Социально-психологическое исследование профилактики конфликтов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей профилактики конфликтов на производстве.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтов в организации.
1.1 Характеристика конфликта, как социально-психологического феномена
1.2 Понятие конфликта.
1.3 Профилактика конфликтов в организации как психологическая проблема
Глава 2.Исследование особенностей конфликтов в организации
2.1 Методика и процедура исследования проблемы
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования.
Глава 3. Особенности профилактики конфликтов в организации.
3.1 Рекомендации по профилактике конфликтов в организации
3.2 Тренинговая программа «Практическая деятельность по профилактике конфликтов в организации»
Заключение.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 2011.docx

— 145.01 Кб (Скачать)

 

          Заключение 

         Конфликты в организации - это неотъемлемая составляющая любой современной  компании. Организационный конфликт – процесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и  взаимоотношений членов организации  в контексте организационного функционирования. Центральным вопросом в исследовании производственных конфликтов является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих  возникновение конфликтных ситуаций, а так же способы их разрешения.

         Рассмотрение  организаций как сообществ, имеющих  общее понимание своих целей, значения и места, своих ценностей  и поведения, вызвало к жизни  понятие организационной культуры. Относительно содержания понятия «оргкультура» среди исследователей нет единого мнения. Каждый из авторов стремиться дать свое собственное определение этому понятию. Часто оргкультура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий внутри организации, так и за ее пределами.

         Каждая  организация обязательно имеет  культуру, но некоторые создают сильную  культуру – набор четко определенных представлений о ценностях и  руководящих принципах, принимаемых, одобряемых и вынашиваемых всеми  членами организации. Такие представления  вводятся и поддерживаются с помощью  ритуалов и церемоний, олицетворяющих общие цели, путем создания символов, обозначающих общие ценности. Об оргкультуре можно говорить только в том случае, если высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации.

         Современные организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все  подразделения и отдельных лиц  на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие.

        Большинство организаций принимают в штат психологов или специалистов по управлению персоналом с психологическим образованием или обращаются к специалистам время  от времени на договорной основе. И  при этом наиболее часто встречающийся  запрос – профилактика или разрешение деструктивных конфликтов. В результате проведенного теоретического и эмпирического  исследования можно сделать следующие  выводы о причинах возникающих в организациях конфликтов и, как следствие, необходимости внедрения рациональных элементов управления конфликтами руководителем.

        В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования можно  сделать следующие выводы о причинах, возникающих в организациях конфликтов и, как следствие, необходимости внедрения рациональных элементов управления конфликтами руководителем.

        Во-первых, для предотвращения социально-психологической  напряженности в коллективе необходимо еще на стадии подбора кадров осуществлять отсев кандидатов, чье поведение  может впоследствии вызвать возникновение  конфликтов в коллективе.

        Во-вторых, для снижения показателей текучести  кадров необходимо не только обеспечить соответствующий ожиданиям работников уровень заработной платы, но также  необходимые благоприятные условия  труда и возможности как карьерного, так и профессионального роста.

        В-третьих, необходимо информировать персонал о деятельности и конечных результатах  работы организации. Сотрудники должны осознавать конечную цель, как своей  деятельности, так и цель работы всей организации. Осознание своей  роли в процессе достижения конечного  результата позволит сотрудникам более  ответственно относится к выполнению своих обязанностей, а также усилит их внутреннюю мотивацию.

        В-четвертых, важным фактором профилактики конфликтов является зрелость коллектива, которая  проявляется в умении видеть положительные  стороны друг друга, в терпимости к трудным чертам характера, в  умении сознательно сглаживать неизбежно  возникающие напряженные ситуации. В целях оздоровления коллективов с недостаточно высоким уровнем развития, предотвращения реальной опасности их развала можно использовать различные методы, например, воспользоваться услугами специалистов

        Хорошим стабилизирующим фактором могут  служить и положительные традиции в коллективе. Для каждого сотрудника необходимо разработать твердые  правила деятельности. В любой  фирме должны присутствовать ясные  должностные инструкции, устанавливающие  совокупность обязанностей работников, четко определяющие роль каждого  в общегрупповой работе.

        В-пятых, во избежание ролевых конфликтов необходимо, чтобы персонал соответствовал профессии и своей роли в организации. Грамотное распределение должностей и обязанностей более чем на треть  повышает эффективность деятельности компании. Разные виды деятельности предъявляют  разные требования к вниманию, памяти, мышлению и личностным качествам  человека.

        В первую очередь нужно проводить  выверенную кадровую политику. Правильный подбор и расстановка кадров с  учетом не только профессиональных, но и психологических особенностей уменьшает вероятность возникновения  конфликтов.

        В-шестых, немаловажную роль в предотвращении конфликтов в коллективе играет стиль  руководства и индивидуальные качества руководителя. К числу важных качеств, которые позволяют ему выполнять  свои функции по управлению производственным процессом и трудовым коллективом, относятся аналитические способности, готовность принимать решения, высокая  стрессоусточивость, самоконтроль и умение правильно строить отношения с окружающими.

        Важным  фактором, который может предотвратить  конфликт, является авторитет руководителя. В коллективе должен быть только один производственный лидер – официальный. Хорошо, если он одновременно является и неформальным лидером, то есть лидером  общения.

        Неблагоприятный психологический климат в коллективе нередко служит причиной снижения эффективности  труда, не говоря уже о стрессах, эмоциональных срывах и неконструктивном поведении работников.

        Нужно помнить: предотвратить конфликт, то есть заранее устранить порождающие  его факторы, или своевременно подготовиться  к нему и, значит, правильно выбрать  стратегию поведения гораздо  лучше, чем его разрешать.

         Эмпирическое  исследование, проведенное в рамках дипломной работы, позволило определить актуальность темы, решить исследовательские задачи для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы.

 

     

         СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Анцупов  А.Я.,  Шипилов А.И.  Конфликтология:  теория,   история,        библиография. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 1996. –С. 145
  2.      Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н.,  Социально-психологический        климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. – С. 207
  3.      Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М.: МЗ        Пресс, 2001.- С. 182
  4. Бородкин Ф.М.,  Коряк  И.М.   Внимание:  конфликт!  –  Новосибирск:        Наука, 1983. – С. 141
  5. Выханский О.С., Наумов А.И.  Менеджмент. - М.: Гардарика,  1996.  –       С. 435
  6. Гришина   Н.В.   Закономерности    возникновения    межличностных        производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук.  -  Л.:  Изд-во        ЛГУ,  1978. – С. 206
  7. Гришина Н.В. Психология  межличностного  конфликта:  Автореф.  дис.  докт. псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 36
  8. Гришина Н.В. Я и другие:  Общение  в  трудовом  коллективе.  –  Л.  Лениздат, 1990. – С. 175
  9. Грызунова  Т.В.  Межличностный конфликт  в  сфере  управленческой  деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук.  -  М.:  Изд-во  РАУ,  1994.- С.19
  10. Данькова Т.М.  Некоторые  аспекты  производственных  конфликтов  на промышленных  предприятиях  /  Материалы  IV   Всесоюзного   съезда  общества  психологов.  Тбилиси,  21-24  июня  1971.    –   Тбилиси:  Мецниереба, 1971. – С. 1005

    Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика     и прогноз в конкретных ситуациях. – М.: Смысл, 2000.  - С. 191

  1. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984. – С. 204
  2. Абчук В.А. Менеджмент./ В.А. Абчук. – СПб.: Союз, 2002 – глава 11
  3. Александрова, Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. /Е.В. Александрова. - М.: Сфера, 1993 – 226с.
  4. Андреев, В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов) / В.И. Андреев. - М.: Академия, 1995 – 421с.
  5. Андреева, Г.В. Социальная психология: учебник для высших учеб.заведений / Г.В. Андреева. - М.: Аспект Пресс,2005. – 376c.
  6. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов /А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.:ЮНИТИ,1999.-551c.
  7. Асадов А.Н. Конфликтология: учебное пособие./ А.Н. Асадов.- СПб.: СПбГУЭФ, 2003 – 74-75 с.
  8. Аш, А. Введение в теорию конфликта /А. Аш// Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. - М.:Педагогика, 1992 – 634с.
  9. Бабосов, Е.М. Конфликтология/ Е.М. Бабосов. - М.:Академия, 1997 – 235с.
  10. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком /А.А.Бодалев. - М.:Сфера, 2000 – 548с.
  11. Бодалев, А.А. Личность в общении/А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 1983 – 449с.
  12. Баринов, В.А. Антикризисное управление: учеб. Пособие / В.А.Баринов. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.-520с.
  13. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб.пособие. /Басовский Л.Е.- М.:ИНФРА-М,2003.-216c.
  14. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В.В.Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н.Панферов. - М.: Мысль,1983.-208c.
  15. Бороздина, Г.В.Психология делового общения: учеб.пособие.-2-е изд./Г.В.Бороздина - М.:ИНФРА-М,2001. – 295c.
  16. Бородкин, Ф.М.Внимание: конфликт.2-е изд.- / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука,1989. – 190c.
  17. Бройнинг, Г. Руководство по ведению переговоров. /Г.М.Бройнинг – СПб: Питер, 1996 – 336с.
  18. Боттомор, Т.Б. Социологическая теория и изучение социального конфликта /Т.Б.Боттомор// Общественные науки за рубежом: РЖ. Сер. Философия и социология. – 1973 - № 1 – С.45-47
  19. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов - Киев,1989.-199c.
  20. Вернер Зигерт, Лючия Ланг Руководить без конфликтов./ В. Зигерт, Л. Ланг.-М.: Экономика, 1990-334 с.
  21. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник /О.С. Виханский.- М.:Изд-во МГУ,1995.-252c.
  22. Вольфсон, Э.Н. Конфликтология / Э.Н.Вольфсон. - Кемерово, 1997 – 637с.
  23. Вэттен Д.А. Развитие навыков менеджмента./Д.А. Вэттен, К.С. Камерон – СПб.: Нева, 2004- 476 с
  24. Гилярое, Е.М. Конфликтология / Е.М.Гилярое. - М.:Сфера, 1995 – 554с.
  25. Гительмахер, Р.Б. Конфликт: социально-психологический аспект / Р.Б.Гительмахер, А.С. Когаловская, Ю.Б. Марушкин. - Иваново: Ивановский госуниверситет,1995.-168c.
  26. Глухова, А.В. Типология политических конфликтов/ А.В.Глухова Воронеж, 1997 – 274с.
  27. Гончаров, В.В. Руководство для высшего управленческого персонала / В.В. Гончаров. - М.:МП Сувенир,1996. – 488c.
  28. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента/ Р.М.Готтсданкер. – М.:МГУ,1982. – 464c.
  29. Гришина,Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: Дис. канд. психол. Наук/ Н.В. Гришина - Л.,1978.-207c.
  30. Давыдов, А.А. Измерение социальной напряженности/ А.А. Давыдов. М.:Просвещение, 1992.
  31. Данакин, Н.С. Конфликты и технология их предупреждения/ Н.С.Данакин. - Белгород, 1995 – 324с.
  32. Дафт,Р.Л. Менеджмент/ Р.Л.Дафт. - CПб.: Питер,2002.-832c.
  33. Донцов, А.И. Психология коллектива/ А.И.Донцов. - М.:Изд-во МГУ,1984.-208с.
  34. Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологииА.И.Донцов, Т.А. Полозов // Психологический журнал. – 1980 - Т.1. - № 6. – С.4-7
  35. Донченко, Е.А. Личность: конфликт, гармония./ Е.А.Донченко, Т.А.Титаренко. - Киев, 1989 – 436с.
  36. Дружинин, В.Н. Структура и логика психологического исследования. / В.Н.Дружинин. - М.: Академия,2001.-116c.
  37. Дружинин, В.В. Введение в теорию конфликта/ В.В.Дружинин, Д.С.Конторов, М.Д. Конторов. - М.:Наука, 1989- с.156
  38. Дубровская О.Ф. Конфликт: что нужно о нём знать: справочник кадровика./ О.Ф. Дубровская – 2001, №5 С 97-103
  39. Ершов, А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе и их разрешение/ А.А.Ершов. - Л.:Знание,1976.- 40c.
  40. Ершов, А.А. Проективная методика определения ценностных ориентаций руководителей коллективов/ А.А.Ершов //Экспериментальная и прикладная психология: Психология личности и малых групп. - Л.:Знание,1977. - Вып.8.- C.127-130.
  41. Зайковский, А.Н. Организационная психология: учеб.пособие для вузов/ А.Н.Зайковский. - М.:ФЛИНТА: МПСИ,2002.-684c.
  42. Зайцев, А.К. Социальный конфликт на предприятии/ А.К.Зайцев - Калуга, 1993. - С.58.
  43. Зизерт, В. Руководить без конфликтов/ В.Зизерт, Л.Ланг - М.:Экономика,1990. -335c.
  44. Карпухин, О.Н. Культура организации/ О.Н.Карпухин // Социально-политический журнал. - 1997. — №2. - С. 141-142.
  45. Карташев, С. Конфликтология: теория и практика конфликтов/ С. Карташев. - Кишинев, 1996 – 295с.
  46. Кибанов, А.Я.Управление персоналом/ А.Я.Кибанов. - М.:Сфера,1994.-685c.
  47. Ковачек, П. Предупреждение и разрешение конфликтов / П.Ковачек, М.Малиева - М.:Академия, 1994 – 556с.
  48. Кричевский, Р.Л. Если Вы – руководитель.../ Р.Л.Кричевский. - М.:Дело,1993.-342c.
  49. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы/ Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. - М.: МГУ,1991.-194c.
  50. Кудряшова, Л.Д. Каким быть руководителю: Психология управлен. Деятельности / Л.Д.Кудряшова. - Л.:Лениздат,1986.-160c.
  51. Ликсон, Ч. Конфликт. Семь шагов к миру/ Ч. Ликсон. - СПб.:Питер, 1997 -325с.
  52. Майерс, Д. Социальная психология/ Д.Майерс. - СПб.: Питер,1999.-688c.
  53. Мелибурда Е. Я-ты-мы:Психологические возможости улучшения общения./ Пер. с польс.- М.:Прогресс, 1986. С. 31
  54. Мескон, М.X. Основы менеджмента /М.X.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. — М.: Сфера, 1995. - С. 529.
  55. Основы менеджмента: Учеб. Для вузов/ под ред. Д.Д.Вачугов, Т.Е.Березкина, Н.А.Кислякова и др.- М.:Высш. Школа - 2002.-367c.
  56. Организационная психология /Сост. и общ.ред. Л.В. Винокурова, И.И.Скрипюка. - СПб.: Питер,2001.-512c.
  57. Организационная психология: конспект лекций/сост. С.В.Кошелевой.-М.:АСТ; СПб.: Сова,2005.-125c.
  58. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.Петровский. - М.:Педагогика,1982-253с.
  59. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива. Учеб.пособие для студ.пед. ин-тов / А.В.Петровский, В.В.Епалинский.- М.: Просвещение,1978.-176c.
  60. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. – Киев: Внешторгиздат, 1999 С. 75
  61. Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров. – М.: «Филинъ». 1996. С. 82
  62. Фишер.Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения./пер. с англ. – М.: Наука, 1992. С. 65

Информация о работе Социально-психологическое исследование профилактики конфликтов в организации