Емельянов
так же, как и другие исследователи,
связывает социальный интеллект
и ситуативную адаптацию. Социальный
интеллект предполагает свободное
владение вербальными и невербальными
средствами социального поведения,
– всеми видами семиотических
систем. Автор дополняет Говоря
о пути повышения коммуникативной
компетенции, Ю.Н. Емельянов замечает,
что коммуникативные умения и
интеллект межличностных А.Л.
Южанинова (1984) также выделяет социальный
интеллект как третью характеристику
интеллектуальной структуры, в дополнение
к практическому и логическому
интеллекту. Последние отражают сферу
субъект-объектных отношений, а социальный
интеллект – субъект- Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения. Социально-перцептивные
способности – это такое Социальное
воображение – это способность
адекватного моделирования Социальная
техника общения – это « Исследования,
которые провела А.Л. Южанинова, а
также ряд других ученых, выявили,
что социальный интеллект слабо
связан с оценками общего интеллекта,
со шкалой интеллектуальной продуктивности
теста MMPI (Гауер, 1957), с данными по
фактору В теста Кеттелла. Все
эти данные позволяет говорить о
правомерности выделения Значимая
положительная связь с оценками
шкалы «играние роли» (Макклеланд, 1951).
Т.о., умение взаимодействовать с
окружающими, быть социально приемлемой
личностью – компонент Значимая отрицательная с оценками шкалы «уверенность в себе» (Гибсон, 1955). Очевидно, что завышение самооценки действительно связано с неспособностью ориентироваться в социальном окружении. Слабая
теснота связей с «социальной
преемственностью» и « Нелинейная связь, имеющая характер инвертированной V-образной кривой, с тревожностью. Т.о.,
вывод о том, что чем выше социальный
интеллект, тем более адаптивен
человек, кажется вполне оправданным.
Значение данной стороны психики
с особой наглядностью обнаруживаются
на многочисленных примерах, когда
люди, отличающиеся высокими достижениями
в изучении явлений материального
мира (имеющие высокий общий Таким образом, социальный интеллект – интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Это связано традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологий. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек», а также некоторых профессиях «человек – художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В
этот период увеличивается круг общения
ребёнка, развиваются его сензитивность,
социально-перцептивные способности,
способность переживать за другого
без непосредственного Как
показали исследования Ж. Пиаже (Пиаже,
1981), формирование способности к
децентрации связано с Список литературы 1.Анастази А. Психологическое тестирование в 2-х книгах. М., 1982. 2.Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1996. 3.Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. Н. Новгород, издательство университета, 1997. 4.Артифексова А.А. Медико-биологические аспекты вредных привычек: Информационно-методическое пособие. Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1995. 5.Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М., Институт психологии РАН, 1998. 6.Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. М., Мир, 1992. 7.Гребенникова Н.В. Лекции по предмету «Клиническая психология». М., Институт психологии МГСУ,1999. 8.Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение. Л., ЛГУ, 1985. 9.Емельянов Ю.И. Обучение паритетному диалогу: учебное пособие. Л., ЛГУ, 1991. 10.Емельянов Ю.И. Практический курс социальной психологии для руководителей трудовых коллективов. Л., издательство ЛГУ, 1983. 11.Емельянов Ю.И. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Учебное пособие. Л., ЛГУ, 1983. 12.Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности. В кн.: «Общение и оптимизация совместной деятельности». М., 1987, (с.64-74). 13.Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981. 14.Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты познания. В кн.: «Психология межличностного познания». М., «Педагогика», 1981 (с.158-174). 15.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., «Медицина», 1984. 16.Лабунская В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица. В кн.: «Психология межличностного познания». М., «Педагогика», 1981. 17.Михайлова Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей. Автореферат. Л., 1991. 18.Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. СПб., ГП «Иматон», 1996. 19.Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. М., Просвещение, 1995. 20.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., Международная педагогическая академия. 1994. 21.Пиаже Ж. О природе эгоцентрической речи. В кн.: «Хрестоматия по общей психологии». М., 1981. 22.Психология межличностного познания. Под ред. Бодалева А.А. М., «Педагогика», 1981. 23.Социальная психология личности. Ответст. Ред. Бобнева М.И. и Шорохова Е.В. М., «Наука», 1979. 24.Структура интеллекта взрослых. Сборник науч. трудов. Л., НИИ ООВ АПН СССР, 1979. 25.Тихомиров О.К. Психология мышления. М., МГУ, 1984. 26.Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., МГУ, 1969. 27.Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте. В кн.: «Познание Общество. Развитие». М., ИП РАН, 1996. 28.Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. В сб.: «Проблемы оценивания в психологии». Саратов, издательство Саратовского университета, 1984. 29.Для
подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.psychology-online. |