Система работы с учащимися при двуязычии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Весомую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона

Содержание

1. Организация логопедической работы с детьми с билингвизмом стр. 4
2. Обследование устной речи у детей с билингвизмом стр. 6
Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений стр. 6
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом стр. 9
Анализ результатов логопедической диагностики стр. 15
3. Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения детей с билингвизмом стр. 16
Формы логопедической коррекции стр. 16
Основные принципы построения курса коррекционных занятий стр. 16
Основные методы коррекционного обучения стр. 17
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями стр. 18
Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом (Румега Н. А.) стр. 19
Учебно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи стр. 21
Содержательный аспект программы стр. 23
Примерные конспекты логопедических занятий с

Работа содержит 1 файл

dvuyazychie.doc

— 560.50 Кб (Скачать)

Проснулись  утром Тома и Таня, оделись в  халатики. У Томы халат какой? А у Тани? Потом девочки умылись, позавтракали и собрались погулять. Какое платье надела Таня? А Тома? Вернулись девочки с прогулки. Переоделись. Посмотрите и скажите, что надели; Тома? А Таня? Девочки помогали маме готовить обед, мыть посуду, подметать пол. Потом мама попросила их сходить в магазин за продуктами. Давайте и мы пойдем вместе с ними.

• Игра «Магазин».

Логопед: «Посмотрите, что продается в  нашем магазине (на наборном полотне картинки с изображением овощей и фруктов). Первым покупателем будет...

А остальные  дети будут контролерами. Если покупатель правильно подберет слово-признак к выбранному овощу, контролеры хлопают в ладоши.

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В случае ошибки покупателем становится другой ребенок. Все дети должны побывать в роли покупателя. В конце игры определяется лучший покупатель, который награждается закладкой с изображением овоща или фрукта.

3. Заключительная часть  занятия.

  • Смысловая рефлексия занятия. (Что учились делать?)
  • Эмоциональная рефлексия занятия. (Что понравилось, что не понравилось?)

Домашнее  задание: нарисовать картинку «Моя семья» или принести фотографию семьи.

Пароль  на выход: отгадай, о какой одежде я говорю? «Голубая ..., голубое ..., голубой ..., белая ..., белое ..., белый ..., зеленое ..., зеленый ..., зеленая ...» и т. д.

Тема 9. Занятие 1. Местоимения «мой», «моя».

Цель:

  • обучение согласованию местоимений «мой», «моя» с именем существительным в роде. Закрепление практических навыков согласования местоимений с существительными. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Семья», «Игрушки», «Учебные принадлежности»;
  • развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, внимания к языковым явлениям, навыков самоконтроля за речью;
  • формирование групповой сплоченности, положительной учебной мотивации.

Зрительный ряд: фотографии или рисунки своей семьи; игрушки, предметные картинки, соответствующие лексическим темам, картинки серии «Звукознайка».

Звуковой  ряд: песня «Дождик» А. Островского, В. Осеевой.

Ход занятия

1. Организационно-подготовительная  часть занятия.

  • Игра «Ветер дует на...»
  • Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

— Чтобы  настроиться на рабочий лад, хорошо отвечать на занятии, сделаем артикуляционную гимнастику, а поможет нам в этом Звукознайка.

         Лягушка-слоненок     Лошадка

         Чистим зубы     Качели

         Часики     Вкусное варенье

(Артикуляционная  гимнастика сопровождается  стихами и демонстрацией картинок серии Звукознайка.)

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога типа «ба-ба-БА», «ба-БА-ба». Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными типа «ба-ва-па», «на-ба-ва». Выделение последнего звука из слов типа «голова», «игра», «стена», «нога», «пальто», «мука», «скамейка», «ручка», «иду», «лейка».

  1. Основная часть занятия.

•    Местоимения «мой», «моя».

— Теперь я вижу, что все дети готовы хорошо заниматься. Я тоже приготовила все, что нужно для занятия и разложила на столе. У нас сегодня будет много интересного. Ой, а чей это шарф у меня на столе? А чья это шапка? (Заранее подготовленный ребенок говорит «мой шарф», «моя шапка».) Дети, кто запомнил, как Артур сказал про шарф? -«мой») А про шапку? («моя»). Сегодня мы будем учиться правильно употреблять слова «мой», «моя»

• Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.

— Дети, я знаю, что вы сегодня принесли на занятие фотографию (рисунок) своей семьи. Кто хочет первым рассказать о своей семье?

(Ребенок  по рисунку или фотографии  составляет рассказ типа: «Это мой папа. Его зовут... Это моя мама. Ее зовут...» и т. д.)

• Игра «Разложи игрушки на две коробки».

— А еще вы принесли сегодня на занятие свои любимые игрушки. Достаньте их, покажите всем и скажите по очереди: «Это мой мяч» или «Это моя машина». Игрушки будут у нас в гостях. Чтобы им было удобно, давайте до конца занятия разложим их в две коробки. В эту коробку мы положим игрушки, о которых можно сказать «мой» 
(дети дают игрушку проговаривая: «мой мяч», «мой пистолет» и т. д. Аналогично укладываем игрушки в другую коробку, произнося «моя...»).  
Кто запомнил, какие игрушки положили в эту коробку? О каких игрушках можно сказать «мой» («моя»)?

Пришел  злой волшебник и перепутал все  игрушки. Кто поможет  разложить все правильно?

• Игра «Магазин».

На столе  разложены картинки с изображением игрушек и учебных принадлежностей. Ребенок, указывая на картинку, говорит: «Это мой мяч», «Это моя машина». За каждое правильное употребление местоимения дается фишка. Если ребенок ошибается, покупателем становится следующий. В конце игры подсчитываются фишки и определяется лучший покупатель. Он награждается «пятеркой».

• Динамическая пауза.

Логопед просит детей повторять за ним  движения со стихами:

      Мой мячик весело скачет                      (движение, имитирующее постукивание по мячу),

      Моя машина едет на вершину               (имитируя вращение руля).

      Мой мишка совсем малышка                (приседание).

      Моя кошка поспит немножко                 (наклон головы набок, руки not щеку)

      Мой пальчик — веселый  мальчик          (пальчики здороваются)

•      Упражнения под музыку («Дождик»): 
Постукивание пальцами одной руки по ладони другой (дождик барабанит).

Соединение  пальцев в замок над головой (зонтик).

Потряхивание  кистями рук (стряхиваем капли).

Соединение  ладоней и разведение их в стороны (цветок распускается).

• Подбор к местоимениям существительных соответствующей родовой принадлежности.

— Дети! К нам в гости пришел слоненок (кукла для кукольного театра). Он хочет учиться в школе. У него уже есть портфель, ручка, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, книга. Помогите слоненку сложить портфель. Только слоненок знает мало слов — вы должны догадаться, о чем он говорит.

Логопед от имени слоненка по очереди обращается к детям, произнося фразы типа: «Где мой ...», «Где моя ...» и ждет, чтобы дети закончили фразу. Правильно названные картинки выставляются на наборное полотно. Дети хором (вместе со слоненком) еще раз произносят словосочетания «моя ручка», «мой карандаш».

3. Заключительная часть  занятия.

  • Смысловая рефлексия занятия. (Мама дома спросит: «Что вы сегодня делали на занятии, чему учились? Что ты скажешь?).
  • Эмоциональная рефлексия занятия. (Что понравилось больше всего?)
  • Пароль на выход: (выйдет к доске тот, кто правильно скажет о своей игрушке «мой» или «моя»).
  • Прощание в кругу. «Передача доброго импульса».

Тема 10. Занятие 1. Распространение простого двусоставного предложения дополнением.

Цель:

  •   обучение правильному грамматическому оформлению распространенных предложений;
  • формирование практических навыков правильного употребления имени существительного винительного падежа единственного числа;
  • активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Птицы»;
  • развитие внимания, памяти, связной речи, формирование интереса к занятиям.

Дидактические средства: предметные картинки из серии «Одежда», «Птицы», карточки с одной и двумя полосками.

                                                       Ход занятия

  1. Организационно-подготовительная часть занятия.

• Игра на групповое сплочение «День рождения».

Дети  сидят в кругу. Ребенок должен мимикой и жестами показать, что он подарит своему соседу справа.

  • Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

2. Основная часть  занятия.

  • Рассказ о Вите.

— Мальчик  Витя опоздал в школу. Когда его  спросили, почему он опоздал, Витя сказал: «Вот проснулся я утром, хочу надеть..., а ее нет. Потом ищу ..., а они под шкафом. На улице холодно, решил надеть теплую ...., а она под стулом. Хотел надеть на шею ..., а он тоже потерялся. Вот я и опоздал». Я не поняла, что же ищет по утрам Витя? Давайте научим мальчика правильно рассказывать, добавим слова, которые он пропустил. А помогут нам вот эти картинки (рубашка, брюки, куртка, шарф).

Как можно  одним словом назвать эти картинки?

•     Составление предложений по действию. Ребенку предлагается взять ручку, открыть тетрадь, закрыть книгу, поднять руку, открыть пенал и т. п.

Детям задается вопрос: «Что делает...?», и  они должны ответить полным предложением — выложить его схему.

— Сколько слов в предложении? Назовите главные слова.

• Сообщение темы занятия.

Игра  «Что ты видишь?» (на наборном полотне картинки с изображениями птиц).

— Скажите, что есть в кабинете? Что вы видите в кабинете? Кого вы видите на картинках?

  • Беседа о птицах.
  • Игра «День — ночь».
  • Динамическая пауза.

— Сейчас ребята, вы все превратитесь в птиц. Выбирайте, какая птица вам больше всего нравится. Скажи, Маша, кого ты выбираешь? Ребенок должен ответить полным предложением: «Я выбираю воробья (скворца, кукушку, галку и т. п.)».

День  — птички летают. Ночь — птички спят. Пришла сова и утащила ... Маша у нас — воробей. Быстро скажите, кого утащила сова, а то она съест бедную птичку.

Игра  повторяется, пока сова не утащит всех птичек.

• Закончите предложение, подбирая подходящее по смыслу слово. Начертите схему предложения в тетрадь. Из какой сказки это предложение?

Курочка снесла... (яичко). Бабушка испекла... (колобок). Мышка увидела... (теремок). Посадил дед... (репку).

•          Лото «Сказки».

Рассказывание сказки «Репка» по цепочке с опорой на картинки.

3. Заключительная часть  занятия.

Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия. Пароль на выход: «Вспомни, каких птиц ты видел на картинках?» Дети дают полный ответ: «Я видел воробья (кукушку и т. п.)»

Тема 11. Занятие 1. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог «на».

Цель:

  • формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога «на», закрепление предложного управления;
  • развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Мебель»;
  • воспитание внимания к языковым явлениям, развитие речевой произвольности.

Зрительный  ряд: предметные картинки серии «Мебель», изображение котенка, наборное полотно, мяч, сюжетные картинки «В комнате», «В классе».

Ход занятия

1. Организационно-подготовительная  часть занятия.

  • Игра на групповое сплочение «Ветер дует на...»
  • Фонетическая зарядка:

Информация о работе Система работы с учащимися при двуязычии