Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:30, реферат
Весомую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона
1. Организация логопедической работы с детьми с билингвизмом стр. 4
2. Обследование устной речи у детей с билингвизмом стр. 6
Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений стр. 6
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом стр. 9
Анализ результатов логопедической диагностики стр. 15
3. Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения детей с билингвизмом стр. 16
Формы логопедической коррекции стр. 16
Основные принципы построения курса коррекционных занятий стр. 16
Основные методы коррекционного обучения стр. 17
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями стр. 18
Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом (Румега Н. А.) стр. 19
Учебно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи стр. 21
Содержательный аспект программы стр. 23
Примерные конспекты логопедических занятий с
ле-ле-ле — на столе не-не-не — на окне
ле-ле-ле на стуле не-не-не — на диване
фу-фу-фу — на шкафу лу-лу-лу — на полу
2. Основная часть занятия.
Повторение названий предметов мебели. Закрепление обобщающего слова «Мебель».
На наборном полотне — картинки серии «Мебель». Логопед просит назвать, что изображено на картинках, назвать части мебели, сказать, как можно все предметы назвать одним словом.
• Рассказ о девочке и котенке.
— У девочки был котенок. Он очень любил играть. Как-то раз стали играть в прятки. Договорились, что котенок никуда не станет залезать, а будет прятаться сверху. Девочка закроет глаза и постарается его найти по голосу. Стал котенок бегать с места на место и мяукать: «Мяу-мяу, я на диване. Мяу-мяу, я...» Подскажи девочке, где сейчас котенок?
(Логопед
демонстрирует перемещение
— А потом котенок и говорит: «Я... коробке». «Ничего не понимаю! — отвечает девочка. — Где ты?» «Я... коробке».
Почему девочка не поняла? Какое маленькое слово пропустил котенок? Вот какой глупый котенок! Я думаю, что вы не будете пропускать маленькое слово «на». Проверим?
•
Составление предложений с
• Динамическая пауза. Стихи с движениями.
Как на горке снег-снег,
И на елке снег-снег,
И на шапке снег-снег,
И на шубке снег-снег,
На перчатках снег-снег,
На сапожках снег-снег...
Все бело-бело-бело,
Много снега намело,
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки
• Игра с мячом. Логопед читает стихи:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем в мяч играть.
Не забудь словечко «на»,
Чтоб соединить слова.
Логопед бросает кому-нибудь мяч и произносит название предметов. Ученик должен придумать предложение с предлогом «на».
Слова: подушка, кровать; тарелка, стол; девочка, стул; кукла, диван; ваза, шкаф; часы, тумбочка.
Логопед бросает мяч и произносит название только одного предмета, дети составляют предложение с предлогом «на».
Слова: книга, одеяло, мальчик, коробка, чайник, цветок, кошка, на столе, на диване, на стуле, на кровати, на шкафу, на тумбочке.
• Работа в тетрадях, где схематически изображены различные предметы мебели.
- Что нарисовано?
- Как назвать эти предметы одним словом?
Нарисуйте на стуле мяч, на столе стакан, на кровати подушку, на шкафу — коробку. Где лежит мяч (подушка, коробка)? Где стоит стакан? Подпишите. Помните, что маленькое слово «на» пишется отдельно от других слов.
3. Заключительная часть занятия.
Тема 12. Занятие 2. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог «в».
Цель:
Зрительный ряд: предметные картинки серии «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты»; набор кукольной посуды; наборное полотно, мяч, сюжетная картинка «Повар готовит обед».
Ход занятия
1.
Организационно-
2. Основная часть занятия.
• Уточнение
семантического значения предлога «в».
Логопед демонстрирует детям портфель,
спрашивает, чей он и просит сказать, что
может быть в портфеле. Затем следует объяснение:
«Чтобы сказать, что один предмет находится
внутри другого, используют маленькое
слово "в".
• Сообщение темы, занятия
Логопед демонстрирует детям игрушечную посуду, просит назвать одним словом. Затем по очереди опускает чайную ложечку в стакан, чашку и спрашивает, где ложечка?
— Скажите, что наливают в стакан (тарелку, кастрюлю, чашку)?
• Составление предложений с предлогом «в» по сюжетной картинке «Повар готовит обед».
Ответы на вопросы: Что кладет повар в суп (салат, пирог)? Во что кладет повар картошку, помидоры, огурцы, муку, варенье, соль, сахар? Во что наливает повар компот, суп? Во что кладет салат? А фрукты?
• Игра
с мячом. Составить предложения с предлогом
«в».
Логопед бросает кому-нибудь мяч и произносит
названия предметов. Ребенок должен составить
предложение со словом «в».
Слова: в стакан, в тарелку, в чашку, в пирог, в чай; картошка, кастрюля, салатница, помидоры, мука.
• Динамическая пауза.
Стихи с движениями (Т. А. Ткаченко).
В комнату вошел мой брат, (шаги на месте)
В сумке фотоаппарат, (наклон, руки вниз)
В конуру полез наш пес, (приседание)
Папа в дом арбуз принес. (Шаги на месте, руки «держат арбуз»)
После двукратного повторения логопед спрашивает «Услышали вы маленькое слово «в»?
• Диалог «Кто где живет?»
Логопед читает стихи и выставляет на наборное полотно картинки «Кто где живет?»
Лисица живет в норе, Белка — в дупле, птица — в гнезде. А в берлоге спит медведь. Тише, тише! Не шуметь!
— Где живет белочка? Лиса? Медведь? Птица? А где живут девочки и мальчики? А где они учатся?
• Работа в тетрадях, где схематически изображена посуда. Логопед просит нарисовать в стакане вишенку, в чашке — ложку, в вазе — яблоко, в кастрюле — картошку, подписать картинки.
Дети рисуют в тетради квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник. Логопед предлагает в круге нарисовать крестик, в треугольнике — точку, в квадрате — галочку, в прямоугольнике — палочку, овале — снежинку.
3. Заключительная часть занятия.
Информация о работе Система работы с учащимися при двуязычии