Система работы с учащимися при двуязычии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Весомую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона

Содержание

1. Организация логопедической работы с детьми с билингвизмом стр. 4
2. Обследование устной речи у детей с билингвизмом стр. 6
Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений стр. 6
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом стр. 9
Анализ результатов логопедической диагностики стр. 15
3. Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения детей с билингвизмом стр. 16
Формы логопедической коррекции стр. 16
Основные принципы построения курса коррекционных занятий стр. 16
Основные методы коррекционного обучения стр. 17
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями стр. 18
Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом (Румега Н. А.) стр. 19
Учебно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи стр. 21
Содержательный аспект программы стр. 23
Примерные конспекты логопедических занятий с

Работа содержит 1 файл

dvuyazychie.doc

— 560.50 Кб (Скачать)

3. Заключительная часть  занятия. 

•     Пароль на выход.

Логопед: Наше занятие закончится, и вы опять превратитесь в детей. Мудрый филин расколдует вас, если вы правильно закончите предложение.

   Зайчик сидит.                              Зайчики…

   Волк рычит.                                 Волки…

   Лиса ходит, смотрит.                  Лисы…

   Дятел стучит.                               Дятлы…

   Белка видит.                                 Белки…

   Медведь спит.                              Медведи…

Каждый  ребенок должен закончить все  предложения. Если ребенок ошибается, отвечать начинает следующий. 

•     Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.

•     Прощание: «Передача доброго импульса».

Тема  5. Занятие 1. Глаголы прошедшего времени.

Цели:

  • знакомство с образованием глаголов прошедшего времени единственного числа;
  • формирование умения правильно согласовывать глагол с именем существительным в роде;
  • развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия;
  • формирование интереса к занятиям. 
    Дидактические средства: картинки серии «Звукознайка», картинки с изображением мальчика и девочки, мяч, лото «Сказки».

Ход занятия

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

• Приветствие в кругу.

Каждый  ребенок хлопает правой ладонью  по левой ладони соседа и произносит: «Привет». «Рад тебя видеть», «Здравствуй».

• Артикуляционная гимнастика в стихах с использованием картинок серии «Звукознайка».

2. Основная часть занятия.

• Введение в тему. 
Стихи с движениями.

    Надувала  кошка шар,                                       (дети надувают щеки.)

    А котенок  ей мешал.

    Подошел и лапкой хлоп,

    А у  кошки шарик — лоп.

    Что делала кошка? А что делал котенок?        (Хлопок ладонями по щекам.)

Если  действие происходило раньше, в прошлом, то мы задаем вопрос: «Что делал?» или «Что делала?».

• Выполнение действий учащимися. По инструкции логопеда они выполняют различные действия.

Вопрос  логопеда: «Что делала Роза? Что делал  Артур? Как я спрашивала о девочке? А о мальчике?»

• Сообщение темы занятия.

— Сегодня  будем знакомиться со словами, отвечающими  на вопрос: «Что делал?», «Что делала?» и обозначающими действие, произошедшее в прошлом.

Образование глаголов прошедшего времени

— Если мы говорим о действии, которое  выполняла девочка, то в конце слова-действия будет «ла», а если о мальчике — то «л». Давайте потренируемся. К нам на занятия пришли мальчик и девочка (демонстрация картинок). Девочку зовут... Мальчика зовут... Сейчас мы расскажем, что делали дети. Повторяйте вместе со мной, помогайте мне:

ла-ла-ла — Оля бега... ал-ал-ал — Коля бега...

ла-ла-ла — Оля чита... ал-ал-ал — Коля чита...

(Аналогично  — другие глаголы: сидел(а), мыл(а), был(а), пил (а), дал(а), взял(а)).

Теперь  я буду задавать вам вопросы. Что  ты делал(а) ночью? Что ты делал(а) на уроке письма? На уроке рисования? Математики? На перемене? В столовой?»

•    Динамическая пауза. Стихи с движениями.

    Как живешь? Вот так.    (Ребенок показывает большой палец.)

    А плывешь? Вот так.       (Имитация плавания.)

    Как бежишь? Вот так.    (Бег на месте.)

    Вдаль глядишь? Вот так. (Ладонь козырьком.)

    Ждешь обед? Вот так.    (Опереть  щеку о ладонь, смена руки.)

    Машешь  вслед.          (Ребенок машет одной рукой, затем другой.)

    Ночью спишь? Вот так.  (Руки сложены ладонями друг к другу, под щеку, затем под другую.)

    А шалишь? Вот так. (Дети надувают щеки и хлопают по ним ладонями.)

•    Игра с мячом. Закончи предложение.

    Утром Миша в школу...,

    Утром Маша в школу ...,

    А Оля  и Коля болели: Коля в школе не … . Оля в школе не … .

    Кот молоко...

    А кошка  молоко...

    Лиса  по лесу...

    А волк по лесу...

    Ворона..., воробей…

    Папа (что делал?) … Мама (что делала?) …

•    Лото «Сказки».

— Сейчас вы поможете мне рассказать сказку о курочке Рябе. Это было раньше, давно, поэтому, когда будете говорить, что делала баба, глагол должен заканчиваться на «ла», а дед — на «л». Слова-действия о курочке и мышке тоже должны оканчиваться на «ла».

3. Заключительная часть занятия.

  • Подведение итогов занятия.
  • Задание на дом: рисунки «Я в прошлом», «Я теперь».
  • Пароль на выход: скажи, что ты делал(а) на занятии?

Тема 6. Занятие 2. Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде.

Цель:

  • закрепление навыков правильного использования глаголов прошедшего времени, умения подбирать глаголы прошедшего времени к существительным, и наоборот;
  • развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Профессии»;
  • развитие навыков работы в группе.

Дидактические средства: картинки серии «Звукознайка», «Профессии», картинки с изображениями мальчика и девочки, выполняющих различные действия, мяч.

                                               Ход занятия

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

•    Приветствие в кругу.

Каждый  ребенок хлопает правой ладонью  по левой ладони соседа и произносит: «Привет», «Рад тебя видеть», «Здравствуй».

Артикуляционная гимнастика в стихах с использованием картинок серии «Звукознайка». Фонетическая зарядка.

                        Ла-ла-ла — Мила маме помогла ...

                        Ла-ла-ла — Мама рада была.

                        Ал-ал-ап — Вова папе помогал,

                        Ил-ил-ил — Папа Вову похвалил.

2. Основная часть занятия.

Проверка  домашнего задания. Выставка рисунков «Я в прошлом», «Я теперь».

Вопросы к рисункам: скажи, какой ты был(а) раньше? Что ты любил(а) делать? Каким ты стал(а) сейчас?

• Подбор глаголов к существительным.

На наборном полотне — сюжетные картинки серии «Профессии».

— Вчера был рабочий день. Люди разных профессий работали. Посмотрите, кто что делал. Учительница что делала? (Аналогично — врач, портниха, строитель, балерина и др.) Вспомните, что делали вчера вы? Тот, кому я передам мячик, расскажет о своем вчерашнем дне.

• Подбор существительных к глаголам.

— А теперь я уберу картинки с изображением профессий, а вы вспомните: кто шил? Повторите предложение: «Портниха шила». Аналогично — лечил, строил, танцевал, убирал и др.)

• Динамическая пауза. Стихи с движениями.

Маша  шла, шла, шла, Миша шел, шел, шел,

Пирожок нашла, Пирожок нашел

Села, поела,                                          Сел поел,

И опять  пошла. И опять пошел.

• Работа в тетрадях.

В тетрадях детей схематические рисунки мальчика и девочки. Под рисунками в столбик записаны слова-действия. Учащимся предлагается дописать «ла» или «л», прочитать слова:

он она

бега... бега...

чита... чита...

спа... спа...

бы... бы...

рисова... рисова…

• Рассказ о Маше и Мише.

«Вечером  вся семья дома. Мама попросила  детей помочь. Сначала маме помогала..., а потом маме помогал... Посуда мыла..., а полы мыл... Цветы поливала..., потом цветы поливал... . Игрушки убирала..., а книжки убирал.... Пыль на столе вытирала..., а пыль на шкафу вытирал...».

Логопед читает рассказ, а дети вставляют  имена детей. В процecce чтения логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением мальчика и девочки, выполняющих соответствующие действия. Эти картинки служат детям опорой при пересказе.

3.  Заключительная часть.

•     Подведение итогов занятия.

•     Пароль на выход: вспомни, что делала учительница (портниха, строитель...)?

•     Прощание в кругу. «Передача доброго импульса».

Тема  7. Занятие 1. Слова, обозначающие признаки предметов.

Цель:

  • знакомство со словами, обозначающими признаки предметов, формирование практических навыков подбора признаков, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Овощи»;
  • развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики;      
  • формирование внимания к языковым явлениям. 
    Дидактические средства: предметные картинки «Овощи», мяч, тетради, схемы предложений.

Ход занятия

  1. Организационно-подготовительная часть занятия.

Упражнение  «Мыши».  

    Вышли мыши как-то раз    (Дети маршируют.)

    Посмотреть, который час  (Руки на пояс, поворот вправо-влево.)

    Раз, два, три, четыре -   (Хлопки в ладоши.)

    Мыши  дернули за гири,  (Имитация дергания за веревку.)

    Вдруг раздался страшный звон (Ладони к щекам, покачивание головой.)

    Побежали  мыши вон. (Бег на месте.)

Информация о работе Система работы с учащимися при двуязычии