Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:30, реферат
Весомую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона
1. Организация логопедической работы с детьми с билингвизмом стр. 4
2. Обследование устной речи у детей с билингвизмом стр. 6
Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений стр. 6
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом стр. 9
Анализ результатов логопедической диагностики стр. 15
3. Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения детей с билингвизмом стр. 16
Формы логопедической коррекции стр. 16
Основные принципы построения курса коррекционных занятий стр. 16
Основные методы коррекционного обучения стр. 17
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями стр. 18
Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом (Румега Н. А.) стр. 19
Учебно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи стр. 21
Содержательный аспект программы стр. 23
Примерные конспекты логопедических занятий с
|
Мыши, замрите! Кто зашевелился после команды «Замри!», того съела кошка.
2. Основная часть занятия.
• Слова, обозначающие признаки предметов.
— Логопед:
Однажды пошли мыши на огород, а на огороде
растут разные... А какие овощи вы знаете?
Догадайтесь, о чем я говорю: круглый, красный,
сочный. (Ребенок, отгадавший овощ по описанию,
получает картинку и отвечает на вопрос:
помидор — какой?|
Аналогично описываются другие овощи.)
- Логопед: Сегодня мы будем знакомиться со словами, обозначающими признаки предметов и отвечающими на вопросы Какой? Какая ? Какое ? Какие ?
Собирали мышки овощи, да, видно, ушки им землей запорошило, стали они плохо слышать и все время переспрашивают. Я говорю «зеленый», а они переспрашивают: «Какой?»
Поиграем в глуховатых мышек?
— Подул ветерок, прочистил мышкам ушки, и они снова хорошо слышат. Можно и поиграть!
Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос: Какой? (Какая?, Какое ?) Ученик возвращает мяч, называя соответствующее прилагательное.
• Распространение предложения определением.
— Мышки немножко учились в мышиной школе. Они составили предложение об овоще. Попробуйте угадать, что это за предложение.
На наборном полотне — карточка с двумя полосками и предметная картинка с изображением овоща. Дети составляют предложения типа: «Растет помидор», говорят, сколько слов в предложении.
— А можно сделать так, чтобы в предложении было 3 слова? К слову, обозначающему предмет, подберем слово, обозначающее признак: «Растет красный (круглый, сочный) помидор». Что означают слова «красный», «круглый», «сочный»?
Слова-признаки добрые, веселые, и обозначать их будем вот такой волнистой линией (демонстрация карточки с волнистой линией).
(Аналогично, по схемам на наборном полотне и картинкам, дети доставляют предложения о других овощах.)
• Развитие мелкой моторики. Штриховка.
Детям раздаются трафареты огурца, помидора, морковки и дается задание обвести овощи, заштриховать огурец вертикальными линиями, морковь горизонтальными, а помидор — по спирали.
• Составление предложения по схеме.
— Дети, посмотрите, какое длинное предложение! Посчитай, сколько в нем слов. Давайте составим такое об огурце (помидоре, моркови).
На наборном полотне схема предложения из четырех слов: сказуемое, два определения, подлежащее. Дети составляют предложения и чертят схемы в тетради.
3. Заключительная часть занятия.
• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать, с какими словами познакомились, что обозначают эти слова, какие вопросы отвечают?)
Тема 8. Занятие 1. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.
Цели:
Зрительный ряд: предметные картинки «Одежда», две куклы из картона и бумажная одежда к ним, наборное полотно, фишки.
Звуковой ряд: музыка для релаксации.
Ход занятия
1.
Организационно-
• Релаксация под музыку «Волшебный сон».
• Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.
2. Основная часть занятия.
1. Подбор
прилагательных к
1.1. Логопед: «Сегодня к нам в гости пришли два брата, Саша и Дима. Они очень похожи, но различить их можно (демонстрация кукол из картона). У Саши волосы светлые, а у Димы какие? (темные). У Саши глаза карие, а у Димы какие? (голубые). У Саши шорты синие, а у Димы какие? (серые). Повторим еще раз. Волосы (глаза, шорты) какие? Давайте вспомним стихи, которые мы учили.
Если вдруг вопрос: «Какие?»,
Говорим мы: «-ые, -ие»:
Голубые, синие,
Серые, красивые,
Если же вопрос «Какая?»
Говорим мы: «-ая, -яя»:
Светлая, весенняя,
Темная, осенняя.
Если вдруг вопрос: «Какой?»,
Говорим мы: «-ий, -ый, -ой»:...
Синий, зеленый, большой,
Маленький, теплый, смешной.
1.2. Логопед: «Однажды стали братья наводить порядок в платяном шкафу. Там было много одежды. Догадайтесь, какая одежда была в шкафу?»
Дети называют предметы одежды, а логопед выставляет на наборное полотно картинки: рубашки, брюки, свитера, майки, куртки различных цветов.
1.3. Логопед: «Разложим одежду на две полки: для Саши и для Димы. У Саши рубашка розовая».
Ребенок выходит к доске, ставит соответствующую картинку и говорит: «рубашка какая? - розовая», четко выделяя окончания вопроса и прилагательного. Аналогично проводится работа с остальными картинками.
2. Динамическая пауза. Стихи с движениями.
Горка высокая поднять руки вверх,
Река глубокая подняться, руки вверх
Звезда далекая потянуться присесть
И одинокая
движения рук вправо-влево
Далее логопед говорит только существительное, а дети должны подобрать прилагательное и выполнить действие:
Горка..., река..., звезда...,
Горы..., реки..., звезды...,
Беседа об одежде:
Логопед выясняет у детей, какая бывает одежда (по сезонам, по принадлежности), какую одежду носят зимой (летом, весной осенью).
4. Игра «Магазин».
На наборном полотне картинки с изображениями одежды. Ребенок должен сказать, какая одежда ему нужна, указав цвет, например «Мне нужна розовая рубашка». Если ребенок правильно согласовал прилагательное с существительным, он получает фишку и продолжает быть покупателем. Если он ошибается, покупателем становится другой. Выигрывает тот, кто успеет больше купить (у кого больше фишек).
3. Заключительная часть занятия.
• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать).
• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).
• Пароль на выход: логопед называет существительное, ребенок подбирает прилагательное и наоборот.
Тема 8. Занятие 2. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.
Цель:
Зрительный ряд: предметные картинки «Одежда», «Овощи», «Фрукты», наборное полотно, фишки, картинки серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики
Ход занятия
1. Организационно-
2. Основная часть занятия.
• Подбор существительных к прилагательным. «Догадайся, о чем я говорю?»
На наборном полотне — картинки с изображением одежды разных цветов. Логопед произносит: «голубые...», а дети должны закончить: «... шорты», «голубая ...» — «... майка», «голубое ...» — «... платье» и так далее. Затем детям предлагается самим сопоставить словосочетания типа «белый халат», «зеленое платье». За каждое правильное сопоставленное словосочетание выдается фишка.
• Динамическая
пауза.
Стихи с движениями.
Логопед: У медведя дом большой, ой, ой, ой!
Дети (сердито): Ой, ой, ой
Логопед: А у зайца — маленький, ай, ай, ай (жалобно)
Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колени руками.
Дети (жалобно): Ай, ай, ай ...
Логопед: Мишка наш пошел домой
Дети (сердито): Ой, ой, ой.
Логопед: Да и крошка заинька.
Дети (прыгают на двух ногах): Ай, ай, ай.
• Игра с мячом: «Антонимы».
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем в мяч играть
Дуб высокий, кустик... (низкий),
Лес далекий, садик... (близкий),
Канал глубокий, ручей ... (мелкий),
Зайка трусливый, мальчик... (смелый),
Песня веселая, сказка ... (грустная),
Дорога широкая, тропочка... (узкая).
• Беседа про Тому и Таню.
Логопед демонстрирует наглядное пособие, выполненное в виде книги, на форзацах которой изображены девочки в трусиках и маечках. Внутри книги закреплены страницы с рисунками одежды. Когда страницы переворачиваются, девочки «одеты» в разные платья, юбки, свитера, блузки (по книге Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещение, 1983).
Содержание беседы: «К нам в гости пришли две девочки. Это Таня, а это — Тома. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета волосы, глаза, майка, трусики у Томы. А у Тани?
Информация о работе Система работы с учащимися при двуязычии