Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".
Осн задачами кор-разв обучения явл: 1)Активизация познав дея-ти уч-ся; 2)Повышение уровня их умственного раз-я; 3)Нормализация уч дея-ти;4)Коррекция недостатков эмоц-личн раз-ия;5)Социально-трудовая адаптация.
Совместно с учителями кор работу по обучению уч-ся проводят психологи. Узкие спец-ты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание раз-ия реб.
Этапы псих-пед сопровождения: 1.Диагностика (подгот работа – форм-ние банка данных о детях с огран-ми возм-ми здоровья, оказание методической помощи специалистам при выявлении детей с огранич возм-ми здоровья; комплексная диаг-ка реб). На этапе диагн-ки изуч-ся индивид особ-ти познавательной дея-ти и эмоц-волевой сферы, состояния здоровья, условий сем вос-ия путем наблюдения за реб в разных видах дея-ти (на уроке и во внеклассных мероприятиях). Изучением заним-ся учитель, затем привлекает педагога-психолога (педагог-психолог ведет карту наблюдений). Особ-ти развития уч-ся рассматриваются на школьном консилиуме. Направить или нет реб на психолого-медико-пед комиссию, принимает решение консилиум. После комплексной диагностики на ПМПК ребенку ставится диагноз. 2. Конс-ние родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Педагог-псих проводит консульт-ние род-ей по вопросу дальнейш об-ия и более подробно разъясняет необх-сть специального коррекц об-ия. Орган-ся – беседы, анкет-ние, День открытых дверей, пров-ие совместных детско-род праздников и др. 3. Конс-ние педагогов. Ока-тся метод помощь педагогам, работ в классах коррекции (подготовка пакета документов необх для работы с детьми данной категории, подготовка и представление рекомендаций учителям). 4. Кор-развив работа. Этап обеспечения коррекции недостатков раз-ия осущ-ся педагогам-психологом совместно с учителем как на уроках, так и во внеурочной дея-ти. Орг-ся индивид псих-пед сопров-ие реб с учетом его потенциальных возм-ей. Форм-тся кор-разв группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми.Для работы с детьми с ЗПР составляется индивид или групповой план работы. 5. Психол просвещение. Для создания условий преод-ия проблем в развитии уч-ся с ЗПР орг-ся и проводятся семинары, круглые столы и консультации для учителей классов коррекции. Постоянно обнов-ся информац стенд пед-психа. 6. Пров-ие промежуточной и итоговой диаг-ки уч-ся с целью выявления дальнейшего образов маршрута. На данном этапе проводится диаг-ка уч-ся. Диаг-ка вкл в себя: анализ усвоения прогр-мы по разным предметам (контр списывание, диктант, контр работа, пересказ текста и т.д.); изучение психо-эмоц состояния детей в усл-ях школы – у кажд реб своя длительность адаптацэтапа, также как и степень тяжести его протекания. В среднем привыкание ребенка к школе или новому классному коллективу имеет продолж-сть от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспос-ся к шк жизни, во многом зависит от такта и выдерж-ти взрослых (педагогов и родителей).
Любая работа должна непременно проводится в системе.
40. Психологические особенности ребенка с умственной отсталостью.
Психологич. особенности р-ка с ОУ: 1. Инертность всех психич. процессов: ВОСПРИЯТИЕ р-ка с УО – особенности: меньший объем восприним. инфы (воприним-ся то, что наиболее бросается в глаза-яркое, громкое); страдает совместность восприятия (поле восприятия сужено); в сюжетной картинке не м. выделить главное; не улавливает логич. связи на картинке; не м. разложить последоват. картинки; ВНИМАНИЕ: непроиз. внимание. Произвольн. сложно вырабатывается, не очень стойкое. Объем внимания снижен; ПАМЯТЬ: разны варианты: м.б. общ. Снижение памяти, а м.б. ,что по какой-то одной модальности память развита больше (напр., хорошо запоминает цифры). Нарушены и запоминание, и сохранение, и воспроизведение. Сложности со слухо-речевой и зрит. памятью. Сохраняемый материал не стойкий. М. наруш-ся эпизодич. Память (на события и эмоции). Р-к ,участь 8 лет в школе, м. не знать, где столовая, туалет и т.д. МЫШЛЕНИЕ: с трудом формир-ся понятия. Абстрактое мышление не у всех. ЭМОЦ. СФЕРА: эмоции м.б. выражены.
41. Психологические и медицинские классификации детей с умственной отсталостью.
Выделяют врожд. олигофрению
(рождается или приобретает в
первые 3 года) и приобрет. деменцию
(после 3х лет). Деменция чаще всего
в пожилом возрасте(
По степени тяжести: 1) дебильность – такие дети вначале своего развития не отлич-ся от норм. р-ка. Но затем появл-ся особенности в игровой деят-ти (игра механич-я, по подражанию), познават. интересы снижены и игра быстро надоедает. Позже развив-ся речь, но речь они осваивают в осн. на бытов. уровне. Абстракт. понятий практически нет. Хуже развита память, внимание, проблемы с мышлением. Развитие по сравнению с обычн. р-ком задерж-ся;
2) имбецильность – запаздывает развитие речи, моторики. Познават. интересы ещё в большей степени снижены. Словарн. запас крайне скуден. Такой чел м. работать только под наблюдением;
3) идиотия – речи нет, нечленоразд. звуки. Р-к не обучаем.
Причины возник-я УО: а) связ.
со здоровьем родителей и
По форме выраженности: 1) чистая УО (только УО); 2) дети с УО, кроме этого есть ещё нейродинамич. нарушения: * преобладают процессы возбуждения – недисциплин., неуправляем. дети, легко возбудимы; * процессы торможения – вялость, замедл. движения, апатия, слабо выраж. эмоции, мимика, пантомимика; 3) дети с УО с реч. нарушениями – скудный запас слов, небольш. фразы, нестыковка грамматич. строя и др.; 4) УО с нарушением пространств. ориентации движения(самая тяжелая форма) – не знает лево, право, плохо работает с предметами; 5) УО с нарушением поведения; 6) УО с личност. нарушениями – патологич. развитие личности.
F70 Умственная отсталость легкой степени.F70.0 Умственная отсталость легкой степени - с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения. F70.1 Умственная отсталость легкой степени - значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения. F70.8 Умственная отсталость легкой степени - другие нарушения поведения.F70.9 Умственная отсталость легкой степени - без указаний на нарушение поведения
F71 Умственная отсталость
F72 УО тяжелая.F72.0 УО тяжелая - с указанием на отсутствие и слабую выраженность наруш пов-ия.F72.1 Уо тяжелая - значительное наруш поведения требующее ухода и лечения.F72.8 У о тяжелая - другие наруш поведения.F72.9 Уо тяжелая - без указаний на наруш-е пов-ия
F73 УО глубокая.F73.0 УО глубокая - с указанием на отсутствие и слабую выраж-ть наруш пов-ия.F73.1 УО глубокая – значит наруш пов-ия требующее ухода и лечения.F73.8 УО глубокая - другие наруш поведения.F73.9 УО глубокая - без указаний на наруш пов-ия
F78 Другие формы умств отс-ти.F78.
F79 Уо неуточненная.F79.0 УО неуточненная - с указанием на отсутствие и слабую выраженность наруш пов-ия.F79.1 УО неуточненная – значит наруш пов-ия требующее ухода и лечения.F79.8 УО неуточненная - другие наруш пов-ия.F79.9 УО неуточненная - без указаний на наруш пов-ия.
42. Формы олигофрении по Певзнер.
По форме выраженности: 1) чистая УО (только УО); 2) дети с УО, кроме этого есть ещё нейродинамич. нарушения: * преобладают процессы возбуждения – недисциплин., неуправляем. дети, легко возбудимы; * процессы торможения – вялость, замедл. движения, апатия, слабо выраж. эмоции, мимика, пантомимика; 3) дети с УО с реч. нарушениями – скудный запас слов, небольш. фразы, нестыковка грамматич. строя и др.; 4) УО с нарушением пространств. ориентации движения(самая тяжелая форма) – не знает лево, право, плохо работает с предметами; 5) УО с нарушением поведения; 6) УО с личност. нарушениями – патологич. развитие личности.
43. Проблемы семьи, имеющей ребенка с УО
Переж-ия род-ей, связ с
рожд-м больн реб, явл предметом
изуч-ия во многих странах. Этот период
принято считать наиболее тяжелым.
Меняются отн-ия м/у супругами, весь
уклад сем жизни. Именно этот период
явл первым серьезным испыт-ем брака
на прочность. И здесь очень многое
зависит от самих супругов, особенно
женщины — матери больного реб. Чаще
распад-ся семьи, в кот у женщины
постоянно понижен фон настр-
Избег-те физ наказания своих детей. Пед наука давно доказала их вред. Как пок-ет опыт, наиболее частым физ наказанием подверг-ся дети с так наз гиперакт повед-ем. Они раздр-ют род-ей, восп-ей, учит-ей и просто прохожих. Однако их «плохое пов-ие» не улучш-ся от применения физ наказаний. Оно еще более возбуждает их. Наиб благопр отн-ние склад-ся в тех семьях, в кот мать стар-ся лучше понять проб-мы своего реб, не забывая при этом о потреб-ях здор членов семьи. При этом остальн члены семьи не должны думать, что она целиком в их распор-нии и не имеет права на свои собств интересы.
Многие род-ли призн-ся, что тяж переж-ия в первонач период, хотя и приглуш-ся со временем, все же не исчезают совсем. Они имеют тенденцию обостр-ся в опред период жизни семьи в связи с важными событиями, в частности при достижении реб с/л. Чем меньше реб, тем больше иллюзий удается сохр-ть род-ям относ-но его дальнейшего продвижения в раз-ии. Поначалу многие род-ли мал детей, страд глубокой ум отст-ью обеспокоены, сможет ли их реб обуч-ся в массовой школе, а не во вспомог-ной. Когда дети подр-ют, род-ли нач-ют понимать преимущества спец коррекц обуч-ия, что может быть причиной очеред сем кризиса.
Род-ям следует учитывать, что психол обстановка в семье может ухудшаться, когда у реб с отклон-ми в раз-ии наряду с его осн дефектом могут появляться эпизодически или набл-ся постоянно различн осложняющие псих нар-ия. Частота этих осложнений среди умственно отсталых детей (50% и выше) и крайне неблагопр их влияние на общую адаптацию самого реб и здоровых членов семьи обусловл-ют необх-ть особого внимания к этим расстройствам как род-ей, так и спец-ов.
Род-ям, имеющ аном реб, следует приг-ся к тому, что его вос-ие в семье требует больших физ и дух сил. Поэтому важно, чтобы на протяж жизни они сохр-ли физ здоровье, душ равновесие и оптимистич взгляд на будущее. Больной реб всегда вносит определ степень напряж-ти в отн-ия м/у супр-ми. Это обусл-ет необх-сть псих и коррекц работы с такими семьями. Весьма полезным для супруж отн-ний и соц адаптации реб явл общение семьи с соц окруж-ем. Не следует стесняться своего реб и избегать друж встреч со знакомыми и родств-ми в его присутствии.
Нар-ия раз-ия или серьезная болезнь реб выз-ют сильное напряжение в семье в форме практич проблем, большой нагрузки в работе, чув-ва неудовлетв-ти, трудностей со сном, печали, стресса, волнения, ощущ вины и бессилия. Дисфункциональные симптомы, кот можно заметить у род-ей и детей, явл выражением этой напряж-ти .Поэтому все, что может помочь облегчить жизнь род-ей, придает им дополнит силы и время на то, чтобы справиться с пробл-ми детей и друг друга. В равной мере это относится к тем, кто обсл-ет больн детей.
Реб с физ нар-ми, за кот нужен практич полный уход и у кот проб-мы с речью, не может анатомически разв-ся полноценно. Соотв-но у род-ей не будет той свободы, кот появ-ся у род-ей обычных детей, когда они разв-ся и стан-ся самост-ми.
44. Особ-ти деят-ти умственно отсталого ребенка.
Аномальное р-е УО дет. прояв-ся не только в том, что психич. пр-сы протекают у них своеобразно; вся деят-ть УО отлична от дея-ти норм.-развив. реб. Это обнар-ся в соотнош-и цели и действий при выполнении поставл. задачи, в особ-тях мотивации дея-ти. В пр-се дея-ти УО дети не только своеобразно воспринимают окр. действит-ть, мыслят и запоминают, но и руковод-ся иными мотивами и целями. Нарушение целенаправленности дея-ти у УО школьников набл-ся в недор-и целенаправленной дея-ти, что выражается в ряде характерных для них нарушений. 1.НАР-Е ОРИЕНТИРОВКИ В ЗАДАЧЕ. Недостаточность ориентировки обнар-ся отчётливо при решении арифмет. задач. В ряде случаев при составлении плана решения и выборе действий УО школьники исходят не из условия и вопр. задачи, а из её несуществ. признаков и начинают производить действия, руководствуясь отд. частями, фразами. Нарушение ориентировки в задаче сказывается на хар-ре выполняемых ими действий и приводит к неправ. р-там при решении поставл. задачи. 2. ОТНОШЕНИЕ К ТРУДНОСТЯМ, ВОЗН-ЩИМ В ПР-СЕ ДЕЯ-ТИ. При столкновении с трудностями и опр. препятствиями в пр-се дея-ти УО обнаруживают тенденцию "соскальзывать" с пути выполняемой задачи и производить такие действия, кот. уводят их в сторону от первонач. цели. 3. ОТНОШЕНИЕ К ПОЛУЧЕННЫМ Р-ТАМ. Некритичное. Это выражается не только в том, что получаемые р-ты не соотносят с треб-ями задачи для проверки их правильности, но и в том, что они не обращают вн-я на предмет. содержание и значимость р-тов. 4. ОБ ОСОБ-ТЯХ ПЕРЕНОСА ПРОШЛ. ОПЫТА. Особ-ти психич. р-я УО оказывают бол. влияние на хар-р использования ими прош. опыта. Это выражается в том, что при отсутствии направляющего воздействия они используют свой прошл. опыт не в соотв-вии со всеми треб-ями задачи. Тенденция переносить в неизмен. виде отд. элементы прошл. опыта на решаемую в дан. момент задачу.
ТРУД. ДЕЯ-ТЬ: Одна из осн. задач труд. обу-я УО школьников - коррекция недостатков психич. развития. Эта задача находится в связи с др.- обеспечить сознательное усвоение уч-ся сообщаемых З, вырабатываемых У и Н. Положит. влияние труда на р-е личности УО школьника обусловлено тем, что в пр-се труда уч-ся оперируют наглядным материалом и стремятся создать матер. ценности. Цели и задачи труд. дея-ти, благодаря своей конкретности и доступности для чувств. восприятия, осознаются УО школьниками в достат. степени ясно, а это создаёт необходимые предпосылки для целенаправл. действий. Посил. труд. задание, имея своей конеч. целью получение конкр. изделия, способствует выработке у уч-ся У соотносить свои действия с этой конеч. целью и выбирать рацион. способы и ср-ва для их осущ-ния. В рез-те выполнения труд. заданий у уч-ся происходят сдвиги в р-и пр-са сравнения, улучшается последоват-ть выполнения действий. В рез-те выполнения полез. труд. дея-ти у уч-ся возникает ряд познават., уч., труд., обществ. потребностей и интересов. ИГРА: Пагубно отражается на становлении игры отсутствии необх-мых пед. условий для р-я реб.- депривация, возн-ющая, когда УО пребывает в преддошк. возр. в учр. закр. типа. Маленьк. УО, пост-щие в спец. дошк. учр., как правило, не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функцион. назначения. Так реб. одинаково м. длительно стучать кубиком, уткой, машинкой. Встречаются дети, кот.любят попробовать игрушку «на вкус». В процессе игры действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отд. эмоц. возгласы. Необученный УО быстро насыщается игрушками.