Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:55, практическая работа
В данной исследовательской работе рассматривается влияние творческой деятельности на социализацию подростков. Данная тема является крайне важной для современного общества, так как во время занятий творческой деятельностью дети, подростки, юноши и девушки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
Рязанский государственный университет имени. С. А. Есенина
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Кафедра социальной психологии и социальной работы
Научно-исследовательская работа
На тему:
«Роль творчества в социализации подростков»
Рязань 2012
Аннотация:
В данной исследовательской работе рассматривается влияние творческой деятельности на социализацию подростков. Данная тема является крайне важной для современного общества, так как во время занятий творческой деятельностью дети, подростки, юноши и девушки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Введение.
Проблемой данного исследования является изучение роли творческой деятельности в социализации подростков.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в отечественной науке вопросом социализации подрастающего поколения через творческую активность подростков уделялось незначительное внимание. Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием творческой деятельности и сведения ее преимущественно к реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере творческой деятельности и досуга, что также обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.
Объектом моего исследования являются дети подросткового возраста 11-15 лет.
А предметом, в свою очередь, является непосредственно творческая деятельность, осуществляемая подростками.
Цель данного исследования – установить примерные границы влияния творческой и досуговой деятельности на социализацию подростков, изучить способы влияния этих видов деятельности на детей подросткового возраста, а так же разработать рекомендации для социальных работников по решению проблемы социализации подростков через творческую активность.
Задачами исследования является:
В ходе проведения исследования, мною были использованы следующие понятия, которым требуется дать пояснение:
► Подросток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет).
► Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания норм общения, традиций, обычаев, усвоение социальных ролей), благодаря которым человек становится дееспособным участником социальной жизни.
► Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т.п.
► Досуг - совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время.
Гипотеза исследования.
Рассматривая социализацию подростков в творческой деятельности как взаимодействие с окружающей средой, предполагается, что этот процесс будет успешным, если теоретико-методологическую основу социализации подростков составляют синергетический, деятельностный и личностно ориентированный подходы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплексный системный метод исследования, который включал в себя – теоретические методы: анализ нормативных документов, философской, психологической и социально-педагогической литературы; понятийно-терминологический анализ: сравнение, обобщение, моделирование; эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности подростков, собеседование; методы математической статистики; интерпретация и обобщение результатов работы.
Использованные методы и методики:
1. Метод формализованного наблюдения
2. Метод анализа документов
3. Интервьюирование
4. Анкетирование
5. Опрос экспертов
6. Метод контент – анализа
7. Метод фокус – группы
8. Метод эксперимента
9. Измерения в социально – психологических исследованиях (шкалы)
10.Оформление и предоставление результатов в таблицах
Практическая значимость исследования.
Это исследование имеет большую практическую значимость для социальных работников, так как в нем рассматривается один из аспектов позитивной социализации подростков, осуществляемой через творческую деятельность.
Исследование может быть применено в любой школе или творческом объединении города Рязани.
Организатором исследования является студентка второго курса Института психологии, педагогики и социальной работы, специальности Психосоциальная работа с населением – Тимофеева Марина.
Время проведения исследования: сентябрь – декабрь 2012 года.
Содержательная часть.
Экспериментальная база исследования.
Эксперимент проводился на базе муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ № 85, 99 г. Челябинска и детского юношеского центра Ленинского района г. Челябинска. Всего в исследовании участвовало 247 человек: 102 – учащихся, 47 – педагогов, 98 – родителей. Исследование проводилось в четыре этапа с 2001 по 2010 гг.
Этапы исследования.
Первый этап проблемно-поисковый (2001 – 2002 гг.) – был осуществлен теоретический анализ степени изученности проблемы социализации подростков, что позволило обосновать актуальность эксперимента. Изучалась философская, психолого-педагогическая, нормативно-правовая, эстетическая литература по проблеме исследования. Анализировалась программно-методическая документация (программы, планы школ и результаты практической деятельности), осуществлялось обобщение и систематизация материалов по развитию творческих разновозрастных объединений как фактора социализации подростков. В результате были определены исходные параметры исследования, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, понятийный аппарат.
Второй этап констатирующий (2002 – 2004 гг.) – был посвящен обобщению теоретического материала и результатов практического опыта работы творческих объединений; педагогических условий социализации личности подростка в системе дополнительного образования; уточнялись гипотеза и понятийный аппарат исследования, проверялись основные положения эксперимента, была выбрана база исследования, организована работа с руководителями и выпускниками творческих разновозрастных объединений дополнительного образования, родителями, представителями органов образования, отдела культуры Ленинского района г. Челябинска. Основными методами на данном этапе исследовательской работы явились: анализ, наблюдение за деятельностью подростков в творческих объединениях и ее влиянием на процесс их социализации, изучение учебных программ, планов школы и концепций образования, создание интегративной модели социализации подростков в творческом разновозрастном объединении, беседы с родителями, педагогами и представителями администрации, тестирование и анкетирование учащихся; статистический анализ результатов творческой деятельности.
Третий этап формирующий (2004 – 2007 гг.) – осуществлялось внедрение педагогических условий, модели социализации подростков в процессе реального функционирования образовательной программы эстетического развития подростков творческого, образцового вокального объединения «Роль-Соль». Использовались следующие методы работы: создание педагогических условий по реализации программы творческого развития подростков; наблюдение за организацией творческой деятельности подростков и ее влияния на социализацию подростков; сбор экспертных оценок творческой деятельности подростков в аспекте социально значимых проектов; беседы с педагогами, родителями, учащимися и администрацией; тестирование учащихся; метод статистического анализа.
Четвертый этап обобщающий (2007 – 2010 гг.) – включал синтез, обобщение и систематизацию материала экспериментальной работы; методы математической статистической обработки результатов с помощью компьютера; методы наглядного представления результатов экспериментов; метод интерпретации полученных данных. Осуществлено обобщение и оформление результатов исследования; результаты исследования активно внедрялись в практику.
Заключение.
Творческая деятельность является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе творчества ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством творческой активности. Творчество в существенной степени ответственно за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.
Творческое самоосуществление
личности подростка – актуализация
генетически
Творческая активность может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены ее прогрессивные возможности.
Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу учреждений для детского творчества привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Учреждения детского творчества дают возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывают пути самореализации личности. В своих высших формах творческая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в творческих учреждениях своеобразно, в ограниченном сочетании культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.
Приложение №1:
Методика формализованного наблюдения.
№ |
Дата |
Время |
Место проведения |
Наблюдатель |
28.11.2012-29.11.2012 |
6 часов |
Детский дом творчества |
Тимофеева Марина | |
1.Пытается ли самостоятельно сделать что-либо |
||||
2.Привлекает ли к себе внимание, для оказания помощи |
||||
3.Принимает ли участие в решении общих проблем |
||||
4.Склонен ли к одиночеству, отгораживанию от сверстников |
Информация о работе Роль творчества в социализации подростков