- Обучение в школе детей с ДЦП и другими нарушениями ОПД.(в Росии)
Учителя занимаются обуч. и
восп. детей с использован. спец.
программ и технологий. в течение
посл.двух десятилетий обновления программно-методич.обеспечения
для таких школ не происходит. Программы
не соответ.современным требованиям
Министерства образ. и науки и
во многих регионах не могут быть использованы
в практич. Деят-сти, учителя общеобразоват.
школ не имеют права обоснованно
изменять содержание общеобразоват.программ,
а между тем дети с двигат.нарушениями
не всегда в полном объеме могут
овладевать определ. ЗУНами, не вписываются
в существующ. систему оценок.Несовершенство,
а чаще всего и неразработанность
нормативно-прав.базы осуществления
образ. детей с ДЦП в общеобр.школе
создают дополнит.трудности и
в методич.обеспечении. Если в школе
есть учитель-логопед и психолог,
то некот. проблемы речев. и психич.
Разв. находят свое решение. Но отсутствие
спец. знаний и опыта работы в
обл. психолог.детей с нарушен. ОПД
оставляет нереализованн. многие коррекц.
задачи. Вопрос о повышен.квалификации
и обучении школьн. кадров остается
открытым, шаги по его решению незначительны
и основаны чаще всего на инициативе
самих педагогов.Многие учителя, ссылаясь
на большую укомплектованность классов,
занимают позицию невмешательства
в качество образования ребенка
с особ. потребностями. Свою некомпетентность
в обуч.данной категории детей
списывают на сложность нарушений.
Экономич. поддержка включен.детей
с наруш. ОПД в общеобраз. систему
носит хаотичный характер и не
осуществл. в полной мере. Оснащение
уч. процесса соответствует требованиям
санитарно-эпидемиологич. правил, но не
учитывает вариативность физич.
возможностей детей с ДЦП (по освещенности,
правилам посадки и т.д.). В редких
школах создана безбарьер. среда, позволяющая
детям с ДЦП пользоваться всеми
инфраструктурами и помещениями.Педагоги
имеют затруднения в обуч.детей
с ДЦП, но более значит.трудности
испытывают сами дети. Церебр.паралич
– сложный дефект, при кот., кроме
двигат. нарушения, часто наблюд.сенсорн.проблемы
(слух, зрение, тактильность), в 70% случаев
фиксируется речевое и эмоц.-волевое
недоразвитие. Поэтому и проблемы,
с кот. Встреч.данный ребенок в
общеобр.школе, многообразны. 1) – это
трудности в общении как со
взрослыми, так и со сверстниками.
Общен. Станов. особой школой соц.отношений.
Не всегда однокл. и их родители готовы
принять «особого ребенка» в свой
круг общения. Этому мешают отсутствие
опыта отношений с данной категорией
детей, неготовн. к совместн. Сосуществован.
и элементарн. Соц. незрелость. А
между тем психологич.поддержка
всех детей и их родителей, провед.тренингов
общения, широкая консультац. помощь
очень важны.2) сам процесс обуч.
часто оказыв.неэффективным, потому
что отсутств. Индивид. подобранные
методич.и наглядные пособия, кот.облегчают
возможность не только получать, но
и добывать знания.Особое место в
практике включен. детей с ДЦП
в школу занимает проблема реальности
перспективы дальнейш.професс.образ-ия.
Дети часто не могут овладеть теми
видами начальн. Трудов.подготовки, кот.предлаг.
в школе, и попыток изменить данн.положение
дел не наблюдается.
- Работа соц. педагога и психолога по оказанию пом.детям с нарушениями ОПД
Осн.принципы коррекц.-педагогич.работы
с детьми, страдающими церебр.параличом:
1. Комплексн.хар-р коррекц.-педагог.работы.
Это озн. Постоян. учет взаимовлияния
двигат., речев. и психич. нарушений
в динамике продолжающегося развит.
Реб-ка. Вследствие этого необходима
совместная стимуляция (развитие) всех
сторон психики, речи и моторики, а
также предупреждение и коррекция
их нарушений. 2. Ранняя диагностика
ДЦП. Несмотря на то, что уже в
первые месяцы жизни можно выявить
патологию доречевого развития и
нарушения ориентировочно-познават.
деятельности, коррекц.-педагог., и в
частности логопедич., работа с детьми
нередко начинается после 3—4 лет. В
этом случае работа чаще всего направлена
на исправл. уже сложившихся дефектов
речи и психики, а не на их предупреждение.
Раннее выявление патологии доречевого
и раннего речевого развития и
своевременное коррекц.-педагогич.воздействие
в младенч. и раннем возрасте позвол.уменьшить,
а в нек.случаях и исключить
психоречев.нарушения у детей
с церебральным параличом в старшем
возрасте. Коррекц.работа строится не
с учетом возраста, а учетом того,
на каком этапе психоречевого
развития находится реб-к. Организация
работы в рамках ведущей деят-сти.3.
Наблюдение за ребенком в динамике
продолжающегося психоречевого
развития. 4. Тесн.взаимод.с родителями
и всем окружен. Реб-ка. В силу
огромной роли семьи, ближ. окружения
в процессе становления личности
ребенка необходима такая организация
среды (быта, досуга, воспитания), кот.могла
бы максим. образом стимулировать
это развитие. . всю работу
психолого-педагогич. служб можно
разделить на 4 блока: 1) работа с ребенком;
2) работа с семьей ребенка; 3) совместная
работа со всей семьей одновременно; 4)
работа с соц. окружением ребенка (школа,
друзья, одноклассники и т.д.). Основн.
Направл. корр.-педагогич. Раб. в раннем
и дошк возрасте явл.:- развит. Эмоц.,
речевого, предметно-действенного и
игров. общения с окруж.;- стимуляция
сенсорных функций (зрит., слухового,
кинестетич. восприятия и стереогноза).
Формир. Пространств.и временных
представлений, коррекция их нарушений;-
развитие предпосылок к интеллектуальной
деятельности (внимания, памяти, воображения);-
формирование математических представлений;-
разв. зрительно-моторной координации
я функц.возможностей кисти и
пальцев; подготовка к овлад. письмом;-
восп. навыков самообслуж. и гигиены.Значит.место
в коррекц.-пед. работе при ДЦП
отводится логопед. работе. Ее осн. задачами
являются:развитие (и облегчение) реч.
общения, улучшение разборчивости
речи;нормализац. тонуса мышц и моторики
артикуляционного аппарата;развитие речевого
дыхания, голоса, просодики; формир. силы,
продолжительности, управляемости
голоса в реч.потоке;выработка синхронности
дыхания, голоса и артикуляции;коррекция
нарушений произношения.
Методы, используемые специалистами
в работе с детьми-инвалидами:Иппотерапия
(лечебная верховая езда).стала полноправной
составляющей в реабилитации инвалидов
со страшным диагнозом церебр.паралич.
При ходьбе лошади ее мышцы массируют
тело, сидящего на спине человека. Обязат.принципами
иппотерапии являются:-безопасность;-умеренность;-доступность
клиента к усвояемости упражнений;-исключение
насилия над животными.итог.занятий верх.
езды – повышения качества жизни.Нормализ.поведение,
разв. психомот. навыки, и в целом улучш.
соц. адаптация.В личном плане – занятия
позвол. повысить самооценку, улучшить
самоконтроль, способ.т повышению общительности,
дисциплинированности, уверенности в
себе, концентрации внимания.В психомот.плане
– занятия нормал. тонус мышц, улучш. ориентировку
во времени и пространстве.Арттерапия
– лечение искусством, под средством художественного
творчества.Ценность данного метода состоит
в том, что с его помощью можно на символическом
уровне изучать и анализировать разные
чувства клиента.Библиотерапия предусм.спец.коррекц.
воздействие на лицо с огранич.возм-ми
с пом.чтения спец. подобранной лит-ры,
кот. способствует нормализации и оптимизации
психич. состояния ребенка. Реабилитационное
воздействие чтения проявляется в том,
что художественные образы и связанные
с ними чувства или направляют их по новому
руслу.Музыкотерапия- исп-ся разнообр.музык.
средства для психолого-педагог. и леч.-оздоровит.коррекции
детей с огранич. возможностями, развитие
их творч.способностей, расширению кругозора,
активации соц.адаптивных способностей.Игровая
терапия - средство для раскрепощения
патологических, психич.состояний реб-ка,
может выполнять ф-ции соц-ции, развития.
Восп., адаптации, релаксации.Глинотерапия-работа
с пластич. Матер-ми (глина, пластилин,
тесто). Изготовл. различных поделок способств
разв.интеллекта, мотивации для актив.
участия в социокул.пространстве, повышен.
самооценки, овлад. навыками професс. мастерства.Трудотерапия
- метод восстановл. наруш. Функ. и трудосп.при
пом.труд.операций
- Семейное воспитание ребёнка с ДЦП
Реб. с церебр. параличом
во время бодрствов. не должен более
20 минут оставаться в одной и
той же позе. Для кажд.реб.. подбираются
наиб.адекв.позы для одевания, кормл.,
купания. Эти позы видоизмен.по мере
разв.двигат. Возможн. Реб-ка. Полезно
в теч. дня реб. несколько раз
укладывю на живот, добиваясь в этом
положении разгибю головы, рук, спины
и ног. Реб.дома можно носить след.
Обр.: мама держит его спиной к себе,
ноги малыша согнуты и развернуты
наружу. Мама фиксирует его плечи
свю предплечьями, не давая малышу
их опустить. Удерживая его бедра
согнутыми, она прижимает его
таз к себе, и туловище малыша
смещается вперед.Важное знач.имеет
разв.присаживания. Пока реб. не научился
сидеть прямо или с наклоном туловища
вперед и с опорой на руки, его
можно сажать в обычн. дет. сиденье.Родит.следует
знать, что в первые 2 мес.жизни
реб. с церебр.парал. должен спать
не менее 20 часов в сутки; в возр.от
2 до 5мес.-17 - 18 часов в сутки; 5 — 7мес.
15—16 часов; в 7 — 10мес. - 14 - 15 часов; от 10мес.
до 3 — 4лет 12 — 14 час. в сутки. трудности
могут наблюдаться в младенчестве,
когда малыш плохо сосет, оно
сохран. и в более позд. возрасте,
когда возн. Пробл. с жеванием. У
детей с ДЦП затруднено кормление.К
3 месяцам у здор. Реб.появл. нов. условно-рефлект.
реакции, в образовании кот.вед.роль
уже принадл.зрит. и слух. анализаторам.
К 4 мес.появл. нов.пищев.сочетат. рефлекс
на зрит.раздражитель: реб.поворач. голову
к груди матери . откр. рот и
делает сосат. движения.У детей с
церебр.парал. указан.реакции выражены
слабо, а наруш.моторики языка и
губ проявл. все более отчетливо.
Язык станов. более толстым и менее
подвижным, при крике он складывается
лодочкой или упирается кончиком
в твердое небо.К 7 — 8 мес. Здор. дети
делают первые попытки жевать, к
концу перв. года жизни жеват.движения
интенс. Развив. Реб. с церебр. Парал.
длит.. время затрудн. в жевании, кусании,
проглат.Тверд.пищи. Если у здор. ребенка
слюноотделение явно выражено только
в момент прорезыв. зубов, то у детей
с цер.пар.-постоянно.Реб. с цер.пар.
часто неплотно захват. соску, вяло
сосет, быстро утомляется, поперхивается,
кричит при попытке присосаться,
долго держит молоко во рту, нередко
засыпает даже в начале кормления. У
нек. детей можно наблюд. чрезмерное
мышечн. напряжение, откид. головы назад,
что еще больше затрудн. процесс
кормления. Иногда может быть нарушено
и глотание. Нарушение глотания у
детей с церебр.параличом может
быть связано не только с продвиж.пищ.
комка во рту, но и с несогласов.глотания
и закрытием гортани. У здор. ребенка
гортань, через кот. воздух проходит
к легким, во время глотания автоматич.закрывается,
пища или жидкость проходят через
глотку в пищевод и затем в
желудок.При цер.пар. глотание и закрытие
гортани могут быть не координированы,
и тогда пища или жидкость попадают
в легкие — возникает так называемая
аспирация. Это опасно в связи
с тем, что вместе с пищей в
легкие попадают бактерии и у реб.могут
часто возникать инфекции бронхов
и легких.. у детей с церебр.пар.срыгивание
может сохраняться длит.время
и еще больше затруднять их кормление.
Частые срыгив.могут приводить к
воспалению пищевода из-за кислотного
содержания желудка, и возникающий
при этом болевой синдром может
вызвать у ребенка отказ от
еды.
59 Социализация
и интеграция детей с нарушениями ОПД
Социализация личности –сложный
процесс ее взаимод. с соц. средой, в рез-те
кот. формируются качества чела как подлинного
субъекта обществ. отношений Одной из
главных целей соц-ции явл .приспособление,
адаптация чела к соц. реальности, что
служит. наиболее возможны.условием норм.функционирования
общества.Процесс соц-ции –процесс взаимод.я
личности и общества. Данное взаимодействие
вкл. в себя, с одной стороны, способ передачи
индивиду соц. опыта, способ включения
его в систему обществ.отношений, с др.стороны,
процесс личностн.изменений. соц-ция
вкл.:- Разв. духовных и физич.способностей
реб-ка;- содействие в получении соответствующей
школы образования, включая подготовку
к нему;- Обеспеч.условий для участия в
жизни общества детей, чьи возможности
окончательно признаны, как допускающие
обучение лишь практическим навыкам;-
Содействие в выполнение соответствующей
деятельности, при невозможности получения
прогрессивного образования (при выполнении
неквалифицированной помощи);Установление
реального и более комфортного контакта
с внешним миром.Соц-ция осущ. в 2направлениях:-
Социально-бытовая- Социально-средовая
Социально-бытов.предпол. ознакомление
инвалида.Социально-бытовая адаптация
– процесс и рез-т приспособление инвалида
в условиях ближ.социума.Социально-бытовое
обуч. – восстановл.(формир. навыков пользования
приборами, социально бытового назначения)
с целью обеспечения незначительной независимости.
Она включает также привития навыков хозяйственно-бытовой
деятельности.Социально-средовое направление
включает комплекс мер по организации
терапии средовой .в процессе соц. интеграции детей-инвалидов
ожидают
– соц. проблемы.- Недостаточные формы
соц.поддержки, недостат. Здравоох., образ.,
кул-ры, быт. обслуживания, отсутствие
надлежащей архит. среды.- Нарушение связей
ребенка с ограниченными возможностями
с миром, в ограниченной мобильности, бедности
контактов со сверстниками и взрослыми,
в огранич. общении с природой, недоступности
ряда культ. ценностей, а иногда и элемент.
образования. Соц. условия:- Психолог. климат семьи,
сем. Восп. условия воспитания и развития
ребенка- развитие ребенка вне семьи (детский
сад, школа, улица, сверстники, и т.д.)Контакт
со сверстниками, усвоение опыта, формир.
мотивации – побуждения . к участию в процессе
развития.- Психологи могут помогать детям,
улучшая их психологич. состояния, тормозя
нежелат. реакции, вырабатывая нормативные
св-ва.- Педагог, или воспитатель, оказывая
целенаправл. влияние на жизнь реб-ка в
семье, колл-ве сверстников, школе в целом
и вне ее.Атмосфера совершенств-поведения
ребенка с огранич.возможностями предпол.разв.
системы инновационных социолог. служб,
ориентир.на детей с огранич.возможностями,
открывающих им доступ к образованию,
труду, спорту, иск-ву.
61. Дети
с невротич.расстройствами, зависимостями,
расстройств. личности, расстройств.поведения,
реакт.состояниями, и др.
Невропатия —врожд. Дет.нервность.
Дети-невропаты изящны, худы, очень подвижны,
ловки и музыкальны. Часто они опереж.
сверстников в психич развитии . Такие
дети чрезмерно любопытны и подвижны.
Внимание у них неустойчиво, эмоции очень
лабильны: переходы от слез и рыданий к
безуд. смеху мгновенны. А вот успокоиться
им бывает сложно. часты наруш. Жел.-кишеч.
тракта (расстройства аппетита, тошнота,
рвота,), повыш.потливость, кожные высыпания.
Дети-невропаты трудно лечатся, по с возрастом
при прав.восп., учитывающем их особенности,
они выравниваются. . они очень чувствительны
к эмоц.окруж.Гиперкинетический синдром — диагноз,
который довольно часто встречается сейчас,
причем у мальчиков чаще, чем у девочек.
Он проявляется рано, обычно в первые 5
лет жизни реб.. При этом реб. отличается
повыш.активностью, но редко доводит до
конца начатое дело. Ему трудно прилагать
усилия для достижения цели. В связи с
этим у него отмечается тенденция частых
переходов от одного занятия к другому.
С возр. такие дети становятся более организованными,
однако в школе, как правило, испытывают
серьез.трудности. Их импульсивность,
непоседливость нередко приводят к тому,
что дети совершают необдум.поступки,
в связи с чем слывут злостными нарушителями
дисциплины.Дети не оправдывают надежд
родителей, доставляют им много хлопот.
Это ухудшает их взаимоотношения, что
усугубляет ситуацию. Пограничное расстройство личности
у детей. Возможность развития пограничного
расстройства личности у детей медицина
признала не так давно. Признаками пограничного
расстройства у детей могут быть «взрывные»
эмоции и импульс.поведение, беспричин.приступы
ярости, сверхчувстви., склонность к поступкам,
причиняющ.вред самому себе.Пограничное
расстройство личности у детей часто называют
синдромом нарушения внимания. Осн. Признак.
счит.депрессия, раздражительность, приступы
паники. Нарушение поведения –отклон. от
нормы внешне наблюдаемых действий или
поступков, в кот.реализуются внутр.побуждения
чел.а. Они могут проявл. как в практич.
действиях (реальное нарушение поведения),
так и в высказываниях, суждениях (вербальные
нарушения поведения).Критерии наруш.повед.:-
воровство;- побеги из дома;- намер. лживость;-
прогулы школ. занятий;- участие в поджогах;
- вандализм .;- нападение на людей;- разруш.чужой
частн. собственности;- физич.или секс.
насилие;- жесток. по отношения к людям
или животным.Нервно-психич. нарушения,
кот.возникают у реб. вследствие травмирующ.
его психику ситуаций, - реактивные состояния.В отл. от отклонений
в разв., обусловл. Органич. или функцион.нарушениями
ЦНС, реакт. состояния у дет.могут возникнуть
при отсутствии каких бы то ни было мозговых
нарушений.Нервно-психич. нарушения при
реакт.состояниях у детей носят чрезвычайно
разнообр.хар-р, проявл.в различн.степени.
Реакт.состояния могут прояв.в заикании,
в тикозных подергиваниях в разл. частях
тела, страхах, недержании мочи, а при острых
состояниях даже кала. При остро действующ.
травмирующ.моментах у детей нередко наблюд.расстройства
сознания типа сумеречных, т. е. таких,
когда ребенок совершает ряд действий
и поступков, о кот.в дальнейшем не помнит.
У нек.детей иногда появл.состояние психомот.возбуждения
в виде повыш. суетливости, бесцел. движений,
немотивир-хпоступков. У других. появл.реакция
торможения. когда дети как бы цепенеют,
застывают. В млад.возрасте отмечается
времен. выпадение отд. функций, напр.,
времен.глухота, мутизм (отказ от речи)
и т. д. У подростков же картина реакт.состояния
может принять более сложный характер.
У них иногда отмечается наруш. всей эмоц.-волев.сферы
(страх, тревога, подавленность, отказ
от еды, оцепенение и даже элементы бред.отношения
к окруж. )