Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:09, реферат
Человек как высшее существо, включенное в природную и социальную, биосоциальную и экосоциальную среду, представляет собой уникальное явление. Научное изучение данного объекта чрезвычайно сложно, ему посвящены практически все отрасли науки, в том числе и социология.
Предметом изучения и анализа социологической науки является человек в его социальном формировании, становлении и развитии.
Человек - часть живой природы и неотъемлемая частица сообщества людей, является двуединым образованием, т. е. существом биологическим и социальным одновременно. Но только в обществе дитя человеческое может стать человеком. Однако человек не только формируется под воздействием общественных отношений, но и сам «отпечатывается» в них. Общество не просто окружает, но живет внутри каждого человека. При этом разные общественные образования имеют неодинаковое значение.
Введение……………………………………………………………………………..……..3
1. Теоретико-методологический аспект изучения социализации подростков….…….4
1.1. Социализация - сущность понятия……………………………………………......4
1.2. Механизмы воспитания и обучения детей как механизмы социализации….....5
2. Факторы, влияющие на социализацию детей и подростков……………………......7
2.1. Семья, как фактор, влияющий на социализацию подростков……………..…...7
Заключение ……………………………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………………….11
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма
и курортного дела»
Филиал ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет»
в г. Нижний
Новгород Нижегородской области
Факультет: Менеджмента
Дисциплина:
Педагогика
Реферат
Тема: «Семья
как фактор социализации
современных подростков»
Выполнил студент II курса
Группа М-22-10
ФИО студента: Мозжухин В.
Проверил:
ФИО преподавателя:
Метиева Л.
Нижний Новгород
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Человек как высшее существо, включенное в природную и социальную, биосоциальную и экосоциальную среду, представляет собой уникальное явление. Научное изучение данного объекта чрезвычайно сложно, ему посвящены практически все отрасли науки, в том числе и социология.
Предметом изучения и анализа социологической науки является человек в его социальном формировании, становлении и развитии.
Человек - часть живой природы и неотъемлемая частица сообщества людей, является двуединым образованием, т. е. существом биологическим и социальным одновременно. Но только в обществе дитя человеческое может стать человеком. Однако человек не только формируется под воздействием общественных отношений, но и сам «отпечатывается» в них. Общество не просто окружает, но живет внутри каждого человека. При этом разные общественные образования имеют неодинаковое значение.
Общество, будучи наиболее широким образованием, является для каждого человека изначально заданной величиной воздействия, различные социальные общности представляют относительно переменные величины. Во всех этих взаимосвязях человек - не только продукт социальных отношений, но и в известном смысле их творец. И в этом качестве он видоизменяет всю систему общественных отношений.
Личность - продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений. Это происходит посредством социализации, под которой в социологии понимается «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе».
Первоначальное
воздействие на человека происходит
в первичных малых группах
в процессе воспитания, общения, обучения,
а также под влиянием широкого
круга факторов (искусства, средств
массовой информации и др.).
1. Теоретико-методологический аспект изучения социализации подростков
1.1 Социализация - сущность понятия
Социология личности - это специальная социологическая дисциплина, исследующая личность как социально-типическое и индивидуальное выражение определенной системы общественных отношений и как социально-типического субъекта этих отношений.
Обычно понятие личность соотносится с понятием индивид, но это не одно и то же. Обычно эти понятия в научной литературе рассматриваются с двух точек зрения:
1. Индивид
как отправной момент для
С этой точки зрения человек рождается индивидом, а личностью становится в процессе социализации.
2. Индивид
и личность трактуются как
сосуществующие социальные
Индивид - это «массовитый», всецело находящийся под властью общественной стихии и запрограммированный на стереотипные действия, чтобы вписаться в требования большинства.
Личность - это автономный человек, способный к критической рефлексии (т.е. к размышлению) по отношению к мнению, поступкам, действиям большинства людей, выступающий как ответственный субъект сознательной деятельности.
Индивидуальность - личность в её своеобразии, проявляющаяся в темпераменте, способностях, характере, волевых качествах, эмоциях, мотивации, социальных установках.Человеком мы рождаемся, а личностью становимся прижизненно.
Процесс возникновения личности - процесс преобразования биологического заданного материала факторами социальной действительности. В этом процессе биологическое диалектически «снимается» социальным в ходе активного присвоения человеком исторически накопленной культуры.
Формирование личности - это сложный, многопрофильный процесс развития и направленного совершенствования как биологических, так и социальных качеств людей в соответствии с потребностями и интересами определенного общественного строя. Взаимодействие человека, личности, индивида с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии
Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях.
Социализация - непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
В обществе, в котором созданы нормальные для человека условия труда и быта, здоровые общественные отношения, социализация способствует наиболее верному отражению в его сознании образа жизни общества.
1.2 Механизмы воспитания и обучения детей как механизмы социализации
Социализация
не является одноактным или единовременным
процессом. Человек живет в условиях
постоянно меняющегося
Существует множество механизмов - путей осуществления - социализации. Так как предмет данного исследования - личность подростка, сделаем акцент на воспитании и обучении как механизмах социализации.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ осуществляется двумя путями:
1. Целенаправленное педагогическое воздействие с помощью образования (передачи знаний), обучения (передачи навыков и умений), воспитания (передачи ценностей и морали).
2. Стихийная
социализация под влиянием
Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности.
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).
Так же немаловажную роль в развитии личности наряду с воспитанием играет обучение подростков.
Под обучением
следует понимать не процесс «передачи»
готовых знаний от учителя к ученику,
а широкое «взаимодействие
Развитие,
в частности умственное, в процессе
обучения определяется характером получаемых
знаний и самой организацией процесса
обучения. Знания должны быть систематическими
и последовательными как
2. Факторы, влияющие на социализацию подростков
В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Выделили основные факторы социализации, объединив их в три группы:
1. макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
2. мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
3. микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.
Исследования
показывают, что чем лучше организованы
социальные группы, тем больше возможностей
оказать социализирующее
Отдавая должное роли социализирующего воздействия макрофакторов, больших и малых групп, необходимо учитывать, что наибольшее влияние на личность оказывает другая личность, являющаяся для нас референтной и авторитетной.
Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. «Человека, -- пишет Г.С.Батищев, -- нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне -- но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной -- совместной с другими людьми деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд)...»
Информация о работе Семья как фактор социализации современных подростков