Система работы с учащимися при двуязычии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Весомую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона

Содержание

1. Организация логопедической работы с детьми с билингвизмом стр. 4
2. Обследование устной речи у детей с билингвизмом стр. 6
Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений стр. 6
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом стр. 9
Анализ результатов логопедической диагностики стр. 15
3. Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения детей с билингвизмом стр. 16
Формы логопедической коррекции стр. 16
Основные принципы построения курса коррекционных занятий стр. 16
Основные методы коррекционного обучения стр. 17
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями стр. 18
Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом (Румега Н. А.) стр. 19
Учебно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи стр. 21
Содержательный аспект программы стр. 23
Примерные конспекты логопедических занятий с

Работа содержит 1 файл

dvuyazychie.doc

— 560.50 Кб (Скачать)

               ле-ле-ле — на столе не-не-не — на окне

              ле-ле-ле на стуле не-не-не — на диване

              фу-фу-фу — на шкафу лу-лу-лу — на полу

2. Основная часть  занятия.

  • Выделение предлога «на» из речи, уточнение его значения.
  • Сколько слов я сказала: «Стол»? А теперь: «На столе»? Одно слово совсем маленькое — «на». Скажите, что лежит на столе? Что обозначает слово «на»? (Предмет находится сверху 
    другого.)
  • Сообщение темы занятия.

Повторение  названий предметов мебели. Закрепление  обобщающего слова «Мебель».

На наборном полотне — картинки серии «Мебель». Логопед просит назвать, что изображено на картинках, назвать части мебели, сказать, как можно все предметы назвать одним словом.

•    Рассказ о девочке и котенке.

— У  девочки был котенок. Он очень  любил играть. Как-то раз стали играть в прятки. Договорились, что котенок никуда не станет залезать, а будет прятаться сверху. Девочка закроет глаза и постарается его найти по голосу. Стал котенок бегать с места на место и мяукать: «Мяу-мяу, я на диване. Мяу-мяу, я...» Подскажи девочке, где сейчас котенок?

(Логопед  демонстрирует перемещение котенка  на наборном полотне и повторяет ответы детей, выделяя голосом предлог: на столе, на стуле, на тумбочке, на шкафу.)

— А  потом котенок и говорит: «Я... коробке». «Ничего не понимаю! — отвечает девочка. — Где ты?» «Я... коробке».

Почему  девочка не поняла? Какое маленькое  слово пропустил котенок? Вот какой глупый котенок! Я думаю, что вы не будете пропускать маленькое слово «на». Проверим?

•    Составление предложений с предлогом  «на» по сюжетным картинкам «В комнате», «В классе».

•    Динамическая пауза. Стихи с движениями.

           Как на горке снег-снег,

          И на елке снег-снег,

           И на шапке снег-снег,

           И на шубке снег-снег,

           На перчатках снег-снег,

           На сапожках снег-снег...

           Все бело-бело-бело,

           Много снега намело,

           Вот веселые деньки!

           Все на лыжи и коньки

•    Игра с мячом. Логопед читает стихи:

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Начинаем в мяч играть.

       Не забудь словечко «на»,

        Чтоб соединить слова.

Логопед бросает кому-нибудь мяч и произносит название предметов. Ученик должен придумать предложение с предлогом «на».

Слова: подушка, кровать; тарелка, стол; девочка, стул; кукла, диван; ваза, шкаф; часы, тумбочка.

Логопед бросает мяч и произносит название только одного предмета, дети составляют предложение с предлогом «на».

Слова: книга, одеяло, мальчик, коробка, чайник, цветок, кошка, на столе, на диване, на стуле, на кровати, на шкафу, на тумбочке.

•    Работа в тетрадях, где схематически изображены различные предметы мебели.

- Что нарисовано?

- Как назвать эти предметы одним словом?

Нарисуйте на стуле мяч, на столе стакан, на кровати подушку, на шкафу — коробку. Где лежит мяч (подушка, коробка)? Где стоит стакан? Подпишите. Помните, что маленькое слово «на» пишется отдельно от других слов.

3. Заключительная часть  занятия.

  • Смысловая рефлексия занятия: с каким маленьким словом познакомились? Что обозначает это слово? Как пишется предлог «на»?
  • Эмоциональная рефлексия занятия: кто сегодня был самым внимательным (старательным, послушным, веселым, аккуратным)?
  • Пароль на выход: скажи, где лежит ручка? (на столе, на тетради, на окне, на стуле, на пенале).

Тема 12. Занятие 2. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог «в».

Цель:

  • формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога «в», закрепление практических навыков предложного управления;
  • развитие зрительно-пространственных представлений, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Животные», «Посуда», «Продукты»;
  • воспитание интереса к занятиям, положительной учебной мотивации.

Зрительный  ряд: предметные картинки серии «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты»; набор кукольной посуды; наборное полотно, мяч, сюжетная картинка «Повар готовит обед».

Ход занятия

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

  • Упражнения на снятие мышечной усталости: «Сова», «Любопытная Варвара», «Стряхиваем водичку», «Кошечки», «Кораблик».
  • Фонетическая зарядка.

2. Основная часть  занятия.

• Уточнение семантического значения предлога «в». 
Логопед демонстрирует детям портфель, спрашивает, чей он и просит сказать, что может быть в портфеле. Затем следует объяснение: «Чтобы сказать, что один предмет находится внутри другого, используют маленькое слово "в".

• Сообщение темы, занятия

Логопед демонстрирует детям игрушечную посуду, просит назвать одним словом. Затем по очереди опускает чайную ложечку в стакан, чашку и спрашивает, где ложечка?

— Скажите, что наливают в стакан (тарелку, кастрюлю, чашку)?

• Составление предложений с предлогом «в» по сюжетной картинке «Повар готовит обед».

Ответы  на вопросы: Что кладет повар в суп (салат, пирог)? Во что кладет повар картошку, помидоры, огурцы, муку, варенье, соль, сахар? Во что наливает повар компот, суп? Во что кладет салат? А фрукты?

• Игра с мячом. Составить предложения с предлогом «в». 
Логопед бросает кому-нибудь мяч и произносит названия предметов. Ребенок должен составить предложение со словом «в».

Слова: в стакан, в тарелку, в чашку, в пирог, в чай; картошка, кастрюля, салатница, помидоры, мука.

• Динамическая пауза.

Стихи с движениями (Т. А. Ткаченко).

           В комнату вошел мой брат,         (шаги на месте)

          В сумке фотоаппарат,                 (наклон, руки вниз)

          В конуру полез наш пес,             (приседание)

          Папа в дом арбуз принес.          (Шаги на месте, руки «держат арбуз»)

После двукратного повторения логопед  спрашивает «Услышали вы маленькое слово «в»?

• Диалог «Кто где живет?»

Логопед читает стихи и выставляет на наборное полотно картинки «Кто где живет?»

Лисица  живет в норе, Белка — в дупле, птица — в гнезде. А в берлоге спит медведь. Тише, тише! Не шуметь!

— Где  живет белочка? Лиса? Медведь? Птица? А где живут девочки и мальчики? А где они учатся?

• Работа в тетрадях, где схематически изображена посуда. Логопед просит нарисовать в стакане вишенку, в чашке — ложку, в вазе — яблоко, в кастрюле — картошку, подписать картинки.      

                                                                                                    

            

  Дети рисуют в тетради квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник. Логопед предлагает в круге нарисовать крестик, в треугольнике — точку, в квадрате — галочку, в прямоугольнике — палочку, овале — снежинку.

3. Заключительная часть  занятия.

  • Смысловая рефлексия занятия. С каким маленьким словом познакомились? Что обозначает это слово?
  • Эмоциональная рефлексия занятия. Поднимите руку, кому было интересно (скучно)? Кто старался? Кто все запомнил? Сейчас проверим.
  • Пароль на выход. Скажи, где живет белка (лиса, медведь, птица, собака)?
 
 

          
 
 

                                                     
 
 
 
 
 

Информация о работе Система работы с учащимися при двуязычии