Социализация личности подростка средствами подростковой субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать проблему социализации подростка и рассмотреть особенности подростковой субкультуры как фактора социализации личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития подростка;
2. Раскрыть сущность процесса социализации;
3. Выявить специфику подростковой субкультуры;
4. Исследовать особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы социализации личности подростка
1.1 Особенности развития подростка
1.2 Процесс социализации как явление
Глава II. Социализация личности подростка средствами подростковой субкультуры
2.1 Специфика формирования подростковой субкультуры
2.2 Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности подростка
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

субкультуры.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Нравственные  представления и понятия подростков. Одна из важнейших особенностей подросткового  возраста — развитие нравственного  сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных  суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

Если подросток  приобретает положительный опыт нравственного поведения, если его  нравственные представления и понятия  складываются под правильным идейным  руководством, то его отличает высокий  уровень нравственного сознания.

В тесной связи  с формированием убеждений складываются и нравственные идеалы. Они служат своеобразным моральным эталоном, на который подросток равняет свое поведение.

В мечтах подростки  проектируют свою будущую жизнь  и деятельность, в мечте воплощается идеал, к которому они стремятся. Мечты наших подростков говорят об их стремлении активно участвовать в жизни страны.

Следует отметить, что моральные понятия и убеждения, формирующиеся у подростка стихийно, вне правильного идейного руководства, под влиянием неверно понятых фактов, книг, кинокартин, самостоятельного анализа поведения взрослых, могут быть ошибочными, незрелыми или искаженными и носить характер не только заблуждений, но и чуждых моральных принципов.

Имея некоторые  неправильные моральные понятия, ошибочно оценивая некоторые качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, подростки нередко намеренно культивируют и развивают у себя те качества, которые объективно являются отрицательными.

Самосознание и самооценка. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка — формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы наши свое место в коллективе.

На основе развития самовоспитания, роста требований к  подростку, его нового положения  в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что самовоспитание подростка принимает наивные и чудаковатые (а порой и вредные для здоровья) формы: для развития воли ребята пытаются, например, перетерпеть боль, которую нарочно причиняют себе, заставляют себя прекратить чтение какой-нибудь книги на самом интересном месте, надолго задерживают дыхание и т.д.

Чувство взрослости. Важная особенность подросткового  возраста — формирование центрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

Сознание собственной  взрослости возникает у подростка  не случайно. Он замечает, как быстро увеличиваются его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению, что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствие этому их реальных возможностей.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности  и известной независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки  взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, и в наличии собственных взглядов и суждений, и в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых. Отрицательные проявления чувства взрослости выражаются в том, что подростки склонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитета, игнорируют, предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей, учителей.

Воспитателям  надо иметь в виду, что чувство  взрослости — это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому  его нужно не подавлять, а стараться  ввести в правильное русло. Взаимоотношения с подростком надо постепенно и разумно перестраивать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля, так как подросток очень нуждается в твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства — всего того, что было в какой-то мере оправдано по отношению к дошкольнику или младшему школьнику.

Потребность в  общении и дружба. В подростковом возрасте очень ярко проявляется  стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно развивается чувство  личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. Исследования показали, что привлекательность школы для подростка порой определяется не столько возможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей.

Понятия «товарищество» и «дружба» имеют различное содержание. Товарищество предполагает более широкий  круг участников, психологическая основа его — чувство коллективизма, товарищеская спайка, атмосфера товарищеского  сотрудничества. Дружба охватывает более узкий круг лиц, она более избирательна, интимна, предполагает чувство личной симпатии и тесное сближение подростков, привязанность друг к другу, доверительность отношений.

Мотивы дружбы с возрастом становятся глубже. Дружат уже не только потому, что сидят на одной парте или живут в одном доме, как это часто бывает у младших школьников, а на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения, доверия и понимания, родственных взглядов и вкусов. Дружеские отношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-напряженный характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается очень болезненно.

Дружба подростков далеко не всегда носит положительный  характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения. Наблюдается и паразитическая форма дружбы по расчету.

Говоря о дружеских  отношениях подростков, необходимо отметить, что, хотя и не часто, но встречаются  случаи дружбы мальчиков с девочками. Среди старших подростков порой возникает симпатия, влечение и даже первая влюбленность. К таким проявлениям надо относиться очень тактично и осмотрительно. Не следует запрещать дружить мальчику с девочкой, грубо высмеивать и бестактно относиться к зарождающемуся чувству. Надо тактично добиваться того, чтобы взаимное влечение побуждало подростков к хорошим делам, чтобы влияние друг на друга было только положительным, чтобы подросток под воздействием пробуждающегося чувства становился чище, лучше, скромнее.

Развитие воли и характера. Заметно развиваются в подростковом возрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к осуществлению связанной единой целью многозвеньевой цепи волевых действий, т.е. к волевой деятельности.

Подросток гораздо  чаще сам ставит перед собой такие  цели сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность  воли подростков сказывается, в частности, в том, что они далеко не всегда проявляют волю во всех видах деятельности.

Подростковый  возраст — важный период характерообразования. Если до этого можно было говорить скорее об отдельных характерологических  проявлениях, то в подростковом возрасте характер постепенно стабилизируется, становится устойчивым, нарастает способность управлять своим поведением. Однако в связи с особенностями физического развития следует отметить обычную для подросткового возраста повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины, возне, крикливости, беготне. Разумеется, эти проявления нельзя считать неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах с твердыми требованиями руководителей и воспитателей картина поведения подростков несколько иная. Но бодрость и жизнерадостность в сочетании с активностью и инициативностью делают подростков, особенно мальчиков, подвижными, деятельными, шумливыми импульсивными.

В процессе овладения  основами наук вместе с обогащением  жизненного опыта и расширением  кругозора формируются и развиваются  интересы подростков, и прежде всего  интересы познавательного характера, интерес к технике.

Интересы в  подростковом возрасте часто приобретают  форму серьезных увлечений, подлинной  страсти, которая буквально захватывает  школьников, нередко в ущерб всем другим занятиям.

Активная любознательность и любопытство, жадное стремление познать больше, характерные для подростков, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов. Наличие одновременно многих интересов, равно как и частая и неоправданная смена их, обычно приводят лишь к удовлетворению поверхностного любопытства, выработке легкого, несерьезного отношения к различным областям жизни. Однако в некоторых случаях подросток (часто неосознанно) нащупывает свой основной, центральный, стержневой интерес как основу жизненной направленности и пробует себя в разных областях.

В подростковом возрасте могут наблюдаться и нездоровые увлечения. В этих случаях необходима активная и твердая единая позиция семьи и школы и настойчивое преодоление нездоровых увлечений, активное формирование положительных интересов и склонностей.

В связи с  интересами и склонностями под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений у подростков начинают формироваться и ярко проявляться способности.

К концу подросткового  возраста начинают формироваться интересы к определенной профессии. Однако представление о характере избираемых профессий у большинства школьников пока еще смутное, неопределенное, подростки плохо знакомы с теми требованиями, которые предъявляют различные профессии к человеку. Получая в школе широкое образование, трудясь в школьных мастерских и на пришкольных участках, лагерях отдыха, совершая экскурсии на фабрики и заводы, знакомясь с литературой о профессиях, беседуя с представителями различных профессий, подростки сумеют выбрать профессию, учитывая государственные потребности, а также свои интересы, склонности и способности. Учителя же должны оказать старшим подросткам необходимую помощь в правильном выборе профессии.

Таким образом, подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 15 лет. В эти годы происходит перестройка всего организма. Поэтому подростковый возраст принято называть переходным. В это время активно развиваются интеллектуальные, нравственные и физические силы. Современный подросток стремиться осмыслить себя и окружающий мир, имеет широкий круг духовных запросов, интересов и увлечений. Подростка отличает повышенный интерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям, к жизненным целям. Стремление подростка активно воздействовать на себя не всегда совпадает, а порой и вступает в противоречие с его привычками, стихийно возникшими желаниями. В результате появляется неорганизованность, недисциплинированность. Важной особенностью мышления подростков является критичность, особенно в отношении к высказываниям взрослых. Появляется стремление самому разобраться в жизни. Эта особенность мышления подростка способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важное значение в становлении его личности. Физическое развитие в этом возрасте характеризуется интенсивным ростом тела в длину. Поэтому подросток выглядит длинным, узкогрудым, нескладным. Это сказывается на его осанке и походке. [9, 204]

1.2 Процесс социализации  как явление

В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе  тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании  роли самого человека в процессе социализации.

Информация о работе Социализация личности подростка средствами подростковой субкультуры