Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать проблему социализации подростка и рассмотреть особенности подростковой субкультуры как фактора социализации личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития подростка;
2. Раскрыть сущность процесса социализации;
3. Выявить специфику подростковой субкультуры;
4. Исследовать особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы социализации личности подростка
1.1 Особенности развития подростка
1.2 Процесс социализации как явление
Глава II. Социализация личности подростка средствами подростковой субкультуры
2.1 Специфика формирования подростковой субкультуры
2.2 Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности подростка
Заключение
Библиография
Таким образом, сущность подростковой субкультуры проявляет себя как источник культурных инноваций, обеспечивает социокультурную преемственность и характеризуется следующими свойствами, которые отличают ее от культуры взрослых и младших детей:
- в структуре
современной культуры
- она более
активна и креативна (т.е.
- подростковая субкультура амбивалентна, т.е. она не является чем-то независимым, цельным и законченным. Она неоднородна, включает в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, она текуча и изменчива;
- она, в отличие от культуры раннего детства, реальна в социокультурном отношении, поскольку имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство общности и солидарности; характерную манеру поведения, ритуалы общения;
- подростковая субкультура детерминирована влиянием ценностей западной молодежно-подростковой субкультуры. [1, 39]
2.2 Особенности
влияния подростковой
субкультура подросток характер социализация
В современном обществе существует большое многообразие субкультур, однако само понятие находит наиболее частое применение в исследованиях подростковых субкультур, которые часто рассматриваются как девиантные, развивающиеся на основе своебразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя и связаны с ними. [1, 10]
В отличие от всех других возрастных групп, подростки более субкультуральны. В. Т. Лисовский пишет, что подростки чаще интегрированы в субкультурные группы, нежели взрослые. Это объясняется их естественным стремлением объединиться в условиях «заброшенности и недружелюбия мира взрослых» и поисками столь значимых для подростков дружеских контактов, привязанностей, понимания ровесников при непонимании взрослых. [1, 11]
В условиях чрезвычайной
подвижности всех социальных процессов
в обществе подростковую субкультуру
можно рассматривать в
1. Подростковый возраст отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, а взрослый). Именно эта специфика приводит подростков в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные для них потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию — преодоления социального отчуждения. Естественно в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные, в первую очередь, эмоционально-чувственным восприятием действительности.
2. Наличие существенных этнических различий. Наиболее естественным для человека является стремление сохранить или восстановить позитивную этническую идентичность, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности. В свою очередь, ослабление и вытеснение из структуры социальной идентичности одной из ее важнейших составных частей — этнической идентичности — грозит, с одной стороны, потерей целостности образа «Я», а с другой, — потерей связи с какой бы то ни было культурой.
3. Кризис, затронувший
социальную структуру общества
с переходом к рыночной
4. Современная
российская культура как на
институциональном, так и на
субъектно-деятельностном
5. Попытки реализации
целостной программы
Формирование субкультур определяется разнообразием человеческой деятельности. «Каждый индивид в своих культурных практиках тяготеет или напрямую связан с одной или несколькими субкультурами. Он воспринимает культуру (глобальное культурное пространство) через призму субкультур, или он включен в культурные практики через различные субкультуры».
Подросток не является исключением. Он включается в культуру, взаимодействуя с формами субкультур: семейной, детской, подростковой, молодежной, профессиональной и другими. Мозаика субкультур и этнических культур образует ту реальную многоукладность культуры, которая позволяет индивиду обрести индивидуальность и, самоопределяясь, стать автономным носителем ее разнообразных ценностей. Многообразие культурных полей способствует более богатой жизнедеятельности индивида, создает условия для формирования его культурного потенциала и социальных черт, важных для процессов социального взаимодействия — коммуникативности, толерантности, гибкости, социальной ответственности. [1, 14]
Нехитрый маскарад,
который реализуется в
Участвуя в жизнедеятельности группы сверстников, каждый из которых является носителем определенной информации о культуре, подросток продолжает приобретение культурных ценностей.
В группах подростки реализуют чрезвычайно важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть вполне «своим», нужно и выглядеть «как все», и разделять общие увлечения. Для них мода — это средство самовыражения. Подростковый стиль претендует на уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от стиля «взрослого». Мода есть средство коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) или слышимые (язык, музыка) знаки служат подростку средствами продемонстрировать, кто он такой, и распознать «своих». Наконец, это возможность приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности подростковой субкультуры являются групповыми, овладение ими становится обязательным и служит способом самоутверждения.
Таким образом, общие свойства функционирования групп в подростковой среде не меняется. Они по-разному проявляются в конкретных социальных условиях, но во всех случаях оказывают большое влияние на идентификацию подростков. Социальные требования преобразуются в личные качества и черты характера. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. [1, 36]
Выводы
Таким образом,
сущность подростковой субкультуры
проявляет себя как источник культурных
инноваций, обеспечивает социокультурную
преемственность и
- в структуре
современной культуры
- она более
активна и креативна (т.е.
- подростковая
субкультура амбивалентна, т.е. она
не является чем-то
- она, в отличие
от культуры раннего детства,
реальна в социокультурном
- подростковая
субкультура детерминирована
Общие свойства функционирования групп в подростковой среде не меняется. Они по-разному проявляются в конкретных социальных условиях, но во всех случаях оказывают большое влияние на идентификацию подростков. Социальные требования преобразуются в личные качества и черты характера. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Заключение
Подростковая субкультура — это один из механизмов культурных инноваций и важный фактор обновления современного общества, хотя она имеет некоторую замкнутость и ограниченность. Базовой основой интеграции подростка в культуру является культура повседневности, определяющая факторы и условия идентификации своей, гендерной и возрастной общности.
Сущностное своеобразие подростковой субкультуры проявляется в устойчивых характеристиках. В структуре современной культуры подростковая субкультура отличается периферийностью своего положения, обусловленной целенаправленным обособлением задач субкультуры. Она более активна и креативна (т.е. обладает высоким «поисковым» потенциалом), чем субкультура взрослых (которая уже нашла некую культурную форму и реализует именно ее). Подростковая субкультура не является чем-то независимым, цельным, законченным. Тем не менее она реальна в социокультурном отношении, поскольку имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; ей присущи чувство групповой общности и солидарности, характерная манера поведения, ритуалы общения. Подростковая субкультура детерминирована влиянием ценностей западной молодежно-подростковой субкультуры. Функциональное своеобразие подростковой субкультуры в культуре взрослого сообщества выступает в качестве источника культурных инноваций, обеспечивающих социокультурную преемственность культуры и характеризующихся устойчивыми свойствами, которые отличают ее от культуры младших детей и взрослых.
Подросток — это завтрашний день страны, будущее непременно связано с тем, кого мы формируем сегодня, каковы будут те, кому через несколько лет предстоит встать у руля государства, возглавить производство и работать на процветание страны.
Библиография
1. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. Стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 440 с.
2. Волков Ю. Г., Добреньков В. И. и др. Социология молодежи: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 576 с.
3. Воронов В., Черничкина Е. Что нужно знать о молодежной субкультуре // Воспитание школьников. - 2001. - № 4. - С. 20-25.
4. Гиль С. С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. - М.: Социальный проект, 2003. - 192 с.
5. Жимбаева Ц. Ч. Подростковая субкультура: Специфика идентичности. - М.: КРАСАНД, 2010. - 160 с.
6. Занков В. В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психол. журнал. - 2004. - № 1. - С. 41-51.
Информация о работе Социализация личности подростка средствами подростковой субкультуры