Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:14, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей профилактики конфликтов на производстве.
Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтов в организации.
1.1 Характеристика конфликта, как социально-психологического феномена
1.2 Понятие конфликта.
1.3 Профилактика конфликтов в организации как психологическая проблема
Глава 2.Исследование особенностей конфликтов в организации
2.1 Методика и процедура исследования проблемы
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования.
Глава 3. Особенности профилактики конфликтов в организации.
3.1 Рекомендации по профилактике конфликтов в организации
3.2 Тренинговая программа «Практическая деятельность по профилактике конфликтов в организации»
Заключение.
Список использованной литературы
Несомненно, предусмотренные контрактом эти и другие условия помогают избежать конфликтных ситуаций, удерживают стороны от непродуманных поступков. Нормативные способы профилактики конфликтов означают не только установление норм, но и контроль за их соблюдением. В таких случаях указываются цель, средства и правила самого контроля.
Существует несколько методов нормативной регуляции:
В тех случаях, когда конфликт не удается предупредить, его необходимо преодолеть, используя для этого наиболее эффективный прием или метод. Для разрешения конфликтов наиболее часто рекомендуются административные; педагогические; психологические меры.
Административные меры. Включают перемещения, организационные выводы, взыскания и наказания.
Поскольку в своей основе административные меры уподоблены хирургическому инструменту, они должны применяться крайне осторожно, на нравственной основе, методически правильно. В противном случае конфликт не будет разрешен, он может даже обостриться. В условиях гласности и демократизации руководителю следует брать за основу следующее:
Педагогические меры. Оказываются действенными в тех случаях, когда глубина конфликта еще небольшая. В исследованной ситуации «служебный конфликт» педагогические меры могут обеспечить создание благоприятного фона для вовлечения в процесс нормализации обстановки сотрудников, с которыми взаимодействуют конфликтующие.
Главным средством
педагогических мер является метод
убеждения, цель которого — привести
человека к пониманию того, что
конфликт оказывает вредное воздействие
как на личность конфликтующих, так
и на морально-психологический
Процесс убеждения должен строиться с учетом особенностей этапов возникновения и протекания разногласий или противоречий между конфликтующими. Например, на стадии возникновения конфликтной ситуации руководителю необходимо выяснить обстоятельства и существо возникших разногласий, их причину, истоки. Следует опросить членов коллектива, которые могут помочь понять ситуацию, провести беседу с лицами, между которыми возникли разногласия, проанализировать реальные взаимоотношения между ними, выяснить пути сближения. При проведении работы руководитель должен учитывать особенности психического склада конфликтующих, создать условия для сопереживания ситуации, вовлечь оппонентов в совместную общественно полезную деятельность. Само собой разумеется, что руководитель каждый раз должен тщательно готовиться ко всем беседам и встречам с конфликтующими.
Психологические меры. Применяются во всех случаях разрешения конфликта, однако ведущими становятся в тех случаях, когда конфликтующие сами не в состоянии выйти из противоборства, хотя и желают этого.
В условиях конфликтных ситуаций со средней степенью глубины конфликтности, когда интересы отдельных людей или групп сталкиваются друг с другом, всегда находятся несколько возможных тактик поведения и соответствующих им вариантов действий, ведущих к ликвидации противоборства.
2.3 Психологическая профилактика конфликтов на производстве
Не всегда конфликты можно однозначно трактовать в качестве положительного или отрицательного явления. В то же время очевидно, что конфликты, наносящие непоправимый ущерб людям и природе, конфликты, связанные с насилием, должны быть ограничены или, еще лучше, предупреждены. Последнее, конечно, более разумно и полезно со всех точек зрения, чем прекращение или разрешение конфликта, уже имеющего место. Поэтому именно на предупреждение конфликтов направлены значительные усилия.
Нельзя
не отметить, что эффективность
Наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Деятельность по предупреждению разнообразна и многоуровнева. На общесоциальном уровне речь идет о выявлении и устранении дезорганизующих факторов. Кроме того, в целях предупреждения многочисленных конфликтов, необходимо выявление и изучение их причин. Каждый конфликт на производстве возникает по конкретным причинам и при определенных условиях. Поэтому анализ и объяснение объективных причин возникновения наиболее распространенных случаев и последующее обобщение данных может сыграть важную роль в определении круга проблем, нуждающихся в безотлагательном решении.
В психологическом, индивидуальном плане устранение причин конфликта тесно связано с воздействием на мотивацию участников и предполагает выдвижение контрмотивов, которые заблокировали бы первоначальные агрессивные намерения конфликтующих участников.
Прежде
чем вступить в противоборство, будущие
соперники находятся, скорее всего,
в нейтральных
Существует несколько методов нормативной регуляции:
Все виды конфликтов, возникающие в различных системах трудовой организации, взаимосвязаны. Возникнув в одной системе отношений, конфликт затрагивает и другие, так как носителями всех видов отношений в организации являются одни и те же люди. Они как бы аккумулируют в общую «копилку» свои неудовлетворенности, создавая интегральный коэффициент социальной напряженности. Поэтому успех в деле предупреждения и разрешения конфликтов в организации во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут выявлены все источники роста социальной напряженности и их суммарные показатели, К=(х1+x2...х)/n =0,7, где: К — коэффициент социальной напряженности; х1 — фактор экономического кризиса (процент неудовлетворенности); х2 – фактор заработанной платы (процент неудовлетворенности); х — другие факторы; n — количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных экспертов, респондентов.
Исследователи
выявили следующее состояние
отношений: неудовлетворенность не
превышает 20% — удовлетворенное
состояние отношений; неудовлетворенность
находится от 20 до 40% — неустойчивое
состояние отношений; от 40 до 70% —
предкризисное состояние
Чтобы избежать острых социальных конфликтов в организации или уменьшить их негативные последствия, руководству организации необходимо подготовить и провести целый комплекс соответствующих мероприятий.
Итак,
профилактика конфликтов заключается
в такой организации
Глава
4. Исследование особенностей
разрешения конфликтов
в организации
4.1
Описание методики и
хода исследования
Актуальность
проблемы социально-психологического
конфликта в организации
Методологической основой исследования стали работы и взгляды Л.А. Петровской, А.В. Мудрика, Е.С. Михайловой (Алешина), Ю.И. Емельяновой, В.М. Астапова, Е. Новиковой и Б. Кочубей, К.Хорни, Г.Салливен, Э.Берна, К.Левина, Т.Сарбина, У.Мейсона, Ф.Хайдера, К.Томаса, У.Ф.Линкольна, Е.Е.Кузьмина, И.П.Волкова и Ю.Н.Емельянова,В.И.Брудного и В.А.Семова, Т.Г.Стефаненко, И.Т.Андреева, А.Я.Анцупова и др.
Цель исследования: изучение деятельности по профилактике конфликтов на производстве.
Для проведения эмпирического исследования психологических аспектов деятельности по профилактике конфликтов на предприятии были реализованы следующие задачи:
1.На
основе изучения
2. Реализовать исследование.
3. Оценить результативность профилактической деятельности.
4. Сформулировать выводы исследования.
Объект исследования: особенности деятельности по профилактике конфликтов в организации.
Предмет исследования: специфика использования психодиагностических и психокоррекционных методов в организации в целью профилактики деструктивных межличностных конфликтов.
Диагностические методы: наблюдение, анализ документации, тестирование.
Информация о работе Социально-психологическое исследование профилактики конфликтов в организации