Система работы с учащимися при двуязычии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Весомую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона

Содержание

1. Организация логопедической работы с детьми с билингвизмом стр. 4
2. Обследование устной речи у детей с билингвизмом стр. 6
Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений стр. 6
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом стр. 9
Анализ результатов логопедической диагностики стр. 15
3. Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения детей с билингвизмом стр. 16
Формы логопедической коррекции стр. 16
Основные принципы построения курса коррекционных занятий стр. 16
Основные методы коррекционного обучения стр. 17
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями стр. 18
Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом (Румега Н. А.) стр. 19
Учебно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи стр. 21
Содержательный аспект программы стр. 23
Примерные конспекты логопедических занятий с

Работа содержит 1 файл

dvuyazychie.doc

— 560.50 Кб (Скачать)

Возможные виды работы:

  • фронтальная работа с сюжетными и предметными картинками;
  • работа в парах;
  • называние слов по цепочке;
  • игра «Скажи наоборот»;
  • игра «Назови, не ошибись!»;
  • игра «Расставь картинки»;
  • игра «Кто больше назовет животных?»;
  • ролевое моделирование ситуации «На уроке в лесной школе».

Тема 3. Слова, обозначающие действия предметов.

Знакомство  со словами, обозначающими действия предметов. Образование слов-действий от звукоподражаний типа «мяу» — мяукает, «My» — мычит. Активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Домашние животные». Подбор слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия предметов. Развитие слухового внимания, памяти. Развитие артикуляционной моторики. Формирование навыков работы в группе, положительной учебной мотивации.

Зрительный  ряд: картинки с изображением домашних животных, паровозика и вагончиков, теремка; лото «Сказки», карточки с двумя полосками, картинки серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики, картинный план.

Звуковой  ряд: песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково» В. Юровского, Г. Циферовой.

Возможные виды работы:

  • выполнение действий по инструкции и называние их;
  • беседа о домашних животных;
  • игра «Что мы делаем?»;
  • игра «Кто как стучит?»;
  • игра «Угадай, о ком речь»;
  • сопоставление рассказов о животных с опорой на картинный план;
  • игры на групповое сплочение.

Межпредметные связи: русский язык — тема «Глагол». 

Тема 4. Простое двусоставное нераспространенное предложение.

Знакомство  с понятием «Предложение», обучение правильно составлению предложений из двух слов с опорой на графическую схему и без нее. Активизация словарного запаса учащихся в рамках лексических тем «Дикие животные», «Детеныши животных». Развитие слухового внимания, памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире. Развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук. Формирование навыков работы в группе, положительной учебной мотивации, внимания к языковым явлениям.

Зрительный  ряд: картинки «Незнайка», «Дикие животные», «Детеныши животных»; сюжетная картинка «Семья», сюжетные картинки для составления предложений; карточки с одной и двумя полосками, картинки серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики.

Возможные виды работы:

  • игра «Незнайка задает вопросы»;
  • составление предложений по картинкам и схемам;
  • составление схем предложений;
  • составление рассказов о животных с опорой на картинный план и схемы             предложений.
  • игры на групповое сплочение.

Межпредметные связи: русский язык— тема «Предложение».

Тема  5.  Согласование имени существительного и глагола в числе. |

Знакомство  с формами единственного и множественного числа глаголов. Формирование практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Школа», «На перемене», «В лесу».  Развитие внимания к языковым явлениям, слухового восприятия, памяти, артикуляционной моторики, мелкой моторики кисти. Формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков.

Зрительный  ряд: картинки с изображением одного и нескольких! предметов типа «Стол — столы», «Карандаш — карандаши»; предметные и сюжетные картинки, соответствующие изучаемым лексическим темам; карточки для составления схем предложений.

Звуковой  ряд: музыка для релаксации.

Возможные виды работы:

  • составление и выкладывание схем простых предложений с опорой на картинки;
  • игра «Неоконченные предложения»;
  • игра «Угадай, о чем речь»;
  • разучивание стихов с движениями (сопоставление единственного и множественного числа глаголов);
  • ролевое моделирование ситуации «На уроке»;
  • упражнения на снятие мышечных зажимов, групповое сплочение.

Тема 6. Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде.

Образование глаголов прошедшего времени. Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде. Формирование практических навыков правильного употребления глаголов прошедшего времени единственного числа. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Части суток», «Режим дня», «Семья». Развитие внимания к языковым явлениям, фонематического восприятия, подвижности органов артикуляционного аппарата. Формирование интереса к занятиям, коммуникативных навыков.

Зрительный  ряд: картинки с изображением мальчика и девочки, выполняющих одни и те же действия; сюжетные картинки «Части суток»; «Режим дня»; картинки из серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики.

Возможные виды работы:

  •          называние действий по показу, по представлениям;
  • игра «Спроси правильно»;
  • работа в тетрадях;
  • стихи с движениями типа «Маша шла, шла, шла...», «Миша шел, шел, шел...»;
  • составление предложений по сюжетным картинкам «Части суток», «Режим дня», «Семья».
  • игра «Назови, не ошибись».

Темы 7, 8.  Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор признаков к предметам по цвету, форме, величине, материалу. Распространение простого предложения определением. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе. Однородные определения.

Знакомство  со словами, обозначающими признаки предметов. Подбор признаков к предметам. Образование относительных прилагательных от существительных. Формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе. Совершенствование навыков словообразования. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Овощи» «Фрукты», «Одежда». Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти. Развитие речевой произвольности и коммуникативных навыков.

Зрительный  ряд: натуральные предметы, муляжи, предметные сюжетные картинки, соответствующие лексическим темам; картинный план; карточки для составления схем предложений.

Звуковой  ряд: музыка для релаксации.

Возможные виды работы:

  • фронтальная работа с предметами, муляжами, картинный план;
  • работа в парах;
  • лото «Поможем Оле»;
  • игра «Угадай, о чем речь?»;
  • игра «Лучший садовник (огородник);
  • игра «Ателье»;
  • игра «Магазин»;
  • упражнения на снятие мышечных зажимов, групповое сплочение.

Межпредметные связи: русский язык — тема «Имя прилагательное».

Тема 9. Местоимения мой, моя.

Согласование местоимений и существительных в роде. Подбор существительных к местоимениям. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Семья», «Игрушки», «Учебные принадлежности». Развитие фонематического восприятия, внимания к языковым явлениям, навыков самоконтроля за речью. Формирование групповой сплоченности, положительной учебной мотивации.

Зрительный  ряд: фотографии или рисунки своей семьи; различные игрушки, предметные картинки, соответствующие лексическим темам; куклы для кукольного театра; картинки из серии «Звукознайка».

Звуковой  ряд: песня «Дождик» А. Островского, В. Осеевой.

Возможные виды работы:

  • рассказ о своей семье по рисунку или фотографии;
  • игра «Разложи игрушки на две коробки»;
  • игра «Магазин»;
  • разучивание стихотворений с местоимениями «мой», «моя», сопровождаемых движениями;
  • игры на групповое сплочение.

Тема  10. Местоимения чей, чья.

Согласование  местоимений и существительных. Подбор существительных к местоимению. Работа над вопросно-ответной формой речи с использованием местоимений «чей», «чья», «мой», «моя». Образование притяжательных прилагательных. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Учебные принадлежности», «Одежда», «Животные», «Части тела». Формирование практических навыков правильного употребления местоимений. Развитие фонематического восприятия, зрительной и слуховой памяти, навыков эффективного общения.

Зрительный  ряд: игрушки, предметные и сюжетные картинки, соответствующие лексическим темам; детские рисунки «Мое любимое животное»; картинки из серии «Звукознайка».

Возможные виды работы:

  • фронтальная работа с наглядно-дидактическим материалом;
  • игра «Найди хозяина»;
  • игра «Чей нос, чей хвост?»;
  • игра «Новогодние превращения»;
  • ролевое моделирование ситуаций «Потерянная игрушка», «В зоопарке».

Тема 11. Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов.

Распространение простого двусоставного предложения  дополнением и определением. Образование винительного, родительного, дательного и творительного падежей имен существительных. Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм имен существительных без предлогов. Падежные формы имени прилагательного. Формирование навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в падеже. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Птицы», «Продукты питания», «Профессии». Развитие фонематического восприятия, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, навыков эффективного общения.

Зрительный  ряд: игрушки, предметные и сюжетные картинки, соответствующие лексическим темам; лото «Сказки»; карточки для составления схем предложений; картинки из серии «Звукознайка

Возможные виды работы:

  • беседа с использованием падежных вопросов «Кто?», «Что?», «Чего?», «Кому? Чему?», «Кем? Чем?»;
  • составление и распространение предложений с опорой  на картинки, выкладывание схем предложений;
  • игры: «Поймай и назови» (винительный падеж), «Волшебный лес», «Магазин»;
  • игры: «Кого нет в ряду?» (родительный падеж), «Закрытый стакан», «Кого испугался Незнайка?», «Отгадай желание».
  • игры « Найди хозяина» (дательный падеж), «Сделай подарок»;
  • игры «Новогодние превращения» (творительный падеж), «Город мастеров», «Гостеприимный хозяин»;
  • ролевое моделирование ситуаций «Волшебный лес», «Город мастеров», «В гостях»;
  • игры на групповое сплочение, психогимнастические упражнения.

Межпредметные связи: русский язык — тема «Падеж имени существительного». 

Тема 12. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлоги в, на, с, со, из, по, к, от, у. Последовательный пересказ опорой на картинки и схемы. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану.

     Формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по картинкам, действиям, опорным словам. Выделение предлогов из словосочетаний и предложений. Распространение простого двусоставного предложения дополнением, обстоятельством, определением. Формирование практических навыков предложного управления. Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картинок, с опорой на картинный план, по представлению. Составление рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок, картинному плану.

Информация о работе Система работы с учащимися при двуязычии