Социально-психологическое исследование профилактики конфликтов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей профилактики конфликтов на производстве.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы исследования конфликтов в организации.
1.1 Характеристика конфликта, как социально-психологического феномена
1.2 Понятие конфликта.
1.3 Профилактика конфликтов в организации как психологическая проблема
Глава 2.Исследование особенностей конфликтов в организации
2.1 Методика и процедура исследования проблемы
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования.
Глава 3. Особенности профилактики конфликтов в организации.
3.1 Рекомендации по профилактике конфликтов в организации
3.2 Тренинговая программа «Практическая деятельность по профилактике конфликтов в организации»
Заключение.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом 2011.docx

— 145.01 Кб (Скачать)

                 Информация  в конфликте характеризует основные  информационные  потоки, прежде всего  связанные с формированием информационных  моделей  конфликта  у его  участников и  их  информационным  взаимодействием  в  процессе  развития конфликта.11

           1.2 Профилактика конфликтов  в организации  как психологическая  проблема

           Именно на предупреждение конфликтов направлены усилия как общественных, так и государственных институтов. Предвидение возможных вариантов  развития событий создает условия  для результативного управления ими. Прогнозирование возникновения конфликтов является главной предпосылкой эффективной деятельности по их предупреждению. Прогнозирование и профилактика конфликтов — важные факторы, регулирования социальных противоречий.

           Профилактика конфликтов заключается в такой организации  жизнедеятельности субъектов социального  взаимодействия, которая исключает  или сводит к минимуму вероятность  возникновения конфликтов между  ними.

           Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком  смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые  минимизировали бы вероятность возникновения  или деструктивного развития противоречий между ними.

           Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно  разрешать их. Она требует меньше затрат сил, средств и времени  и предупреждает даже те минимальные  деструктивные последствия, которые  имеет любой конструктивно разрешенный  конфликт.

           Наиболее эффективной  формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Деятельность по предупреждению конфликтов весьма разнообразна и, кроме того, является деятельностью многоуровневой.

           В психологическом, индивидуальном плане устранение причин конфликта тесно связано с  воздействием на мотивацию участников и предполагает выдвижение контрмотивов, которые заблокировали бы первоначальные агрессивные намерения конфликтующих сторон. Особое значение имеет предупреждение межличностных криминальных конфликтов, сопряженных с насилием.

           Надежный путь предупреждения конфликта — налаживание и  укрепление сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд методов поддержания и развития сотрудничества:

           - согласие, состоящее  в том, что возможного противника  вовлекают в совместную деятельность;

           - практическая эмпатия, предполагающая «вхождение» в положение партнера, понимание его трудностей, выражение сочувствия и готовности ему помочь;

           - сохранение репутации  партнера, уважительное отношение  к нему, хотя интересы обоих  партнеров в данное время и  расходятся;

           - взаимное дополнение  партнеров, которое состоит в  использовании таких черт будущего  соперника, которыми не обладает  первый субъект;

           - исключение социальной  дискриминации, которое запрещает  подчеркивание различий между  партнерами по сотрудничеству, какого-либо  превосходства одного над другим;

           - неразделение заслуг — этим достигается взаимное уважение и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды;

           - психологический  настрой;

           - психологическое  «поглаживание», которое означает  поддержание хорошего настроения, положительных эмоций.

           Названные методы поддержания  и укрепления сотрудничества, конечно  же, не являются исчерпывающими. Но все, что может способствовать сохранению нормальных деловых отношений между  людьми, укреплению их взаимного доверия  и уважения, «работает» против конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникает, — помогает его разрешить.

           Сотрудничество в  целях предотвращения трудовых конфликтов на предприятиях обычно рассматривается  в терминах социального партнерства. В широком понимании оно означает гармонизацию интересов различных классов, слоев, социальных групп, в узком — принцип взаимоотношений между работодателем и наемным работником. В основе социального партнерства лежит компромисс, взаимовыгодные уступки. Оно, как правило, направлено на «профилактику» возможных трудовых конфликтов.

           Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, руководители организаций, психологи, социальные работники и социальные педагоги — т. е. специалисты, имеющие  специфическую профессиональную подготовку в области конфликтов. Она может вестись по четырем основным направлениям:

           1) создание объективных  условий, препятствующих возникновению  и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций;

           2) оптимизация организационно-управленческих  условий создания и функционирования  организаций (важная объективно-субъективная  предпосылка предупреждения конфликтов);

           3) устранение социально-психологических  причин конфликтов;

           4) блокирование личностных  причин возникновения конфликтов.

           Профилактика большинства  видов конфликтов должна вестись  одновременно по всем четырем направлениям .

           Существуют объективные  обстоятельства, способствующие профилактике деструктивных конфликтов:

           создание благоприятных  условий для жизнедеятельности  работников в организации. К ним  в первую очередь можно отнести: материальную обеспеченность семьи; условия  работы жены и обучения детей; возможность  самореализации человека в служебной  деятельности; условия работы; взаимоотношения, складывающиеся с подчиненными, сослуживцами, начальниками; здоровье человека; отношения  в семье; наличие времени для  полноценного отдыха и т.д.

           Неустроенный, несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обществе, вечно загнанный, больной человек  более конфликтен при прочих равных условиях с человеком, у которого нет этих проблем;

           справедливое и  гласное распределение материальных благ в коллективе, организации. Если бы материальных благ хватало на всех работников, то конфликты, связанные  с их распределением, видимо, все  равно были бы, но реже. Причиной сохранения конфликтов было бы возрастание потребностей людей и сама система распределения, существующая в российском обществе. К объективным условиям предупреждения межличностных конфликтов относится  справедливое и гласное распределение  существующих благ. Это условие в  определенной степени одновременно и субъективно. Если дефицитные материальные блага распределять между работниками, во-первых, справедливо, во-вторых, гласно, чтобы исключить слухи, связанные с тем, что кому-то больше заплатили, то число и острота конфликтов, связанных с распределением материальных благ, заметно сократились бы;

           разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций. Анализ конфликтов во взаимоотношениях работников показал, что существуют типичные проблемные ситуации социального взаимодействия и типичные предконфликтные ситуации, обычно приводящие к конфликту. Конструктивное разрешение таких ситуаций можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие сотрудникам отстоять свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом;

           успокаивающая материальная среда, окружающая человека. К факторам материальной среды, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, можно отнести: удобную планировку рабочих и  жилых помещений, оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других показателей, окраску помещений  в спокойные тона, наличие комнатных  растений, аквариумов, оборудование комнат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов.

           Существует еще  ряд объективных условий, влияющих на возникновение конфликтов между  людьми. В конечном итоге на состояние  организма и психику человека влияет вся материальная среда, с  которой он взаимодействует. Следовательно, она опосредованно влияет и на его конфликтность.

           К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят  организационно-управленческие факторы:

  • структурно-организационные условия предупреждения конфликтов (оптимизация структуры фирмы, с одной стороны, как организации, с другой — как социальной группы. Максимальное соответствие формальной и неформальной структур коллектива стоящим перед ним задачам обеспечивает минимизацию противоречий, возникающих между структурными элементами организации, и уменьшает вероятность возникновения конфликтов между работниками);
  • личностно-функциональные условия предупреждения конфликтов (соответствие работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность);
  • ситуативно-управленческие условия (принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности других работников, особенно подчиненных).

           Для специалистов-конфликтологов, большой интерес представляют и социально-психологические условия профилактики конфликтов. Они более легко поддаются управленческим воздействиям по сравнению с объективными и организационно-управленческими предпосылками.

           В тоже время они  оказывают заметное влияние на конфликт, вызывая существенные перемены в  процессе развития социального противоречия. Социально-психологические условия  профилактики конфликтов следует отличать от социально-психологических способов и приемов предупреждения столкновений людей.

           Первые связаны  с соблюдением основных субъективно-объективных  закономерностей социального взаимодействия, нарушение которых приводит к  возникновению противоречий, разрешаемых  путем конфликтов.

           Социально-психологические  способы предупреждения конфликтов носят более частный характер. В интересах предупреждения возникновения  конкретных конфликтов можно использовать различные приемы, которых гораздо  больше, чем условий и способов. Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Есть несколько соотношений, основных балансов, сознательное или несознательное нарушение которых может привести к конфликтам:

    1. баланс ролей (если человек принимает (интернализует) отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит);
    2. баланс взаимозависимости в решениях и действиях (каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Каждый, в идеале, стремится делать то, что он хочет и когда хочет. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. Поэтому, если человек считает свою зависимость от нас большей, чем он может допустить, это может служить причиной конфликтного поведения с его стороны);
    3. баланс взаимных услуг (нарушение чревато напряженностью во взаимоотношениях людей и возможным конфликтом. Если человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается);
    4. баланс ущерба (если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Другими словами, человеку свойственно чувство мести. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта);
    5. сбалансированность самооценки и внешней оценки. Большое значение при профилактике конфликтов имеет их нормативное регулирование. В США и многих других государствах в целях предупреждения конфликтов принято включать в договоры между фирмами, а также частными лицами специальные параграфы, в которых оговаривается поведение сторон при возникновении споров. Например: Американская Ассоциация судей рекомендует, при подготовке любого делового контракта предусмотреть: письменный обмен мнениями в случае возникновения разногласия (а не просто устные разговоры); привлечение помощника или консультанта — на случай возникновения разногласий; использование любых попыток примириться; обеспечение достаточно высокого уровня лиц, ведущих переговоры; установление нескольких этапов переговоров; заранее определить арбитра, а также судебный или иной порядок рассмотрения спора — на случай неудачи переговоров.

Информация о работе Социально-психологическое исследование профилактики конфликтов в организации