Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:30, реферат
Весомую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона
1. Организация логопедической работы с детьми с билингвизмом стр. 4
2. Обследование устной речи у детей с билингвизмом стр. 6
Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений стр. 6
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом стр. 9
Анализ результатов логопедической диагностики стр. 15
3. Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения детей с билингвизмом стр. 16
Формы логопедической коррекции стр. 16
Основные принципы построения курса коррекционных занятий стр. 16
Основные методы коррекционного обучения стр. 17
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями стр. 18
Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом (Румега Н. А.) стр. 19
Учебно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи стр. 21
Содержательный аспект программы стр. 23
Примерные конспекты логопедических занятий с
Зрительный ряд: предметные картинки серии «Мебель», «Посуда», «Дом и его части», «Транспорт»; сюжетные картинки, по которым можно составить словосочетания или предложения с предлогом; картинки-схемы, раскрывающие семантическое значение предлога.
Звуковой ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз.
Возможные виды работы:
Межпредметные связи: русский язык — тема « Предлог», «Падеж имени существительного».
Тема 13. Закрепление всех отработанных предлогов. Пересказы и рассказы описательно-повествовательного характера.
Закрепление представлений о синтаксическом и семантическом значении предлогов. Закрепление практических навыков правильного употребления падежных конструкций с предлогами. Пересказ текстов описательно-повествовательного характера, составленных по демонстрируемому действию, по картинкам, воспринятых на слух. Составление рассказов по картинкам, по представлениям.
Зрительный ряд: карточки для составления схем предложений картинки-схемы, раскрывающие семантическое значение предлога; сюжетные картинки из серии «Времена года», «В лесу», «На огороде», «В саду».
Звуковой ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз.
Возможные виды работы:
Темы 14, 15: Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок, по схеме. Продолжение рассказа по его началу. Восстановление рассказа по его концу (с опорой на картинки и без).
Составление собственных связных высказываний описательно-повествовательного характера по демонстрируемому действию, картинкам, представлению. Работа с деформированным текстом. Развитие связной речи, навыков самоконтроля, речевой произвольности.
Зрительный ряд: сюжетные картинки «Семья», «Кот-задира», «Два брата», «Щенок Бимка»; серии сюжетных картинок «Петя и волки», «Про девочку Машу и куклу Наташу», «Страшный зверь», «Это я виноват».
Звуковой ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз.
Возможные виды работы:
Примерные конспекты логопедических занятий
Тема 1. Занятие 1. Слова, обозначающие действие предмета.
Цель:
Зрительный ряд: картинки «Домашние животные», «Паровозик и вагончики», таблички с двумя полосками (теремок, картинки серии «Звукознайка».
Звуковой ряд: песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково» В. Юровского, Г. Циферовой.
Ход занятия
1.
Организационно-
Логопед: Сегодня, ребята, мы отправимся в гости к словам. Поедем на поезде. Вот конверты с билетами (цветовой тест Люшера) билеты разные — желтые, зеленые и красные, коричневые, черные и голубые — выбирайте любые! Выберите тот билет, который вам кажется самым красивым. А теперь выходите сюда, поставьте билеты в вагончики (на наборном полотне картинка «Паровозик и вагончики»), а сами станьте друг за другом в паровозик. (Дети делают под музыку несколько кругов; когда музыка выключается, «паровозиком» становится новый ребенок.)
• Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Вот мы и приехали в гости к словам. В корзиночке у меня много слов. Слышите, как они шуршат? А вылезать не хотят. Они не знают, хорошо ли говорят ребята, послушны ли у них губки, язычок. А это мы сейчас проверим: сделаем упражнения для губ и язычка:
Лягушка-слоненок;
Лошадка;
Маляр;
Чистоговорки.
(Артикуляционная гимнастика сопровождается стихами и демонстрацией картинок серии «Звукознайка».)
2. Основная часть занятия.
• Слова, обозначающие действие предмета.
Логопед: Словам очень понравилось, как вы делали артикуляционную гимнастику, и они решили поближе познакомиться с вами (Дети выходят по одному, достают из корзинки карточки со словом, логопед читает слово и просит выполнить действие.)
Слова: хлопает, топает, ходит, машет, прыгает, стучит.
Логопед. Что делает Маша? (Коля, Петя и т. д.) Какой вопрос я задавала? Все эти слова отвечают на вопрос «Что делает?» и обозначают действие предмета. Для таких слов мы будем использовать карточки с двумя полосками... Ах, а в корзинке еще остались слова!
Ну-ка, послушайте: «My!..». Кто это?... (что делает?)» (На наборном полотне — картинка с изображением коровы и карточка с двумя полосками.)
Аналогично: лает, мяукает, хрюкает, ржет, блеет, рычит.
(Картинки: кошка, корова, свинья, собака, коза, лошадь, волк.)
• Логопед: Как назвать картинки одним словом? Какое животное лишнее?
Беседа о домашних животных;
Каждый ребенок составляет рассказ о понравившемся ему животном с опорой на картинный план:
• Игра «Что мы делаем?»
Логопед:
Домашние животные предлагают детям поиграть
в одну интересную игру.
Дети (сопряжено с логопедом): Логопед: Дети (сопряжено с логопедом):
Хлоп-хлоп-хлоп!
Топ-топ-топ!
Прыг-прыг-прыг!
Что мы делаем?
Шлёп-шлёп-шлёп!
Кач-кач-кач!
Стук-стук-Стук!
(Пауза.)
Му-му-му!
(Аналогично другие звукоподражания — мяу, хрю, гае, и-го-го, бе.)
• Игра «Кто как стучит ?»
Логопед: Как-то раз пошли домашние животные погулять. Идут и видят: стоит в поле теремок (на наборном полотне картинка). Вошли они в теремок и стали там жить.
Когда они куда-нибудь уходили, то, возвращаясь, каждый стучал в дверь по-своему.
(Логопед
просит повторить ритмичный
• Подбор
предметов к
словам-действиям.
Логопед. Тот,
о ком я скажу, войдет в теремок. Сторожит,
грызёт, лает. Кто это? Собака что делает?
(Ребенок, у которого картинка с изображением
собаки, выходит к доске и отвечает на
вопрос логопеда. Аналогично работа со
словами: мяукает,
лакает; хрюкает, роет,
ржет, скачет, возит;
блеет, бодается; мычит,
жует, молоко дает).
• Лото «Сказки».
Дети по цепочке рассказывают сказку «Курочка Ряба», логопед задает вопросы:
Дед что делал? Баба что делала? Мышка что делала?
3. Заключительная часть занятия.
Покупка билетов на поезд (цветовой тест Люшера).
Примечание:
важно, чтобы в конце занятия ребенок поставил
билет в тот же вагончик, что и в начале.
Это позволяет отслеживать изменения
в эмоциональном состоянии за время занятия.
Тема 2. Занятие 1. Простое двусоставное нераспространенное предложение.
Цель:
Дидактические средства: картинки «Незнайка», «Домашние животные», «Семья»; сюжетные картинки для составления предложений; карточки с одной и двумя полосами.
Ход занятия
1. Организационно-
• Знакомство в кругу.
• Упражнения на снятие мышечной усталости и активизацию психических процессов: «Сова», «Насос», «Шарик», «Думающая шляпа», «Бабочка на потолке».
2. Основная часть занятия.
Составление предложений по картинкам.
Детям раздаются карточки с изображением домашних животных.
Логопед показывает картинку «Незнайка» и говорит, что сейчас дети поиграют в Незнайку. Незнайка ничего не знает и все время спрашивает: «Кто это?», «Что делает?». Незнайкой будет...
Ребенок показывает детям свою картинку и задает вопросы; дети отвечают. Повторение. Дифференциация вопросов «Кто?», «Что делает?» (в виде игры «Поможем Незнайке задать вопрос к слову»).
Информация о работе Система работы с учащимися при двуязычии