Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 67 вопросов по дисциплине "Специальная психология".
45. Работа соц педа и псих. по оказанию пом. дет. с УО.
Своеобразие психич. р-я УО детей не исключает наличия у них опр. потенциальных возм-тей, что подчеркивает необх-ть своевременной кор. помощи. Для психологов и педов, работающих с детьми, им-ми нарушения интеллекта, важно правильное понимание проблемы УО, т.к. ошибки м. привести к упрощенному, негативн. подходу к в-ю УО дет., когда УО реб. рас-ся исключительно с отриц. стороны, без учета компенсаторных возм-тей и перспектив р-я его лич-ти. Прав. понимание проблемы УО, основанное на З особ-тей познават. дея-ти детей, ставит перед психологами и педами задачу преодоления имеющихся дефектов с опорой на сохранные качества психики УО ребенка. При УО ни одно из св-в внимания не остается тем или иным обр. не задетым патологич. отклонением. Однако специалистами выявлены возм-ти коррекции недостатков вн-я у детей в пр-се обу-я. Нарушения восприятия УО носят динамический характер, под влиянием кор. обучения недостатки сглаживаются. Особое значение при этом им. организация восприятия, словесн. регуляция перцептивной дея-ти, установление межсенсорных взаимодействий. Как показывают практика работы и исследования, недостатки эмоц-вол. сферы УО детей коррекции в условиях спец. обучения и в-я.
Осн. видами технологий соц. работы с детьми, им. отклонения в ум. р-и, явл. соц. реабилитация, вкл. в себя комплекс диагност., кор. и профил. процедур и соц. адаптация. Дея-ть специалиста по соц. работе в обл. соц. реабилитации д. вкл. в себя осн. направления: 1.Организаторская дея-ть, кот. явл. реализацией на практике задач соц. реабилитации и условием более целенаправл. проектирования своей дея-ти. 2.Дея-ть по диагностике психич. и личност. р-я ребёнка. Рез-ты психол. диагностики необх-мы для: составления соц–псих. портрета УО ребёнка;
выяснения сильных и слабых сторон в его р-и и др. 3.Развивающая и кор. работа. Развив. работа ориентирована на р-е познав., эмоц., вол. соц. сфер личности. Кор. работа ориентирована на решение конкр. проблем, связ. с вторичн. нарушениями в р-и реб. 4.Консультирование и просвещение детей, род. и специалистов, заним-ся с детьми. 5.Профилакт. дея-ть. 6.Соц - диспетчерская дея-ть – дея-ть, целью кот. явл. получение детьми, их род. и коллегами от специалиста по соц. работе соц. и психол. помощи.
Соц. реабилитация осущ-ся только на основе индив. пр-мы.
Под соц. адаптацией пон-ся пр-с активного приспособления чела к новым для него условиям жизнедея-ти. Она вкл. соц.-быт. и соц.-средовую адаптацию в зависим. от имеющихся у реб. нарушений, ограничений жизнедея-ти, что способствует наиболее эффективной подготовке к самост. жизнедея-ти: форм-е пространств.-временных представлений, сенсорное в-е, соц-быт. ориентировка, форм-е коммуникат. Н, расширение соц. связей, форм-е Н самообслуживания и т.д.
Методы и формы: методы психодиагностики и психокоррекции (игротерапия и арттерапия).
46. Дети с бол. Дауна, особ-ти работы псих. с так. дет.
Синдром Дауна – врожд. нарушение р-я, проявляющееся УО, нарушением роста костей и др. физич. аномалиями. Болезнь Дауна явл. наибол. изученной формой олигофрении.
Среди факторов риска рождения
реб. с синдр. Дауна осн. место
принадлежит возрасту матери. Это
связано как с уменьшением
гормонал. контроля оогенеза у пожил.
женщ., так и с недостаточностью
гормон. контроля у девушек подр.
возр. Риск рождения реб. с син. Дауна
т. увеличивается при пожилом
отце. Стр-ра психич. недор-я дет. с
синд. Дауна своеобразна: речь появляется
поздно и на протяжении всей жизни
остаётся недораз-ой, понимание речи
недостаточное, слов. запас бедный,
часто встречается
Для достижения макс. возможных
успехов в р-и познават. способностей,
об-и и соц. адаптации детей
необ-мо ежедневно делать с ними
разл. упр. по р-ю слуха и зрения.
Надо понимать, что гл. недостатком
этих детей явл. нар-е обобщенности
восприятия. Им требуется больше времени,
чтобы воспринять предлагаемый им материал.
Ребенку с бол. Д. для р-я необ-мо
очень много стимулов - чтобы что-то
делать, учиться. Им нужна помощь и
поддержка род. и близких. Большинство
специалистов убеждено, что их м. научить
практически всему, гл. - заниматься,
радоваться их успехам. Гл. правило
реабилитации дет. с синд. Д. - не лечение
или коррекция в спец. учр., а
вовлеченность в «обычную»
47. Отношение ребенка с УО к учебной дея-ти.
Учебная дея-ть умственно
отсталых школьников привлекает особое
внимание исследователей. У умственно
отсталых детей в дошк. возрасте
наблюдается крайне низкий ур. сформированности
готовности к шк. обучению, недоразвитие
познават. интересов. Среди важных условий
формирования у таких школьников
интереса к обучению специалисты
называют опору на жизн. опыт ребенка,
занимательные по форме задания
и создание ситуаций успеха. Для
успешного овладения умственно
отсталыми детьми учебной дея-тью
необходим индивид. подход, кот. осуществляется
в коррекционно-
48. Виды речевых нарушений.
Нарушения речи многообразны, они м. прояв-ся в нар-и произношения, грамматич. строя речи, бедности словар. запаса, а т. в нар-и темпа и плавности речи. По степ. тяжести реч. нарушения м. разделить на те, кот. не явл. препятствием к об-ю в масс. школе, и тяжел. нарушения, треб-щие спец. обучения. В основу классификации реч. нарушений берут причины, кот. эти нарушения вызываются. Причины по своему хар-ру м.б. 2типов. 1)Органические —причины, в рез-те действия кот. происходят серьезные нар-я строения анатомо-физиологич. стр-ры периферических или центр. участков реч. механизмов. 2)функциональные- в рез-те действия кот. нарушается лишь ф-ция реч. механизмов при сохранности их норм. анатомо-физиологической стр-ры.
Все виды нарушений на основе психолого-лингвистических критериев м. подразделить на 2группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.
Нарушения устной речи м.б. разделены на 2типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, кот. называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутр.) оформления высказывания, кот. в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.
Нарушения письменной речи. Подр-ся на 2 группы в завис-ти от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продукт. вида отмеч-ся расстройства письма, при нар-и рецептивной письм. дея-ти — расстройства чтения.
Косноязычие —недостаток речи, при кот. страдает произношение отд. звуков, звук. сочетаний. При этом набл-ся или отсутствие тех или иных звуков, или искажение их произношения, пли замена одних звуков др.
Тяж. формы косноязычия делают речь невнятной, затрудняют возм-ть реч. общения с окр. Причины косноязычия м.б. как функциональные, так и органические (как периферического, так и центрального происхождения).
Афазия —полная или частичная потеря речи. Возникает в р-те органич. поражений реч. зон коры гол. мозга. Причинами афазии м.б. травмы, кровоизлияния, опухоли мозга. В завис-ти от того, какая форма речи больше страдает, разл-ют неск. форм афазии, напр. моторную и сенсорную. При моторной афазии преобладает нарушение активной речи — чел. теряет способность говорить, он не м. выражать свои мысли при сохранении некот. понимания речи. При сенсорной афазии больше нарушено понимание речи. Чел. не понимает речи. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологич. изменений голос. аппарата.
Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), м.б.обусловлена органич. или функцион. расстройствами голосообразующего механизма центр. или периферической локализации и возникать на любом этапе р-я реб. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Проя-ся в замедленной реализации артикуляторной реч. пр-мы. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Проя-ся в ускоренной реализации артикулят. реч. пр-мы. При замедленном темпе речь оказывается вялой, монотонной. При ускорен. темпе -торопливой, напористой.
Ринолалия—нарушения тембра голоса и звукопроизн-я, обусловленные анатомо-физиолог. дефектами реч. аппарата.
При ринолалии набл-ся искаженное произнесении всех звуков речи. Речь мало разборчива (невнятная), монотонная.
Алалия — отсутствие или недор-е речи вследствие органич. поражения реч. зон коры гол. мозга во внутриутр. или ран. периоде р-я ребенка. Нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема реч. высказывания, вследствие чего –»не сформированна реч. дея-ть реб. Си-ма язык. ср-в не форм-ся. Нарушено управление реч. движениями, что отражается на воспроизв-и звук. и слог. состава слов.
Дислексия — частичное специфич.нарушение пр-са чтения. Проя-ся в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправ. воспроизведению звук. формы слова.
Дисграфия — частичное специф. нарушение пр-са письма.
Проя-ся в нестойкости
оптико-пространственного
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возн-щее вследствие органич. поражения ЦНС. Осн. признаком дизартрии от явл. то, что в этом случае страдает не произношение отд. звуков, а вся произносит.сторона речи. У детей отм-ся ограниченная подвижность реч. и мимич. мускулатуры. Речь хар-ся нечетким, смазанным звукопроизношением; голос тихий, а иногда резкий; ритм дыхания нарушен; темп речи м.б. ускоренным или замедленным. Дизартрия м. набл-ся в тяж. и в легк. форме.
Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызыв-е судорогами в разл. частях реч. аппарата. Чаще у дет. 2-5л. Причиной явл. ослабленность ЦНС. Иногда появ-ся после ряда инфекц. заболеваний, когда организм ослаблен. Часто возникает после испуга или при длит. психич. невротизации К заиканию м. привести внезапное изменение в худ. сторону жизн. условий. Нередки случаи заикания у дет. с рано развившейся речью, род. кот. читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоян. просьбами: «расскажи», «повтори».
49. Психолог. особ-ти детей с речевыми нарушениями.
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕД. ХАР-КА ДЕТЕЙ С РЕЧ. НАРУШЕНИЯМИ: Дети с реч. нарушениями обычно им. функциональные или органич. отклонения в состоянии ЦНС. Наличие органич. поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на гол. боли, тошноту и головокружения. У многих из них выяв-ся разл. двигат. нарушения: наруш-я равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Дети быстро пресыщаются любым видом дея-ти (быстро устают). Они хар-ся раздражит-ю, повышенной возбудимостью, двигат. расторможенностью, не м. спокойно сидеть. Они эмоц. неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возн-ют расстройства настроения с проявлением агрессии, беспокойства. Значительно реже у них набл-ся затормож-ть и вялость. Эти дети быстро утомляются, причем это утомление накапливается к вечеру, а т. к концу недели. Утомление сказывается на поведении реб., на самочувствии. Это м. проявляться в усилении гол. болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повыш. двигат. активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произв. внимание на протяжении всего урока. Их двиг. расторможенность м. выражаться в том, что они прояв-ют двиг. беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особен. речевой, низкий ур. понимания слов. инструкций, недостаточность регулирующей ф-ции речи, низкий ур. контроля за собственной дея-тью, нар-е познав. дея-ти, низкая ум. работоспособность. Психич. состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматич. благополучия дети м. достигать довольно выс. рез-тов в учебе. Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические р-ции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважит. отношение со стороны учителя и детей. Их поведение м. хар-ться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии ЦНС детей, страдающих реч. расстройствами.
50. Психол. особ-ти взаимо-ний реб. с нарушениями речи в семье и школе.
Подавляющее число детей с реч. нарушениями обуч-ся в общеобразов. школе. Так как выраженные признаки реч. нарушений в шк. возр. уже м. отсутствовать, то нередко трудности в обу-и таких детей учителя связ-ют с недост-ми в-я, низк. контролем стороны род., соц. запущенностью. Эти дети требуют особого вним-я со стороны педов.