Социально-психологическое исследование профилактики конфликтов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей профилактики конфликтов на производстве.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтов в организации.
1.1 Характеристика конфликта, как социально-психологического феномена
1.2 Понятие конфликта.
1.3 Профилактика конфликтов в организации как психологическая проблема
Глава 2.Исследование особенностей конфликтов в организации
2.1 Методика и процедура исследования проблемы
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования.
Глава 3. Особенности профилактики конфликтов в организации.
3.1 Рекомендации по профилактике конфликтов в организации
3.2 Тренинговая программа «Практическая деятельность по профилактике конфликтов в организации»
Заключение.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 2011.docx

— 145.01 Кб (Скачать)

         Методы  активного обучения: деловые ролевые  игры, дискуссии, театрализация, мозговой штурм, рефлексия.

         Методы  статистического анализа: вычисление средних арифметических, процентов, угловой j - критерий Фишера, Коэффициент Спирмена.

         Психодиагностические  методики:

         Тест  на выявление типа организационной  культуры преобладающего в организации. Участникам исследования, занимающих руководящий и средний пост предлагался  выбор по каждому вопросу тот  вариант ответа (А, Б, В или Г), который, по их мнению, лучше всего описывает  организацию. Участники исследования должны были сделать свой выбор на основании реального положения  дел в организации, а не исходя из того, как должно быть или как хотелось бы им (см. приложение №1). Инструкция: Предложенные десять вопросов касаются разных сторон работы организации. По каждому вопросу подчеркните тот вариант ответа (А, Б, В или Г), который, по вашему мнению, лучше всего описывает вашу организацию. Если вам кажутся подходящими две формулировки, все равно выберите только одну, которая лучше описывает ситуацию в вашей организации.

         Опросник  на выявление позитивных и негативных ценностей. Участникам исследования, занимающих руководящий и средний пост предлагался  выбрать утверждения, включающие в  себя описание ценностей, которыми придерживается каждый в своей трудовой деятельности. Участникам была предложена таблица, состоящая  из 2-х колонок: в 1-ой колонке примеры  позитивных ценностей (1-7); во 2-ой колонке  примеры негативных ценностей (1-6).Выбор  из 1-ой и 2-ой колонок не должен был  превышать более 3-х ценностей. Полученные результаты по окончанию исследования были оформлены в таблицы (см. приложение №2,3).

         Гипотеза: профилактическая деятельность в организации позволит нормализовать отношения в рабочем коллективе и осуществлять успешную работу .

         Общая характеристика выборки: для проведения исследования было отобрано 30 человек, различающихся по характеру выполняемой  работы: 10 участников исследования, занимающих руководящий пост, 20 участников исследования, занимающих средний пост .База исследования: розничный отдел группы компаний «Алиди» Павловского района.

         Итак, на первом этапе исследования участникам исследования, занимающих руководящий и средний пост предлагался тест на выявление типа оргкультуры, преобладающего в организации. Тест предполагал выбор по каждому вопросу тот вариант ответа (А, Б, В или Г), который, по их мнению, лучше всего описывает организацию. Участники исследования должны были сделать свой выбор на основании реального положения дел, а не как должно быть или как хотелось бы

         На  втором этапе участникам исследования, занимающих руководящий и средний пост предлагался опросник на выявление позитивных и негативных ценностей, которыми придерживается каждый в своей трудовой деятельности. Участникам была предложена таблица, состоящая из 2-х колонок: в 1-ой колонке примеры позитивных ценностей (1-7); во 2-ой колонке примеры негативных ценностей (1-6).Выбор из 1-ой и 2-ой колонок не должен был превышать более 3-х ценностей.  Полученные результаты по окончанию исследования были оформлены в таблицы

         2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

         Первый  этап эмпирического исследования реализовывался на группе 30 человек показал следующее. Результаты выбора типа оргкультуры участниками исследования первой (10 человек руководящего звена) и второй (20 человек среднего звена) группы были оформлены в таблицы.

         Таблица №1.1 Выбор типа оргкультуры группой №1 (руководящее звено)

    № п/п
    Типы оргкультуры
    Количество  выбора
    %
    1
    Авторитарная 
    5
    50 %
    2
    Бюрократическая
    5
    50 %
    3
    Ориентированая на задачу
    0
    0 %
    4
    Ориентированая на человека
    0
    0 %
 

         Данный  выбор показывает, что из 10 участников руководящего звена  5 участников - 50% характеризуют авторитарный тип  оргкультуры, основанный на централизации власти и четкой структуре подчиненности. От членов организации ожидается безусловное подчинение власти вышестоящего руководства, любое сопротивление подавляется; ожидаются результаты и ориентация на победу. Остальные 5 участников - 50% характеризуют оргкультуру, как бюрократическую, для которой характерна система формализованных, четко структурированных правил, инструкций и положений относительно самых разных сторон жизни организации.

         Таблица 1.2

         Выбор типа оргкультуры группой №2 (среднее звено)

    № п/п
    Типы оргкультуры
    Количество  выбора
    %
    1
    Авторитарная 
    11
    55 %
    2
    Бюрократическая
    6
    30 %
    3
    Ориентированная на задачу
    3
    15 %
    4
    Ориентированная на человека
    0
    0 %
 

         Данный  выбор участниками исследования среднего звена показывает, что 11 участников, что составляет 55%, характеризуют  оргкультуру, как авторитарную, 6 участников – 30% характеризуют бюрократическую оргкультуру, 3 участника – 15% характеризуют оргкультуру, ориентированную на задачу. 

         Таблица 1.3

         Выбор типа оргкультуры группой №1, №2

№ п/п Типы  оргкультуры Группа  №1 Группа  №2  
 
    Количество  выбора
    Количество  выбора
1 Авторитарная 5 50 % 11 55 %
2 Бюрократическая 5 50 % 6 30 %    
3 Ориентированная на задачу 0 0 % 3 15 %  
4 Ориентированная на человека 0 0 % 0 0 %  
 

         Согласно  данному выбору преобладающего типа оргкультуры участниками первой и второй группы исследования можно сказать, что на данном предприятии преобладает авторитарный тип оргкультуры. Выбор этого типа оргкультуры осуществлялся участниками руководящего и среднего звена на основании реального положения дел в организации; пониманием особенностей процессов управления, спецификой структурно-функционального взаимодействия членов организации, основанного на поддержании иерархической структуры взаимоотношений в коллективе, ограничением их самостоятельности, инициативы и неукоснительным выполнением должностных инструкций. Должностные инструкции позволяют не только определить обязанности, права и ответственность персонала, но и оберегают работников от выполнения несвойственных функций, подчеркивая систему взаимоотношений между руководством и подчиненными. Работники, вступая в деловые отношения и принимая эту систему взаимоотношений стремятся к стабильности, прочности своего положения, к сохранению своего рабочего места, социального положения, роли и значения в производстве и т.д. Участниками исследования был выбран и бюрократический тип оргкультуры, характеризующийся регулированием всех сторон деятельности организации на основе документов, четких правил, процедур; оценке персонала по формальным принципам и критериям. Такая оргкультура гарантирует людям стабильность, безопасность, избавляет от конфликтов.

         Таким образом, для данной организации характерны элементы как авторитарного, так и бюрократического типов оргкультуры, что говорит о том, что здесь тесно переплетены между собой два типа оргкультуры.

         Такой тип оргкультуры, как тип, ориентированный на задачу был выбран меньшим количеством участников исследования среднего звена (из 20 участников-3 участника-15%). Выбор сделан на основании, по их мнению, положения дел в организации, который предусматривает распределение руководством проектов между разными подразделениями организации, проекты разрабатываются и реализуются командами.

         По  данным исследования на выявление типа оргкультуры участниками руководящего и среднего звена не был выбран тип, ориентированный на человека, здесь человек является ключевой ценностью для организации, где руководитель понимает интересы подчиненных, уважает их индивидуальность, что не характерно реальному положению дел на данном предприятии.

         Второй  этап исследования на группе 30 человек, предполагающий выявление позитивных и негативных ценностей показал  следующее.

         Результаты  выбора позитивных и негативных ценностей  участниками исследования первой (10 человек руководящего звена) и второй (20 человек среднего звена) группы были оформлены в таблицы.

         Таблица 1.4

         Выбор позитивных ценностей группой №1 (руководящее звено)

    № п/п
    Позитивные  ценности
    Количество  выбора
    %
    1
    Работа может  быть выполнена только на отлично
    6
    60 %
    2
    В споре рождается  истина
    2
    20 %
    3
    Интересы потребителя  превыше всего
    1
    10 %
    4
    Успех компании – это мой успех
    2
    20 %
    5
    Работа в  компании – это возможность творчества и самореализации
    6
    60 %
    6
    Взаимопомощь  и поддержание хороших отношений  с товарищами по работе
    7
    70 %
    7
    Не конкуренция, а сотрудничество в работе на общую  цель
    6
    60 %
 

         Данный  выбор позитивных ценностей группы №1 показал следующее:

         1 место -7 баллов-70% ценность такая  как: Взаимопомощь и поддержание  хороших отношений с товарищами  по работе. Согласно этой культурной  ценности руководство придает  большое значение взаимоотношениям  с коллегами, установке с окружающими  открытых партнерских отношений,  заинтересованности в хороших  взаимоотношениях, понимая, что отношение  к людям с уважением ведет  к успеху и улучшает их отношения  с подчиненными.

Информация о работе Социально-психологическое исследование профилактики конфликтов в организации