Система работы с учащимися при двуязычии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Весомую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона

Содержание

1. Организация логопедической работы с детьми с билингвизмом стр. 4
2. Обследование устной речи у детей с билингвизмом стр. 6
Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений стр. 6
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом стр. 9
Анализ результатов логопедической диагностики стр. 15
3. Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения детей с билингвизмом стр. 16
Формы логопедической коррекции стр. 16
Основные принципы построения курса коррекционных занятий стр. 16
Основные методы коррекционного обучения стр. 17
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями стр. 18
Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом (Румега Н. А.) стр. 19
Учебно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи стр. 21
Содержательный аспект программы стр. 23
Примерные конспекты логопедических занятий с

Работа содержит 1 файл

dvuyazychie.doc

— 560.50 Кб (Скачать)

          |

Мыши, замрите! Кто зашевелился после команды  «Замри!», того съела кошка.

 2. Основная часть занятия.

•    Слова, обозначающие признаки предметов. 

Логопед: Однажды пошли мыши на огород, а на огороде растут разные... А какие овощи вы знаете? Догадайтесь, о чем я говорю: круглый, красный, сочный. (Ребенок, отгадавший овощ по описанию, получает картинку и отвечает на вопрос: помидор — какой?| 
Аналогично описываются другие овощи.)

- Логопед: Сегодня мы будем знакомиться со словами, обозначающими признаки предметов и отвечающими на вопросы Какой? Какая ? Какое ? Какие ?

Собирали  мышки овощи, да, видно, ушки им землей запорошило, стали они плохо слышать и все время переспрашивают. Я говорю «зеленый», а они переспрашивают: «Какой?»

Поиграем  в глуховатых мышек?

  • Постановка вопросов к словам, обозначающим признак предмета. Логопед называет прилагательное, соответствующее изображенному на картинке овощу, а ребенок переспрашивает: «Какой? (-ая, -ое)». После уточнения картинка выставляется на наборное полотно.
  • Динамическая пауза.

— Подул ветерок, прочистил мышкам ушки, и они снова хорошо слышат. Можно и поиграть!

Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос: Какой? (Какая?, Какое ?) Ученик возвращает мяч, называя соответствующее прилагательное.

• Распространение предложения определением.

— Мышки немножко учились в мышиной школе. Они составили предложение об овоще. Попробуйте угадать, что это за предложение.

     На наборном полотне — карточка с двумя полосками и предметная картинка с изображением овоща. Дети составляют предложения типа: «Растет помидор», говорят, сколько слов в предложении.

— А можно сделать так, чтобы в предложении было 3 слова? К слову, обозначающему предмет, подберем слово, обозначающее признак: «Растет красный (круглый, сочный) помидор». Что означают слова «красный», «круглый», «сочный»?

      Слова-признаки добрые, веселые, и обозначать их будем вот такой волнистой линией (демонстрация карточки с волнистой линией).

          (Аналогично, по схемам на наборном полотне и картинкам, дети доставляют предложения о других овощах.)

• Развитие мелкой моторики. Штриховка.

Детям раздаются трафареты огурца, помидора, морковки и дается задание обвести овощи, заштриховать огурец вертикальными линиями, морковь горизонтальными, а помидор — по спирали.

•        Составление предложения по схеме.

— Дети, посмотрите, какое длинное предложение! Посчитай, сколько в нем слов. Давайте составим такое об огурце (помидоре, моркови).

На наборном полотне схема предложения из четырех слов: сказуемое, два определения, подлежащее. Дети составляют предложения и чертят схемы в тетради.

3. Заключительная часть  занятия.

       •   Смысловая рефлексия занятия (что учились делать, с какими словами познакомились, что обозначают эти слова, какие вопросы отвечают?)

  • Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось?).
  • Пароль на выход: придумать по одному слову-признаку.

Тема 8. Занятие 1. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.

Цели:

  • формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Одежда»;
  • развитие фонематического восприятия;
  •   формирование внимания к языковым явлениям, речевой произвольности, коммуникативных навыков.

Зрительный  ряд: предметные картинки «Одежда», две куклы из картона и бумажная одежда к ним, наборное полотно, фишки.

 Звуковой ряд: музыка для релаксации.

Ход занятия

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

     •   Релаксация под музыку «Волшебный сон».

       •   Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

2. Основная часть  занятия.

1. Подбор  прилагательных к существительным. 

1.1. Логопед: «Сегодня к нам в гости пришли два брата, Саша и Дима. Они очень похожи, но различить их можно (демонстрация кукол из картона). У Саши волосы светлые, а у Димы какие? (темные). У Саши глаза карие, а у Димы какие? (голубые). У Саши шорты синие, а у Димы какие? (серые). Повторим еще раз. Волосы (глаза, шорты) какие? Давайте вспомним стихи, которые мы учили.

         Если вдруг вопрос: «Какие?»,

         Говорим мы: «-ые, -ие»:

        Голубые, синие,

         Серые, красивые,

      

         Если же вопрос «Какая?»

         Говорим мы: «-ая, -яя»:

         Светлая, весенняя,

         Темная, осенняя. 

        Если вдруг вопрос: «Какой?»,

         Говорим мы: «-ий, -ый, -ой»:...

         Синий, зеленый, большой,

         Маленький, теплый, смешной.

1.2. Логопед: «Однажды стали братья наводить порядок в платяном шкафу. Там было много одежды. Догадайтесь, какая одежда была в шкафу?»

Дети  называют предметы одежды, а логопед  выставляет на наборное полотно картинки: рубашки, брюки, свитера, майки, куртки различных цветов.

1.3. Логопед: «Разложим одежду на две полки: для Саши и для Димы. У Саши рубашка розовая».

Ребенок выходит к доске, ставит соответствующую  картинку и говорит: «рубашка какая? - розовая», четко выделяя окончания вопроса и прилагательного. Аналогично проводится работа с остальными картинками.

2. Динамическая  пауза. Стихи с движениями.

          Горка высокая                  поднять руки вверх,

          Река глубокая                  подняться, руки вверх

          Звезда далекая                   потянуться присесть

          И одинокая                       движения рук вправо-влево 

Далее логопед говорит только существительное, а дети должны подобрать прилагательное и выполнить действие:

Горка..., река..., звезда...,

Горы..., реки..., звезды...,

Беседа  об одежде:

Логопед выясняет у детей, какая бывает одежда (по сезонам, по принадлежности), какую одежду носят зимой (летом, весной осенью).

4. Игра  «Магазин».

На наборном полотне картинки с изображениями  одежды. Ребенок должен сказать, какая  одежда ему нужна, указав цвет, например «Мне нужна розовая рубашка». Если ребенок правильно согласовал прилагательное с существительным, он получает фишку и продолжает быть покупателем. Если он ошибается, покупателем становится другой. Выигрывает тот, кто успеет больше купить (у кого больше фишек).

3. Заключительная часть занятия.

•   Смысловая рефлексия занятия (что учились делать).

•   Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).

•   Пароль на выход: логопед называет существительное, ребенок подбирает прилагательное и наоборот.

Тема 8. Занятие 2. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.

Цель:

  • закрепление практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе; активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Одежда», «Овощи», «Фрукты»;
  • развитие фонематического восприятия;
  • формирование внимания к языковым явлениям, речевой произвольности, коммуникативных навыков.

Зрительный  ряд: предметные картинки «Одежда», «Овощи», «Фрукты», наборное полотно, фишки, картинки серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики

Ход занятия

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

  • Упражнения на снятие мышечных зажимов: «Сова», «Шарик на ниточке», «Стряхнем капли», «Кораблики».
  • Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

2. Основная часть занятия.

• Подбор существительных к прилагательным. «Догадайся, о чем я говорю?»

На наборном полотне — картинки с изображением одежды разных цветов. Логопед произносит: «голубые...», а дети должны закончить: «... шорты», «голубая ...» — «... майка», «голубое ...» — «... платье» и так далее. Затем детям предлагается самим сопоставить словосочетания типа «белый халат», «зеленое платье». За каждое правильное сопоставленное словосочетание выдается фишка.

• Динамическая пауза. 
Стихи с движениями.

Логопед:                   У медведя дом большой, ой, ой, ой!

                                   (разводит руки в стороны)

Дети (сердито):      Ой, ой, ой

                                  (поднимают руки вверх)

Логопед:                  А у зайца — маленький, ай, ай, ай (жалобно)

Дети  приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колени руками.

Дети (жалобно):       Ай, ай, ай ...

Логопед:                    Мишка наш пошел домой

                                     (дети идут вразвалку)

Дети (сердито):          Ой, ой, ой.

Логопед:                    Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах):   Ай, ай, ай.

•      Игра с мячом: «Антонимы».

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Начинаем в мяч играть

       Дуб высокий, кустик... (низкий),

       Лес далекий, садик... (близкий),

        Канал глубокий, ручей ... (мелкий),

        Зайка трусливый, мальчик... (смелый),

       Песня веселая, сказка ... (грустная),

      Дорога широкая, тропочка... (узкая).

•       Беседа про Тому и Таню.

Логопед демонстрирует наглядное пособие, выполненное в виде книги, на форзацах которой изображены девочки в трусиках и маечках. Внутри книги закреплены страницы с рисунками одежды. Когда страницы переворачиваются, девочки «одеты» в разные платья, юбки, свитера, блузки (по книге Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещение, 1983).

Содержание  беседы: «К нам в гости пришли две девочки. Это Таня, а это — Тома. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета волосы, глаза, майка, трусики у Томы. А у Тани?

Информация о работе Система работы с учащимися при двуязычии