Система работы с учащимися при двуязычии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Весомую долю учащихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в усвоении школьных программ, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона

Содержание

1. Организация логопедической работы с детьми с билингвизмом стр. 4
2. Обследование устной речи у детей с билингвизмом стр. 6
Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений стр. 6
Методика диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом стр. 9
Анализ результатов логопедической диагностики стр. 15
3. Коррекция речевых нарушений на первом этапе обучения детей с билингвизмом стр. 16
Формы логопедической коррекции стр. 16
Основные принципы построения курса коррекционных занятий стр. 16
Основные методы коррекционного обучения стр. 17
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями стр. 18
Авторская программа коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом (Румега Н. А.) стр. 19
Учебно-тематический план занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи стр. 21
Содержательный аспект программы стр. 23
Примерные конспекты логопедических занятий с

Работа содержит 1 файл

dvuyazychie.doc

— 560.50 Кб (Скачать)

Слова собака, стоп, стоит, лает, бегает, лошадь, коза, блеет, мычит, корова. Эта же игра проводится в другом варианте: услышав слово, дети поднимают карточку с одной или двумя полосками.

•    Составление предложений по схеме.

Логопед: Жило-было на свете слово «мальчик». Пошло слово погулять, а навстречу ему другое слово — «играет» (выставляет на наборное полотно карточки с полосками). Встали слова рядом, и получилось предложение. Какое предложение получилось? (Ответ детей.) Слово «мама» стало рядом со словом «готовит» (на наборном полотне схема). Какое получилось предложение? Аналогичная работа проводится со словами: бабушка, вяжет, папа, работает, дедушка, читает). Как назвать одним словом слова «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «мальчик»?

• Динамическая пауза.

Логопед: Вечером вся семья дома. Покажем, кто что делает. Дети показывают, как мама подметает пол, бабушка вяжет, папа забивает  гвоздь, дедушка читает газету, а дети —           девочки и мальчики…

Прыгают, как мячики,

Ножками топают,

      Ручками хлопают,

      Головой кивают,

      Вместе отдыхают.

• Составление предложений по сюжетной картинке «Семья». 
Уточнение понятий «сын», «дочь», «внук», «внучка», «сестра», «брат».

Составление предложений по картинкам.

Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке?», «Что он делает?». Повторить получившееся предложение, выложить его схему. Согласование глагола с именем существительным в числе (в виде игры «Закончи предложение»).

Птица летит. Птицы...

Мальчик бежит. Мальчики...

Собака  лает. Собаки...

Самолет летит. Самолеты...

Корова  мычит. Коровы...

Девочка читает. Девочки…

• Составление предложений по схемам (в виде игры «Незнайка загадывает загадки»).

Логопед: Незнайка придумал предложение про солнышко и выложил его схему. Отгадайте, что это за предложение? Аналогично – предложения про дождик, доктора, учительницу, бабушку.

3. Заключительная часть  занятия.

• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать?).

• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не  понравилось).

• Пароль на выход (составить предложение из двух слов, например: ученик, писать). 
 

Тема 3. Занятие 1. Согласование имени существительного и глагола в числе.

Цель:

  • знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов;
  • формирование практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе;
  • активизация словарного запаса в рамках лексических тем: «Школа», «Семья», «Домашние животные»;
  • развитие внимания к языковым явлениям, слуховой памяти и артикуляционной моторики;
  • формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков.

Дидактические средства: картинки «Звукознайка», «Домашние животные»; сюжетные картинки «В школе», «Семья».

Ход занятия

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

• Игра на групповое сплочение:

1-й круг: «Что я люблю?» — дети передают  мягкую игрушку по кругу и  называют свою любимую еду. 

2-й круг: «Вкусный подарок соседу».

• Артикуляционная гимнастика, фонетическая  зарядка

2. Основная часть занятия.

• Дифференциация вопросов «Что делает», «Что делают?».

Логопед просит выполнить действия одного ребенка  и задает вопрос: «Что делает?», а затем это же действие выполняет вся группа и звучит вопрос «Что делают?» (идет-идут, прыгает-прыгают, плывет-плывут, машет-машут, топает-топают). Логопед предлагает сравнить вопросы «Что делает?» и «Что делают?» по звучанию и значению.

• Сообщение темы занятия.

• Подбор действий к картинкам.

На наборном полотне картинки: кошка, собака, свинья, волк.

  • Какая картинка лишняя? Почему?
  • Кто как голос подает? Что делает собака?
  • А собаки?

(Аналогично: кошка — кошки, свинья —  свиньи, волк — волки.)

•           Динамическая пауза.

Вышли мыши как-то раз                   (дети маршируют)

Посмотреть, который час.                (руки на пояс поворот вправо-влево)

Раз, два, три, четыре —                       (хлопки в ладоши)

Мыши  дернули за гири.             (имитация дергания за веревку)

Вдруг раздался страшный звон —    (ладони к щекам, покачивание головой) 
Побежали мыши вон!
              (бег на месте)

Мыши, замрите! Кто зашевелится после команды  «Замри», того съела кошка.

Попробуем еще раз.

Образование глаголов I спряжения 3-го лица множественного числа.

•           Работа с сюжетной картинкой «В школе». Ответы на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?». «Что делают?».

•           Игра «Ученики и учителя».

Логопед: Сейчас, ребята, мы поиграем в школу. Девочки будут ученицами, а мальчики — учителями. Мальчики, слушайте внимательно, правильные ли слова подберут девочки? (Затем наоборот.)

Учительница пишет и дети тоже ...

Учительница рисует и дети тоже ...

Учительница читает и дети тоже...

Учительница знает и дети тоже ...

Учительница идет и дети тоже...

Учительница поет и дети тоже...

Учительница несет и дети тоже...

Учительница ругает и дети тоже...

• «Дома».

Беседа  по сюжетной картинке «Семья». Повторение родственных отношений. Вопросы типа: Мальчик маме кто? А бабушке? А девочке?

• Называние действий по показу.

Логопед: Утром мама и папа ушли на работу, дедушка пошел в магазин, а дети остались с бабушкой. Они очень любили бабушку, и стали все делать вместе с ней. Отгадайте, что делает бабушка?

Логопед жестами показывает действия, а дети называют их. После каждого ответа логопед просит повторить:

Бабушка стирает, и дети...

Бабушка подметает, и дети ...

Бабушка режет, и дети...

Бабушка шьет, и дети ...

Бабушка вяжет, и дети ...

Бабушка моет, и дети ...

Бабушка кушает, и дети ...

3. Заключительная часть  занятия.

  • Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.
  • Пароль на выход.

— Первым выйдет тот, кто без ошибок закончит все предложения:

      Птица поет.                                   Птицы…

      Мальчик идет.                              Мальчики…

    Собака лает.                                   Собаки…

     Кошка мяукает.                             Кошки…

    Девочка пишет.                            Девочки…

     Ученик читает.                                Ученики… 

Тема 4. Занятие 2. Согласование имени существительного и глагола в числе.

Цель:

  • закрепление практических навыков согласования имени существительного и глагола в числе;
  • активизация словарного запаса в рамках лексической темы «В лесу»;
  • развитие внимания к языковым явлениям, слуховой памяти, артикуляционной моторики;
  • формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков.

Зрительный  ряд: картинки из серии «Звукознайка», «Один-много», шапочки с изображениями диких животных.

Звуковой  ряд: музыка для релаксации «На лесной полянке».

Ход занятия

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

  • Релаксация под музыку.
  • Артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка.

2. Основная часть занятия.

• Игра «Отгадай, о чем речь?»

Логопед: Мы с вами, ребята, оказались в лесу, но злая Баба Яга не пускает нас дальше. Она приготовила картинки и хочет задать вам вопросы. Если вы ответите правильно, можно будет двигаться дальше по лесной тропинке.

На наборном полотне картинки с изображением одного и нескольких предметов типа: гриб-грибы, дерево-деревья, цветок-цветы, мальчик-мальчики, мяч-мячи.

Логопед просит закончить предложение, повторить  его.

Растет... Растут...

Бегает... Бегают...

Пахнет... Пахнут...

Прыгает... Прыгают

Спит... Спят...

— Ответьте на вопросы:

Что растет?

Кто бегает?

Что пахнет?

Что (кто) прыгает?

Кто спит?

Дети  должны отвечать предложениями типа: «Мальчик бегает», «Мальчики бегают», четко проговаривать окончания.

Логопед: Молодцы! Вы так хорошо отвечали, что даже Баба Яга заулыбалась и разрешила идти дальше.

•    Ролевое моделирование ситуации «В лесу».

Логопед: Сейчас, дети, мы пойдем по лесной тропинке. Встаньте друг за другом. (Дети идут по кругу.) На пути встретился ручеек. Перешагнем его. Идем дальше. Вдруг на тропинке толстое поваленное дерево, переберемся через него.

(Далее  дети перепрыгивают через канаву, идут по болоту, как аист, идут на носках, чтобы не разбудить волка, на пятках, так как на земле колючие иголки от елки, плывут на лодках по реке и т. п.)

•     Образование глаголов II спряжения 3-го лица множественного числа.

Логопед: Вот мы и пришли в лес. Кто живет в лесу? Пусть каждый назовет одно животное. (Ребенок называет животное, логопед дает ему шапочку с изображением этого животного.)

Зайчик  под кустом сидит. Кто у нас  зайчик? Карина, что делает зайчик? А зайчики? Покажи, как сидит зайчик? (Далее говорится о том, что лиса ходит, смотрит, где зайчик. Логопед просит показать, как ходит лиса и сказать, что делает лиса, лисы. Аналогично волк, медведь, белка, дятел. Используются глаголы: рычит, стучит, видит, спит. Рассказ заканчивается тем, что прилетели мудрый филин и совы (филин летит, совы летят) и попросили зверей не обижать друг друга, а жить дружно, как ребята в нашей группе.)

Информация о работе Система работы с учащимися при двуязычии