Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:28, доклад
Каждое общество имеет свою определенную систему норм (ценностей), включающую требования к поведению и обязанностям членов данного общества. Под влиянием объективных условий и субъективных моментов каждый человек вырабатывает и реализует свою индивидуальную, личностную систему норм, которая в целом или частично может совпадать с существующими в обществе представлениями о ценностях и нормах, а может не совпадать, противоречить им. Индивидуальные социально – нормативные представления присущи каждому человеку, они выступают регулятором его поведения.
Екимова Ирина Викторовна,
Зубова Мария Александровна
МКОУ «Сибирская СОШ №1» Омского района, Омской области.
ВЛИЯНИЕ ГРАФФИТИ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ.
Каждое общество имеет свою определенную систему норм (ценностей), включающую требования к поведению и обязанностям членов данного общества. Под влиянием объективных условий и субъективных моментов каждый человек вырабатывает и реализует свою индивидуальную, личностную систему норм, которая в целом или частично может совпадать с существующими в обществе представлениями о ценностях и нормах, а может не совпадать, противоречить им. Индивидуальные социально – нормативные представления присущи каждому человеку, они выступают регулятором его поведения.
В то же время любые личностные, субъективные факторы проявляются в поведении, складываются не произвольно, а выступают результатом сложного процесса тех социальных условий, в которых люди существуют и действуют, но которые в свою очередь, создаются, изменяются и преобразуются людьми. Особое значение имеет система социально- нормативных ориентаций – идей, взглядов, принципов, ценностей и норм, активно влияющих на процесс социализации подростков.
Социализация, или социальное становление личности, - процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства. Это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм, поведения, ценностей, отношений, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения и деятельности. Важное значение для социализации ребенка имеет социум. Для подростка это социум представлен сверстниками. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации имеет значение, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный в процессе социализации, и в частности социальной адаптации у подростка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя. Подросток начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их. В результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости, уникальности. Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, и характеризующая жизнь подростков, примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи, являясь одним из факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Одним из видов такой культуры является граффити, которое сейчас получило широкое распространение среди подростков. В нашей стране этот феномен почти не изучен, очень мало публикаций, и то они носят в основном историко- этнографический характер. Социальные и психологические исследования граффити в нашей стране не проводилось.
Термин «граффити» происходит
от итальянского «graffito» и означает
«проводить линии», «писать каракулями»,
«выцарапывать». Первоначально этот
термин относился лишь к древним
надписям и употреблялся историками
и археологами. Самые ранние граффити
появились в 30 тыс. до н.э.
Тогда они были представлены в форме доисторических наскальных рисунков, нанесенных на стены такими инструментами, как кости животных.
Сегодня граффити – это рисунки на домах, заборах и прочих удобных для этого поверхностях города. Отцом современных граффити, какими мы привыкли видеть их сейчас в виде ярких, красочных рисунков и надписей, можно считать подростка из Манхэттена, с фамилией Деметроис, грека по национальности, который в конце 60-х годов 20 века написал на стене свою кличку и добавил к ней номер своей улицы, получилось «TAKI 183». Такой способ выделиться сразу же подхватило множество тинэйджеров. Через некоторое время все стены домов были испещрены называемыми «тэгами» – кличками, которые зачастую было очень сложно прочитать [2:65 ]. Граффити имеет свою философию. Наличие философии и говорит в первую очередь в пользу того, что граффити это прогрессивный вид искусства, именно искусства, а не просто проявления невоспитанности и т.д.
В России граффити появилось в середине 80-х,- основоположником российского граффити был калининградец Макс-Навигатор. Тогда по стране волной прокатились break-фестивали. Первые Райтеры оформляли фестивальные декорации, которые - при всей их незрелости - потрясали воображение публики не меньше, чем головокружительные пируэты танцоров. Граффити в России не запрещены законодательно, однако отношение к ним у населения преимущественно негативное, так как, некоторые люди, своими «творениями», портят чужую собственность (дома, гаражи, лифты, пишут даже в общественных туалетах). Чаще всего это ругательства, имена, политические лозунги. Существует несколько подходов анализа причин создания граффити. Так например психолог А. Разлуцкий пишет, что создание граффити обусловлено двумя основными причинами: возможностью выразить свое отношение к миру, протестом против социальной действительности, а также желанием самоутвердиться в группе, в котором часто присутствует элемент агрессии. Соответственно создание граффити способствует снижению психического напряжения, выступает средством сублимации негативных эмоций. [6:150] О. Бочарова и Я. Щукин считают, что граффити выступают механизмом снятия коллективного напряжения, средством борьбы с групповыми страхами, обеспечивая репрезентацию себя или объекта страха. Для многих подростков граффити – способ самовыражения, стремление обрести славу. Большинство новичков в граффити культуре хотят получить признание у более известных и продвинутых художников, от которых они учатся всем аспектам граффити - от расписывания поездов в депо до создания собственного стиля. Взаимоотношения учитель-ученик довольно обычны в мире современного граффити. Несмотря на разнообразие существующих концепций и классификаций, все исследователи сходятся на определении граффити как средства коммуникации.
Спор
о том, искусство граффити или
вандализм, не умолкает в
Нами было проведено исследование на базе «Сибирской средней общеобразовательной школы №1» п. Ростовка, Цель которого состояла, в изучении влияния граффити на процесс социализации подростков Для экспериментального исследования использовались следующие методы: наблюдение за подростками, анкетный опрос, метод незаконченного предложения, анализ рисунков. Прежде всего мы решили, что нам необходимо иметь представление о том, насколько широко распространено увлечение граффити у подростков нашей школы. Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы провели анкетирование среди учащихся 6 – 7 классов нашей школы. Всего в опросе принимало участие 55 человек. Средний возраст опрашиваемых 12 - 14 лет. Анкетирование выявило следующие результаты: Почти все ребята знают, что такое граффити, но большинство считают, что их знаний маловато.
Большинству опрошенных ребят граффити нравится, но для многих важно, где оно нарисовано.
18 % опрошенных ребят сами рисуют
граффити, но делают это они
на листке бумаги.
В основном все ребят считают, что граффитисты люди творческие, общительные и жизнерадостные , 9 % процентов ребят считают, что граффитистам присуща агрессия, так как они бывают, не довольны, если кто-то портит их работы. Методика «Незаконченное предложение» была предложена ребятам, которые рисуют граффити. Практически все ответили, что спокойно пройдут мимо, если граффити им не нравиться, но обязательно сделают замечание, если увидят, что граффити рисуют в неположенном месте. Из бесед и наблюдений за ребятами увлекающимися граффити, можно сделать вывод, что ребят объединяются в команды, которые соревнуются между собой, делятся наработками и опытом. Анализ работ позволил сделать вывод, что работы у ребят яркие, красочные, позитивные. Рисуют они не только буквы, но мультяшных героев с веселыми улыбками. Еще мы провели сбор и анализ граффити в разных по величине населенных пунктах: в нашем поселке Ростовка и городе Омске. В результате можно сделать вывод, что граффити присутствует в обоих населенных пунктах. Однако в поселке Ростовка граффити – явление стихийное, еще маловыразительное, В поселке у ребят пока нет специальных инструментов для рисования. Подростки почти ничего не знают о граффити, даже как о явлении, не то, что как об искусстве. Тематика граффити в поселке однообразная: автографы, признания, иногда граффити политического и социального характера. Граффити города Омска, наоборот, в последнее время явление организованное, распространенное. Граффити разнообразны по стилю, яркие, красочные, даже на окраинах города. Встречается много граффити на спортивную, музыкальную, политическую, социальную тему- это говорит о том, что молодое поколение Омска имеет активную гражданскую позицию, развитое чувство патриотизма, нравственные установки и т.д. В Омске граффити становится видом искусства, рекламы. В местах рисования граффити собирается молодежь для общения. Для них проводятся конкурсы граффити. Проведенное исследование показала, что увлечение граффити сближает и сплачивает ребят. У них широкий круг общения, они постоянно в поиски новых стилей и направлений. Желание приобрести маркеры и краски (которые стоят дорого) отвлекают от траты денег на вредные привычки. Постоянно рисуя, подростки самосовершенствуются, так пытаются расширить рамки своих знаний в области граффити. Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод : увлечение граффити облегчает процесс социализации подростков и положительно на него влияет.
Литература.
2. Бестужев С. Граффити – хулиганство или панацея? - Народное образование.– 2008.– № 2.– С. 248-252.
3. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. Т. 7. М., 1972.
4.Клейберг Ю.А.
Психология Девиантного
5. Материалы с сайтов:
http://www.graffiti.su/
http://graffitis.ucoz.ru/publ/
6. Скороходова А.С. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал.- № 1. - 1998. - С. 144 – 164.
Заявка №2 .
Фамилия: Екимова
Имя, отчество: Ирина Викторовна
Фамилия: Зубова
Имя, отчество: Мария Александровна
Место работы: Муниципальное образовательное учреждение «Сибирская средняя общеобразовательная школа
№1» Омского района Омской области,
Занимаемая должность:
социальный педагог,
педагог- психолог.
Влияние граффити на процесс социализации подростков.
адрес: п. Ростовка, Омский район.
тел. 961-353
E – mail: ekira123@mail
Информация о работе Влияние граффити на процесс социализации подростков