Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:34, курсовая работа
Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму. Она представляет собой активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь.
32
Введение
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени, зависят от степени педагогизации окружающей среды. «Личностью в психологии обозначают системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в процессе предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде» [9, с. 467].
В психолого-педагогическом словаре социализация рассматривается, как процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.
Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Это процесс, непрерывно меняющийся по своему характеру.
Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму. Она представляет собой активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах. Однако социализация не сводится к воспитанию или обучению. Процесс социализации должен проходить всесторонне. К тому же, на подростков оказывают влияние микро- и макросреды. На примере сферы досуга можно наиболее полно раскрыть проблемы подростка, возникающие в процессе социализации.
Поистине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг. В нем процесс формирования и развития индивида осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.
Проблемами и вопросами социализации занимались Л.С. Выготский, Р.С. Немов, А.В. Мудрик, И.С. Кон.
Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, по настоящее время существует и мало исследованные области, одна из таких проблем – социализация подростков в сфере досуга.
Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании. Появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т. д.). На подростка сильное влияние оказывают микро- и макросреды. На примере сферы досуга можно наиболее полно раскрыть проблемы подростка возникающие в процессе социализации.
Нами было проведено исследование степени социализации подростков. Суть его заключалась в следующем: участники опроса – подростки 6 класса «Тарская ООШ №1» должны были оценить предложенные 20 ситуаций по четырехбальной шкале, ответы обрабатывались по предложенной схеме.
Результат опроса подростков показал, что 38% учащихся имеют высокую степень социализации, 31%-среднюю и 31%-низкую степень. Эти данные говорят об имеющихся проблемах в социализации у 62% опрошенных подростков. Из них 50% не посещает секций и кружков, 25% имеют низкую степень социализации, 44% - не принимали участия в школьных и классных мероприятиях. В свободное время 13% не хотят чем-либо заниматься, а 44% хотят гулять и смотреть телевизор.
Из вышеизложенного следует, что тема нашего исследования является актуальной.
Проблема: как досуг влияет на процесс социализации подростков?
Объектом исследования данной работы является процесс социализации подростков.
Предмет: формы организации досуга подростков.
Цель: выявить возможности организации досуговой деятельности в социализации подростков.
Задачи работы:
1) изучить теоретические основы процесса социализации подростков;
2) выявить особенности досуга подростков;
3) подобрать диагностический материал для изучения социализации подростков и комплекс мероприятий по организации досуга.
Методы исследования:
1) анализ теоретических источников;
2) метод анкетирования;
3) метод опроса;
4) метод математической обработки.
1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО -
1.1. Понятие, этапы, функции, уровни, стадии и формы социализации
«Социализация личности» - одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление.
В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия. Каждый ученый, занимавшийся проблемами социализации, по- своему толковал его. И.С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. По мнению Г.М. Андреевой, социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни [1, с. 40].
Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли» [7, с. 20].
Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как процесса и результата усвоения ребенком социального опыта. [9, с. 678].
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление земли, средств производства». К середине ХХ века социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.
Попутно отметим, что почти до 60-х годов ХХ века, говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость.
Многогранный процесс социализации включает в себя как биологические предпосылки (филогенез), так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду (онтогенез) в результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание; социальное общение; овладение навыками практической деятельности; активное переустройство окружающего мира.
Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества. Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. Более того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах. Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле – это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. Социализация же основана на двусторонней активности [7, с. 9].
В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития. Можно выделить семь этапов.
Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.
Вторым этапом социализации подростка является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человека интересуют, а ребенка в особенности, часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной информации. Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего это семья и, когда новая информация вступает в противоречие с установками, полученными ребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.
Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие, на данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.
В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал.
Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и только потом прорабатываются второй – четвертый этапы, в других они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.
На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать – отстаивать свои и других честь и достоинство.
Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности [7, с. 10].
Также необходимо отметить, что социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:
коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой с целью формирования его образа жизни;
прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;
творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;
компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств.
Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.
Биологический уровень.
Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение или животное является частью космоса и подвержен влиянию погоды, фазам луны, природным явлениям.
Психологический уровень.
В процессе социализации выделяется две стороны личности – как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй – логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.
Социально-педагогический уровень.
Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания[17, с. 71].
Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно - временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.
Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются качества, приобретаемые в процессе социальной жизни.
Стадии социализации можно выделить, проанализировав любую возрастную периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т. д., то можно выделить шесть стадий социализации.
Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.