Система работы с учащимися при двуязычии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Весомую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона

Содержание

1. Организация логопедической работы с детьми с билингвизмом стр. 4
2. Обследование устной речи у детей с билингвизмом стр. 6
Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений стр. 6
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом стр. 9
Анализ результатов логопедической диагностики стр. 15
3. Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения детей с билингвизмом стр. 16
Формы логопедической коррекции стр. 16
Основные принципы построения курса коррекционных занятий стр. 16
Основные методы коррекционного обучения стр. 17
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями стр. 18
Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом (Румега Н. А.) стр. 19
Учебно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи стр. 21
Содержательный аспект программы стр. 23
Примерные конспекты логопедических занятий с

Работа содержит 1 файл

dvuyazychie.doc

— 560.50 Кб (Скачать)

Зрительный  ряд: предметные картинки серии «Мебель», «Посуда», «Дом и его части», «Транспорт»; сюжетные картинки, по которым можно составить словосочетания или предложения с предлогом; картинки-схемы, раскрывающие семантическое значение предлога.

Звуковой  ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз.

Возможные виды работы:

  • выполнение действий по инструкции;
  • составление и распространение предложений, выкладывание их схем;
  • игра «Куда спрятались игрушки?»;
  • игра «Маленькие слова»;
  • игра «День рождения»;
  • игра «Подарки»;
  • игра «У кого что есть?»;
  • игра «Маша-растеряша»;
  • ролевое моделирование ситуаций: «В городе», «В волшебном лесу», «В гостях», «Мы — артисты».

Межпредметные связи: русский язык — тема « Предлог», «Падеж имени существительного».

Тема 13. Закрепление всех отработанных предлогов. Пересказы и рассказы описательно-повествовательного характера.

      Закрепление представлений о синтаксическом и семантическом значении предлогов. Закрепление практических навыков правильного употребления падежных конструкций с предлогами. Пересказ текстов описательно-повествовательного характера, составленных по демонстрируемому действию, по картинкам, воспринятых на слух. Составление рассказов по картинкам, по представлениям.

Зрительный  ряд: карточки для составления схем предложений картинки-схемы, раскрывающие семантическое значение предлога; сюжетные картинки из серии «Времена года», «В лесу», «На огороде», «В саду».

Звуковой  ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз.

Возможные виды работы:

  • повторение игр или их элементов из предыдущей темы;
  • составление пересказов текстов;
  • составление рассказов по картинкам, по представлениям;
  • ролевое моделирование ситуаций «Экскурсия в лес», «Собираем урожай».

Темы 14, 15: Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок, по схеме. Продолжение рассказа по его началу. Восстановление рассказа по его концу (с опорой на картинки и без).

     Составление собственных связных высказываний описательно-повествовательного характера по демонстрируемому действию, картинкам, представлению. Работа с деформированным текстом. Развитие связной речи, навыков самоконтроля, речевой произвольности.

Зрительный  ряд: сюжетные картинки «Семья», «Кот-задира», «Два брата», «Щенок Бимка»; серии сюжетных картинок «Петя и волки», «Про девочку Машу и куклу Наташу», «Страшный зверь», «Это я виноват».

Звуковой  ряд: музыка для релаксации, для динамических пауз.

Возможные виды работы:

  • составление рассказа по демонстрируемому действию;
  • составление рассказа по сюжетной картинке, серии картинок, представлению;
  • продолжение или восстановление рассказа с опорой на картинки и без;
  • ролевое моделирование ситуаций «Дежурные», «На уроке», «У врача», «День рождения».
 

Примерные конспекты логопедических занятий

Тема 1. Занятие 1. Слова, обозначающие действие предмета.

Цель:

  • знакомство со словами, обозначающими действие предмета; формирование практических навыков правильного употребления глаголов. Активизация словарного запаса учащихся в рамках лексической темы «Домашние животные»; развитие артикуляционной моторики, слухового внимания и памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к занятиям, интереса к языковым явлениям.

Зрительный ряд: картинки «Домашние животные», «Паровозик и вагончики», таблички с двумя полосками (теремок, картинки серии «Звукознайка».

Звуковой  ряд: песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково» В. Юровского, Г. Циферовой.

Ход занятия

1. Организационно-подготовительная  часть занятия.

  • Знакомство в кругу.
  • Игра «Паровозик».

Логопед: Сегодня, ребята, мы отправимся в гости к словам. Поедем на поезде. Вот конверты с билетами (цветовой тест Люшера) билеты разные — желтые, зеленые и красные, коричневые, черные и голубые — выбирайте любые! Выберите тот билет, который вам кажется самым красивым. А теперь выходите сюда, поставьте билеты в вагончики (на наборном полотне картинка «Паровозик и вагончики»), а сами станьте друг за другом в паровозик. (Дети делают под музыку несколько кругов; когда музыка выключается, «паровозиком» становится новый ребенок.)

• Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Вот мы и приехали в гости к словам. В корзиночке у  меня много слов. Слышите, как они шуршат? А вылезать не хотят. Они не знают, хорошо ли говорят ребята, послушны ли у них губки, язычок. А это мы сейчас проверим: сделаем упражнения для губ и язычка:

Лягушка-слоненок;                                   Шарик за щекой;

Лошадка;                                                    Чистим зубы;

Маляр;                                                         Игры-звукоподражания;

Чистоговорки. 

(Артикуляционная  гимнастика сопровождается  стихами и демонстрацией картинок серии «Звукознайка».)

2. Основная часть  занятия.

•    Слова, обозначающие действие предмета.

Логопед: Словам очень понравилось, как вы делали артикуляционную гимнастику, и они решили поближе познакомиться с вами (Дети выходят по одному, достают из корзинки карточки со словом, логопед читает слово и просит выполнить действие.)

Слова: хлопает, топает, ходит, машет, прыгает, стучит.

Логопед. Что делает Маша? (Коля, Петя и т. д.) Какой вопрос я задавала? Все эти слова отвечают на вопрос «Что делает?» и обозначают действие предмета. Для таких слов мы будем использовать карточки с двумя полосками... Ах, а в корзинке еще остались слова!

Ну-ка, послушайте: «My!..». Кто это?... (что делает?)» (На наборном полотне — картинка с изображением коровы и карточка с двумя полосками.)

Аналогично: лает, мяукает, хрюкает, ржет, блеет, рычит.

(Картинки: кошка, корова, свинья, собака, коза, лошадь, волк.)

•    Логопед: Как назвать картинки одним словом? Какое животное лишнее?

Беседа  о домашних животных;

Каждый  ребенок составляет рассказ о  понравившемся ему животном с опорой на картинный план:

  • где живет (изображение домика)?
  • чем питается (изображение миски)?
  • какую пользу приносит (вопросительный знак)?

•    Игра «Что мы делаем?»

Логопед: Домашние животные предлагают детям поиграть в одну интересную игру. 

Дети  (сопряжено с логопедом):           Логопед:                      Дети (сопряжено с логопедом):

Хлоп-хлоп-хлоп!                                 Что мы делаем?                        Мы хлопаем!

Топ-топ-топ!                                          Что мы делаем?                        Мы топаем!

Прыг-прыг-прыг!                               Что мы делаем?                         Мы прыгаем!

Шлёп-шлёп-шлёп!                              Что мы делаем?                         Мы шлёпаем!

Кач-кач-кач!                                     Что мы делаем?                        Мы качаем!

Стук-стук-Стук!                                 Что мы делаем?                        Мы стучим!

(Пауза.)                                                 Что мы делаем?                        Мы молчим!

Му-му-му!                                                Что мы делаем?                        Мы мычим!

(Аналогично  другие звукоподражания  — мяу, хрю,  гае, и-го-го, бе.)

• Игра «Кто как стучит ?»

Логопед: Как-то раз пошли домашние животные погулять. Идут и видят: стоит в поле теремок (на наборном полотне картинка). Вошли они в теремок и стали там жить.

Когда они куда-нибудь уходили, то, возвращаясь, каждый стучал в дверь по-своему.

(Логопед  просит повторить ритмичный стук  типа: хх, ххх, хХХ, ХХх, хххх, хх-хх-хх и т. п. Ребенок, правильно повторивший стук, получает картинку с изображением домашнего животного.)

• Подбор предметов к словам-действиям. 
Логопед.
Тот, о ком я скажу, войдет в теремок. Сторожит, грызёт, лает. Кто это? Собака что делает? (Ребенок, у которого картинка с изображением собаки, выходит к доске и отвечает на вопрос логопеда. Аналогично работа со словами: мяукает, лакает; хрюкает, роет, ржет, скачет, возит; блеет, бодается; мычит, жует, молоко дает).

• Лото «Сказки».

Дети  по цепочке рассказывают сказку «Курочка Ряба», логопед задает вопросы:

Дед что  делал? Баба что делала? Мышка что  делала?

3. Заключительная часть  занятия.

Покупка билетов на поезд (цветовой тест Люшера).

  • Смысловая рефлексия занятия (с какими словами познакомились?).
  • Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).
  • Пароль на выход (на какой вопрос отвечает слово ... , что делает кошка, корова...).

Примечание: важно, чтобы в конце занятия ребенок поставил билет в тот же вагончик, что и в начале. Это позволяет отслеживать изменения в эмоциональном состоянии за время занятия. 
 
 
 

Тема 2. Занятие 1. Простое двусоставное нераспространенное предложение.

Цель:

  • активизация словарного запаса учащихся в рамках лексических тем «Семья», «Домашние животные»; знакомство с понятием «предложение»; обучение правильному составлению предложений из двух слов;
  • развитие слухового внимания, памяти, обогащение запаса представлений об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к занятиям, внимания к языковым явлениям.

Дидактические средства: картинки «Незнайка», «Домашние животные», «Семья»; сюжетные картинки для составления предложений; карточки с одной и двумя полосами.

Ход занятия

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

•        Знакомство в кругу.

•        Упражнения на снятие мышечной усталости и активизацию психических процессов: «Сова», «Насос», «Шарик», «Думающая шляпа», «Бабочка на потолке».

2. Основная часть занятия.

Составление предложений по картинкам.

Детям раздаются карточки с изображением домашних животных.

Логопед показывает картинку «Незнайка» и говорит, что сейчас дети поиграют в Незнайку. Незнайка ничего не знает и все время спрашивает: «Кто это?», «Что делает?». Незнайкой будет...

Ребенок показывает детям свою картинку и  задает вопросы; дети отвечают. Повторение. Дифференциация вопросов «Кто?», «Что делает?» (в виде игры «Поможем Незнайке задать вопрос к слову»).

Информация о работе Система работы с учащимися при двуязычии